ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
воспитателя 1-ой квалификационной категории
Иченских Ольги Евгеньевны.
Тема:«Экологический Ай-стоппер, как одна из современных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
2022г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Сведения об авторе --------------------------------------------------------- 1
Условия формирования опыта ------------------------------------------ 1
Теоретическая база опыта ------------------------------------------------- 1- 2
Актуальность ------------------------------------------------------------------ 3
Новизна опыта ----------------------------------------------------------------- 3
Технология опыта ------------------------------------------------------------- 3-4
Приложение --------------------------------------------------------------------- 5 -24
Список литературы ----------------------------------------------------------- 25
Педагогический опыт
воспитателя первой квалификационной категории
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района.
Тема: «Экологический ай – стоппер, как одна из современных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
1. Сведения об авторе.
Ф. И.О : Иченских Ольга Евгеньевна.
Образование: средне – специальное.
Окончила - «Мангышлакское педагогическое училище».
Год окончания: 1991
Квалификация : «Воспитатель в дошкольных учреждениях».
Место работы: МКДОУ Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района
Должность: Воспитатель.
Педагогический стаж: 21год.
Стаж работы в занимаемой должности:21 год.
2.Условия формирования опыта.
Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен. Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием. На сегодняшний день у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что на мой взгляд обуславливается низким уровнем экологической культуры – люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.
Современные дети отличаются «клиповым мышлением», воспитанные экранной культурой телевизоров, компьютеров и айфонов. Их внимание очень сложно привлечь к проблеме экологии. Необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Поэтому я решила апробировать в работе с детьми инновационную технологию «Экологический ай-стоппер».
3.Теоретическая база опыта.
Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.
Так большинство мыслителей и педагогов прошлого предавали большое значение природе, как средству воспитания детей.
Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы ввести детей в природу, чтобы сообщить им всё доступное и полезное для умственного и словесного развития.
Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачёва, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.
В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры, через познание экологических закономерностей природы.
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа» нацелена на воспитание гуманной и творческой личности ребёнка дошкольного возраста, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.
Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, навыков практического участия в природоохранной деятельности своего края.
Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» создана на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников. Она включает как бы две программы, тем самым одновременно решая вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель является носителем экологической культуры).
Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы ,человека и его деятельности.
Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предлагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественно - научных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный».
Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой, саморазвивающейся личности. Авторы считают, от того как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит, как он будет действовать, какие поступки совершать. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке, его внутреннем мире и созидательных поступках.
Неоценимую помощь в работе оказали следующие пособия: Н. В. Коломнина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», З. Ф. Аксёновой «Войди в природу другом», В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», Л. Г. Киреевой, С. Б. Бекрежнова «Формирование экологической культуры дошкольников», Е. А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников», Л. М. Потаповой «Детям о природе», В. А. Шишкина и М. М. Дедулевич «Прогулки в природу» и др.
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях.
4. Актуальность.
Все мы – дети природы. Каждый человек с малых лет должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. В последнее время наблюдается увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии, на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными, так природа реагирует на вторжение человека на её территорию.
Сегодня, как никогда экологическое образование стало одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома - планеты Земля. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Изменить мировоззрение взрослого человека практически невозможно. Только у подрастающего поколения можно сформировать экологическое сознание. Тогда человек будет считать себя частью природы. Наша задача - формирование у детей дошкольного возраста экологической образованности и культуры поведения к природе.
Дошкольное образование является первым звеном в формировании экологической культуры, именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребенка в ознакомлении с природой - это бесценный дар, которым нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения природоведческого кругозора, экологической культуры. В процессе общения с природой дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья. Они осваивают правила поведения в природе, учатся быть хозяевами своего дома - планеты Земля.
5. Новизна опыта.
Из своего опыта работы хочу поделиться одним из инновационных методов работы по экологическому воспитанию детей - «Экологический ай-стоппер».
Ай-стоппер (от англ. Eye stopper - ловушка для глаза) - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Это могут быть различные экологические картинки, информационные листовки , объекты, куклы, панно и т.д.
Задача стоппера остановить случайно брошенный взгляд, вызвать любопытство, приковать внимание, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость.
Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего.
6. Технология опыта.
В группе создана мини – студия «Экологический ай- стоппер». Здесь имеются и используются в работе с детьми: модуль «От чего грустит планета и когда планета радуется; красочный объект «Сортируем мусор, бережём природу»; экологические ай - стопперы : «Помочь природе просто»; «Что плохо для природы, а что хорошо»; «Правила поведения в лесу»; информационные листовки: «Большая помощь маленькому другу»; «Каждой птичке по кормушке»; «Ядовитые растения и грибы» и др.
Один из последних экологических ай- стопперов «На праздник ёлку не руби-лес береги» был изготовлен и предложен детям перед Новым годом.
С детьми проводилась беседа о необходимости сохранения ёлочки, о том какую пользу она приносит животным.
Использовала чтение художественного произведения «Сказка о ёлочке, которую не срубили» А. Сожан.
Родители воспитанников не остались равнодушными к проблеме сохранения елей и приняли участие в изготовлении экологических ай-стопперов, которые мы разместили в холле детского сада для привлечения внимания детей и их родителей из других групп.
Полученными знаниями, положительными эмоциями дети делятся с родителями, привлекая их к своей деятельности. На основе такого тесного сотрудничества и у детей, и у взрослых возникает непреодолимое желание улучшить мир, природу , а значит, вести здоровый образ жизни и повысить свою экологическую культуру.
Прогулка – это особая форма организации работы по ознакомлению детей с природным окружением. Моих воспитанников очень привлекают экологические игры – путешествия, квест- игры, с помощью которых у детей обогащаются экологические знания, формируется любовь и бережное отношение к природе. И здесь на помощь мне приходит технология «Ай – стоппер». На нашем участке поселились игрушки – Ай - стопперы : «Мудрая сова»; «Бабушка –Загадушка»; «Старичок – Трудовичок»; «Лесовичок». Дети с ними очень подружились и с большим удовольствием выполняют их задания, приходят им на помощь. Тем самым они учатся устанавливать причинно – следственные связи между явлениями живой и неживой природы, у них обогащаются знания о животном и растительном мире, формируются навыки бережного отношения к природе, трудолюбие.
С целью знакомства педагогов с образовательной технологией «Экологический ай-стоппер», развития их творческого потенциала, компетентности в сфере экологического образования, повышение профессионального мастерства, провела мастер класс «Подари цветочек саду» для привлечения внимания родителей в оказании помощи в озеленении территории детского сада. Ай- стоппер представлял собой букет цветов, сконструированный педагогами из упаковок и крышек от детского пюре «Фрутоняня».
Для родителей воспитанников был организован экологический КВН с целью повышения компетентности родителей в вопросах экологии.
Таким образом, использование стоппера в ДОУ – это совершенно новая технология, цель которой - привлечь внимание детей и родителей к какой-то важной информации, которую нам хочется донести. Данная технология помогает мне в решении экологических задач.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района. Мастер класс для педагогов МКДОУ. Тема: «Экологический Ай - стоппер». Воспитатель: Иченских О.Е. 2022 г. |
Мастер-класс «Экологический ай-стоппер».
Аудитория: педагоги МКДОУ Детский сад №8 «Колосок»
Цель: Развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологического образования, повышение профессионального мастерства.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с образовательной технологией «Экологический ай-стоппер».
2. Апробировать образовательную технологию в практической деятельности. Ожидаемые результаты:
Практическое освоение нетрадиционных методов и приемов. Приобщение педагогов к творчеству, раскрытие личного потенциала и роста мастерства. Повышение уровня профессиональной компетентности.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: Мультимедийный экран, ноутбук.
Раздаточный: Разноцветные крышки от детского пюре « Фруто Няня» по 6 штук для каждого взрослого, 4 лепестка фоамирана зеленого цвета, буквы на самоклеящейся основе.
Ход мастер класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время все страны мира столкнулись с глобальной экологической проблемой. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц, опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. Эта проблема актуальна и для образования. Так как одна из основных задач детского сада по условиям реализации ФГОС ДО – вырастить и воспитать защитника природы. А моя задача как педагога - обогатить детей знаниями, научить их любить и беречь свою землю, природу. Я поставила перед собой цель - дать как можно больше экологических знаний детям.
