СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический дуэт. система работы педагога-наставника

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДУЭТ.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА

 

Аннотация

         Статья рассматривает необходимость внедрения наставнических практик в процессе адаптации молодых педагогов в условиях современной образовательной системы, отмечая важность поддержки и профессионального развития новичков.    Основная мысль статьи заключается в том, что наставничество представляет собой эффективный инструмент, способствующий успешной социальной и профессиональной адаптации молодых педагогов. Нехватка опыта у новичка, связанная с изменением образовательной среды, делает невозможным его полноценное развитие без поддержки более опытных коллег. Наставничество, по мнению автора, должно включать системный подход, его цель — формирование компетентного и уверенного в своих силах специалиста.

         Статья структурирована на описание трёх этапов наставничества. Первый этап фокусируется на адаптации молодого учителя, создании комфортной атмосферы для интеграции в коллектив и выявлении первых затруднений. Второй этап придает значение профессиональному росту и самостоятельному анализу работы, после чего на третьем этапе продолжается развитие рефлексивных навыков и критической оценки собственной практики.

         Автор приводит личный опыт наставничества молодой учительницы, описывая последовательность действий, направленных на преодоление трудностей, с которыми сталкиваются новички. Практические советы и методические рекомендации, описанные в статье, позволяют не только облегчить процесс вхождения в профессию, но и стимулируют развитие творческой индивидуальности молодых специалистов.

         Таким образом, работа подчеркивает значимость взаимодействия и поддержания профессиональных отношений в образовательной среде, утверждая, что правильно организованное наставничество способствует раскрытию потенциала молодых педагогов, повышению качества образования и профессионального роста как отдельных воспитателей, так и всей образовательной системы в целом.

 

Аннотация

 

Статья посвящена важности наставничества для молодых педагогов в условиях реформирования системы образования. В ней подчеркивается необходимость поддержки начинающих специалистов и описывается процесс и задачи наставничества, а также его положительное влияние на профессиональное развитие молодого педагога.

 

Ключевые слова

 

* Наставничество

* Молодые педагоги

* Адаптация в профессии

* Профессиональное развитие

* Система образования

* Школа

 

Наставники, демонстрирующие собственным примером

упорство и дисциплину в самореализации, наиболее эффективны

Зафар Мирзо

         Сегодня, в эпоху реформы системы образования, школа нуждается в притоке молодого поколения педагогов, которые родились на стыке тысячелетий и готовы работать в новой образовательной среде с применением цифровых технологий.

         Найти специалиста, который мог бы начать свою деятельность без предварительной подготовки или сопровождающей поддержки, крайне сложно, и наставничество оказывается наиболее действенным способом решения данной задачи.

         Молодой педагог, вступая в свою профессиональную жизнь, сталкивается с трудностями, вызванными нехваткой опыта. Путь становления учителя более продолжителен и сложен по сравнению с другими профессиями, поскольку педагогическое образование не всегда является гарантией успеха.

         Педагог — это не просто профессия, а стиль жизни. Современная реальность требует от него постоянного профессионального развития, креативного подхода к работе и самоотдачи.

         Настоящий педагог должен обладать специальными знаниями и навыками, а также разбираться в современных образовательных технологиях. Нельзя забывать о личных качествах: отношение к жизни, коллегам, детям и окружающим. Все эти профессиональные навыки, как правило, развиты у опытного учителя. А что же делать новичку?

         Приходит молодой учитель и сталкивается с рядом затруднений: от проблем с таймингом на уроке до недостатка уверенности. Ему нужно адаптироваться в новом коллективе и установить правильные взаимоотношения с детьми и родителями. Также важно выработать собственный стиль работы. В этой новой ситуации ответственность за качество своей деятельности ложится на него, и это вызывает у молодого специалиста значительное эмоциональное напряжение. И вот здесь ему необходима постоянная товарищеская помощь – помощь наставника.

         Мой опыт подсказывает, что  начинающим педагогам значительно легче адаптироваться в профессии, если они ощущают поддержку более опытных коллег, которые готовы вдохновить, дать советы и поделиться собственным опытом. Такой подход способствует более эффективному процессу формирования профессиональных навыков молодого специалиста и способствует развитию его стремления к самосовершенствованию и самореализации.

