СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Педагогический коллектив и коллектив воспитанников"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Педагогический коллектив и коллектив воспитанников"»

МБОДО Кобяйский улус с. Сайылык «Дом детского творчества с. Сайылык». Педагог дополнительного образования Софронова В.А.

«Педагогический коллектив и коллектив воспитанников».

Проблема педагогического коллектива еще мало исследована. Нет в современной педагогической литературе книг, которые глубоко раскрыли бы суть, роль, место педагогического коллектива в сложном учебно-воспитательном процессе. А между тем педагогический коллектив – это своего рода стержень школы. Школа как очаг воспитания, как сила морального, идейного влияния старшего поколения на подрастающее, как центр многогранной духовной жизни живет только в педагогическом коллективе.

Поколение за поколением дети поступают в школу, учатся, заканчивают ее, а школа живет непреходящими духовными ценностями, которые по капле накапливаются и умножаются. Наследником и хранителем этих ценностей является педагогический коллектив, который живет вечно - столько, сколько живет школа. И именно от того, настолько мудро, бережно, заботливо укрепляется из года в год этот главный корень школы, зависит ее влияние на создание и чувства воспитанников.

Педагогический коллектив создает облик школы. Школа становится большой воспитательной силой, если педагогический коллектив сохраняет непреходящие духовные ценности – в убеждениях, взглядах, традициях, привычках, учителей, в личной неповторимости каждого педагога, в живых отношениях между учителями и учениками, в отношениях между детьми.

В школьном коллективе мы различаем коллектив воспитанников и коллектив воспитателей; и чем значительнее духовные ценности, которые в течение многих лет накапливаются и заботливо сберегаются в педагогический коллектив не только как объект воспитания, но и как участник воспитательного процесса, как воспитатель.

Ученический коллектив становится большой воспитательной силой благодаря тому, что на него влияют духовные ценности и достижения, осмысленные, умудренные живым творчеством, одухотворенные знаниями и идейными убеждениями учителей.

Для того чтобы влияние личности воспитателя стало реальной силой, мало таланта, энергии, творческой работы педагога. Эта сила вдохновляется ценностями, созданными педагогическим коллективом, - его взглядами, идеями, которые живут в школе не одно десятилетие.

Такое очень важное и необходимое дело, как внедрение дело, как внедрение передового опыта обучения и воспитания, возможно лишь при условии, если опыт отдельных педагогов становится достоянием коллектива. В школе, где педагогический коллектив является мудрым хранителем духовных ценностей воспитания, молодой учитель быстро и безболезненно становится опытным мастером воспитания и обучения, избегает многих ошибок.

Отсутствие настоящего педагогического коллектива приводит к тому, что учителю очень тяжело работать: каждый, по сути, идет на ощупь, а живые ростки положительного опыта остаются неизвестными даже педагогу, который работает в соседнем классе. А если нет педагогического коллектива, нет и коллектива ученического.

Как же, благодаря чему создается педагогический коллектив? Его творят коллективная мысль, идеи, творчество. Его творят коллективная мысль, идеи, творчество. Директор школы становится организатором и руководителем педагогического коллектива лишь поскольку, поскольку он умеет объединять усилия учителей для коллективной мысли, умеет найти, указать путь ее развития в творческой работе и – это самое главное умеет вместе с учителями из года в год накапливать духовные ценности учебно-воспитательного процесса. Для этого директору нужно работать в школе не один год. Тем, где часто меняются директора, создать настоящий педагогический коллектив невозможно.

Предметом нашего исследования является вопрос:

Какие же духовные ценности, приобретенные школой, нужно сберегать и обогащать, благодаря каким ценностям создается педагогический коллектив, как проявляется влияние этих ценностей в воспитании ученического коллектива, в индивидуальном творчестве педагогов? Многолетний опыт дает право ответить на эти вопросы.

Чтобы педагогический коллектив стал источником мысли, творчества, поисков каждого учителя, чтобы практическая работа вдохновлялась педагогическими идеями, была озарена светом мысли, теории, учителей должны объединять убеждения, взгляды, мысли, традиции.

Важным убеждением педагогического коллектива является вера в огромную воспитательную силу любого труда на благо коллектива, общества, народа. Труд -не просто средство воспитания. Это сама суть, содержание жизни коллектива и личности. Сочетание слов «трудовое воспитание» неразрывно: воспитание только тогда и воспитание, когда оно трудовое; без труда, который вошел в духовную жизнь человека уже в детские годы, невозможно ни моральное, ни эстетическое, ни физическое, ни умственное воспитание. Без труда немыслимы коллектив, ибо только в труде – в отдаче физических и духовных сил для людей, в творении счастья людей – возможны отношения долга, ответственности, требовательности.

Наш педагогический коллектив заботится и о том, чтобы детство, отрочество (особенно отрочество) и ранняя юность наших воспитанников не прошли легко и беззаботно.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога, на мой взгляд, не совсем обычная. Ведь педагоги заняты приготовлением, если можно так сказать, нашего будущего, воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнего поколение, работают, так сказать, с «живым материалом», порча которого приравнивается, не побоюсь этого слова, к катастрофе. Одним словом, работа учителя выполняется без репетиций, без черновых вариантов, сразу набело: воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Кроме того нельзя просмотреть, не заменить склонность ребенка, не сложившейся жизнь, разочарованием во всем.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личностных качеств педагога. Кто с этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от него умений и знаний. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника.

Всем современными исследователям отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Скажу больше, нельзя допускать, чтобы в школу приходили случайные люди. С детьми надо работать по призванию, только если дети – часть жизни. Еще Л.Н. Толстой писал: «Ели учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Использованная литература:

Злыгостева Н.А., Злыгостев А.С., 2007-2019

При использовании материалов сайта активная ссылка обязательна: http://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике