СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический дизайн современного урока

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический дизайн – систематизированный подход к созданию образовательных решений, в котором используются педагогические принципы и теории для обеспечения высокого качества образования.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический дизайн современного урока»


Педагогический дизайн современного урока








Главная цель проекта «Школа Минпросвещения России» – создание равных условий для реализации идеологии единого образовательного пространства для каждого школьника, независимо от социальных и экономических факторов, его места проживания, достатка семьи, укомплектованности образовательной организации, ее материальной обеспеченности. Одним из эффективных направлений в решении этой задачи является единство подходов к проектированию и проведению современного урока.

Педагогический дизайн – систематизированный подход к созданию образовательных решений, в котором используются педагогические принципы и теории для обеспечения высокого качества образования. Современные педагогические решения, опирающиеся на достижения отечественной педагогики, в сочетании с цифровыми технологиями способны значительно расширить возможности школьного урока.

Принципы педагогического дизайна были определены Робертом Ганье 1, а затем развиты многими зарубежными и отечественными учеными и практиками (Е.В. Абызова2, А.Ж. Ромизовский, И.В. Горина и др.). Рассмотрим основные из них применительно к современному уроку:

  1. Привлечение внимания. Несмотря на то что содержание обучения и учебная программа не являются развлекательными по своей сути,



1 Более подробно об идеях исследователя можно прочитать в его работах «Условия обучения» и «Принципы педагогического проектирования».

2 Например, статья Елены Витальевны Абызовой «Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории», опубликованная в Вестнике ВятГУ (2010. ‒ № 3. ‒ С. 77‒80) подойдет для первого ознакомления с идеями педагогического дизайна.

необходимо, чтобы они привлекали внимание ученика либо актуальным наполнением, либо интересными и увлекательными формами работы.

  1. Объяснение задач и целей обучения. В соответствии с этим правилом у обучающихся формируется понимание того, чему они должны научиться. Целесообразно фиксировать ожидания учеников в начале модуля (темы), а затем сравнивать их с итоговыми результатами.

  2. Обращение к имеющимся знаниям учеников. Важно соблюдать этот принцип не только в рамках одного курса, но и обращаться к имеющемуся личному опыту, к материалам других курсов и/или внеучебных мероприятий (принцип межпредметности был рассмотрен в курсе ранее).

  3. Представление нового материала в соответствии с особенностями восприятия: материал должен быть организован логически и представлен с учетом разных модальностей (визуальная, аудиальная и практическая информация).

  4. Выбор семантического кодирования (метода донесения). К таким методам относятся аналогии, метафоры, рассказывание историй и другие, которые связывают новую информацию с семантическим полем ученика.

  5. Закрепление знаний на практике. Необходимо регулярное подтверждение новых знаний демонстрационным опытом, реальным экспериментом или коммуникативной задачей, чтобы произошла эффективная увязка теории и практики ее приложения.

  6. Обратная связь, позволяющая оценить уровень эффективности обучения. В соответствии с этим принципом важно не только дать обучающимся обратную связь, но и проанализировать ее от них. Например, сопоставить ожидания в начале курса и полученный опыт.

  7. Оценка успеваемости. Обратите внимание учеников не только на саму оценку, но и на ее наполнение в соответствии с критериями.

  8. Перевод в практическую плоскость, то есть применение полученных знаний в жизненных ситуациях или их интеграция в целостную картину мира ученика.

Перечисленные принципы педагогического дизайна могут быть применены в современной школе как с использованием цифровой образовательной среды, так и вне ее: организация различных форм активной познавательной деятельности обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности возможна не только с использованием интерактивных функций современных устройств.




ЗАДАНИЕ

Выберите любую тему урока по своему предмету. Составьте два плана этого урока в соответствии с принципами педагогического дизайна: один с использованием цифровой среды, другой без. В чем

преимущества и недостатки каждого плана?


Современный урок требует трансформации привычного стиля работы. Учитель создает учебные ситуации, которые предполагают взаимодействие обучающихся между собой, работу в группах, разделение ролей. Обучающиеся работают с информационными ресурсами для поиска, анализа и фиксации полученных знаний. Все это вызывает у них желание экспериментировать, проводить лабораторные и проектные исследования, делать собственные открытия и выводы.

На любом уроке, внеурочном занятии важно организовать взаимодействие и познавательное общение, а также вдумчивую самостоятельную работу. Необходимо создание такого дидактического пространства, которое позволит сочетать индивидуальную, групповую, парную работу.

Одним из инструментов эффективного педагогического дизайна современного урока является цифровая образовательная среда – цифровое

пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса: администрацию, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей). Цифровая образовательная среда подразумевает необходимость применения для организации обучения особой формы дидактики – цифровой.

