УДК 378.011.3 –051: 373
Педагогические условия подготовки будущих учителей начального образования к реализации социально-гражданской адаптации младших школьников
Дегтярева В.А.
магистрант ІІ курса обучения, направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»,
магистерская программа «Педагогика высшей школы»
@ [email protected]
Научный руководитель: Малькова М.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, и.о. заведующего кафедрой педагогики Института педагогики и психологии, ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко».
В статье представлено теоретическое обоснование педагогических условий эффективной подготовки будущих учителей начального образования к социально-гражданской адаптации младших школьников.
Ключевые слова: гражданственность, социализация, адаптация, подготовка учителей, педагогические условия.
Необходимым условием профессионального роста будущего учителя есть заинтересованность процессом и результатами своей работы. Это возможно только тогда, когда учитель будет иметь право на инициативу, самостоятельность, творческий поиск, свободу, самоуправление и одновременно будет нести ответственность за результаты своей работы.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы, изучение опыта высшей школы по вопросу формирования будущего учителя начального образования; наблюдения, бесед, анкетирования, проведения педагогического эксперимента (констатирующего) нами были выделены педагогические условия, которые оказывают содействие подготовке будущего учителя начальной школы к социально-гражданской адаптации школьников, а именно:
1. Развитие мотивации студентов к реализации социально-гражданской адаптации младших школьников на всех этапах образовательного процесса.
2. Выявление и использование потенциала учебного предмета «Окружающий мир» в реализации социально-гражданской адаптации младших школьников.
3. Вовлечение студентов в различные виды аудиторной и внеаудиторной деятельности, способствующие приобретению опыта применения знаний и умений по социально-гражданской адаптации младших школьников.
Развитие мотивационно–ценностного отношения к социально-гражданской адаптации младших школьников необходимо осуществлять на учебных занятиях по дисциплинам психолого-педагогической и предметной направленности.
При реализации данного условия должны решаться следующие задачи:
1. Укрепление интереса к деятельности по социально-гражданской адаптации, с дальнейшим развитием граждански-значимых мотивов, трансформацией их в личностные.
2. Укрепление установки на ежедневную деятельность по социально-гражданской адаптации в повседневном педагогическом труде учителя начального образования.
Для решения поставленных задач, студенты должны быть включены в такие организационные формы учебной деятельности, участие в которых требует от студентов проявления определенной степени гражданской зрелости, выражающейся в понимании профессиональной и социальной значимости социально-гражданской адаптации младших школьников, в стремлении постоянно повышать качество ее выполнения, адекватно оценивая себя в этой деятельности; в установке на осуществление деятельности по социально-гражданской адаптации, выступая в качестве учителя начального образования.
Втрое педагогическое условие направленно на выявление и использование потенциала учебного предмета «Окружающий мир» в реализации социально-гражданской адаптации младших школьников.
В рамках реализации данного педагогического условия студентам предлагалось самостоятельно проанализировать содержание школьных программ и учебников по интегрированному курсу «Окружающий мир» и выбрать наиболее гражданско-патриотическую тематику этого курса.
В результате проведенного анализа студенты отобрали темы гражданско-патриотического и экологического содержания, мотивируя тем, что отношение к родной природе также является показателем гражданственности.
Студентам было предложено:
– подготовить и провести в группе, тематические беседы по социально-гражданской адаптации в условиях построения и развития нового демократического государства – Луганской Народной Республики;
– разработать и провести в группе диспуты по проблемам социально-гражданской адаптации студенческой молодежи к новым социально-гражданским и политическим условиям;
– разработать и провести в группе мастер-класс с целью подготовки будущих учителей к реализации социально-гражданской адаптации младших школьников.
Далее для достижения положительных результатов нами был разработан комплекс творческих заданий для студентов, принимавших участие в экспериментальном исследовании, для реализации условий, способствующих эффективной подготовке студентов к социально-гражданской адаптации младших школьников:
– разработать систему нетрадиционных уроков по интегрированному курсу «Окружающий мир» для первого класса по выбранным темам;
– разработать систему нетрадиционных уроков по интегрированному курсу «Окружающий мир» для первого, второго, третьего и четвертого классов по отобранным темам;
– разработать систему тематических бесед, воспитательных мероприятий для учащихся начальных классов по их социально-гражданской адаптации;
– разработать систему тематических бесед для родителей учащихся начальных классов о необходимости совместной работы по социально-гражданской адаптации детей;
– подготовить и провести гражданскую акцию «Быть учителем – значит быть гражданином».