         В настоящее время наставничество требует особого внимания, так как молодым учителям необходимо получить помощь от профессионалов, способных предоставить как теоретические, так и практические советы на рабочем месте.

         Наставничество–длительный процесс, требующий системного подхода.

         Цель наставничества: способствовать формированию профессионально- адаптированного, компетентного молодого педагога-практика.

         Задачи:

  • помочь в личностной и социально - педагогической адаптации;
  • способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям;
  • предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий с детьми и поиск возможных путей их преодоления;
  • стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности;
  • способствовать формированию уверенности в своем профессиональном росте.

         В 2020 году к нам в школу пришла молодая учительница русского языка и литературы, Анастасия Михайловна. Я стала её наставником в педагогической деятельности.

         Школа представляет собой уникальное пространство со своими правилами и традициями.       Приступив к работе в первый год, Анастасия Михайловна поняла, что теоретические знания, полученные в университете, не дают ей возможности полностью реализовать свои педагогические способности. Она испытывала постоянный недостаток чего-то важного и осознавала, что главной преградой является недостаток опыта. Ей была необходима поддержка более опытного коллеги, как воздух!

         Наше сотрудничество началось с разработки плана. Мой подход к наставничеству основывался на принципах взаимного уважения, партнерства и командной работы. Чтобы сделать наше взаимодействие продуктивным и эффективным, я придерживалась ряда принципов: не давать указания, не навязывать решения, не судить и не ставить диагнозов.

         Построение отношений  осуществляла согласно классической модели «менторинга», которая подразумевает личное наставничество с опорой на внешнее взаимодействие с другими участниками образовательного процесса. Благодаря этому у нас с подопечной сложились доверительные отношения, что способствовало её успешной адаптации в профессии.

         Структурировала свою работу, разделив ее на три основных этапа.

         Первый этап (в течение первого года) представляет собой период адаптации, который является наиболее сложным как для педагога-новичка, так и для его наставника.

         Второй этап (второй год) связан с совершенствованием профессиональных навыков, накоплением опыта, поиском оптимальных методов работы с детьми и формированием собственного стиля, а также приобретением авторитета среди учащихся, родителей и коллег.

         Третий этап (третий год) заключается в обобщении полученного опыта. В ходе рефлексивной деятельности педагог анализирует свои действия, выявляет проблемы и исследует новые возможности.

         Наставничество для начинающего учителя  выстраивали с учетом его базового образования, теоретических знаний, личных особенностей, профессиональных потребностей и наличия опыта работы с детьми.

         Главной целью первого этапа было создание комфортных условий для интеграции молодого специалиста в коллектив.

         Задачи:

  • Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
  • Обеспечить постепенное вовлечение во все сферы школьной жизни.
  • Включить  молодого   педагога    в        самообразовательную и исследовательскую деятельность.
  • Способствовать  формированию   творческой          индивидуальности молодого учителя.
  • Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям
  • Прогнозируемый результат: молодой специалист с сформированными навыками самоорганизации, самостоятельного поиска информации, владеющий знаниями и умениями в области поурочного планирования, анализа и самоанализа урока

         Формы работы:

  • диагностика;
  • индивидуальные консультации;
  • посещение уроков;
  • занятия в «Школе молодого педагога»;
  • тренинги;
  • анализ урока;

         На этом этапе молодой специалист нуждается в практических советах педагога-наставника. Поэтому  обратили  внимание на требования к организации учебного процесса, ведению школьной документации, формы и методы организации внеурочной деятельности учащихся.

         Работа с молодыми специалистами наиболее эффективна, если использовать различные памятки:

  • методическая копилка по определению типа урока,
  • эффективный выбор работы с учащимися, анализ и самоанализ урока,
  • памятка классного руководителя, как правильно организовать работу с родителями,
  • методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий.

         Перед встречей с молодым специалистом  готовлю нужные информационные материалы. На протяжении адаптационного периода  поддерживаю постоянный контакт с педагогом. Совместно мы определяем актуальные вопросы его профессиональной деятельности, что помогает ускорить процесс его адаптации и становления.

