Проект «Что за прелесть эти сказки» по произведениям А.С.Пушкина»
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Что за прелесть эти сказки» |
Вид проекта | Групповой, творческий |
Разработчик проекта | Вологузова Светлана Владимировна, воспитатель |
Цели и задачи проекта | Цель проекта: Формирование у детей интереса к книгам, литературным произведениям. Задачи: Познавательное развитие • Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям. • Познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина. • Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них. Речевое развитие • Обогащать и расширять словарный запас детей. Познакомить с новыми словами: царевна, прялка, невод, дуэль и т. д. • Формировать грамматический строй речи (используя игры на согласование числительных с существительными, с глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.) • Помогать детям, овладевать средствами звуковой выразительности речи (темп, ударение, сила голоса, интонация); вырабатывать чёткую дикцию. • Развивать умение составлять рассказ по картине, заучивать стихотворения, отрывки из произведений А. С. Пушкина. • Упражнять в пересказе сказок А. С. Пушкина • Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих, используя распространённые предложения. Социально – коммуникативное развитие • Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта • Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. • Способствовать соединению деятельности каждого воспитанника друг с другом, с воспитателем, с группой • Развивать артистические способности детей. Художественно – эстетическое развитие • Совершенствовать умение изображать предметы и действия по памяти. • Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисунке, лепке и аппликации, используя выразительные средства. • Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства через знакомство с картинами русских художников • Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей (изобразительное творчество, литература, музыка, мультфильмы). • Привлекать детей к оформлению выставок в группе, изготовлению макетов. • Познакомить с музыкальными произведениями по сказкам А. С. Пушкина Физическое развитие • Совершенствовать общеразвивающие движения в процессе проведения подвижных игр и упражнений • Развивать пальчиковую моторику в процессе работы изобразительной деятельностью. |
Сроки реализации проекта | Краткосрочный с 20. 02.2020 по 20.03.2020 г. |
Этапы реализации проекта | 1 этап. Организация подготовительной работы для реализации данного проекта: Обсуждение целей и задач проекта. Распределение материала на блоки, составление плана работы. Работа с родителям по теме проекта. 2 этап: Планирование работы воспитателей с детьми. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам. Пропаганда знаний о влиянии художественной литературы на развитие ребёнка для родителей воспитанников. Создание базы данных о сказках Пушкина А.С. 3 этап: Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов. |
Участники проекта | Воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители. |
Ожидаемые результата проекта | В ходе реализации данного проекта у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям А.С.Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, творчества (в лепке и рисовании), умение преодолевать трудности в общении. Игра-драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества. У родителей появляется стремление учиться быть родителями, принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях ДОУ. |
Ресурсное обеспечение проекта | Интернет-ресурсы (слайды, мультфильмы), материальные ресурсы (приобретение и изготовление пособий). |
Актуальность
Ввиду особой значимости духовной основы для развития личности в детские годы взрослый должен стараться воспитывать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к русской литературе, воспитать высококультурного и творческого человека. Использование проектного метода в организации образовательного процесса в ДОУ обусловлено принципами дошкольного образования, отраженные в ФГОС и мне бы хотелось рассмотреть эту тему в контексте проектной деятельности.
Вид проекта: групповой, творческий, краткосрочный.
Цель проекта: формирование у детей интереса к книгам, литературным произведениям.
Задачи проекта:
знакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина;
воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности;
прививать любовь к родному языку, умение эмоционально-эстетически воспринимать произведения русской классической литературы.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.
Продолжительность проекта: (с 20.02. по 20.03 2020 г.)
Материалы и оборудование: книги о поэте и писателе А.С.Пушкине, литературный материал по теме проекта, иллюстрации, пазлы, кубики, материалы для продуктивной деятельности, магнитофон, компьютер, игры по сказкам.
Основные формы реализации проекта:
чтение художественной литературы;
интегрированные занятия;
продуктивная деятельность («Художественное творчество»);
музыкальные гостиные;
игры – импровизации, хороводные игры;
просмотр мультфильмов по произведениям А.С. Пушкина; просмотр презентаций о биографии детства, творчества, героях сказок А.С. Пушкина
Музыкально — театрализованная постановка «Мы любим Пушкина творенья».
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
1. Обсуждение целей и задач проекта.
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
3. Работа с родителям по теме проекта.
2 этап – основной:
1. Планирование работы воспитателей с детьми.
2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам.
3. Пропаганда знаний о влиянии художественной литературы на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
4. Создание базы данных о сказках Пушкина А.С.:
- оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
- организация тематических выставок, создание фотогазет.
