Педагогические условия организации внеурочной деятельности при формировании ценностного отношения к учению у младших школьников
В настоящее время сложилась жесткая оценка качества учебных показателей, которая имеет серьезный недостаток. Отметка служит средством контроля и не имеет направленности на улучшение результата. При получении отметки возникает эмоциональное напряжение, вызванное принуждением, что ведет к снижению уровня предметных показателей, мотивации и интереса. Внеурочная деятельность предоставляет большой спектр занятий различной направленности, позволяющая младшему школьнику развивать и углублять личные качества, формировать познавательные потребности, способности каждого учащегося.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО , следует понимать образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Проанализировав федеральный государственный стандарт можно сделать вывод:
внеурочная деятельность - это часть основного образования, целью, которой является предоставление помощи в освоении нового вида учебной деятельности всем участникам образовательного процесса;
внеурочная деятельность имеет дополнительные условия для развития учащихся;
имеет благоприятные условия для систематизации обеспечения педагогического сопровождения, поддержку в адаптационный период и опробирования социального опыта. Целью внеурочной деятельности младших школьников является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана.
Преимущества внеурочной деятельности заключаются в следующем:
внеурочная деятельность направлена на выявление и раскрытие творческих возможностей детей, установления благоприятного климата в классном коллективе путем межличностных отношений;
во внеурочной деятельности имеется возможность выявить у детей их скрытые таланты и интересы, помочь их раскрыть и реализовать;
имеет обширный воспитательный потенциал и социальнопедагогическую направленность (встречи, экскурсии, посещение театров, трудовые акции и др.);
большая часть времени отводится практическим занятиям, творческой деятельности, свободному общению с преподавателем, что является неотъемлемым требованием новых стандартов к организации внеурочной деятельности (отказ от классно-урочной системы, иные отношения между учителями и учащимися, отсутствие жесткой регламентации пространства и времени).
При таком планировании основной образовательный результат программы достигается посредством коллективных дел. Отсюда содержание должно представлять собой завершенный цикл деятельности: целеполагание, действия детей, направленные на достижение цели, контроль и оценку результата.
организация внеурочной деятельности отличная от урочной системы обучения и могут проводиться в форме: экскурсии, кружки, секции, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, исследования и др.;
Кружок – это добровольное объединение детей. Основной и наиболее распространенный вид групповой внеурочной деятельности. Основное отличие кружков друг от друга это тематика изучаемых в рамках кружка вопросов.
Основными целями внеурочной деятельности являются:
организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом;
включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность. организация занятости учащихся в свободное от учёбы время; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями;
формирование ценностного отношения к базовым общественным ценностям для формирования здорового образа жизни.
О. М. Носова выделяет следующие принципы ценностного отношения к учению.
1. Принцип деятельности содержит направленность ребёнка в учебно - познавательную деятельность.
2. Принцип целостного представления о мире отражает личностное отношение младших школьников к полученным знаниям, применение знаний для практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения.
4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на занятиях такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка. 5. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
6. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
7. Принцип системности. Постепенное усложнение содержания предметных знаний, связь нового и усвоенного материала. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
8. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
9. Адекватность требований и нагрузок.
Участниками внеурочной деятельности в школе являются педагогические работники, учащиеся, родители, медицинские работники, педагог-психолог руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания.
Учебная деятельность - это деятельность школьника, которая связанна с усвоением предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков, формированием способностей к самоизменению и рефлексии.
В структуру учебной деятельности входит: мотив, учебные знания; учебные действия; контроль; рефлексия.
Ценностное отношение к учению достигается сформированностью мотивационной сферы, взаимосвязи целей, мотива, потребностей и интересов. Условием формирования мотивационной сферы является социальное одобрение, наличие определенного места в системе общественных отношений.
Таким образом, используя современные методы обучения и воспитания можно углубить, скорректировать ценностное отношение к учению, сформировать положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности. К
формированию ценностного отношения к учению можно отнести:
1. Умение определить учебную задачу, что нужно усвоить и какими навыками овладеть. Для этого нужно использовать вопросы на этапах закрепления изученного материала, объяснение смысла выполненных заданий и их сравнение, планирование решения учебной задачи и ретроспективы. 2. Учебные действия — это действия, которые школьники выполняют с учебным материалом, для решения учебной задачи. Виды учебных действий.
3. Действия контроля и самоконтроля взаимосвязаны, отражают качественный результат и уровень знаний по предметам.
Для формирования ценностного отношения к учению у младших школьников во внеурочной деятельности, мы должны ориентироваться на кружки, которые имеют учебно-познавательное направление. Содержание учебно-познавательной деятельности содержит в себе благоприятные условия для личностного развития младших школьников, повышение интеллектуального, духовного и общекультурного уровня воспитания и обучения. Эта деятельность является ключевой для ребенка в период его обучения в школе. Для формирования ценностного отношения к учению младших школьников благоприятно влияют творческие методы в обучении. Кружковая форма работы во внеурочной деятельности в значительной степени способствует развитию творческих способностей школьников.