         Для выявления направлений методической работы и ее содержания в ходе диагностики мы обращаем внимание на трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель. Первым шагом является посещение уроков молодого специалиста наставником для распознавания возникающих проблем.

         При анализе уроков особое внимание уделяется подготовке к занятию и организационным вопросам учебного процесса, где я знакомлю с методами опытных педагогов, предлагая методические рекомендации и практические советы.

         На данном этапе также предоставляется помощь в организации воспитательных мероприятий, что способствует формированию качеств, определяющих уровень мастерства учителя.

         Организую участие молодого педагога в практикумах по планированию методической работы и оптимизации выбора методов обучения. Мы также обсуждаем оценки знаний учащихся и развитие их творческих способностей. Мотивация к профессиональной деятельности играет ключевую роль в его саморазвитии.

         В рамках работы ШМП  предложили молодому специалисту изучить темы для подготовки выступлений по темам: «Основные требования к личностно- ориентированному подходу на занятиях»,«Самоанализ занятия»,«Как написать конспект занятия?», «Как подготовить современное занятие с использованием ИКТ?», «Как анализировать проведенное занятие?», «Структура занятия».

         Все перечисленные аспекты значительно облегчают процесс интеграции молодого специалиста в образовательную педагогическую среду. Учитель начинает ощущать уверенность в своих силах, и у него формируется уверенность в правильности выбранной профессии.

         В первый месяц работы очень важно предоставить молодому специалисту определённую свободу в действиях; в это время он знакомится со своим классом, завоевывает авторитет и создает «дисциплинарное пространство».

         Со стороны наставника необходимо обеспечивать методическую поддержку учебного процесса и внеурочных мероприятий. Классные часы посещаем вместе с заместителем директора по воспитательной работе.

         Сохранение и повышение уровня мотивации к профессиональной деятельности, освоению современных образовательных технологий и различным способам самообразования являются главной задачей на следующем этапе.

Для решения этой задачи необходимо:

  • раскрыть профессиональный потенциал молодого специалиста;
  • привлечь его к участию в общественной жизни коллектива;
  • формировать у него общественно значимые интересы;
  • содействовать развитию его творческих способностей.

           Второй год менторства является проектным этапом.

          Основная цель заключается в формировании у молодого специалиста потребности в разработке своего профессионального пути, усовершенствовании теоретических и практических навыков. Важно понимать уровень знаний и умений молодого педагога. В процессе общения следует эффективно распределять ресурсы и выбирать подходящие стратегии для его развития.

Задачи:

  • Поддерживать личностно-профессиональное развитие специалиста через эффективные формы повышения компетентности.
  • Развивать навыки планирования и организации своей работы.
  • Создать информационное пространство для самостоятельного освоения профессиональных знаний.

              Ожидаемый результат: специалист, способный к проектированию и самоанализу своей деятельности, с потребностью в постоянном самообразовании.         Формы работы включают индивидуальные консультации, самоанализ уроков, мастер-классы и открытые уроки.

              На этом этапе происходит планирование методической работы и коррекция профессиональных навыков молодого учителя. Важно выявить зоны роста и поддерживать мотивацию к освоению инновационных методик.

              Не менее важным является постоянное побуждение начинающего педагога к поиску новых методических решений и оптимальных педагогических подходов, которые помогут сформировать его профессиональный стиль. Ознакомление с современными технологиями проходит на лекциях и в ходе педагогических чтений.

              Для формирования практических навыков можно использовать различные методы, такие как:

  • педагогические мастерские,
  • работа в творческих коллективах, где молодые учителя осваивают инновационный педагогический опыт, участвуют в профессиональных обсуждениях, создают дидактические материалы, проводят открытые уроки и прочее. 

         Совместная деятельность учителей в ШМО, ММО способствует поддержанию высокой мотивации; в таких группах начинающий педагог обсуждает свои профессиональные трудности и получает реальную помощь от коллег. Активная методическая работа в разных форматах (мастер-классы, открытые уроки, семинары, практикумы, мини-лекции и т.д.) помогает молодым учителям развивать свою профессиональную компетентность и избегать чувства профессиональной изоляции. Важно, чтобы педагог находился в атмосфере психологического комфорта, создаваемой за счет поддержки и взаимодействия.

         Третий год работы наставника — это этап обобщения личного опыта.          Рефлексивная деятельность педагога включает анализ своей практики, выявление проблем и поиск новых возможностей. На этапе «рефлексии» наставник сосредотачивает свои усилия на стимуляции и укреплении мотивации молодого учителя, а также на овладении эффективными методами преодоления возникающих трудностей.

         Основная цель этого этапа заключается в создании условий для развития профессиональной рефлексии у педагогов, а также в поддержке формирования молодого специалиста как самостоятельного преподавателя.

         Задачи этого периода включают формирование у молодого учителя способности и желания к саморефлексии, умения критически оценивать процесс своего профессионального роста и управлять собственным развитием.

         Ожидаемый результат: молодой специалист, способный планировать свою деятельность и деятельность учеников, применять инновационные подходы, а также психологически и профессионально готовый к самостоятельной работе, творческому поиску и самообразованию.

         На этом этапе анализа профессиональной деятельности применяются различные инструменты, такие как педагогическая рефлексия, участие в профессиональных обсуждениях, посещение открытых уроков и прочее.

 

         Анализ происходящего на уроке и выявление аспектов, требующих улучшения для повышения уровня знаний учеников, представляет определенные трудности.

         У молодых специалистов, которые только начинают свою карьеру, навыки эффективной рефлексии развиваются не так быстро. В этом процессе посещение занятий коллег становится наилучшим помощником, так как это позволяет каждому извне оценить эффективность преподавания на уроке.

         Эффективность работы в роли наставника напрямую зависит от того, насколько грамотно построена система взаимодействий между молодым учителем, коллегами и руководством. Важно, чтобы у всех участников была общая перспектива в понимании окружающей действительности. Только в таком случае передаваемые знания и навыки обретут практическое применение. Наставничество принесет значительные результаты, если обе стороны будут мотивированы к совместной работе.

         Любая деятельность теряет смысл, если она не приводит к созданию определённого продукта или достижению результатов. Как для наставника, так и для молодого специалиста необходимо иметь четкий перечень целей, которые нужно достичь в установленный срок.

         Убеждёна, что правильно организованное сотрудничество и разнообразные формы методической поддержки способствуют раскрытию творческого потенциала, талантов и профессиональных качеств молодого педагога.

Результатами деятельности наставничества для нас стало:

  • Повышение качества самообразования молодого педагога;
  • Разработаны методические материалы по проблеме «Играя–учить или как стимулировать познавательный интерес учащихся на уроках русского языка и литературы».
  • Опубликовала статью «Какая школа–такое и будущее».
  • Разработала рабочие программы по всем курсам русского языка и литературы.
  • Разработала программу внеурочной деятельности «Литературный клуб».
  • Создала проект«Ради жизни на земле».
  • Разработала дидактические игры

Молодой специалист активный участник в работе школьного, районного методических объединений учителей русского языка и литературы.

Педагог делится опытом работы с коллегами, проводит мастер- классы.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Кузнецова, И. В. Наставничество как форма поддержки молодых педагогов в условиях реформирования образования. Педагогические науки, 2021. Ссылка: https://www.pedagogic.ru/articles/nastavnichestvo-podderzhka-molodykh-pedagogov

2. Сидорова, А. Н. Роль наставничества в профессиональном становлении молодых специалистов. Вестник образования, 2020. Ссылка: https://vestnik-obrazovaniya.ru/rol-nastavnichestva-v-professionalnom-stanovlenii

3. Петров, В. А. Наставничество в системе образования: опыт и перспективы. Журнал педагогических исследований, 2022. Ссылка: https://journal-pedagogics.ru/nastavnichestvo-v-sisteme-obrazovaniya

4. Федорова, Е. С. Поддержка молодых педагогов: наставничество как ключевой элемент. Образовательные технологии, 2023. Ссылка: https://obrazovatelnye-tehnologii.ru/podderzhka-molodykh-pedagogov-nastavnichestvo

5. Иванов, Д. И. Наставничество в образовательной среде: влияние на развитие молодых педагогов. Научный журнал "Образование и наука", 2021. Ссылка: https://nauka-obrazovanie.ru/nastavnichestvo-v-obrazovatelnoy-sredev