Проблема.
Современные дети отличаются «клиповым мышлением», воспитанные экранной культурой телевизоров, компьютеров и айфонов. Их внимание очень сложно привлечь к проблеме экологии. Необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо.
Актуальность.
Для привлечения внимания детей я использую различные методы, основанные на применении креативных, ярких решений, интересные визуальные эффекты, рекламный элемент. Из своего опыта работы хочу поделиться с вами одним из инновационных методов работы по экологическому воспитанию детей - «Экологический ай -стоппер». Ай - стоппер (от англ. Eye stopper - ловушка для глаза) - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Задача стоппера остановить случайно брошенный взгляд, вызвать любопытство, приковать внимание, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость. Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего. Этой особенностью я воспользовалась для создания экологических ай-стопперов, призванных обратить внимание, приковать взгляд к экологическим объектам. В настоящее время значительная часть «ловушек для глаз» расположена в печатной рекламе. Достаточно подобрать фразу, продумать оформление, немного ловкости рук и терпения и необычная надпись готова привлечь внимание.
Презентация педагогического опыта.
Исходя из этого решила создать в группе мини – студию «Экологический ай- стоппер». Здесь имеются и используются в работе с детьми: модуль «От чего грустит планета и когда планета радуется; красочный объект «Сервируем мусор, бережём природу»; экологические ай - стопперы : «Помочь природе просто»; «Что плохо для природы, а что хорошо»; «Правила поведения в лесу»; информационные листовки: «Большая помощь маленькому другу»; «Каждой птичке по кормушке».
В помещении дизайн стоппера не может не остановить ребенка или родителя, что в итоге стимулирует к решению общих воспитательных и образовательных задач. Практическая часть мастер-класса.
Сегодня я предлагаю вам, уважаемые коллеги, изготовить экологическую рекламу ай-стоппер «Подари цветочек саду», для привлечения внимания родителей в оказании помощи в озеленении территории детского сада. Хорошо озелененный участок – это одно из важнейших условий организации работы с дошкольниками по экологическому воспитанию и ознакомлению с природой, так как чаще всего он является единственным местом общения детей с природой. Для создания данной рекламы нам понадобятся крышки от детского пюре «Фруто Няня» разного цвета, лист фоамирана, крепление для композиции.
Дизайнерами и психологами специально были разработаны упаковки пюре «Фруто Няня» с яркими крышками. Использование крышек стимулирует развитие простых координаторных навыков ребенка, улучшая его взаимодействие с окружающей средой. В качестве дидактического материала такие крышки подходят идеально: яркие, легкие, качественные, безопасные. Крышки имеют шестигранную форму с насечками на каждой грани. Между собой две крышки соединяются. Таким образом, крышки превращаются в полноценный конструктор. Наш ай-стоппер представляет собой букет цветов, сконструированный из крышек и закрепленный в подготовленное заранее крепление. Каждый из вас возьмет шесть крышек одного цвета для лепестков и 2 крышки контрастного цвета для сердцевины цветка. Начинаем с изготовления сердцевины: берем две крышки и соединяем их, совмещая соответствующие пазы с двумя и тремя насечками. Остальные шесть крышек закрепляем вокруг серединки, также внимательно следим за чередованием насечек на них. Когда цветок будет готов, соединяем его с основой крепления (крышка на крышку) до щелчка. Ай - стоппер «Подари цветочек саду» готов!
Рефлексия Я считаю, что в век цифровых технологий применение инновационных приемов в работе с детьми дает положительный результат для развития личности каждого ребенка.
Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за продуктивную работу и творчество. Надеюсь, в ходе мастер-класса вы получили определённые представления о многообразии вариантов ай - стопперов. Я предлагаю вам организовывать такую работу в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей, в рамках дополнительного образования, в свободной самостоятельной деятельности детей. Всем творческих успехов!
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Колосок» села Нины Советского района».
Экологический КВН
с родителями
средней группы «Василёк».
Воспитатель: Иченских О.Е.
2022 г.
Экологический КВН с родителями.
Цель: Способствовать повышению педагогического мастерства родителей по экологическому воспитанию.
Задачи:
* Развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в вопросах экологии.
* Активизировать мыслительно-поисковую деятельность родителей.
* Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
ХОД КВН.
Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости! Здравствуйте наши зрители! Все мы с вами живем в великой огромной стране – Россия. Мы все знаем много праздников, как вы думаете, какой праздник отмечается 22 апреля? Правильно – День Земли. Этот день призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Сегодня мы собрались, чтобы проверить ваши знания о природе и ее охране.
Итак, сегодня в клубе веселых и находчивых соревнуются две команды. Поприветствуем наших отважных участников:
Команда «Цветик- Семицветик».
Команда «Следопыты».
Ведущий:
Жюри как видите, у нас достойно уваженья.
Им приходилось не раз оценивать сраженья! (представляем жюри).
Болельщиков предупреждаем, что встреча будет горяча,
И им от всей души желаем болеть без вызова врача!
А теперь пожелание всем: Победившим не хвастаться,
проигравшим не реветь!
«Приветствие команд».
Команда «Цветик-Семицветик»:
Девиз: Природы верные друзья!
Дружны мы, как одна семья.
В КВН пришли играть.
Чтоб побольше о природе знать!
Команда «Следопыты»:
Девиз: Каждый из нас природу защитит.
О каждом деревце душа у нас болит.
Готовы мы сегодня поиграть.
Все вместе о природе рассуждать.
1 конкурс «Разминка» (Вопрос- ответ).
Вопросы командам задаются по очереди.
1.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
2.Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью.)
3. Какое дерево является символом России? (Берёза)
4.Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб.)
5.Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)
6.Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб.)
7. Кто написал сказку “Гадкий утенок”? (Г.Х. Андерсен)
8.Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)
9.Какую траву любят кошки? (Валериана.)
10.Самая высока трава? (Бамбук.)
11. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)
12.Лесной петух. (Глухарь.)
13.Что означает “плач” берёзы весной? (Сокодвижение.)
14. Какое дерево является символом Канады? (Клён)
15.Почему лиственницу называют “добрым деревом”? (Не колется.)
16. Кто написал музыку к балету “Лебединое озеро”? (П.И. Чайковский)
17.Пингвин птица или животное? (Птица.)
18.Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб.)
19.Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц.)
20.Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота.)
21. Каким орудием лова рыбы пользовался известный пушкинский старик? (Неводом.)
22. Какую птицу называют «сплетницей»? (Сорока.)
23. Ближайшая к нам звезда (Солнце).
24. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел)
25. Охраняемые государством территории, где запрещена охота, сбор ягод и трав (заповедник).
26. Самый холодный океан (Северный Ледовитый)
27. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин.)
28. Какой зверек приехал из тропического леса в ящике с апельсинами? (Чебурашка.)
29. Птица, в которую превратился гадкий утенок. (Лебедь.)
30. Какой зверь помогает нам переходить дорогу? (Зебра.)
31. Самый холодный материк (Антарктида).
32. Как называется книга, где записаны исчезающие виды животных и растений (Красная книга).
2-й конкурс «Конкурс пословиц» ( Использование икт).
Командам нужно будет вспомнить пословицы, где упоминаются названия птиц, животных, растений.
Слово не воробей…… вылетит, не поймаешь.
Лучше синица в руках, чем…… журавль в небе.
За двумя зайцами погонишься… ни одного не поймаешь.
Без труда, не вытащишь …рыбку из пруда
У каждой пташки свои ….. замашки.
Знает кошка … чьё мясо съела.
Сорока весть на хвосте……принесла.
Всякая птица по своему….. поет.
Конкурс № 3. «Угадай по пантомиме».
Ведущий: Участникам команд предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить животное или птицу, изображённых на выбранных ими картинках. Команда соперников отгадывает. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных.
( На картинках изображены: медведь, слон, страус, кенгуру, ёж, лиса, белка, волк, заяц, дятел)
Музыкальная разминка «Зарядка для зверей».
