СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический контроль, формы организации.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описаны формы организации педагогического контроля и его виды на уроках ИЗО

Просмотр содержимого документа
«Педагогический контроль, формы организации.»

Процесс педагогического контроля, формы его организации, виды контроля на занятиях ИЗО (текущий, тематический, рубежный, итоговый на примерах из практики).

Контроль и оценка достижений обучающихся является важной составной частью процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Целью контроля является определение качества усвоения школьниками программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе, творческой деятельности.

По своей сути контроль обеспечивает установление обратной связи, т.е. получение сведений о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий (учитель) выясняет, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к усвоению новой информации. Также он получает сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Контроль показывает учителю и то, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в учебных целях.

Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Это помогает ему понять, каких успехов он добился в усвоении знаний, а также увидеть пробелы и недостатки в них. Систематический контроль дисциплинирует обучающихся, приучает к определенному ритму учебной деятельности, развивает волевые качества.

Проверка является составной частью контроля и направлена на выявление и измерение знаний, умений, навыков обучающихся.

В ходе проверки можно установить:

-диагноз (что может ученик)

-констатация (что знает и умеет ученик)

-прогноз (чего может добиться)

Результатом проверки являются оценивание (как процесс) и оценка (как результат) проверки.

Функции педагогического контроля:

-контролирующая функция; ее цель- установление обратной связи (внешней: ученик- учитель и внутренней: ученик- сам же ученик), а также учет результатов контроля в организации учебного процесса;

-обучающая функция показывает профилактико- предупредительную цель контроля, т.е. цель управления обучением (исправление недостатков и устранение пробелов), формирования умений и навыков, систематизации знаний;

-развивающая функция связана с тем, что контроль способствует развитию памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, мотивов учебно- познавательной деятельности;

-воспитательная функция означает, что контроль организует ученика, дисциплинирует его, развивает трудолюбие, усидчивость и др. личностные качества;

-проверочно- оценочная функция позволяет контролировать деятельность каждого педагога, выявляя уровень его прфессиональной подготовки; также оценивается результативность учебных программ.

Принципы контроля:

-объективность контролирующего лица и достоверность результатов;

-ориентация на требования утвержденных программ;

-оценка не только уровня теоретических знаний школьников, но и умения применять их на практике, оценка степени самостоятельности;

-систематичность и своевременность контроля;

-наглядность и гласность ( открытость контроля для всех обучаемых, оглашение и мотивация оценок)

Виды контроля разделяются по характеру получения информации: устный, письменный, практический и по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, тематический, рубежный, итоговый.

Виды контроля, применяемые учителем на занятиях ИЗО:

Вводный (предварительный) контроль проводится в начале года или перед изучением новой темы и определяет исходный уровень обученности: творческая работа на дом, собеседование, тестирование. Цель- выявление имеющихся знаний, умений и навыков к началу обучения или изучения новой объемной темы. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым в течение предстоящего учебного года или в процессе изучения новой темы нужно будет уделить повышенное внимание.

Текущий контроль художественной деятельности по своей сути является частью каждого урока и включает в себя проверку и анализ индивидуальных творческих работ обучающихся, выполненных в различных видах, жанрах и техниках изобразительного искусства, а также позволяет проверить уровень теоретических знаний, полученных на занятии (фронтальный опрос, викторина, кроссворд). Цель- своевременно выявить пробелы в знаниях и проблемы в практической передаче творческих замыслов из- за недостаточной сформированности навыков изобразительной деятельности.

Тематический контроль проводится с целью выявления знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельной темы для дальнейшей их коррекции и подготовки к рубежному и итоговому контролю ( тестирование, кроссворды, карточки с творческими заданиями, представление мультимедийной презентации, реферат).

Цель рубежного контроля- это этапное подведение итогов за четверть после прохождения всех тем четверти в форме выставки, тестирования, демонстрации обучающимися собственных работ с устным анализом. Цель- проверка усвоения взаимосвязей между отдельными частями и темами ; главные функции- систематизация и обобщение.

Для итогового контроля используются различные методы диагностики: конкурсы рисунков, творческих работ, проекты, викторины, тесты, контрольно- измерительные материалы. По результатам итогового контроля определяется степень освоения учебной программы по изобразительному искусству за год или несколько лет.

Выбор форм организации контроля зависит от специфики учебного материала, его сложности, объема, доступности. В зависимости от содержания учебного материала можно использовать индивидуальные, парные, групповые, фронтальные формы контроля. Чтобы заинтересовать и активизировать деятельность учеников на уроке проводятся игры по теме, тесты, кроссворды, работы по дидактическим карточкам, творческие самостоятельные и практические работы.

Формы контроля необходимо выбирать в зависимости от целей и задач обучения и воспитания на данном этапе. Их определяет тип урока, специфика проверяемого материала, уровень подготовленности обучающихся и возрастные особенности учеников.

Проверка- это один из способов осмысления, закрепления и систематизации знаний, умений и навыков изобразительной деятельности, позволяющих обучающимся реализовывать творческие замыслы.

С помощью контроля есть возможность устанавливать обратную связь, позволяющую вести наблюдение за усвоением обучающимися знаний, умений, навыков, а также обнаруживать проблемы восприятия, осознания, осмысления, запоминания, практического воплощения.

Примеры в приложении.