Просмотр содержимого документа
«Педагогический дуэт. система работы педагога-наставника»


Е.Н.Лебедева,

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Троицкая СОШ"

(п.Троицкий, Губкинского района)


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДУЭТ.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА


Аннотация


Статья рассматривает необходимость внедрения наставнических практик в процессе адаптации молодых педагогов в условиях современной образовательной системы, отмечая важность поддержки и профессионального развития новичков. Основная мысль статьи заключается в том, что наставничество представляет собой эффективный инструмент, способствующий успешной социальной и профессиональной адаптации молодых педагогов. Нехватка опыта у новичка, связанная с изменением образовательной среды, делает невозможным его полноценное развитие без поддержки более опытных коллег. Наставничество, по мнению автора, должно включать системный подход, его цель — формирование компетентного и уверенного в своих силах специалиста.

Статья структурирована на описание трёх этапов наставничества. Первый этап фокусируется на адаптации молодого учителя, создании комфортной атмосферы для интеграции в коллектив и выявлении первых затруднений. Второй этап придает значение профессиональному росту и самостоятельному анализу работы, после чего на третьем этапе продолжается развитие рефлексивных навыков и критической оценки собственной практики.

Автор приводит личный опыт наставничества молодой учительницы, описывая последовательность действий, направленных на преодоление трудностей, с которыми сталкиваются новички. Практические советы и методические рекомендации, описанные в статье, позволяют не только облегчить процесс вхождения в профессию, но и стимулируют развитие творческой индивидуальности молодых специалистов.

Таким образом, работа подчеркивает значимость взаимодействия и поддержания профессиональных отношений в образовательной среде, утверждая, что правильно организованное наставничество способствует раскрытию потенциала молодых педагогов, повышению качества образования и профессионального роста как отдельных воспитателей, так и всей образовательной системы в целом.


Аннотация


Статья посвящена важности наставничества для молодых педагогов в условиях реформирования системы образования. В ней подчеркивается необходимость поддержки начинающих специалистов и описывается процесс и задачи наставничества, а также его положительное влияние на профессиональное развитие молодого педагога.


Ключевые слова


* Наставничество

* Молодые педагоги

* Адаптация в профессии

* Профессиональное развитие

* Система образования

* Школа


Наставники, демонстрирующие собственным примером

упорство и дисциплину в самореализации, наиболее эффективны

Зафар Мирзо

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, школа нуждается в притоке молодого поколения педагогов, которые родились на стыке тысячелетий и готовы работать в новой образовательной среде с применением цифровых технологий.

Найти специалиста, который мог бы начать свою деятельность без предварительной подготовки или сопровождающей поддержки, крайне сложно, и наставничество оказывается наиболее действенным способом решения данной задачи.

Молодой педагог, вступая в свою профессиональную жизнь, сталкивается с трудностями, вызванными нехваткой опыта. Путь становления учителя более продолжителен и сложен по сравнению с другими профессиями, поскольку педагогическое образование не всегда является гарантией успеха.

Педагог — это не просто профессия, а стиль жизни. Современная реальность требует от него постоянного профессионального развития, креативного подхода к работе и самоотдачи.

Настоящий педагог должен обладать специальными знаниями и навыками, а также разбираться в современных образовательных технологиях. Нельзя забывать о личных качествах: отношение к жизни, коллегам, детям и окружающим. Все эти профессиональные навыки, как правило, развиты у опытного учителя. А что же делать новичку?

Приходит молодой учитель и сталкивается с рядом затруднений: от проблем с таймингом на уроке до недостатка уверенности. Ему нужно адаптироваться в новом коллективе и установить правильные взаимоотношения с детьми и родителями. Также важно выработать собственный стиль работы. В этой новой ситуации ответственность за качество своей деятельности ложится на него, и это вызывает у молодого специалиста значительное эмоциональное напряжение. И вот здесь ему необходима постоянная товарищеская помощь – помощь наставника.

Мой опыт подсказывает, что начинающим педагогам значительно легче адаптироваться в профессии, если они ощущают поддержку более опытных коллег, которые готовы вдохновить, дать советы и поделиться собственным опытом. Такой подход способствует более эффективному процессу формирования профессиональных навыков молодого специалиста и способствует развитию его стремления к самосовершенствованию и самореализации.

