Мастер-класс
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками
Задачи:
*дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной дея-ти детей и возможности ее применения на практике;
*продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами;
*показать, как можно использовать сказочные истории в экспериментальной дея-ти;
*распространение педагогического опыта.
Ход работы.
Дошкольное детство – это тот период, когда все познается, все интересно, лучший способ познания - это потрогать, наблюдать, попробовать. Дети любят сказки, любят обыгрывать сюжеты и если объединить два вида дея-ти: сказочную историю и опыты, то процесс экспериментирования станет еще более увлекательным, будет мотивировать детей работать с различными материалами. На сегодняшнем мастер-классе мы проведем экспериментирование в рамках одной истории. Начнем.
1 слайд. «Птичий двор»
_ На одном птичьем дворе у мамы утки вылупились утята. Все утята были послушными, ходили за мамой, но был один такой, которому было все интересно, который совал свой нос во все дела птичьего двора. И вот исследовав весь двор, ему захотелось узнать, что же там за пределами птичьего двора.
2 слайд « Озеро с лодкой и кувшинками»
- Выйдя за забор , он увидел небольшое озеро. Перед вами тоже небольшое озеро. Мы побудем в роли любопытного утенка. На этом озере он увидел красивые цветы и на волнах качалась лодочка. Утенок понял, чтобы добраться до цветов, надо использовать лодку, но испугался, а вдруг он утонет, он ведь не знал, что лодка не утонет, по какой – то причине.
-По какой причине не утонет лодка? (Ответы)
-Мы сейчас и узнаем причину. Перед вами пластилин 2 куска – большой и маленький. Возьмем большой и бросим в воду, что с ним произошло? (Утонул)
-А теперь достанем и не хитрыми движениями рук сделаем лодочку и спустим ее на воду. Плавает? Почему (Ответы)
-Также ту лодку, которую увидел утенок, тоже удерживал воздуха поверхности воды. Утенок сел в нее и доплыл до красивых цветов.
3 слайд. «Кувшинки»
-Что это за цветы» (Кувшинки) Утенок пока плавал по озеру наблюдал как распускались цветы. Давайте мы понаблюдаем как распускаются кувшинки. Перед вами заготовки цветов и карандаш, на карандаш накрутим каждый лепесток внутрь, т.е. цветок как бы закроем. Теперь опустим цветок в воду и смотрим, что происходит. Раскрывается. Почему?
-Вот так на озере распустились цветы. Также на озере он увидел, что какие-то существа, то выныривают, то заныривают.
4 слайд « Рыбки»
Он увидел маленьких рыбок. Мы тоже с вами посмотрим на этот процесс. Возьмем газированную воду и нальем ее в стаканчик, далее возьмем маленький кусочек пластилина и отрываем небольшие кусочки и катаем шарики, бросаем их воду, что происходит?
(СНАЧАЛА ТОНЕТ, НО ПОТОМ ПОКРЫВАЕТСЯ ПУЗЫРЬКАМИ ВОЗДУХА И ОНИ ЕГО ПОДЫМАЮТ)
-Более длительное время наблюдая, мы увидим, как наши горошины туда сюда опускаются, как рыбки в пруду.
- Пока он заглядывал в воду, утенок обронил булавочку (в стаканчик). Нам надо достать ее , не замочив рук. Посмотрите, что можно для этого использовать (МАГНИТ). Достаем.
5 слайд «Блюдце с цветком»
-в Это время подул сильный ветер, с деревьев стали обламываться маленькие веточки и падать в озеро. На столе в тарелочке лежат по 5 зубочисток, которые нужно надломить пополам и выложить в блюдце в виде цветка, вот как на образце. Пипеткой набрать из стакана воды и налить в середину цветка, что происходит ? (РАСКРЫВАЕТСЯ КАК ЗВЕЗДОЧКА) . Почему? (ПОТОМУ ЧТО ДЕРЕВО НАПИТЫВАЕТ ВОДУ , РАСШИРЯЕТСЯ И ДВИЖЕТСЯ)
6 слайд «Вечер и звезды»
-Звезды ,которые получились стали утенку светить, т.к. уже стемнело. Они помогли ему вернуться домой.
Так завершилось путешествие нашего героя.
ВЫВОД,
- Это был пример сказки придуманной на основе опытов. Можно другие опыты, другой сюжет. Совместив сказочный сюжет и экспериментальную дея-ть, ребенок более мотивирован, заинтересован к познанию окружающего мира.