Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №4»
Педагогический проект
«Осенний гербарий»
Возрастная группа: старшая группа №2 «Эколята»
Сроки реализации проекта: 18.10.2021 г. – 29.10.2021 г.
Составители проекта:
Воспитатель: Студеникина С.А.
г. Майкоп, 2021 год
Пояснительная записка
Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный - 2 недели.
Участники проекта: дети старшей группы №2 «Эколята», воспитатели, родители.
Актуальность.
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Начинать эту работу необходимо с самого раннего детства. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души: возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы.
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.
Проблема
Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации. В связи с этим возник проблемный вопрос: как сформировать у детей представление о признаках осени не путем заучивая материала, а путем приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества детей, наблюдений в природе, занятий художественным творчеством (лепка, аппликация, рисование), изготавливая с родителями гербария.
Задача данного проекта привлечь внимание детей и родителей к мгновенности окружающей нас красоты.
Гипотеза
Данный проект позволит в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период. Приобретённые знания с творческим подходом в практической изобразительной деятельности будут способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.
Цель проекта:
создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе получения углубленного представления об изменениях в природе в осенний период с учетом природно-климатических условий, изучить природное явление – листопад.
Программное содержание (задачи):
Для детей:
расширить представление о многообразии лиственных деревьях и об особенностях их листвы в осенний период;
дать элементарные представления об осеннем явлении природы – листопад;
познакомить детей с цветом, формой, фактурой осенних листьев в природе и живописи;
развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие красок и форм через наблюдение во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
развивать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. Вызвать интерес к исследованию природы родного края.
развивать творчество;
воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой;
Для родителей:
вызвать желание и интерес к изучению данной темы совместно с детьми дома;
привлечь к пополнению предметно-развивающей среды группы по теме;
расширить знания родителей по теме с помощью консультаций, папок - передвижек, рекомендаций, бесед.
Для педагогов:
изучить литературу по теме;
способствовать сотрудничеству с родителями;
обогатить предметно-развивающую среду группы.
Методы и формы реализации проекта:
словесные методы (беседа, объяснение, рассказ, чтение),
наглядные методы (рассматривание предметов, картин и др., просмотр мультфильмов, наблюдения),
практические методы (исследование, экспериментирование).
игровые методы (дидактические игры, игровые упражнения, игровые приёмы и др.).
Предполагаемые результаты:
Для детей:
дети получают возможность проявлять большую активность, любознательность, самостоятельность и инициативу в действиях;
дети овладевают средствами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, учатся планировать свои действия в социуме;
дети смогут использовать схемы для составления загадок, модели для обозначения условий для роста растений.
дети получают новые знания об изменениях в природе осенью, о видах деревьев.
Для педагогов:
расширить свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик, повышение уровня сплоченности детей.
Для родителей:
расширить свои возможности влиять на процессы воспитания детей;
наладить взаимоотношения с детьми;
нормализовать психолого-педагогическую атмосферу.
Продукт проекта:
Для детей:
гербарий из листьев деревьев и кустарников;
рисунки детей «Осенний лес»;
аппликация из осенних листьев;
поделки из листьев и природного материала «Осеннее дерево»
Для педагога:
картотека стихов о лесе и деревьях;
картотека загадок о деревьях;
подбор иллюстраций к теме «Осень».
Для родителей:
сбор с детьми природного материала;
участие с детьми в выставке поделок.
Материально-технические ресурсы:
художественная и научная литература по теме;
иллюстрации, картины, фотографии;
материалы для продуктивной деятельности (гуашь, пластилин, цветная бумага и картон и т.д.);
природный материал;
дидактические игры, настольно-печатные, словесные игры;
атрибуты для подвижных игр;
музыкальные произведения, аудиозаписи, колонка;
картотеки пословиц, поговорок, загадок, считалок по теме.
Этапы реализации проекта
I. План-график мероприятий (этапы реализации проекта):
1. Подготовительный этап.
Цель: заинтересовать детей идеей, привлечь особое внимание к природному явлению - листопад. Привлечь родителей к созданию гербария осенних листьев и аппликации вместе с детьми.
Содержание работы:
разработка проекта;
подборка детской художественной, методической и познавательной литературы;
сбор материала для аппликаций;
подборка цикла занятий по разным видам деятельности на заданную тему;
разработка конспектов занятий;
подготовка информации для родителей по теме проекта.
2. Основной этап (реализация проекта).
День | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с родителями (законными представителями) |
Вид деятельности. Тема | Цель |
Понедельник 18.10.2021 г. | Беседа по теме «Золотая осень». Подвижная игра «Осенние листочки» (Приложение 4) Рассматривание и сравнение картин об осени: И. Левитан «Золотая осень» В. Волков «Осень» (Приложение 1) | Расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; развивать связную речь; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру. Побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений. Учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин. | Консультация для родителей «Осенние прогулки» Консультация для родителей «Как собрать гербарий» |
Вторник 19.10.2021 г. | Беседа по теме «Что общего у всех деревьев?» Познавательно-исследовательская деятельность «Какие деревья растут на территории детского сада» Чтение художественной литературы Н.Егоровой «Листопад» (Приложение 2) | Закрепить знание детей о строении деревьев и кустарников. Предложить детям в ходе прогулки по территории сада найти знакомые деревья, назвать их, рассказать об особенностях формы листочков. Учить детей понимать образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе. |
Среда 20.10.2021 г. | Беседа на тему «Что такое гербарий?» (Приложение 5) Трудовая деятельность «Сбор листьев для гербария» Познавательно-исследовательская деятельность «Рассматривание и сравнение опавших листьев (по форме, размеру, длине черенка)» | Познакомить детей с гербарием (сбор, засушка, оформление). Развивать познавательный интерес. Предложить собрать листья с деревьев, которые растут на территории детского сада для создания гербария «Деревья и кустарники». Учить детей изучать, собирать, сушить листья деревьев. Развивать аккуратность при работе с природным материалом. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание. Учить рассказывать о своих наблюдениях. |
Четверг 21.10.2021 г. | Изобразительная деятельность. Рисование (отпечатывание листьями) «Осенний лес» Дидактическая игра «Составь узор» Чтение художественной литературы К. Ушинский, «Спор деревьев» | Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года. Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (оттиск, работа пальчиками). Развивать технические навыки, в рисовании, работая разными способами и материалами. Предложить составить узор на асфальте из опавших листьев. Развивать творческое воображение и мелкую моторику. Познакомить детей с рассказом К. Ушинского «Спор деревьев»; Формировать целенаправленное восприятие и умение анализировать литературный текст. |
Пятница 22.10.2021 г. | Беседа на тему «Что значит бережно относиться к природе?» Дидактическая игра «Узнай по силуэту» | Формировать осознанно- правильного отношения к природе. Развивать умение соотносить цветное изображение к силуэтному, развивать зрительное внимание, наблюдательность, мелкую моторику, речь. |
Понедельник 25.10.2021 г. | Изобразительная деятельность «Раскрась листочки по осеннему» Чтение художественной литературы Н.Нищеева «Осенние листья» (Приложение 6) | Учить выбирать цветовую палитру. Развивать мелкую моторику рук. Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить приметы осени. Способствовать развитию процесса запоминания с использованием мнемотехники. | Совместная работа с родителями по подготовке экземпляров для гербария «Деревья и кустарники» |
Вторник 26.10.2021 г. | Беседа «Деревья – наше богатство» Наблюдение «Работа дворника» | Воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости. Сформировать представление детей о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесным богатствам. Способствовать умению наблюдать за работой дворника. Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать стремление к порядку и чистоте. |
Среда 27.10.2021 г. | Ситуативный разговор «Что произойдет, если исчезнут все деревья?» Наблюдение «Листопад» Дидактическая игра «Что здесь лишнее?» | Развивать познавательный интерес, мышление, воображение, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Учить наблюдать за изменениями в природе, видеть красоту осенней природы. Развивать зрительное внимание. Формировать навыки классификации по заданному признаку. Учить аргументировать свой ответ на вопрос. |
Четверг 28.10.2021 г. | Изобразительная деятельность. Аппликация «Осеннее дерево» Просмотр обучающего мультфильма для детей «Ми-ми-мишки» «Как лечить деревья». | Развивать у детей умение построения композиции (ориентировку в форме изображения, глазомер). Развивать творческие способности и воображение детей. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познанию окружающего мира Продолжать формировать у детей бережное отношение к природе. |
Пятница 29.10.2021 г. | Презентация осеннего гербария старшей группы «Эколята» - «Деревья и кустарники» | Совместно с детьми рассмотреть гербарий. Закрепить знание названий деревьев и кустарников. Предложить детям рассказать о том, что такое гербарий и для чего он нужен. |
2. Заключительный этап.
Выставка детского творчества.
Презентация осеннего гербария старшей группы «Деревья и кустарники»
Оценка результатов и отчетность
Данный проект позволил в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период. Приобретённые знания в сочетинии с творческим подходом в практической изобразительной деятельности способствовали развитию познавательных и творческих способностей детей.
Дети во время бесед, речевого творчества детей, наблюдений в природе, занятий художественным творчеством (лепка, аппликация, рисование), изготавливая с родителями гербария приобрели навык самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации, научились обращать внимание на красоту и неповторимость каждого осеннего листочка.
Список используемой литературы и интернет-ресурсов.
А.Шорыгина «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей и гувернеров и родителей.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Сост. Н. В. Нищева Проектный метод в организации познаватлеьно –исследовательской деят-ти в дет саду.2013.
Интернетресурсы.
Приложения
Приложение 1
И. Левитан «Золотая осень»
В. Волков «Осень»
Приложение 2
Листопад
Пустые, мокрые скамейки
Под серым дождиком стоят.
Устал, засыпал все аллейки
Грусть золотая – листопад.
На небе серость туч клубится,
И капли застилают взгляд.
А вместе с дождиком кружится,
Срываясь с веток листопад.
