Педагогический опыт использования информационно - коммуникативных технологийв обучении детей игре на музыкальных инструментах
За последние годы использование в учебно-воспитательном процессе информационно - коммуникативных технологий из разряда эксклюзивности давно перешло в формат незаменимых средств обучения. В этом обзоре на примере двух объединений дополнительного образования «Ансамбль барабанщиков» и «Ансамбль саксофонистов» рассмотрим опыт работы с использованием ИКТ в обучении игре на музыкальных инструментах и концертных выступлениях учащихся.
Стремительное развитие компьютерных технологий в современном мире ставит перед дополнительным музыкальным образованием актуальные задачи внедрения новых возможностей мультимедиа в традиционное обучение игре детей на музыкальных инструментах. Современные требования в области информационных технологий сводятся не просто к компьютерной грамотности детей, а к формированию прочных навыков и умений в области информационной культуры. Цели, которые ставит перед собой педагог, используя средства компьютерных и информационных технологий, прежде всего, являются:
- формирование у детей прочного интереса к занятиям музыки;
- повышение интереса учащихся к творческой деятельности;
- рост познавательной деятельности в процессе обучения;
- развитие мотивации ученика в личном развитии личности;
- воспитание активности и сознательности;
-формирование культурно-эстетического отношения к музыкальному искусству.
С помощью современных цифровых технологий длительный и трудоемкий процесс обучения игре на музыкальных инструментах становится более интересным, увлекательным, разнообразным и самое главное, высокоэффективным. Занятия музыкой в глазах воспитанников приобретают большую значимость и весомость, побуждают их с большим энтузиазмом посвящать себя музыкальному творчеству.
Значительную часть в учебном процессе помимо плановых занятий занимают регулярные выступления на мероприятиях самого различного уровня не только в учебном заведении, но и в городе. Постоянная и регулярная концертная практика помогает участникам коллектива с юного возраста приобщиться к эстраде, почувствовать себя в роли настоящего артиста, находящегося в центре внимания и событий, в действительности ощутить свою значимость, что в немалой степени сыграет положительную роль в выбранной будущей профессии учащихся. Вместе с тем дети учатся проявлять свои лучшие творческие способности в работе в коллективе, в команде, используя личное мастерство и лучшие черты характера. Каждое концертное выступление – это не только наивысшее достижение всего коллектива, не только повод порадоваться успеху, вспомнить аплодисменты зрителей, слова благодарности, но и время подвести итоги проделанной работы, правильно оценить своих силы и умения, определить дальнейшие пути развития творческого опыта и мастерства.
Для проведения детального анализа концертного выступления на занятиях применяется один из самых эффективных способов восприятия информации – это способ визуализации, т.е. видеозапись выступления коллектива, которая просматривается на большом экране телевизора или интерактивной доски. Проводится детальный разбор выступления с применением различных изменений скорости изображения и звука, обсуждаются и анализируются наиболее удавшиеся и не совсем получившиеся моменты номера. Не только педагог, но и сами исполнители дают объективную оценку своего участия в прошедшем концерте, совместно намечаются пути дальнейшего профессионального мастерства и творческого роста. Использование видеозаписи, большого экрана и возможностей компьютера дают неоценимую помощь в вопросе устранения недостатков и ошибок в дальнейшей концертной практике. Помимо анализа своего выступления воспитанники имеют возможность сопоставить и оценить свое мастерство с более ранними записанными концертами, увидеть изменения в исполнительском росте и овладении музыкальными инструментами, сравнить технический уровень игры ансамбля с выступлениями других коллективов. Еще раз отмечу, что такие занятия не должны быть простым просмотром выступления. Они должны, прежде всего, носить учебно-воспитательный характер, направленный на совершенствование мастерства всего коллектива. Необходимо сказать, что работа над видеозаписями не должна превышать более 20-30% занятия, чтобы у воспитанников оставалось достаточно времени для исправления выявленных недостатков.
Методика обучения игре на музыкальных инструментах и педагогическая практика определяет, что у ученика имеются наилучшие средства видео-звукового контроля занятия: зеркало и магнитофон. Эти обычные предметы повседневного быта в былое время совершенно точно и объективно показывали начинающему музыканту уровень его подготовленности, разрешали спорные вопросы, касающиеся различных аспектов исполнительства. Прежде всего, ученик на своем личном примере при помощи зрительного образа и аудиозаписи на уроке и во время самостоятельных занятий мог реально корректировать свое техническое мастерство и вовремя устранять недостатки исполнения.