Конкурс №4. Экологические ситуации
Команде «Цветик - Семицветик».
Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.
-Смотри, смотри, мама - птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.
-Нет, этого нельзя делать - сказала мама. Почему она так ответила?
Вывод: она не разрешала сыну взять птицу, потому знала, это был птенец,
который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.
Команде «Следопыты».
Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.
-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.
-Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?
Вывод: Сынок, рыбки ещё маленькие, они должны находиться рядом с мамой. С ней они вырастут, а у нас погибнут.
Конкурс № 5. Перечислить правила друзей природы по очереди:
А) не срывай цветов
Б) не ломай ветки
В) не убивай лягушек
Г) не лови насекомых
Д) не лови диких животных.
Конкурс № 7. «Определи что в черном ящике». Чья команда быстрее отгадает.
Ушки торчком, но не большие,
Хвост пушистый, но не короткий,
Сам гладкий, но не твердый,
Голос есть, но не человеческий (кошка).
(Команды по очереди предлагают варианты).
Конкурс № 8. «Загадки - иллюстрации» для зрителей.
Ведущий: Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. ( Участникам предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи). Необходимо определить автора и название произведения.
И. И. Шишкин «Рожь»;
И. И. Левитан «Золотая осень»;
А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
И. И. Левитан «Март»;
И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору»;
И. И. Шишкин; «Алёнушка»;
Конкурс № 9. «Игра «Мусоропровод».
Ведущий: Не секрет, что гуляя, к примеру, по парку, улице, у домов мы иногда оставляем после мусора. Это бывает даже тогда, когда урна находится рядом. Иногда мы в них даже можем не попасть. Вот и проведём эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить мусор. Кто точнее это сделает, тот получит большее количество баллов.
Ведущий: А мы с вами продолжаем КВН и у нас для вас новое испытание.
Конкурс №10. «Найди пару».
Участники конкурса должны найти животное, чем-то похожее на растение и объяснить причину выбора.
Кактус - дикобраз (имеют иголки)
Крапива - пчела (жалят)
Репейник - пиявка (цепляются)
Осина - заяц (трусишки)
Лиана - удав (длинное тело)
Мимоза - ёж (сворачиваются)
Лилия – лиса (оранжевые)
Каштан- медведь (коричневые).
Конкурс №11. «Переводчики».
1.Женщина пожилого возраста была владелицей пары жизнерадостных птиц. (Жили у бабуси два весёлых гуся).
2.На плантации зелёных насаждений появилось чудо, пригодное для встречи Нового года. (В лесу родилась ёлочка).
3.В зарослях невысоких растений расположилось зелёное насекомое. (В траве сидел кузнечик).
4.Старушка, имевшая животное цвета камня с рогами. (Жил- был у бабушки серенький козлик).
Конкурс №11. «Подбери песню».
Каждая команда должна подобрать и исполнить строки из песен, в тексте которых говорится о природе, растениях, животных. Побеждает команда, которая исполнит песню последней.
Ведущий: А сейчас хотелось бы прочесть стихотворение Вадима Шефнера «Человек».
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей!
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!
Ведущий: Уважаемые родители! Сегодня в конкурсе весёлых и находчивых вы не только проявили свои актерские, режиссерские, творческие способности, но и показали, что вам не безразлична судьба нашей планеты, что вы знаете и любите природу родного края и готовы охранять прекрасный мир, в котором мы все живем.
Спасибо всем за приятно проведенный вечер!
Слово предоставляется жюри.
Награждение команд.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 8 «Колосок» села Нины Советского района.
Квест-игра по экологии
для детей средней группы «Василёк»:
«Мы юные помощники Природы».
Воспитатель: Иченских О.Е.
2022 год.
Цель: Формировать экологические знания у детей посредством игровой деятельности и создания условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставленной цели.
Задачи: Развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях; развивать доброжелательное и ответственное отношение к природе, желание оказывать помощь природным объектам; способствовать развитию внимания, координационных способностей, умению ориентироваться на местности; доставлять детям радость от участия в общей игре; воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранение красоты и богатства родной природы.
ХОД квест – игры.
