ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа – интернат
для глухих и слабослышащих обучающихся
Мастер класс
«Педагогические условия
повышения двигательной активности
обучающихся с нарушениями слуха»
Подготовила:
Радюхина Оксана Александровна
2019 год
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма обучающихся и их полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в образовательном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.
Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т.д.) ребёнок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Главная проблема, не смотря на большую работу по физическому воспитанию, не умение правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В классе, где дети, мебель, игрушки невозможно бегать, кидать мяч, прыгать через скакалку.
Одной из задач педагога является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади
Сначала необходимо определить индивидуальные предпочтения школьников: любимые игры, виды движений, чаще всего используемые в самостоятельной деятельности и т.д.
Определив круг интересов обучающихся, можно приступать непосредственно к обучению построения, общеразвивающим упражнениям, подвижным играм, беговым упражнениям и основным видам движения.
Построение – по росту, мальчики – девочки, смена направляющего на каждом уроке.
Общеразвивающие упражнения – показ, чтение и осмысление прочитанного упражнения, показ частей тела, демонстрация упражнения.
Подвижные игры – ежедневное проведение игр малой и большой подвижности.
Основные виды движений – неотъемлемая и весьма значимая часть урока, на которой дети учатся бегать, прыгать, лазать, ползать, перемещать оборудование, кататься на лыжах, в общем, владеть телом на протяжении всего урока.
Педагогические условия созданные мною на уроке физической культуры весьма разнообразны, и носят коррекционно – развивающий характер.
«Резинки» - прыжки через жёлтую бельевую резинку.
Коррекционная «лестница» - прыжки и ходьба по расчерченной коррекционной «лестнице».
«Су – Джок» терапия.
Су-Джок терапия — это воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. В коррекционно–педагогической работе приемы Су-Джок терапии активно используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Во время коррекционной деятельности следует стимулировать активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики), это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность. Такую работу можно проводить перед выполнением заданий, которые связаны с рисованием и письмом. Упражнения выполняем в течение одной — двух минут.
Кинезотерапия.
В коррекционной работе можно использовать некоторые кинезиологические упражнения, направленные на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. Методы кинезотерапии положительно влияют как на здоровых детей, так и на детей с нарушениями развития. Так рекомендуется использовать кинезелогические упражнения детям с ДЦП и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. К тому же индивидуальные и групповые занятия данными упражнениями благотворно воздействуют на психическое состояние и самочувствие детей страдающих аутизмом.
Целесообразно применять кинезиологические упражнения, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества. Комплекс кинезеологических упражнений рекомендуемый к применению перед началом работы: «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко», «Ухо-нос», «Лягушка», «Замок», «Лезгинка». Так же эффективно в структуру коррекционных занятия включать несколько кинезиологических упражнений направленных на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
Биоэнергопластика.
Данная технология представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Значимость биоэнергопластики в том, что развитие артикуляционной моторики у детей с нарушенными кинестетических ощущений ускоряется, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. В коррекционно-педагогическом процессе используется комплекс динамических упражнений, направленный на нормализацию мышечного тонуса, переключаемости движений: “Качели”, “Утюжок”, “Футбол”, “Часики” и комплекс статических упражнений, способствующий развитию мышечной силы, динамической организации движения: “Улыбка”, “Хоботок”, “Лопаточка”, “Чашечка”, “Горка”, “Парус”. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.
«Солнышко» – упражнения выполняются на гимнастических ковриках расположенные в виде солнца.
«Круговая тренировка».
Общеразвивающие упражнения.
Беговые упражнения.
Нормативы предусмотренные комплексом «Готов к труду и обороне».
Очень часто дети с нарушенным слухом не умеют бегать, прыгать, лазать, подражать простейшим движениям взрослых .
Многим детям присущи нарушения моторики, шаркающая и шаткая походка, излишний шум при выполнении действий.
Для детей младше семи лет характерным является: мышечная слабость, снижение тонуса мышц, вегетативные расстройства.
Сформированные движения характеризуются нарушением координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты, замедленности движений.
Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказывает эффективное воздействие на развитие всего организма.
Для формирования основных движений используются подводящие упражнения, упрощаются некоторые условия их выполнения.
В единстве с формированием основных движений развиваются двигательные качества: скоростные, скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-временные ориентировки, равновесие, воспитываются ловкость, выносливость.
Решение коррекционных задач связано с развитием и тренировкой функции равновесия, формированием правильной осанки, коррекцией и профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации движений.
Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих детей является развитие их ориентирования в пространстве.
Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей и размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения.