СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект на тему "Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, как средство умения работать с информацией"

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект»

 Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), как средство развития умения работать с информацией. Свотнева Светлана Ивановна учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Мичуринск Тамбовская область

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), как средство развития умения работать с информацией.

Свотнева Светлана Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 г. Мичуринск Тамбовская область

      «Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов».  «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта» .

     «Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов».

«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта» .

Актуальность  Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Ученик сам должен стать

Актуальность

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Ученик сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, уметь думать и обладать критическим и творческим мышлением.

Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.

Умение работать с информацией (входная диагностика)

Умение работать с информацией (входная диагностика)

Проблема По результатам входного диагностического исследования выявлено, что у обучающихся сформирован недостаточный уровень развития умения систематизировать материал и устанавливать причинно-следственные связи, для того, чтобы самостоятельно работать с информацией и приобретать знания.

Проблема

По результатам входного диагностического исследования выявлено, что у обучающихся сформирован недостаточный уровень развития умения систематизировать материал и устанавливать причинно-следственные связи, для того, чтобы самостоятельно работать с информацией и приобретать знания.

Противоречия Умение управлять информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Конструирование «своего « знания, которое рождается в процессе обучения. Объём знаний или количество информации, которым должен овладеть ученик. Присвоение «готового» знания.

Противоречия

Умение управлять информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Конструирование «своего « знания, которое рождается в процессе обучения.

Объём знаний или количество информации, которым должен овладеть ученик.

Присвоение «готового» знания.

Гипотеза Если в образовательном процессе применять приёмы технологии развития критического мышления, то обучающиеся научатся активно участвовать в учебном процессе, понимать ценность своих мнений и идей, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения, выслушивать различные мнения, как формировать суждения, так и воздерживаться от них, работать непосредственно с материалом, обобщать его, у них появится потребность в познании нового.

Гипотеза

Если в образовательном процессе применять приёмы технологии развития критического мышления, то обучающиеся научатся активно участвовать в учебном процессе, понимать ценность своих мнений и идей, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения, выслушивать различные мнения, как формировать суждения, так и воздерживаться от них, работать непосредственно с материалом, обобщать его, у них появится потребность в познании нового.

Цель Создание условий для развития критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс

Цель

Создание условий для развития критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс

Задачи Проанализировать методическую литературу, Интернет-ресурсы по проблеме исследования. Изучить передовой педагогический опыт по данной теме. Разработать диагностический материал. Определить приёмы технологии РКМЧП, наиболее эффективные на данном этапе обучения. Разработать систему уроков по технологии РКМЧП при изучении учебного предмета и методические рекомендации к ним. Исследовать степень влияния используемых приёмов на развитие умения работать с информацией.

Задачи

  • Проанализировать методическую литературу, Интернет-ресурсы по проблеме исследования. Изучить передовой педагогический опыт по данной теме.
  • Разработать диагностический материал.
  • Определить приёмы технологии РКМЧП, наиболее эффективные на данном этапе обучения.
  • Разработать систему уроков по технологии РКМЧП при изучении учебного предмета и методические рекомендации к ним.
  • Исследовать степень влияния используемых приёмов на развитие умения работать с информацией.
Аннотация проекта Срок реализации:  май 2012 - май 2013  Аудитория: обучающиеся 2 класса Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский Направление: развитие критического мышления через чтение и письмо

Аннотация проекта

  • Срок реализации:

май 2012 - май 2013

  • Аудитория: обучающиеся 2 класса
  • Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский
  • Направление: развитие критического мышления через чтение и письмо
Этапы работы над проектом Информационно-аналитический:  май- август 2012 Проанализировать методическую литературу, Интернет-ресурсы по проблеме исследования Практический: Спланировать работу   Изучить передовой педагогический опыт по данной теме Контрольно-аналитический:  сентябрь 2012 - апрель 2013 Проанализировать работу  май 2013 Разработать учебные программы с учётом приёмов технологии  Отобрать методические приемы, разработать диагностический материал Разработать систему уроков по технологии  Провести входную диагностику Провести итоговую диагностику РКМЧП  Сделать выводы Ввести в ежедневную практику работы обучающихся отобранные приёмы Провести промежуточный контроль

