ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Духовно-нравственное воспитание детей в старшей группе»
Автор проекта: Кострюкова Н.И.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – приоритетное направление современной образовательной политики.
Духовно - нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений.
Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
ЗАДАЧА ВОСПИТАТЕЛЯ – формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым, уважать свою Родину, воспитывать отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе духовно - нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: с сентября 2019 по апрель 2020 учебный год
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы, родители, воспитатели и музыкальный руководитель.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Духовно-нравственное развитие личности ребенка – дошкольника по средствам его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций Российского народа.
ЗАДАЧИ:
приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;
вводить детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа;
формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями;
помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка;
привлекать педагогов, детей их родителей (законных представителей) к участию в конкурсах, фестивалях, акциях, воспитательных мероприятиях православной, патриотической и культурологической направленности;
организовывать просветительские экскурсии (с согласия родителей).
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
«Познавательное развитие»;
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
ПРИНЦИПЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ:
природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту);
культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры);
гуманистическая направленность воспитания (реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром).
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Воспитанники имеют представления:
• о духовных и нравственных ценностях;
• об основных православных праздниках;
• знакомы с историей и культурой своей страны;
• умеют беречь и поддерживать красоту;
• проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание;
• стремятся к добру и неприятию зла.
РОДИТЕЛИ:
• являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным
ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
• понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать
в детях духовно – нравственные ценности;
• сотрудничают в тесном контакте с ДОУ по формированию духовно-
нравственных ценностей у воспитанников;
• воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру.
ПЕДАГОГИ:
• повышение компетентности педагогов ДОУ по проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
1. Организационный этап
Предварительная работа с семьями воспитанников:
согласия родителей (участие детей и семей в данном проекте, экскурсии в храм, мероприятия согласно календарному планированию);
анкетирование;
беседы, консультации;
нормативно-правовое обеспечение организации проекта.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП
разработка и практическая реализация данного проекта (тематическое
планирование работы с детьми и родителями);
формирование системы сотрудничества с родителями по вопросам духовно-
нравственного воспитания; информационно-просветительская и культурно-
просветительская деятельность;
активное взаимодействие с родителями и педагогами ДОУ;
пополнение художественной литературы для чтения детям, обновление
информации в родительских уголках.
Для реализации работы по духовно-нравственному воспитанию используются следующие методы:
наглядно-действенный;
словесно-образный;
практический.
Наглядно-действенный метод:
используется во время чтения педагогом художественной литературы, наблюдений, показа сказок (педагогом, детьми), рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях, проведения дидактических и музыкально-дидактических игр.
Словесно-образный:
словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, одителями, бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией, ответов на вопросы педагога, детей, проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.), сообщения дополнительного материала воспитателем, загадывания загадок, рассматривания наглядного материала, рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок, разбора житейских ситуаций, рассказов детей о своих впечатлениях, проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Работа с родителями проходит в форме анкетирования, родительских собраний, бесед, оформление папок – передвижек («Роль религиозных праздников в семье», «Праздник Пасхи», «Что такое таинство крещения, и зачем мы крестим наших детей», «Праздник Рождества Христова», «Православное воспитание детей» и т.п.)
Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ.
Практический метод:
используется, когда необходимо организовать продуктивную
деятельность, провести игры: со строительным материалом, дидактические,
подвижные, и др., организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей; изготовить с детьми наглядные пособия; организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Рождественская открытка и т.д.).
3. ИТОГОВЫЙ ЭТАП
• анализ и подведение итогов проекта;
• обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями.
Результативность и эффективность проекта можно выявить путем диагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до начала введения данного проекта и после – итоговая диагностика, по результатам которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.
При проведении диагностического обследования используется следующий
диагностический инструментарий:
ПОКАЗАТЕЛИ духовно – нравственного развития дошкольников:
1. Первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле,
щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и
зависти, верности и предательстве, милосердии, чуткости, совести,
благодарности, трудолюбии и др.
2. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками
и взрослыми, коммуникативность .
3. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать
общепринятые правила поведения (уступать место взрослым, маленьким детям;
соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекая к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность).
4. Бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам,
соблюдение порядка и чистоты; деятельное отношение к труду.
5. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим,
потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
6. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду.
7. Активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание
сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности.
8. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и
позитивных взаимоотношений.
9. Приобщение к опыту национальной культуры, знакомство с формами
традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и
посильное участие в домашних делах.