Воспитатель. Ребята, я вчера получила большое заказное письмо. Хотите узнать, что в этом письме?
Дети. Да.
Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте ребята, вам пишут Шалун, Умница, Тихоня и Елочка. Вы, наверное, уже догадались кто мы? Мы защищаем природу. Зовут нас Эколята. Нам очень нужна ваша помощь. Природа в беде. Нужно спасти растения, животных и птиц. Не могли бы вы нам помочь? Предлагаем вам карту - маршрут, по которой вы будете следовать и выполнять задания.
Вас ждет сюрприз, как только вы выполните все задания. Удачи вам ребята».
Воспитатель. Ну, что ребята, что будем делать? Поможем?
Дети. Поможем.
Дети исполняют танец «Огородная –Хороводная.
Воспитатель обнаруживает конверт.
1-ое задание.
Воспитатель. Это задание от Ёлочки.
Отгадайте загадки о природе и животных:
Красненькие крылышки,
черные горошки.
Кто это гуляет
по моей ладошке?
(Божья коровка)
Лежала между елками
Подушечка с иголками
Тихонечко лежала
Потом вдруг убежала.
(Еж)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
И в морях, и в океанах
Рыба страшная живёт:
Пасть с ужасными зубами
И большой-большой живот.
(Акула)
Воспитатель поощряет детей за правильные ответы и предлагает быстро ответить на вопросы.
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
- Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница)
– У каких животных зимой появляются детеныши (у медведицы)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Я думаю, нам нужно следовать дальше.
Обнаруживают стрелку, следуют по указанному направлению и находят конверт.
2-ое задание (конверт с изображением Умнички)
Воспитатель. Умничка просит нас назвать правила поведения в лесу.
Игра «Если я приду в лесок».
Воспитатель. Я буду называть действия, а вы отвечайте. Если это хорошо, говорите «да» и хлопайте, а если плохо, то говорите «нет» и топайте!
***
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
***
Я люблю свою природу
Я ей помогаю! (да)
Воспитатель. Ребята, а вы хотите отправиться в лес?
Дети. Да.
Воспитатель. Но прежде, чем туда отправиться, давайте соберем рюкзак .
Игра «Собери рюкзак».
На столе дети выбирают предметы - картинки (фонарик, палатка, дрова, спички, игрушки т. д.)
Воспитатель. Ну, вот мы с вами и готовы, теперь можем отправляться в путь.
Воспитатель. Дружно за руки возьмемся, в центре круга соберемся. Тихо скажем, раз, два, три. Лес волшебный нас прими.
Муз игра «Идём в поход».
Воспитатель. Вот мы и оказались с вами в лесу.
На экране появляется картинка с изображением леса.
Воспитатель. «Здравствуй лес, волшебный лес, разных полон ты чудес. Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи, ты же видишь, мы свои!»
Воспитатель. Мне кажется в лесу очень грустно. Деревья без листочков, птицы не поют.
Воспитатель. Посмотрите на земле сколько листочков лежит, все они осыпались и перепутались, давайте оживим наши деревья
Игра «Найди листочек дереву» .
На магнитных досках расположены плакаты с изображением деревьев без листьев. Дети подбирают листья и прикрепляют их к стволам.
Воспитатель. Ребята вы очень хорошо справились с заданием. Деревья стали весёлыми!
3-е Задание: (конверт с изображение Шалуна).
Игра: «Картинку рассмотри и о пользе расскажи».
Мухоморы. Ими лечатся дикие животные.
Дождевые черви. Рыхлят землю. К корням растений попадают вода и воздух.
Дятел. Это лесной доктор. Убивает личинок жука короеда и строит новые дупла для птиц и животных.
Лягушка – ловит насекомых с неприятным запахом и вкусом, которых не едят птицы.
4 задание: (конверт с изображение Тихони).
Воспитатель. Дети, Тихоня просит вас навести порядок в лесу.
На экране появляется картинка с изображением полянки, на которой мусор.
Воспитатель. Ребята, просмотрите, на этой полянке ничего не растет, интересно почему? (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно, вся полянка завалена мусором. Животные и растения не могут жить, там где грязно. Да к тому же они могут пораниться. Давайте уберем весь мусор. Нам с вами нужно его рассортировать.
