МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 11 «БЕЛОСНЕЖКА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПРОЕКТ «КЛАДОВАЯ ЗЕМЛИ » Автор: воспитатель Баленко Ю.Р.
Актуальность: Играя с детьми в сюжетно-ролевую игру «Ювелирный магазин», при реализации основ финансовой грамотности, затронула тему добычи драгоценных и полудрагоценных камней в Амурской области. Дети с удивлением узнали, что в нашем регионе добывают золото, полудрагоценные и поделочные камни. Им стало интересно, как и какие полезные ископаемые ещё добывают в Амурской области. Такая постановка вопроса заинтересовала и меня.
Цель проекта : Сформировать у детей представления о полезных ископаемых Амурской области, их роли в жизни человека. Задачи: Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами добычи (песок, торф, полудрагоценные известняки, и поделочные камни, бурый уголь, золото). Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком .
Ожидаемые результаты: - Приобретение детьми знаний о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ. - Формирование знаний о свойствах и качествах, способах добычи полезных ископаемых Амурской области, о пользе их в природе и жизни человека. -Формирование познавательного интереса к окружающему миру, к познавательно-исследовательской деятельности, развитие навыков наблюдения и экспериментирования. -Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом.
Дидактические принципы: От простого к сложному предусмотрен переход от простых занятий к сложным; Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление; Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Этапы: 1 этап – организационный – январь 2020г. Изучение научно-методической литературы по теме. Детская энциклопедия: «Горы и минералы», «Геология полезных ископаемых», «Экспериментальная деятельность», энциклопедия «Почемучка». Оценка знаний детей до реализации проекта. Подборка материала, информации, оборудования, изготовление игр («Лото полезных ископаемых», «Собери пазлы», «Убери лишнее», атрибутов; Пополнение уголка экспериментирования (глина, песок, уголь; оборудование: лупы, воронки, колбы, микроскоп); Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала (Журналы: «Чароит», «Полезные ископаемые Амурской области», «Разнообразие камней», «Цветные и редкие металлы Амурской области», Коллекции: «Строительный материал», «Полезные ископаемые», «Каменный уголь». Составление плана работы по изучению полезных ископаемых Амурской области для детей старшего дошкольного возраста через опыты и эксперименты, раскопки; Создание развивающей среды по теме, через организованную образовательную деятельность, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, эксперименты, раскопки.
Анкета для детей 1. Знаешь ли ты в какой области проживаешь? 2. Что такое полезное ископаемое? 3. Для чего нужны человеку полезные ископаемые? 4. Какие бывают полезные ископаемые? 5. Как называют людей, которые ищут и исследуют полезных ископаемых? 6. Что делают из песка, глины, золота, гранита ? 7. Какие драгоценные камни ты знаешь? 8. Где их применяют?
Оценка сформированности у группы детей знаний о полезных ископаемых в начале реализации проекта
2 этап – основной - (январь 2020 – март 2020) Целью данного этапа являлось формирование знаний у детей о полезных ископаемых и их свойствах через экспериментально – исследовательскую деятельность. Проект реализовывался через: проведение организованной образовательной деятельности («Что мы знаем о природных ископаемых», «Как человек использует природные ископаемые?», «Спор полезных ископаемых»). просмотр мультфильмов: « В гостях у гномов»(Союзмультфильм, 1975г.), «Путешествие с Хрюшей», «Полезные ископаемые», «Шишкина школа. Природоведение. Полезные ископаемые», «Про полезные ископаемые» (документальные фильмы для детей, о происхождении полезных ископаемых). чтение художественной литературы: (Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами», Н.Н. Бажов «Самоцветы», «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка».) проведение сюжетно-ролевых игр: («Мы-Геологи», «Нефтяники», «Раскопки».) дидактических игр: (Подбери камушек», «Что для чего?», «Ящик ощущений», «Вспомни сказку», «Камень, ножницы, бумага»)
3 этап – заключительный - (март 2020) -На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика. - оценка знаний детей после реализации проекта. -Обобщение опыта работы перед педагогами, -выложен в видеохостинге, инстаграме.
Сравнительный анализ сформированности у группы детей в конце реализации проекта
Выводы Работа над проектом помогла познакомить детей с разнообразием полезных ископаемых, с особенностями природы родного края, оказала большое влияние на формирование нравственных чувств у дошкольников, способствовала формированию активного словаря, гармоничному развитию личности и бережному отношению к природным богатствам. В процессе знакомства с полезными ископаемыми шло приобщение детей к исследовательской деятельности, опытам и экспериментам, формированию у детей любознательности, интереса. У детей расширились знания об окружающей природе и ее охране, о труде людей, воспитанники научились работать с информационными источниками, вести наблюдения, что способствовало познавательному развитию. Данный проект развивает научный стиль мышления, учит заботиться об окружающем мире. Подводит новое поколение к видению и решению экологических проблем, приобщению детей к культурным ценностям своего края.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