3 этап – заключительный:
Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
План реализации проекта:
1-й этап (с 20.02 – 20.03.2020)
Планируемые мероприятия | Сроки реализации | Ответственный |
Составление плана работы и разработка конспектов по областям НОД («Лепка», «Коммуникация», «Социализация»). | февраль 2020г. | воспитатель |
Пополнение и подборка материала по теме. Подборка музыкального материала. | 20-25 февраля | воспитатели, родители музыкальный руководитель |
Привлечение родителей к созданию выставки «Мои любимые сказки А.С. Пушкина» | февраль 2020г. | воспитатели, родители |
| | |
2-й этап (8.02. – 18.02.2016)
Мероприятия | Задачи | Ответственный |
Интегрированное занятие «Рассказы о А.С. Пушкине» | Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С.Пушкина; воспитывать любовь и интерес к творчеству поэта; обогащать и развивать словарный запас детей, обращать внимание на выразительность и поэтичность пушкинских строк. | Воспитатели |
Художественное творчество: лепка Тема «У Лукоморья дуб зеленый» | Учить детей создавать коллективную пластическую композицию по мотивам литературного произведения А.С. Пушкина; учить планировать и распределять работу между участниками; совершенствовать технику лепки; развивать способности к композиции; формировать коммуникативные навыки. | воспитатели |
Социализация: Беседа и показ презентации на тему: «Творчество Пушкина в произведениях русских художников» | Расширять знания детей о музеях; создать радостное эмоциональное отношение от произведений А.С.Пушкина; прививать любовь к искусству. | воспитатели |
Чтение художественной литературы: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Способствовать развитию художественного восприятия текста; учить понимать поэтический язык А.С.Пушкина; прививать любовь к Родине, к её истокам; развивать память. | воспитатели, музыкальный руководитель |
ОБЖ: «Ничего не бери у чужих людей» по сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» | Учить детей избегать контактов с незнакомыми людьми на улице. | воспитатели |
Беседа « А.С. Пушкин: семья поэта» | Расширять кругозор детей; вызвать интерес к жизни и творчеству поэта и его семьи. | воспитатели |
Художественное творчество: рисование Тема «Мой любимый сказочный герой» | Развивать образное представление; продолжать учить передавать в рисунке образы сказочных героев, их характерные черты; закреплять умение использовать в работе разные изобразительные средства; | воспитатели |
Совместная деятельность «Загадки ученого кота» | Закреплять знание о произведениях Пушкина; развивать логическое мышление; | воспитатели |
Беседа «Как художники иллюстрировали «Сказку о царе Салтане» | Вызвать у детей интерес к творчеству художников-иллюстраторов (Ю.Васнецов, Билибин), их оригинальности, умение по-своему видеть произведения А.С. Пушкина; развивать умение сравнивать и сопоставлять характеры и образы, изображенные художниками. | воспитатели |
Выставка Художественное творчество: рисование Тема «Иллюстрации к книге «Сказка о царе Салтане» | Создать условия для изображения детьми сказочных персонажей по мотивам литературного произведения А.С.Пушкина; развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции; поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность в поиске средств художественно-образной выразительности | воспитатели |
Совместная деятельность Викторина по произведениям А.С. Пушкина | Формировать у детей первичное представление о творчестве А. С. Пушкина (в т. ч. о его сказках), вызвать у детей устойчивое желание продолжить знакомство с творчеством А. С. Пушкина в частности и с миром художественной литературы в целом. | воспитатели, родители |
Музыкально – театрализованная постановка: литературная гостиная «Мы любим Пушкина творенья» | Приобщить детей к творчеству А. С. Пушкина. В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании сказок А. С. Пушкина. Продолжать прививать любовь к сказкам. Воспитывать любовь к русским писателям, учить беречь книги. Способствовать сплочению детско-родительского коллектива. | воспитатели, музыкальный руководитель, родители |
| | |
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного проекта у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям А.С.Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, творчества(в лепке и рисовании), умение преодолевать трудности в общении. Игра-драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества.У родителей появляется стремление учиться быть родителями, принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях ДОУ.
Эффективность реализации проекта:
В итоге проведенной образовательной работы по теме проекта «Что за прелесть эти сказки» на занятиях и в самостоятельной литературной деятельности дети способны:
узнавать великого поэта на портрете, называть его имя, названия полюбившихся сказок (по иллюстрациям, обложкам книг, перечисляют на память) в книжном уголке, дома.
вспомнить героев сказок, дать собственную оценку их характера, поведения, оценить поступки во взаимодействии с другими героями в совместной игровой деятельности со взрослыми;
обыгрывать диалоги сказочных героев, перевоплощаться, демонстрируя выразительность и эмоциональность образа в театральной деятельности со взрослыми и детьми.
Вывод:
Необходимо в дальнейшем продолжать планировать и проводить образовательную работу на основе литературных сказок Пушкина совместно с детьми и их родителями в целях расширения и обогащения литературных восприятий детьми, развития у них интереса к чтению (их восприятию).
Литература.
А.С.Пушкин. «Стихи и сказки». Изд.Детская литература, М.,1974г.
А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
И.Токмакова. Поговорим с тобой о А.С.Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.
Н.И.Попова. Музей-квартира А.С.Пушкина. Лениздат, 1989г.
Журналы «Дошкольное воспитание» № 6-97 г., № 6-98 г., № 6-99 г., № 2, № 6-2000г.
Л.М. Жукова. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г.
Л.Жукова. Я памятник воздвиг себе нерукотворный… Стихи о жизни, любви и красоте. Изд. Белый город, М., 2001г.
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Издательский дом «Цветной мир».
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»; Санкт-Петербург, ДЕТСТВО ПРЕСС 2010.