В настоящее время наставничество требует особого внимания, так как молодым учителям необходимо получить помощь от профессионалов, способных предоставить как теоретические, так и практические советы на рабочем месте.

Наставничество–длительный процесс, требующий системного подхода.

Цель наставничества: способствовать формированию профессионально- адаптированного, компетентного молодого педагога-практика.

Задачи:

  • помочь в личностной и социально - педагогической адаптации;

  • способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям;

  • предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий с детьми и поиск возможных путей их преодоления;

  • стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности;

  • способствовать формированию уверенности в своем профессиональном росте.

В 2020 году к нам в школу пришла молодая учительница русского языка и литературы, Анастасия Михайловна. Я стала её наставником в педагогической деятельности.

Школа представляет собой уникальное пространство со своими правилами и традициями. Приступив к работе в первый год, Анастасия Михайловна поняла, что теоретические знания, полученные в университете, не дают ей возможности полностью реализовать свои педагогические способности. Она испытывала постоянный недостаток чего-то важного и осознавала, что главной преградой является недостаток опыта. Ей была необходима поддержка более опытного коллеги, как воздух!

Наше сотрудничество началось с разработки плана. Мой подход к наставничеству основывался на принципах взаимного уважения, партнерства и командной работы. Чтобы сделать наше взаимодействие продуктивным и эффективным, я придерживалась ряда принципов: не давать указания, не навязывать решения, не судить и не ставить диагнозов.

Построение отношений осуществляла согласно классической модели «менторинга», которая подразумевает личное наставничество с опорой на внешнее взаимодействие с другими участниками образовательного процесса. Благодаря этому у нас с подопечной сложились доверительные отношения, что способствовало её успешной адаптации в профессии.

Структурировала свою работу, разделив ее на три основных этапа.

Первый этап (в течение первого года) представляет собой период адаптации, который является наиболее сложным как для педагога-новичка, так и для его наставника.

Второй этап (второй год) связан с совершенствованием профессиональных навыков, накоплением опыта, поиском оптимальных методов работы с детьми и формированием собственного стиля, а также приобретением авторитета среди учащихся, родителей и коллег.

Третий этап (третий год) заключается в обобщении полученного опыта. В ходе рефлексивной деятельности педагог анализирует свои действия, выявляет проблемы и исследует новые возможности.

Наставничество для начинающего учителя выстраивали с учетом его базового образования, теоретических знаний, личных особенностей, профессиональных потребностей и наличия опыта работы с детьми.

Главной целью первого этапа было создание комфортных условий для интеграции молодого специалиста в коллектив.

Задачи:

  • Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.

  • Обеспечить постепенное вовлечение во все сферы школьной жизни.

  • Включить молодого педагога в самообразовательную и исследовательскую деятельность.

  • Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя.

  • Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям

  • Прогнозируемый результат: молодой специалист с сформированными навыками самоорганизации, самостоятельного поиска информации, владеющий знаниями и умениями в области поурочного планирования, анализа и самоанализа урока

Формы работы:

  • диагностика;

  • индивидуальные консультации;

  • посещение уроков;

  • занятия в «Школе молодого педагога»;

  • тренинги;

  • анализ урока;

На этом этапе молодой специалист нуждается в практических советах педагога-наставника. Поэтому обратили внимание на требования к организации учебного процесса, ведению школьной документации, формы и методы организации внеурочной деятельности учащихся.

Работа с молодыми специалистами наиболее эффективна, если использовать различные памятки:

  • методическая копилка по определению типа урока,

  • эффективный выбор работы с учащимися, анализ и самоанализ урока,

  • памятка классного руководителя, как правильно организовать работу с родителями,

  • методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий.

Перед встречей с молодым специалистом готовлю нужные информационные материалы. На протяжении адаптационного периода поддерживаю постоянный контакт с педагогом. Совместно мы определяем актуальные вопросы его профессиональной деятельности, что помогает ускорить процесс его адаптации и становления.