Цифровая дидактика – это закономерности, принципы, цели, содержание, организационные формы и методы, средства, образовательные технологии и результаты обучения в условиях цифровой трансформации образования.

В современной образовательной системе цифровой трансформации подвергаются в первую очередь следующие процессы:

  • управление образовательным процессом (в том числе онлайн-обучение);

  • создание образовательных ресурсов (в том числе цифровых);

  • информационно-методическое обеспечение учебного процесса (помимо прочего, подразумевает интерактивность информационного взаимодействия между учителем и обучающимися, визуализацию учебного материала);

  • информационно-учебная деятельность (цифровизация поиска, сбора, обработки, передачи учебного материала);

  • управление деятельностью образовательной организации (цифровизация процессов, усложнение задач информационной безопасности).

Чтобы лучше понять связь изменений в технологиях и в образовании, цифровые технологии необходимо рассматривать как множество культурных элементов (прежде всего в сфере работы с информацией). Эти инструменты, с одной стороны, становятся новыми элементами содержания образования (осваиваются в процессе изучения информатики, компьютерных наук и т. п.), с другой, влияют на содержание других дисциплин и предметных полей (их освоение происходит при помощи новых культурных инструментов). Одновременно они выступают средством для изменения организации способов учебной работы в целом.

Рассмотрим некоторые цифровые технологии, вошедшие в систему образования.

Интернет вещей – взаимодействие устройств между собой и окружающим миром, которое исключает участие человека. Благодаря Интернету вещей такие пассивные элементы интерьера, как доска или парта, могут стать интеллектуальными помощниками, различные предметы и приложения, составляющие образовательную среду, можно запрограммировать определенным образом в зависимости от решаемых задач. Например, «умный класс» способен идентифицировать обучающихся, фиксируя посещаемость, по необходимости включать и выключать приборы (интерактивную доску, проектор, компьютер), также возможно наладить автоматическую рассылку заданий, литературы, иных материалов, которые помогут обучающимся в процессе освоения материала.

Дополненная реальность – результат введения в зрительное поле любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и изменения восприятия окружающей среды. Дополненная реальность представляет собой совмещение реального мира и дополнительных данных, «вмонтированных» в поле восприятия. Усиление воздействия среды происходит через визуальные, слуховые, осязательные, соматосенсорные и обонятельные рецепторы.

Дополненная реальность качественно меняет процесс приобретения новых знаний, умений, навыков в рамках школьной программы от стандартного теоретического изучения к проживанию явления, глубинному пониманию абстрактных процессов и объектов, воспроизведению ситуационного сюжета.

Образовательные VR/AR-фильмы – уникальные интерактивные учебные пособия нового поколения, которые объединяют знания по физике, химии, истории, географии и другим школьным дисциплинам, позволяют почувствовать себя непосредственным участником событий, увидеть то, что обычно недоступно для глаз, и трансформировать полученную информацию и новые знания в личный опыт каждого ученика.

VR/AR в обучении и воспитании обеспечивает:

  • раскрытие возможностей отечественного образовательного пространства;

  • связь урочной и внеурочной деятельности;

  • межпредметное обучение;

  • популяризацию российских разработок и крупнейших отечественных достижений в различных областях;

  • погружение в историю достижений отечественной науки;

  • ознакомление с лидирующими позициями России в мире;

  • развитие у учеников пространственного мышления и воображения.

Предлагаем познакомиться с образовательными VR/AR-фильмами

«Электроэнергетика России», «Наш космос»3.

Машинное обучение и искусственный интеллект. Искусственный интеллект – это способность компьютера обучаться и выполнять действия, свойственные человеческому интеллекту. Машинное обучение – один из разделов науки об искусственном интеллекте, использующий алгоритмы для анализа данных, получения выводов или предсказаний в отношении чего-либо (набор команд не кодируют вручную, а обучают машину и дают ей возможность научиться выполнять поставленную задачу самостоятельно).

Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой развития производства, это область техники, связанная с разработкой и применением роботов, а также компьютерных систем для управления ими, сенсорной обратной связи и обработки информации. Она дает возможность отработать профессиональные навыки сразу по трем направлениям: механике, программированию и теории управления. Изучение основ робототехники помогает обучающимся осваивать школьные предметы с большим интересом и



3 https://apkpro.ru/proekty/obrazovatelnye-vr-ar-filmy/

сознательностью. В процессе создания роботов каждый обучающийся понимает на практике, почему так важно знать базовые предметы – математику, физику, информатику. Кроме того, в процессе таких занятий тренируется логика, моторика пальцев рук, память, развиваются пространственное мышление и фантазия, обучающиеся учатся концентрировать внимание, работать с мелкими деталями.