Дети рассматривают картинки с изображением мусора, сортируют его. Воспитатель. На нашей полянке чего –то не хватает. Как вы думаете чего?
Дети. На полянке не хватает цветов.
Игра «Подбери лепесток».
Воспитатель. Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно. Я думаю нам пора отправляться в детский сад.
Дети под музыку возвращаются в детский сад.
Воспитатель вручает детям сюрприз от Эколят (картинки ай – стопперы «Правила поведения в природе» и нагрудные знаки «Юные помощники природы»).
Конспект прогулки
в средней группе «Василёк»
по реализации парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»-
«Прогулка по зимней экологической тропе».
Воспитатель: Иченских О.Е.
2022 г.
Цель: Обобщение знаний детей об объектах экологической тропы в зимний период.
Задачи:
Образовательные: Формировать умение замечать сезонные изменения в природе; узнавать деревья по одному-двум характерным признакам; закреплять знание об особенностях внешнего вида птиц.
Развивающие: Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, интереса к природе.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе; продолжать учить детей заботиться о птицах и деревьях.
Предварительная работа:
1. Цикл наблюдений за деревьями в зимний период: за березой, тополем, елью, сосной. Организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей,).
2. Изготовление кормушек и подкормка птиц на участке детского сада.
3. Беседы с детьми «Зимующие птицы», «Какие птицы прилетают на участок», «Как птицы кормятся на кормушке?», «Какой снег и сколько его на участке?», «Какие звуки издают птицы?», «Деревья экологической тропы».
4. Рассматривание иллюстраций, картин «Зимующие птицы», «Деревья», «Зима», «Времена года».
5. Д/и: «Помоги природе», «Угадай дерево», «Экологическое лото».
Ход прогулки
В группе раздается громкий телефонный сигнал.
Воспитатель: Ой, ребята, мне на телефон пришло видео-сообщение от Лесовичка. Давайте вместе с вами посмотрим.
(Воспитатель включает проектор).
На экране появляется Лесовичок, который приглашает ребят в гости на зимнюю экологическую тропу.
Сообщение - Лесовичка: «Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Да, я Старичок – Лесовичок - хозяин экологической тропы вашего детского сада. Приглашаю вас к себе в гости посмотреть и полюбоваться природой, подышать свежим воздухом. Я буду рад встречи с вами!».
Воспитатель: Ну, что ребята, вы готовы к прогулке по зимней экологической тропе вместе с Лесовичком?
Мы снимаем тапки
Надеваем шапки
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишки
Надеваем куртки –
Готовимся к прогулке!
(Дети совместно с воспитателем подготавливают выносной материал, идут в приемную, одеваются на прогулку и выходят).
Воспитатель: Посмотрите ребята вокруг. Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Назовите мне признаки зимы?
Дети: Идёт снег, на улице стоит мороз.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за дерево?
Дети: Береза.
Воспитатель: Правильно, береза. А как вы определили, что это береза?
Дети: Березу можно узнать по цвету ствола. Он белый с темными черточками, а на веточках висят сухие плоды «сережки».
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно описали дерево. А рядом с березой какое дерево?
Дети: Тоже береза.
Воспитатель: Почему под деревьями столько много разбросано семян? Откуда они взялись? Что здесь произошло?
Дети: Птички клевали плоды дерева, а мусор бросали на землю.
Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим.
( Возле березы ребята встречают Игрушку -Лесовичка.)
Лесовичок: Здравствуйте ребята, как я рад вас видеть. Давно вы меня не навещали. Слышал я, что вы беседовали о деревьях и птицах.
Лесовичок: Да, птицам зимой очень трудно найти корм. А вы знаете, какие птицы зимуют у нас?
Дети: воробьи, вороны, сороки, синицы, совы.
Воспитатель: Лесовичок, мы с ребятами каждый день выходим на прогулку и обязательно берем с собой лакомство для птичек. И сегодня мы с ребятами взяли зернышки, что бы угостить их.
Лесовичок. А как же нужно ухаживать за деревьями зимой?