Для выявления направлений методической работы и ее содержания в ходе диагностики мы обращаем внимание на трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель. Первым шагом является посещение уроков молодого специалиста наставником для распознавания возникающих проблем.

При анализе уроков особое внимание уделяется подготовке к занятию и организационным вопросам учебного процесса, где я знакомлю с методами опытных педагогов, предлагая методические рекомендации и практические советы.

На данном этапе также предоставляется помощь в организации воспитательных мероприятий, что способствует формированию качеств, определяющих уровень мастерства учителя.

Организую участие молодого педагога в практикумах по планированию методической работы и оптимизации выбора методов обучения. Мы также обсуждаем оценки знаний учащихся и развитие их творческих способностей. Мотивация к профессиональной деятельности играет ключевую роль в его саморазвитии.

В рамках работы ШМП предложили молодому специалисту изучить темы для подготовки выступлений по темам: «Основные требования к личностно- ориентированному подходу на занятиях»,«Самоанализ занятия»,«Как написать конспект занятия?», «Как подготовить современное занятие с использованием ИКТ?», «Как анализировать проведенное занятие?», «Структура занятия».

Все перечисленные аспекты значительно облегчают процесс интеграции молодого специалиста в образовательную педагогическую среду. Учитель начинает ощущать уверенность в своих силах, и у него формируется уверенность в правильности выбранной профессии.

В первый месяц работы очень важно предоставить молодому специалисту определённую свободу в действиях; в это время он знакомится со своим классом, завоевывает авторитет и создает «дисциплинарное пространство».

Со стороны наставника необходимо обеспечивать методическую поддержку учебного процесса и внеурочных мероприятий. Классные часы посещаем вместе с заместителем директора по воспитательной работе.

Сохранение и повышение уровня мотивации к профессиональной деятельности, освоению современных образовательных технологий и различным способам самообразования являются главной задачей на следующем этапе.

Для решения этой задачи необходимо:

  • раскрыть профессиональный потенциал молодого специалиста;

  • привлечь его к участию в общественной жизни коллектива;

  • формировать у него общественно значимые интересы;

  • содействовать развитию его творческих способностей.

Второй год менторства является проектным этапом.

Основная цель заключается в формировании у молодого специалиста потребности в разработке своего профессионального пути, усовершенствовании теоретических и практических навыков. Важно понимать уровень знаний и умений молодого педагога. В процессе общения следует эффективно распределять ресурсы и выбирать подходящие стратегии для его развития.

Задачи:

  • Поддерживать личностно-профессиональное развитие специалиста через эффективные формы повышения компетентности.

  • Развивать навыки планирования и организации своей работы.

  • Создать информационное пространство для самостоятельного освоения профессиональных знаний.

Ожидаемый результат: специалист, способный к проектированию и самоанализу своей деятельности, с потребностью в постоянном самообразовании. Формы работы включают индивидуальные консультации, самоанализ уроков, мастер-классы и открытые уроки.

На этом этапе происходит планирование методической работы и коррекция профессиональных навыков молодого учителя. Важно выявить зоны роста и поддерживать мотивацию к освоению инновационных методик.

Не менее важным является постоянное побуждение начинающего педагога к поиску новых методических решений и оптимальных педагогических подходов, которые помогут сформировать его профессиональный стиль. Ознакомление с современными технологиями проходит на лекциях и в ходе педагогических чтений.

Для формирования практических навыков можно использовать различные методы, такие как:

  • педагогические мастерские,

  • работа в творческих коллективах, где молодые учителя осваивают инновационный педагогический опыт, участвуют в профессиональных обсуждениях, создают дидактические материалы, проводят открытые уроки и прочее.

Совместная деятельность учителей в ШМО, ММО способствует поддержанию высокой мотивации; в таких группах начинающий педагог обсуждает свои профессиональные трудности и получает реальную помощь от коллег. Активная методическая работа в разных форматах (мастер-классы, открытые уроки, семинары, практикумы, мини-лекции и т.д.) помогает молодым учителям развивать свою профессиональную компетентность и избегать чувства профессиональной изоляции. Важно, чтобы педагог находился в атмосфере психологического комфорта, создаваемой за счет поддержки и взаимодействия.