10. Ответственность за свои дела и поступки.
11. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого
человека.
АНКЕТА для РОДИТЕЛЕЙ
1. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских
праздников: Рождество, Пасха, Троица и др.? (необходимое подчеркните).
а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время
это становится традицией нашей семьи в) мы не
празднуем эти праздников
г) другой ответ ____________________________________________________
2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования высоких духовно – нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания
детей б) мы все больше в этом убеждаемся в) с этим
утверждением мы не согласны
г) другой ответ _________________________________________________
3. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа
а) да, педагоги должны знакомить детей с основными
христианскими принципами и православными традициями нашего
народа б) да, мы с этим согласны ) нет
г) другой ответ ______________________________________________
4. Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях
православной направленности, которые проводятся в детском саду?
а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не
только ребенку, но родителям и педагогам б) да, дети должны уметь общаться со
священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________
5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в детском саду?
а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные
знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы справимся без помощи детского сада
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Этап Мероприятия Задачи
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
СЕНТЯБРЬ
подобрать соответствующую литературу по теме духовно- нравственного воспитания;
отобрать видеоролики по теме духовно- нравственного воспитания;
создание проблемной ситуации для детей на решение, которой будет направлен проект, используя модуль вопросов:
Семья --- Дружба ---- Вежливость ---- Взаимопомощь ---- Доброжелательность ---- Правда-неправда ---- Трудолюбие ---- Милосердие ---- Дружелюбность
Выявить уровень знаний у детей по данной теме, вызвать у детей интерес желание и стремление к духовно-нравственному развитию. Обсудить с детьми этапы работы над проектом.
2. ОСНОВНОЙ
ОКТЯБРЬ
1. КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ:
«В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и
мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания радости и восхищения; сознание жизни…» Ш. А. Амонашвили.
довести до родителей информацию о важности духовно- нравственного воспитания дошкольников;
повышать компетентность родителей по данной теме.
НОЯБРЬ
2. БЕСЕДА с ДЕТЬМИ
« Православный праздник Покров»;
«Что такое хорошо и что такое плохо?»;
заучивание стихотворений: К .Бальмонт «Осень» ;И. Бунин «Лес точно терем расписной»;
игры : «Кто сильнее», «Карусель» , «Горшки» и другие.
1. ООД «Моя семья» Отношения родителей и детей»
2. БЕСЕДА: «Как дети могут заботиться о взрослых?
3. ВЫПУСК ГАЗЕТЫ детей с мамами: «Поделись улыбкою своей, и она не раз к тебе вернется»
4. СОЗДАНИЕ АЛЬБОМА: «Традиции нашей семьи».
5. ПРОСЛУШИВАНИЕ КОМПОЗИЦИЙ П.И.Чайковского времена года: «Ноябрь».
Рассказать детям о истории и смысле православного праздника Покров.
Познакомить детей с нормами этики, объяснить ,как были устроены отношения в красивом добром мире, почему они изменились? Напомнить, что в душе каждого человека горит неугасаемый огонек совести, который подсказывает, что хорошо, а что плохо.
С помощью беседы о роли семьи, рассматривания дидактического материала на тему «Моя семья» донести до детей ценность родительской опеки и заботы. В ходе беседы рассказать детям, что они могут быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых.
ДЕКАБРЬ
БЕСЕДЫ: «Что такое бескорыстная помощь? Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают»;
ООД «Милосердие и добро».
СОЗДАНИЕ АЛЬБОМА с пословицами и поговорками о добре и милосердии;
Вызвать интерес к конструированию лоскутных кукол по модели «неразлучники». Инициировать выбор адекватных способов конструирования:
складывание, сворачивание, скручивание ,завязывание и др.
Развивать тактильное восприятие, аккуратность, творческое воображение.
Приобщать к традициям и ценностям народной культуры.
Воспитывать интерес к народной культуре. В ходе беседы педагог, опираясь на
художественные произведения , объясняет детям ,что такое бескорыстная
помощь. Педагог объясняет детям, что помощь другим может приносить радость тем, кто ее оказывает. Дети сами делают игрушки в технике оригами и дарят их.
ЯНВАРЬ
КОНСТРУИРОВАНИЕ «Древнерусская крепость», занятие: «Рождество Христово».
ЗИМНИЕ ИГРЫ на ВОЗДУХЕ «Снежные круги», «Сбей колпак со снежной бабы», «Два мороза».