Современным трендом в образовательных технологиях, отвечающим всем требованиям и обладающим огромным потенциалом, являются 3D-технологии. В образовании они позволяют разнообразить уроки и внеурочные занятия, сделать образовательный процесс эффективным и визуально объемным. Пользователи 3D- технологий имеют возможность для детального изучения как внешних, так и внутренних характеристик стереоскопических моделей, могут «путешествовать» по нервной или пищеварительной системам, разъединять мышцы по слоям или проникать внутрь клетки, убирать внешние оболочки для детального изучения внутренностей объекта, ставить собственные метки на отдельные части для более глубокого понимания объекта.



ВОПРОСЫ ДЛЯ

РАЗМЫШЛЕНИЯ


Как вы можете использовать ресурсы объемной печати для своих уроков?


Альтернативу традиционным формам организации учебного процесса предлагают облачные технологии – распределенная обработка данных, в которой доступ к компьютерным программам, вычислительным и другим мощностям пользователь получает как онлайн-сервис – в режиме реального времени. Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям хостинга удаленного доступа к услугам, ресурсам и приложениям через Интернет. В настоящее время в образовании широко применяются такие облачные сервисы, как

электронные дневники и журналы, личные кабинеты обучающихся и педагогов, интерактивная приемная, тематические форумы и т. д.

Одним из примеров использования облачных технологий являются онлайн- доски – интерактивное средство, позволяющее размещать в едином пространстве различные материалы, предоставлять к ним доступ группе лиц по выбору, совместно просматривать и редактировать информацию, размещенную на доске.

Цифровая дидактика способствует появлению новых организационных технологий обучения на уроке. Одной их таких технологий является смешанное обучение, то есть сочетание онлайн- и офлайн-технологий, индивидуальных и коллективных форм работы в образовательном процессе. Образовательный процесс при смешанном обучении может представлять собой последовательность различных фаз традиционного и электронного обучения. Выделяют две основные модели смешанного обучения: ротация станций и перевернутый класс.

В модели «Ротация станций» ученики делятся на две (или более) группы, каждой из которых выдается отдельное задание и определяется свой формат работы. Например, мы разделили учеников на уроке истории на три группы. Группа

№ 1 получила задание в групповом формате составить ленту времени по ранее изученному материалу. В группе № 2 ученики индивидуально выполняют задание на карточках (как с применением цифровых устройств, так и без них). Группе № 3 учитель объясняет новый материал. Спустя определенное учителем время группы меняются. Важно отметить, что данные задания являются лишь примером, более подробно с технологией можно ознакомиться на портале «Смешанное обучение»4 . Модель «Перевернутый класс» лучше подходит для учеников средней и старшей ступени или предметов, в рамках которых ученикам необходимо познакомиться с большим объемом новой несложной информации, например литературное чтение или окружающий мир (если речь идет о начальной школе). Суть модели состоит в том, что обучающиеся дома работают в учебной онлайн-



4 http://blendedlearning.pro/

среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет, знакомятся с новым материалом или закрепляют пройденное5. На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и в других интерактивных формах. Эта модель позволяет уйти от фронтальной формы работы в классе и реализовать интерактивные формы работы на уроке.

Организация общения учителя и обучающихся с учетом принципов педагогического дизайна и цифровизации образования также претерпевает изменения. Помимо традиционного непосредственного общения в группе или наедине, у учителя появляется возможность использования системы сообщений (также групповых и индивидуальных чатов); проведения коротких видеовстреч с учениками и/или родителями; применения системы жестов, отражающих правила поведения на уроке; организации системы обратной связи; проведения опросов и другие. Сегодня большинством этих функций обладает платформа «Сферум»6.

Для организации совместной деятельности у учителей и обучающихся есть возможность работы в облачных сервисах или приложениях для совместной работы. Например, совместная удаленная работа над макетом стенгазеты на онлайн-доске или подготовка группой учеников сценария к школьному спектаклю в общем документе.

Применение в образовании цифровых технологий, в том числе перечисленных, повышает возможности геймификации

(игрофикации) в образовании, которая

«Сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, и помните, что не все может быть занимательным в учении, а непременно есть скучные вещи и должны быть»

Константин Ушинский




5 Изучение нового материала может в данном случае проходить и без использования цифровых устройств.

6 https://sferum.ru

деловых, ролевых ‒ способствует формированию у обучающихся компетенций, связанных с выстраиванием отношений с окружающими.

Соединение принципов педагогического дизайна и элементов игрофикации позволяет широко использовать в современной школе интерактивные задания с мгновенной обратной связью. У учителей есть возможность как самим создавать задания в приложениях, так и использовать задания, созданные коллегами и размещенные на специализированных порталах.

Например, Академия Минпросвещения России запустила сервис для учителей

«Опросникум» 7 . Платформа, объединяющая цифровые инструменты для повседневной работы педагогов, предлагает разнообразные возможности для взаимодействия с учениками в онлайн-режиме, подготовки уроков и работы с классом.