Третий год работы наставника — это этап обобщения личного опыта. Рефлексивная деятельность педагога включает анализ своей практики, выявление проблем и поиск новых возможностей. На этапе «рефлексии» наставник сосредотачивает свои усилия на стимуляции и укреплении мотивации молодого учителя, а также на овладении эффективными методами преодоления возникающих трудностей.

Основная цель этого этапа заключается в создании условий для развития профессиональной рефлексии у педагогов, а также в поддержке формирования молодого специалиста как самостоятельного преподавателя.

Задачи этого периода включают формирование у молодого учителя способности и желания к саморефлексии, умения критически оценивать процесс своего профессионального роста и управлять собственным развитием.

Ожидаемый результат: молодой специалист, способный планировать свою деятельность и деятельность учеников, применять инновационные подходы, а также психологически и профессионально готовый к самостоятельной работе, творческому поиску и самообразованию.

На этом этапе анализа профессиональной деятельности применяются различные инструменты, такие как педагогическая рефлексия, участие в профессиональных обсуждениях, посещение открытых уроков и прочее.


Анализ происходящего на уроке и выявление аспектов, требующих улучшения для повышения уровня знаний учеников, представляет определенные трудности.

У молодых специалистов, которые только начинают свою карьеру, навыки эффективной рефлексии развиваются не так быстро. В этом процессе посещение занятий коллег становится наилучшим помощником, так как это позволяет каждому извне оценить эффективность преподавания на уроке.

Эффективность работы в роли наставника напрямую зависит от того, насколько грамотно построена система взаимодействий между молодым учителем, коллегами и руководством. Важно, чтобы у всех участников была общая перспектива в понимании окружающей действительности. Только в таком случае передаваемые знания и навыки обретут практическое применение. Наставничество принесет значительные результаты, если обе стороны будут мотивированы к совместной работе.

Любая деятельность теряет смысл, если она не приводит к созданию определённого продукта или достижению результатов. Как для наставника, так и для молодого специалиста необходимо иметь четкий перечень целей, которые нужно достичь в установленный срок.

Убеждёна, что правильно организованное сотрудничество и разнообразные формы методической поддержки способствуют раскрытию творческого потенциала, талантов и профессиональных качеств молодого педагога.

Результатами деятельности наставничества для нас стало:
  • Повышение качества самообразования молодого педагога;

  • Разработаны методические материалы по проблеме «Играя–учить или как стимулировать познавательный интерес учащихся на уроках русского языка и литературы».

  • Опубликовала статью «Какая школа–такое и будущее».

  • Разработала рабочие программы по всем курсам русского языка и литературы.

  • Разработала программу внеурочной деятельности «Литературный клуб».

  • Создала проект«Ради жизни на земле».

  • Разработала дидактические игры

Молодой специалист активный участник в работе школьного, районного методических объединений учителей русского языка и литературы.

Педагог делится опытом работы с коллегами, проводит мастер- классы.


ЛИТЕРАТУРА


1. Кузнецова, И. В. Наставничество как форма поддержки молодых педагогов в условиях реформирования образования. Педагогические науки, 2021. Ссылка: https://www.pedagogic.ru/articles/nastavnichestvo-podderzhka-molodykh-pedagogov

2. Сидорова, А. Н. Роль наставничества в профессиональном становлении молодых специалистов. Вестник образования, 2020. Ссылка: https://vestnik-obrazovaniya.ru/rol-nastavnichestva-v-professionalnom-stanovlenii

3. Петров, В. А. Наставничество в системе образования: опыт и перспективы. Журнал педагогических исследований, 2022. Ссылка: https://journal-pedagogics.ru/nastavnichestvo-v-sisteme-obrazovaniya

4. Федорова, Е. С. Поддержка молодых педагогов: наставничество как ключевой элемент. Образовательные технологии, 2023. Ссылка: https://obrazovatelnye-tehnologii.ru/podderzhka-molodykh-pedagogov-nastavnichestvo

5. Иванов, Д. И. Наставничество в образовательной среде: влияние на развитие молодых педагогов. Научный журнал "Образование и наука", 2021. Ссылка: https://nauka-obrazovanie.ru/nastavnichestvo-v-obrazovatelnoy-srede