В наше время незаменимыми помощниками педагогу и ученикам на занятиях становятся мобильные устройства – смартфон и планшет. Эти устройства можно использовать, как самостоятельно, так и в паре с аудио колонками компьютера или отдельными аудио системами, такими как гитарные или клавишные комбо и пр. Каждое занятие, начиная с разминки и разыгрывания, исполнения упражнений и музыкальных пьес необходимо фиксировать на камеру смартфона или планшета, чтобы по окончании записи совместно провести краткий разбор исполнения и своевременно осуществить корректировку выявленных недостатков. Более надежный эффект получается при прямом подключении камеры гаджета к большому экрану телевизора или интерактивной доски. В этом случае, как в зеркале ученики напрямую видят свое отображение и исполнение. Если же занятия проводятся индивидуально, то экран компьютерного планшета с включенной фронтальной камерой можно установить перед учеником к примеру на подставку для нот, пюпитр. Особенно важно проводить такие записи в начальный период обучения, так как в большинстве случаев ребенок даже понимая какие он делает технические ошибки, продолжает их совершать, концентрируясь на других более важных, по его мнению, проблемах, таких как исполнение правильных нот, или аппликатурный способ исполнения в разных диапазонах и регистрах. Зачастую воспитанники просто не умеют контролировать свою игру на инструменте, и только видеозапись наглядно показывает над чем конкретно необходимо работать в данный момент. Такие визуальные видео фиксации позволяют на раннем этапе занятий избежать критических ошибок, прежде всего в исполнительской постановке, звукоизвлечении и дыхании.
И еще один немаловажный аспект пользы проведения видеозаписи во время занятий – это видеозапись законченного, концертного исполнения пьесы. Если есть возможность, желательно проводить запись на сцене в концертном зале. Почему это так необходимо? Зачастую учащиеся перед концертным выступлением не могут справиться с творческим волнением, боязнью сцены и зрительской аудитории. И это не удивительно, ведь результатом напряженной творческой работы любого исполнителя является выход на сцену. Это событие всегда очень ответственно, и является не только большим стимулом для дальнейшего творческого роста, но и строго оценивается преподавателем, товарищами, публикой, вызывая у исполнителей волнение, нервозность, тревогу, а подчас и настоящую панику. Нередко по этим причинам дети забывают все то, что было достигнуто продолжительными тренировками и репетициями. Особенно остро эстрадное волнение проявляется в подростковом возрасте по мере роста чувства ответственности к себе и порученному делу. Ученики, чье мастерство еще не доведено до высокого уровня профессионализма не могут в полной мере раскрыть свои способности на сцене, так как не обладают большим опытом публичных выступлений и находятся на сцене буквально в стрессовом состоянии.
Для преодоления таких психологических трудностей существует довольно много способов их решения. Все они подробно описаны в специальной литературе и методических рекомендациях, но проведение регулярной видеозаписи репетиции и итогового исполнения пьесы гораздо быстрее и лучше позволяют ученикам справляться с нервозностью и творческим волнением перед концертным выступлением. При осуществлении видеозаписи воспитанники так же волнуются и переживают, как и во время настоящего концерта и регулярные видеосъемки очень эффективно помогают ученикам воспитывать в себе уверенность и набирать опыт игры на публику.
Мир цифровых технологий ежедневно стремительно развивается и обновляется. Планшетные компьютеры становятся не только способом получения звуковой информации, но и помощниками в получении учениками визуального пространства. Современная исполнительская практика показывает, что широкое использование планшета не только на занятиях музыки, но и в концертной практике в скором времени полностью заменит музыканту печатные ноты и освободит его от необходимости хранить большое количество нотной и учебной литературы. Широкое использование экрана планшета вместо традиционных нот и хранение учебной информации в «облачных хранилищах» только начинает применяться на занятиях в объединении, но безусловно, со временем займет свое лидирующее место в процессе обучения.
Большое количество музыкальных программ для мобильных устройств сегодня практически заменили устройства и приспособления, которые на протяжении многих лет были незаменимы в арсенале любого музыканта и в обучении детей игре на музыкальных инструментах. Прежде всего - это метроном и камертон. Столь необходимые для развития чувства ритма и музыкального слуха приборы теперь легко помещаются в любых гаджетах и имеют более полный и расширенный функционал по сравнению со своими предшественниками. Для большей эффективности смартфон или планшет также можно подключать через колонки компьютера или проигрывателя.
Сегодня точность настройки инструментов и выдерживание необходимого темпа не являются проблемой начинающего музыканта и доступны в любое время, как на уроке в классе, так и на любой площадке и сцене. Наглядное положение частоты исполняемого тона помогает детям не только настраивать и контролировать свой слух, но и овладевать приемами самостоятельной подстройки инструмента при помощи исполнительского аппарата, делая этот процесс занимательным и интересным, а применение акцентов и различных звуковых эффектов ударных в обозначении сильных и слабых долей метронома делает этот процесс еще и весьма эффективным.
