СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические условия подготовки будущих учителей начального образования к реализации социально-гражданской адаптации младших школьников

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия подготовки будущих учителей начального образования к реализации социально-гражданской адаптации младших школьников»

УДК 378.011.3 –051: 373

Педагогические условия подготовки будущих учителей начального образования к реализации социально-гражданской адаптации младших школьников

Дегтярева В.А.

магистрант ІІ курса обучения, направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»,

магистерская программа «Педагогика высшей школы»

@ [email protected]


Научный руководитель: Малькова М.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, и.о. заведующего кафедрой педагогики Института педагогики и психологии, ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко».

В статье представлено теоретическое обоснование педагогических условий эффективной подготовки будущих учителей начального образования к социально-гражданской адаптации младших школьников.

Ключевые слова: гражданственность, социализация, адаптация, подготовка учителей, педагогические условия.


Необходимым условием профессионального роста будущего учителя есть заинтересованность процессом и результатами своей работы. Это возможно только тогда, когда учитель будет иметь право на инициативу, самостоятельность, творческий поиск, свободу, самоуправление и одновременно будет нести ответственность за результаты своей работы.

В процессе анализа психолого-педагогической литературы, изучение опыта высшей школы по вопросу формирования будущего учителя начального образования; наблюдения, бесед, анкетирования, проведения педагогического эксперимента (констатирующего) нами были выделены педагогические условия, которые оказывают содействие подготовке будущего учителя начальной школы к социально-гражданской адаптации школьников, а именно:

1. Развитие мотивации студентов к реализации социально-гражданской адаптации младших школьников на всех этапах образовательного процесса.

2. Выявление и использование потенциала учебного предмета «Окружающий мир» в реализации социально-гражданской адаптации младших школьников.

3. Вовлечение студентов в различные виды аудиторной и внеаудиторной деятельности, способствующие приобретению опыта применения знаний и умений по социально-гражданской адаптации младших школьников.

Развитие мотивационно–ценностного отношения к социально-гражданской адаптации младших школьников необходимо осуществлять на учебных занятиях по дисциплинам психолого-педагогической и предметной направленности.

При реализации данного условия должны решаться следующие задачи:

1. Укрепление интереса к деятельности по социально-гражданской адаптации, с дальнейшим развитием граждански-значимых мотивов, трансформацией их в личностные.

2. Укрепление установки на ежедневную деятельность по социально-гражданской адаптации в повседневном педагогическом труде учителя начального образования.

Для решения поставленных задач, студенты должны быть включены в такие организационные формы учебной деятельности, участие в которых требует от студентов проявления определенной степени гражданской зрелости, выражающейся в понимании профессиональной и социальной значимости социально-гражданской адаптации младших школьников, в стремлении постоянно повышать качество ее выполнения, адекватно оценивая себя в этой деятельности; в установке на осуществление деятельности по социально-гражданской адаптации, выступая в качестве учителя начального образования.

Втрое педагогическое условие направленно на выявление и использование потенциала учебного предмета «Окружающий мир» в реализации социально-гражданской адаптации младших школьников.

В рамках реализации данного педагогического условия студентам предлагалось самостоятельно проанализировать содержание школьных программ и учебников по интегрированному курсу «Окружающий мир» и выбрать наиболее гражданско-патриотическую тематику этого курса.

В результате проведенного анализа студенты отобрали темы гражданско-патриотического и экологического содержания, мотивируя тем, что отношение к родной природе также является показателем гражданственности.

Студентам было предложено:

– подготовить и провести в группе, тематические беседы по социально-гражданской адаптации в условиях построения и развития нового демократического государства – Луганской Народной Республики;

– разработать и провести в группе диспуты по проблемам социально-гражданской адаптации студенческой молодежи к новым социально-гражданским и политическим условиям;

– разработать и провести в группе мастер-класс с целью подготовки будущих учителей к реализации социально-гражданской адаптации младших школьников.

Далее для достижения положительных результатов нами был разработан комплекс творческих заданий для студентов, принимавших участие в экспериментальном исследовании, для реализации условий, способствующих эффективной подготовке студентов к социально-гражданской адаптации младших школьников:

– разработать систему нетрадиционных уроков по интегрированному курсу «Окружающий мир» для первого класса по выбранным темам;

– разработать систему нетрадиционных уроков по интегрированному курсу «Окружающий мир» для первого, второго, третьего и четвертого классов по отобранным темам;

– разработать систему тематических бесед, воспитательных мероприятий для учащихся начальных классов по их социально-гражданской адаптации;

– разработать систему тематических бесед для родителей учащихся начальных классов о необходимости совместной работы по социально-гражданской адаптации детей;

– подготовить и провести гражданскую акцию «Быть учителем – значит быть гражданином».

Для расширения кругозора будущих учителей начального образования и формирования у них ценностного отношения к профессии, мы разработали систему самостоятельных заданий для студентов экспериментальных групп:

  1. выстроить по принципу значимости (убывания) систему общечеловеческих ценностей, являющихся основой духовной культуры учителя;

  2. составить систему наиболее значимых гражданских ценностей;

  3. раскройте ценностную значимость профессии учителя;

  4. определить какое место в обществе, по личному мнению, занимает учитель?;

  5. что необходимо предпринять, чтобы профессия «Учитель» стала почетной?

На учебных, практических занятиях необходимо создавать педагогические ситуации, требующие от студентов наличия определенных знаний по проблеме социально-гражданской адаптации младших школьников, умений анализировать, формулировать собственные суждения по проблемам социально-гражданской адаптации младших школьников:

– написание мини-сочинения: «Я и общество», «Я и природа»;

– домашнее сочинение «В моих руках будущее моей Республики»;

– написание эссе «Я гражданин мира» и т.д.

Третье педагогическое условие эффективной подготовки будущих учителей начального образования к социально-гражданской адаптации школьников звучит следующим образом – вовлечение студентов в различные виды аудиторной и внеаудиторной деятельности, способствующих приобретению опыта применения знаний и умений по социально-гражданской адаптации младших школьников.

Как известно теория без практики, не дает ни каких результатов, как впрочем, и практика без теории. Поэтому считаем необходимым объединить эти два вида деятельности, тем более, что программа подготовки будущих учителей начального образования в высшей школе подразумевает взаимосвязь этих видов учебного труда. Так, прежде чем включиться в педагогическую деятельность по социально-гражданской адаптации младших школьников на педагогической практике, студенты на занятиях должны научиться проектировать и конструировать конкретную работу с младшими школьниками, моделировать педагогические ситуации, нами предлагаются следующие:

  1. Разработайте урок-игру «Школьный День самоуправления».

  2. Разработайте урок-викторину «Мои права и обязанности».

  3. Разработайте урок КВН «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

  4. Разработайте систему социально-гражданских проектов для студентов Института педагогики и психологии.

Результативность деятельности по социально-гражданской адаптации при прохождении педагогической практики должна быть обеспечена следующими условиями:

– переводом теоретических знаний по основам гражданского воспитания в практические умения на протяжении всех этапов образовательного процесса;

– использованием оптимальных форм и методов организации деятельности студентов по социально-гражданской адаптации младших школьников в период педагогической практики: ситуационных методов, системы дифференцированных заданий для студентов, сочетания контроля и самоконтроля;

–включением будущих учителей начальных классов в разнообразную деятельность с гражданским содержанием при учете всех сфер жизнедеятельности самих студентов, учителей, школьников с которыми они работают на педагогической практике.

Таким образом, выделенные и описанные педагогические условия, которые мы предлагаем внедрить в учебный процесс высшей школы с целью усовершенствования подготовки будущих учителей начального образования к социально-гражданской адаптации младших школьников позволят эффективно осуществить гражданское воспитание, развить профессионально важные качества будущего учителя начального образования, такие как: гражданственность, гражданская активность, гражданская позиция, гражданская зрелость, осознание общественного долга и гражданской ответственности за осуществление социально-гражданского воспитания подрастающего поколения, сформируют глубокую осознанность социальной значимости профессии педагога, моральное удовлетворение от воспитательной работы, интерес к деятельности по осуществлению гражданского воспитания; интеллектуальная потребность в саморазвитии. А как следствие позволит будущим учителям начального образования, придя в школы и приступив к педагогическому труду, эффективно формировать у подрастающего поколения те качества личности, знания, умения которые в последующем позволят с уверенностью утверждать, что наше новое поколение имеет правильно направленную социализацию и сформированные гражданские принципы, нормы и ценности.

Список литературы


  1. Гуров В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа / В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова. – Ставрополь : Наука, 2013. – 56 с.

  2. Кумарина Г.В. Педагогические условия предупреждения адаптационных нарушений школьников / Г.В. Кумарина //Народное образование. – 2017. –№7. –С. 163–168.

3. Ромм М.В. Социальная адаптация личности как объект философского анализа/ М.В. Ромм. – Томск : ПРА, 2013. – 126 с.