Этапы работы над проектом

Информационно-аналитический:

май- август 2012

Проанализировать методическую литературу, Интернет-ресурсы по проблеме исследования

Практический:

Спланировать работу

Изучить передовой педагогический опыт по данной теме

Контрольно-аналитический:

сентябрь 2012 - апрель 2013

Проанализировать работу

май 2013

Разработать учебные программы с учётом приёмов технологии

Отобрать методические приемы, разработать диагностический материал

Разработать систему уроков по технологии

Провести входную диагностику

Провести итоговую диагностику

РКМЧП

Сделать выводы

Ввести в ежедневную практику работы обучающихся отобранные приёмы

Провести промежуточный контроль

Ожидаемые результаты Обучающиеся научатся:  работать самостоятельно;  задавать вопросы;  выслушивать чужое мнение;  иметь своё мнение и защищать его;  критически относиться к мнению оппонентов;  осуществлять рефлексию своей деятельности;  анализировать и классифицировать.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся научатся:

  • работать самостоятельно;
  • задавать вопросы;
  • выслушивать чужое мнение;
  • иметь своё мнение и защищать его;
  • критически относиться к мнению оппонентов;
  • осуществлять рефлексию своей деятельности;
  • анализировать и классифицировать.
Формируемые результаты  Личностные УУД Формирование коммуникативной компетентности в общении и в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности  Метапредметные УУД Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Владение основами самоконтроля, самооценки. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Формируемые результаты

Личностные УУД

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Метапредметные УУД

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
  • Владение основами самоконтроля, самооценки. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Базовая модель технологии РКМЧП Вызов Осмысление Рефлексия

Базовая модель технологии РКМЧП

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Вызов Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность обучающихся     Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Возможные приемы и методы    Ученик

Вызов

Деятельность учителя. Задачи данной фазы

Деятельность обучающихся

    Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Возможные приемы и методы

   Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

   Составление списка "известной информации", - предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая): - верные и неверные утверждения

Осмысление Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность обучающихся     Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания

Осмысление

Деятельность учителя. Задачи данной фазы

Деятельность обучающихся

    Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".

Возможные приемы и методы

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

   Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Рефлексия Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность обучающихся     Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.  Возможные приемы и методы Ученик соотносит

Рефлексия

Деятельность учителя. Задачи данной фазы

Деятельность обучающихся

    Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Возможные приемы и методы

Ученик соотносит "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.

- Заполнение таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ

 Освоенные приёмы технологии  Инсерт или «Пометки на полях»  Таблица «ЗХУ»  Синквейн  Кластер  Чтение с остановками  Тонкие и толстые вопросы  Ассоциация  Верные и неверные утверждения  Обучение сообща  Взаимообучение  Взаимоопрос

Освоенные приёмы технологии

Инсерт или «Пометки на полях»

Таблица «ЗХУ»

Синквейн

Кластер

Чтение с остановками

Тонкие и толстые вопросы

Ассоциация

Верные и неверные утверждения

Обучение сообща

Взаимообучение

Взаимоопрос

Прием маркировки текста «Инсерт» Окружающий мир. 2 класс, «В гости к осени» Летом солнце высоко поднималось в небе, дни были длинными. Поэтому земля получала много тепла. Осенью солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, чем летом. Поэтому похолодало. V Первые заморозки обычно бывают в начале сентября. А ближе к середине сентября бывает последняя гроза. В самом конце осени происходит ледостав - реки, озёра, пруды покрываются льдом. А вскоре и вся земля оденется в белый снеговой наряд. …  V   +  ? -

Прием маркировки текста «Инсерт»

Окружающий мир. 2 класс, «В гости к осени»

Летом солнце высоко поднималось в небе, дни были длинными. Поэтому земля получала много тепла.

Осенью солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, чем летом. Поэтому похолодало.

V

Первые заморозки обычно бывают в начале сентября. А ближе к середине сентября бывает последняя гроза.

В самом конце осени происходит ледостав - реки, озёра, пруды покрываются льдом. А вскоре и вся земля оденется в белый снеговой наряд.

V

+

?

-

Приём «Таблица ЗХУ» Окружающий мир. 2 класс, « Какие бывают растения?» Что знаем Хотим узнать  *Растения – часть живой природы. *Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух. Что нового узнали *На какие группы делятся растения? *Что полезного в растениях? Науку о растениях *Растения нужны людям и животным. *Интересные сведения. называют ботаникой. *Как связаны растения с воздухом?  Существует 350 тысяч видов растений. *Как называется наука о растениях?  Растения выделяют в воздух кислород: если бы не было растений, не было бы и нас.  Нужно заботиться о растениях, беречь их, охранять.

Приём «Таблица ЗХУ»

Окружающий мир. 2 класс, « Какие бывают растения?»

Что знаем

Хотим узнать

*Растения – часть живой природы.

*Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух.

Что нового узнали

*На какие группы делятся растения?

*Что полезного в растениях?

Науку о растениях

*Растения нужны людям и животным.

*Интересные сведения.

называют ботаникой.

*Как связаны растения с воздухом?

Существует

350 тысяч видов растений.

*Как называется наука о растениях?

Растения выделяют в воздух кислород: если бы не было растений, не было бы и нас.

Нужно заботиться о

растениях,

беречь их, охранять.

Приём «Синквейн» Окружающий мир. 2 класс, « Лес» Лес Величественный, таинственный Живет, растет, радует Национальное богатство нашей страны Кладовая

Приём «Синквейн»

Окружающий мир. 2 класс, « Лес»

Лес

Величественный, таинственный

Живет, растет, радует

Национальное богатство нашей страны

Кладовая

Приём «Кластер» Окружающий мир. 2 класс, « Какие бывают животные?» Питание Условные обозначения Место обитания Земноводные и пресмыкаю-щиеся Животные Звери Насекомые Рыбы Птицы дик. дом. дик. дом. дом. дом. дик. дик.

Приём «Кластер»

Окружающий мир. 2 класс, « Какие бывают животные?»

Питание

Условные обозначения

Место обитания

Земноводные и пресмыкаю-щиеся

Животные

Звери

Насекомые

Рыбы

Птицы

дик.

дом.

дик.

дом.

дом.

дом.

дик.

дик.

Приём «Верные и неверные утверждения» Окружающий мир. 2 класс, «Почва» 1 2 3 4 5 6 7 Вопросы: … ветер может разрушить горы? … опавшие осенью листья вредят почве? … 1см почвы образуется за 300 лет? … норы животных, живущих в почве, разрушают её? … растения участвуют в образовании почвы? … почва и камень родственники? … почва – наша кормилица?

Приём «Верные и неверные утверждения»

Окружающий мир. 2 класс, «Почва»

1

2

3

4

5

6

7

Вопросы:

ветер может разрушить горы?

опавшие осенью листья вредят почве?

1см почвы образуется за 300 лет?

норы животных, живущих в почве, разрушают её?

растения участвуют в образовании почвы?

почва и камень родственники?

почва – наша кормилица?

Способы реализации проекта Разработка учебных программ с учётом приёмов технологии Разработка системы уроков Участие детей в конкурсах и олимпиадах различного уровня Приёмы технологии РКМЧП Применение приёмов технологии на уроках Разработка диагностичес-ких работ, проведение мониторинго-вых исследований

Способы реализации проекта

Разработка учебных программ с учётом приёмов технологии

Разработка системы уроков

Участие детей в конкурсах и олимпиадах различного уровня

Приёмы технологии РКМЧП

Применение приёмов технологии на уроках

Разработка диагностичес-ких работ, проведение мониторинго-вых исследований

Использование средств ИКТ Использование ЭОР Интернет-сети  Журнал “ Перемена ” –  международный  печатный орган для обмена идеями ckfinder/userfiles/files/ Peremena  Работа с Интернет-ресурсами  Поиск информации для уроков Интерактивная доска  Активизация познавательного интереса Дистанционное образование  Дневник.ru  Телешкола  i-школа

Использование средств ИКТ

  • Использование ЭОР Интернет-сети

Журнал “ Перемена ” –  международный  печатный орган для обмена идеями ckfinder/userfiles/files/ Peremena

  • Работа с Интернет-ресурсами

Поиск информации для уроков

  • Интерактивная доска

Активизация познавательного интереса

  • Дистанционное образование

Дневник.ru

Телешкола

i-школа

Экспертная оценка  коллег Анкетирование родителей и учащихся Диагностика эффективности проекта Групповая и  индивидуальная самооценка Тестирование  учащихся Диагностические методики

Экспертная оценка

коллег

Анкетирование

родителей и

учащихся

Диагностика

эффективности

проекта

Групповая и

индивидуальная

самооценка

Тестирование

учащихся

Диагностические

методики

Умение работать с информацией ( итоговая диагностика)

Умение работать с информацией ( итоговая диагностика)

Сравнительный анализ умения работать с информацией Умение систематизировать материал Умение устанавливать причинно-следственные связи

Сравнительный анализ умения работать с информацией

Умение систематизировать материал

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Динамика роста техники чтения

Динамика роста техники чтения

Сравнительный анализ уровней мотивации  Использована методика Н.С. Сомовой «Как подружиться со школой»   До начала По окончании исследования исследования

Сравнительный анализ уровней мотивации

Использована методика Н.С. Сомовой «Как подружиться со школой»

До начала

По окончании

исследования

исследования

Сравнительный анализ поведенческих характеристик обучающихся  Использовался адаптированный вариант методики Дж. Рензулли «Шкала для рейтинга поведенчеких характеристик одарённых детей».

Сравнительный анализ поведенческих характеристик обучающихся Использовался адаптированный вариант методики Дж. Рензулли «Шкала для рейтинга поведенчеких характеристик одарённых детей».

Участие в олимпиадах и творческих работах

Участие в олимпиадах и творческих работах

Результативность Рассмотрена теоретическая основа технологии РКМЧП Отобраны наиболее эффективные приёмы для развития умения работать с информацией Разработаны технологические карты уроков с использованием приёмов технологии РКМЧП Создана база методических разработок Разработаны диагностические работы для определения уровня развития умения работать с информацией

Результативность

  • Рассмотрена теоретическая основа технологии РКМЧП
  • Отобраны наиболее эффективные приёмы для развития умения работать с информацией
  • Разработаны технологические карты уроков с использованием приёмов технологии РКМЧП
  • Создана база методических разработок
  • Разработаны диагностические работы для определения уровня развития умения работать с информацией
Значимость проекта Применение приемов технологии РКМЧП позволило повысить интерес обучающихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, уровень умения систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно–следственные связи, формировать навыки работы с информационными источниками разных типов, с большими объемами информации. Материалы данного исследования успешно использованы в педагогической практике начальной школы, что способствует активизации применения данного опыта.

Значимость проекта

Применение приемов технологии РКМЧП позволило повысить интерес обучающихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, уровень умения систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно–следственные связи, формировать навыки работы с информационными источниками разных типов, с большими объемами информации.

Материалы данного исследования успешно использованы в педагогической практике начальной школы, что способствует активизации применения данного опыта.

Информационные ресурсы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма /Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе./под. ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2009. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. Перемена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо  http ://www.peremena.kg/index.php?pid= 12 Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. – М: Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023800. Технология развития критического мышления ttp ://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru http://ipk.68edu.ru/2010-05-31-12-25-16/381-kritika.html Использование технологии критического мышления  http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-30

Информационные ресурсы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
  • Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма /Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15..
  • Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе./под. ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2009.
  • Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  • Перемена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо http ://www.peremena.kg/index.php?pid= 12
  • Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. – М: Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023800.
  • Технология развития критического мышления ttp ://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru http://ipk.68edu.ru/2010-05-31-12-25-16/381-kritika.html
  • Использование технологии критического мышления
  • http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-30
 Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), как средство развития умения работать с информацией. Свотнева Светлана Ивановна учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Мичуринск Тамбовская область

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), как средство развития умения работать с информацией.

Свотнева Светлана Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 г. Мичуринск Тамбовская область