Помимо запланированных музыкальных примеров в ходе занятий зачастую возникает необходимость продемонстрировать аудио или видеозапись классического исполнения музыкальной пьесы, или показать альтернативный вариант разучиваемого произведения. И здесь большую возможность использования в образовательном процессе информации предоставляет педагогу сеть Интернет. Зная необходимые музыкальные ресурсы, педагог всегда с легкостью может решить эту задачу, что как мы уже отмечали, обеспечивает заинтересованность учащихся в занятиях музыкой, делает занятие для ребенка более значимым, интересным и запоминающимся. Просмотр видео примеров музыкальных произведений в интерпретации лучших мастеров искусств дает возможность не только ознакомиться с исполняемой музыкой, но и что немало важно, увидеть ее сценическое воплощение, режиссерский и постановочный замысел.
Основным фактором в процессе занятий является подготовка музыкальных произведений и концертных номеров в сопровождении аккомпанемента. Большинство издаваемых школ обучения игре на музыкальных инструментах не предусматривают проведение занятий с детьми по разучиванию пьес под фонограмму-аккомпанемент. И это понятно, так как большинство учебных пособий были написаны в прошлое время, зачастую более ста лет назад. Более того, традиция оказалась настолько сильна, что многие современные педагоги и музыканты категорически отвергают идею обучения детей музыки под фонограмму минус, когда вместо аккомпаниатора используется записанные треки оркестра. Современная школа исполнительского мастерства на музыкальных инструментах в своей основе подразумевает воспитание в большей степени музыканта-солиста. Поэтому в процессе обучения преобладает направленность на сольное исполнительство и индивидуальное мастерство. В игре на инструменте с аккомпаниатором музыкант чувствует себя лидером, по желанию которого аккомпанемент всегда будет играть зависимую роль в исполняемом темпе, динамике, характере пьесы и т.д. Оркестровой и ансамблевой подготовке в учебном процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах уделяется значительно меньше времени и внимания, что в конечном итоге приводит к нехватке музыкантов обладающих высокими качествами коллективного исполнительства. Как раз в этом вопросе и призваны сыграть положительную роль занятия и выступления с детьми с использованием фонограмм минус.
Использование фонограмм-аккомпанементов в процессе музыкального обучения, особенно на начальном этапе не только вызывает повышенный интерес к занятиям, но и весьма положительно способствует развитию у учеников таких необходимых качеств и навыков, как формирование опыта коллективного исполнительства, развитие чувства ритма и динамического баланса, ощущения темпа, развитие гармонического слуха, музыкальности и выразительности. Воспитанники приучаются слушать и соподчиняться аккомпанементу, понимать место и значение своей оркестровой партии в исполняемом произведении, что в конечном итоге вырабатывает чувство исполнительской дисциплины и дисциплины в целом.
При подготовке музыкальных пьес под фонограмму минус большое значение играет правильный темп исполняемого произведения. Поэтому очень важно на стадии ознакомления ансамбля или ученика с нотным текстом при помощи специальных программ для обработки звука создать несколько вариантов аккомпанемента в различных ученических темпах и постепенно, по мере разучивания произведения, приближать темп к оригинальному исполнению, указанному в обозначении метронома пьесы.
В рамках статьи мы не ставили задачу более детально изучить вопросы работы с видеозаписями, метрономом и тюнером на занятиях и концертных выступлениях, рассказать о тонкостях игры с использованием фонограммы минус и авто аккомпанемента синтезатора. Основная цель публикации - показать, что в таком, казалось бы, традиционно консервативном вопросе, как обучение детей игре на музыкальных инструментах возможно и необходимо широко применять информационно-коммуникативные технологии.
В заключении хотелось добавить, что новое время диктует новые требования к педагогу. Количество задач и темп их решений ставит перед преподавателем обязательное требование к овладению информационными технологиями в образовательном процессе. Необходимо уметь на достаточно высоком уровне оперировать музыкальными программами по обработке звука и видео, компьютерным набором нот и партитур. Иметь практику в создании и записи фонограмм, обработки их в различных форматах, по возможности уверенно ориентироваться в ресурсах интернета. Широко применять эти навыки при условии сохранения и применения традиционных методов обучения детей игре на музыкальных инструментах. Не обладая таким опытом и знаниями в области применения информационно - коммуникативных технологий, педагогу будет трудно рассчитывать на большой интерес детей к занятиям, быстрое и качественное овладение музыкальным инструментом. Разумеется, использование современных компьютерных и информационных достижений на занятиях не могут качественно изменить саму систему музыкального образования. Эти технологии могут служить лишь дополнительной возможностью для улучшения самого процесса обучения игре на музыкальных инструментах, быть более качественным и эффективным инструментом достижения цели обучения. Сложившиеся традиции музыкального образования и использование новых информационных технологий обучения могут лишь добавлять друг друга, соответствуя современному сознанию и опыту учащихся. Главная цель использования информационно-коммуникационных технологий в процессе музыкального обучения - более яркое и полное раскрытие творческого потенциала ребенка.