Дети. Нужно подгребать снег к корням деревьев, не тревожить веточки. Зимой они очень хрупкие. Быстро ломаются. Если веточка сломана, её нужно перевязать.
Лесовичок. Ой, что – то я замёрз. Давайте с вами поиграем.
Воспитатель: Давайте поиграем вместе с Лесовичком в игру: «Лиса и птички». Вы помните правила игры?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте, с помощью считалки определим, кто будет у нас Лисой. Кто знает считалку?
Ребенок: Ра, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела!
Лиса располагается по одну сторону от черты в кругу, птички на другую сторону.
Воспитатель: «Скачут птички, невелички, вот какие птички, скачут, веселятся и лисички не боятся». Во время этих слов дети бегают врассыпную около Лисы.
Дети: «Эй, лисичка, выбегай, поскорее догоняй». Лиса начинает ловить птичек.
Лесовичок: Какая веселая игра, я согрелся, мне стало тепло.
Лесовичок. А отгадывать загадки вы любите?
Дети: Да.
Лесовичок: У него в июне с веток
Теплым снегом пух летит.
В сентябре он желтый, светлый-
Словно солнышко блестит!
Дети: Тополь.
Лесовичок: Ребята, вы знаете, где находится тополь?
Дети: Да.
Лесовичок: Давайте пройдем к нему. Только путь к нему не простой. Вам нужно пройти по извилистой, цветной дорожке.
Воспитатель: Ребята, дорожка узкая нам надо построиться в одну колонну.
(Дети идут по извилистой дорожке с высоким поднимание колена).
Топ, топ ножки
Шагают по дорожке.
Дорожка кривая –
Ни конца, ни края.
Мы идем, идем, идем
И ничуть не устаем.
Так шагают ножки
По кривой дорожке.
Топ, топ, еще топ.
А потом все вместе – стоп!
Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать о тополе? Какое это дерево?
(Дети рассматривают ствол дерева)
Дети: Тополь высокое дерево. У тополя длинные ветви. На стволе глубокие морщины.
Лесовичок: Да, все правильно, много знаете о деревьях. А еще ребята, тополь очищает воздух от дыма и пыли.
Лесовичок. Ну, что ж, ребята, мне было очень интересно с вами.
Скажите, а ёлочки у нас растут?
Дети. Да.
Лесовичок. Меня ждет много дел. Пора иди осматривать свои владения. А вы идите к ёлочке и найдёте там сюрприз. До свидания ребята. Приходите ко мне еще в гости.
Дети: До свидания.
Воспитатель: Спасибо тебе Лесовичок за прекрасную и интересную прогулку.
(Воспитатель с детьми сажают Лесовичка возле дерева.и идут к ёлочке. Возле ели находят игрушку совы.)
Воспитатель. Здравствуй Совушка.
Сова. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?
Дети. Узнали.
Сова. Я самая умная птица. Давно живу на вашем участке.
Воспитатель. Совушка, ты чего-то путаешь. Это наш участок, и мы здесь гуляем каждый день. А тебя видим в первый раз.
Сова. Я давно живу на вашем участке, высоко на ёлочке и все вижу. Вы очень умные ребята. А ещё я заметила, что вы любите природу и бережно к ней относитесь. За это мы с Лесовичком приготовили для вас медали.
(Воспитатель и дети благодарят сову и прощаются с ней.
Воспитатель раздаёт детям медали «Защитники природы».)
Воспитатель. Ребята, вам понравилась прогулка ? С кем мы сегодня встретились на прогулке? Про какие деревья мы говорили? Каких птиц вспомнили? Что вам понравилось больше всего на прогулке? (Ответы детей).
Воспитатель. Молодцы, ребята. Нам с вами пора возвращаться в группу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
З.Ф. Аксёнова «Войди в природу другом».
Н.В. Коломнина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
В.Н. Черникова «Экологическая работа в ДОУ».
Е.А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников».
В.А. Шишкин, М.М. Дедулевич «Прогулки в природу».
А. Вересов «Мы Земляне»;
С.Н. Николаева «Юный эколог».
Л.М. Потапова «Детям о природе».