Для расширения кругозора будущих учителей начального образования и формирования у них ценностного отношения к профессии, мы разработали систему самостоятельных заданий для студентов экспериментальных групп:
выстроить по принципу значимости (убывания) систему общечеловеческих ценностей, являющихся основой духовной культуры учителя;
составить систему наиболее значимых гражданских ценностей;
раскройте ценностную значимость профессии учителя;
определить какое место в обществе, по личному мнению, занимает учитель?;
что необходимо предпринять, чтобы профессия «Учитель» стала почетной?
На учебных, практических занятиях необходимо создавать педагогические ситуации, требующие от студентов наличия определенных знаний по проблеме социально-гражданской адаптации младших школьников, умений анализировать, формулировать собственные суждения по проблемам социально-гражданской адаптации младших школьников:
– написание мини-сочинения: «Я и общество», «Я и природа»;
– домашнее сочинение «В моих руках будущее моей Республики»;
– написание эссе «Я гражданин мира» и т.д.
Третье педагогическое условие эффективной подготовки будущих учителей начального образования к социально-гражданской адаптации школьников звучит следующим образом – вовлечение студентов в различные виды аудиторной и внеаудиторной деятельности, способствующих приобретению опыта применения знаний и умений по социально-гражданской адаптации младших школьников.
Как известно теория без практики, не дает ни каких результатов, как впрочем, и практика без теории. Поэтому считаем необходимым объединить эти два вида деятельности, тем более, что программа подготовки будущих учителей начального образования в высшей школе подразумевает взаимосвязь этих видов учебного труда. Так, прежде чем включиться в педагогическую деятельность по социально-гражданской адаптации младших школьников на педагогической практике, студенты на занятиях должны научиться проектировать и конструировать конкретную работу с младшими школьниками, моделировать педагогические ситуации, нами предлагаются следующие:
Разработайте урок-игру «Школьный День самоуправления».
Разработайте урок-викторину «Мои права и обязанности».
Разработайте урок КВН «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Разработайте систему социально-гражданских проектов для студентов Института педагогики и психологии.
Результативность деятельности по социально-гражданской адаптации при прохождении педагогической практики должна быть обеспечена следующими условиями:
– переводом теоретических знаний по основам гражданского воспитания в практические умения на протяжении всех этапов образовательного процесса;
– использованием оптимальных форм и методов организации деятельности студентов по социально-гражданской адаптации младших школьников в период педагогической практики: ситуационных методов, системы дифференцированных заданий для студентов, сочетания контроля и самоконтроля;
–включением будущих учителей начальных классов в разнообразную деятельность с гражданским содержанием при учете всех сфер жизнедеятельности самих студентов, учителей, школьников с которыми они работают на педагогической практике.
Таким образом, выделенные и описанные педагогические условия, которые мы предлагаем внедрить в учебный процесс высшей школы с целью усовершенствования подготовки будущих учителей начального образования к социально-гражданской адаптации младших школьников позволят эффективно осуществить гражданское воспитание, развить профессионально важные качества будущего учителя начального образования, такие как: гражданственность, гражданская активность, гражданская позиция, гражданская зрелость, осознание общественного долга и гражданской ответственности за осуществление социально-гражданского воспитания подрастающего поколения, сформируют глубокую осознанность социальной значимости профессии педагога, моральное удовлетворение от воспитательной работы, интерес к деятельности по осуществлению гражданского воспитания; интеллектуальная потребность в саморазвитии. А как следствие позволит будущим учителям начального образования, придя в школы и приступив к педагогическому труду, эффективно формировать у подрастающего поколения те качества личности, знания, умения которые в последующем позволят с уверенностью утверждать, что наше новое поколение имеет правильно направленную социализацию и сформированные гражданские принципы, нормы и ценности.
Список литературы
Гуров В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа / В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова. – Ставрополь : Наука, 2013. – 56 с.
Кумарина Г.В. Педагогические условия предупреждения адаптационных нарушений школьников / Г.В. Кумарина //Народное образование. – 2017. –№7. –С. 163–168.
3. Ромм М.В. Социальная адаптация личности как объект философского анализа/ М.В. Ромм. – Томск : ПРА, 2013. – 126 с.