Дети собирают крепость в сотворчестве со «взрослыми и открывают тайны
Древнерусского воинского искусства. Они находят ответы на вопросы: «Что такое крепость? Зачем в старину строили крепость? Как устроена крепость? Для чего нужны дозорные башни? Какой формы бывают крепости?»
Дать детям расширенное представление о празднике Рождества Христова, показать наглядно ,с помощью театра кукол, постановку об истории
происхождения этого праздника. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине. Закреплять умение подробно и логический последовательно излагать содержание картины, самостоятельно.
ФЕВРАЛЬ
Совершить виртуальное путешествие по России.
Придумывать события, предшествующие и последующие изображённым на
картине. Упражнять в составлении предложений и составление рассказа.
Развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение, общую
мелкую моторику.
Формировать навыки учебной деятельности, продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине. Дать детям целостное наглядное
представление об историческом прошлом России. Развивать у детей интерес к
истории страны, к культуре и художественному творчеству.
Воспитывать патриотические чувства к родному краю. Развивать логическое мышление путем соотнесения времени и событий.
МАРТ
Познакомить детей с последним зимним праздником (Масленица).
Масленица - один из самых веселых, шумных ,озорных народных праздниках.
Он посвящен Солнцу и завершает зимний период праздников.
Уточнить представление о гостеприимстве как отличительной черте характера россиян. Воспитывать доброжелательность, заботливость, внимательность по отношению к гостям.
Расширить представление детей о быте жителей много лет назад ,пояснить чем занимались хозяева и хозяйки в деревнях. Развивать образное мышление, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
АПРЕЛЬ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕРБ (ручной труд);
АППЛИКАЦИЯ вербы;
АППЛИКАЦИЯ «Подснежник» (коллективная работа).
Углублять знания детей в традициях православных праздников, выделять роль взрослых и детей при праздновании Светлой Пасхи.
Ознакомление детей с искусством миниатюры на яйце, славянскими писанками. Воспитание интереса к народно- прикладному искусству.
Познакомить детей с традициями и обрядами происходящими на Вербное воскресенье.
На протяжении всего проекта беседы:
создание совместной выставки родители и дети: «Пасха Светлая»;
беседа о декоративно прикладном искусстве: «Чудо – писанки»;
рисование «Чудо –писанки».
БЕСЕДЫ:
«Знакомство с традициями Светлой Пасхи»;
«Предание о первом красном яичке»;
«Почему мы красим яйца?», «Как мы дома праздновали Пасху?».
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:
«Вербочка», «Колечко ,колечко выйди на крылечко», «Перелет птиц», «Краски», «Горелки» и другие. «Еще один секрет вежливости» , «Воспитанность и вежливость» , «Семьи большие и маленькие» , «Дели хлеб пополам хоть и голоден сам» , «Кто кого обидел» , «Я самый главный» , «Обиженные друзья» , «Не завидуй другому» , «С чего начинается дружба?» , «Что такое бескорыстная помощь», «Почему нельзя дразниться?» , «Тайное всегда становится явным» , «Злая неправда» , «Неряха-замараха», «Без труда не будет и плода», «Кто не работает тот и не ест» , «Все работы хороши выбирай на вкус».
Знакомство детей с малыми фольклорными формами :пословицами, поговорками
,скороговорками, загадками.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
обработка и оформление материалов проекта;
презентация проекта;
выявить динамику развития познавательных способностей у детей, усвоение материала повышения;
степень повышения компетентности родителей в вопросе духовно нравственного воспитания детей.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:
Продукты проектной деятельности:
Альбом традиции нашей семьи.
Альбом пословицы и поговорки о добре и милосердии.
Игры: «Семейное лото» и «Времена года».
Презентация проекта.
ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате проведенной работы был собран и систематизирован материал по теме проекта. У дошкольников появился интерес к данной теме, а так же они имеют представление:
• о духовных и нравственных ценностях;
• об основных православных праздниках;
• знакомы с историей и культурой своей страны;
• умеют беречь и поддерживать красоту;
• проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадуются ;
• стремятся к добру и неприятию зла.
В результате опроса родителей на вопрос – является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Троица и др. 100% родителей ответили: «Да, это традиции нашей семьи».
На вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости
формирования высоких духовно-нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?» 80% родителей ответили: «Да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей» и 20 % родителей ответили: «Мы все больше в этом убеждаемся».
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
полихудожественной деятельности;
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками;
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду;
Лыкова И.А. Конструирование в детском саду;
Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010;
Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004;
Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005;
Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008;
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.
Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.