Слегка пронизывает ветер.
Последний с дерева наряд
Слетает вниз. А ты заметил,
Какой красивый листопад?
( Наталья Егорова)
Ушинский К.Д.
«Спор деревьев»
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает. Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.
Приложение 3
Приложение 4
Подвижная игра «Осенние листочки»
Оборудование: осенние листья.
Цель: побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника.
Ход:
Взрослый привлекает внимание детей к букету осенних листьев. Он говорит: «Ребята, посмотрите, какие красивые осенние листочки: красные, желтые, зеленые. Есть большие листья и маленькие. Вот как много в вазе листочков. Хотите с ними поиграть? Берите себе листочки в каждую руку». Дети берут по два листочка и по показу выполняют несложные движения в соответствии с текстом произносимого им стихотворения:
Дует, дует ветер,
Дует-задувает. Качаются вправо-влево, руки перед собой.
Желтые листочки
С дерева сдувает! Машут руками сверху вниз перед собой.
И летят листочки
Прямо по дорожке, Кружатся на месте.
Падают листочки
Прямо нам под ножки!
Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз.
Затем воспитатель произносит слова:
Ветер дует – полетим
Мы туда, куда хотим.
Дети поднимаются, игра повторяется еще раз.
Затем листья собираются в общий букет и ставятся в вазу.
Дидактическая игра «Найди 4 листочка с разных деревьев»
(осина, рябина, береза, ива)
Дети составляют «букетики» из листочков таким образом, чтобы в букете оказались листочки со всех четырех деревьев, подбирая по форме листьев; проверяют правильность выполнения задания и стайкой отправляются в детский сад.
Приложение 5
Беседа «Что же такое гербарий?
Говоря простым языком, гербарий — это коллекция засушенных растений. Первые упоминания о сборе гербария относятся к XVI веку, когда для сбора и засушивания растений стала применяться бумага как материал, хорошо впитывающий влагу из растений.
А сегодня в магазинах можно найти подходящие инструменты для сбора гербария: бумагу для приклеивания образцов, этикетки, газетную бумагу или салфетки для засушивания растений, папки, множество видов клея, прессы и т. д.
Крупнейшие коллекции растений, насчитывающие тысячи экземпляров, находятся в разных уголках мира.
В научных целях к сбору, оформлению и систематизации гербария подходят профессионально: существует множество правил, от которых нельзя отступать.
Для сбора гербария для себя или в учебных целях не обязательно следовать всем этим научным канонам, но некоторые правила значительно упростят эту работу.
Как собрать гербарий?
Сбор гербария делится на три этапа:
• поиск и сбор растений;
• засушка растений;
• систематизация растений, поиск информации и оформление гербария.
Собирать растения, конечно, можно спонтанно: например, увидев, красивый экземпляр, а можно придерживаться определенной тематики.
Например, собрать гербарии можно по темам:
• сорняки;
• лечебные травы;
• ядовитые растения;
• цветы / цветковые растения (полевые, садовые);
• комнатные растения и любые другие классификации.
Большое внимание нужно уделить сбору растений для гербария: от этого во многом зависит, получится ли его сделать, будет ли гербарий представлять интерес.
Правила сбора растений для гербария:
• растения собираются в сухую погоду, выбираются не смоченные дождем и росой экземпляры, иначе засушить их будет очень трудно;
• растение собирается целиком, со всеми корнями, корневищами, клубнями, луковицами, плодами и цветками;
• если растение крупное и собрать его целиком не представляется возможным, то берутся те части растения, по которым можно его идентифицировать, опознать, составить представление о растении целиком;
• ветки деревьев и кустарников не обламываются, а срезаются ножом;
• листья деревьев и кустарников срезаются вместе с ветками, чтобы можно было посмотреть расположение листьев.
• для гербария выбираются только развитые растения с цветками (пусть и незрелыми) и плодами;
• собираются растения без повреждений и признаков болезней, не засохшие от жары.
Для гербария нельзя собирать больные растения.
Выкопанное растение сразу же тщательно очищается от земли, прилипшей грязи и других растений и помещается в карман между двумя листами бумаги. Сразу же растение расправляется таким образом, как оно росло
По правилам, нужно вложить этикету, на которой указывается дата сбора растения, кем оно было собрано, а также описание местности:
Можно сделать фотографии растения и места произрастания.
После сбора образцов уже дома нужно приступить к сушке гербария.
Сушка — не менее важный этап, чем сбор растений, потому что при неправильной сушке растения могут не высохнуть, почернеть, обломаться, сгнить и т. д.
Как сушить гербарий?
В современности родители для сушки гербария применяют даже микроволновые печи, но лучше сушить гербарий в естественной среде: в прессе на открытом воздухе на ветру, на солнце, убирая на ночь в помещение, или проглаживая утюгом через марлю или бумагу.
Для просушивания растений можно использовать уже приготовленный пресс: листы бумаги, в которых лежит растение, т. н.
Но при сушке нужно ежедневно менять листы бумаги на новые, т. к. старые становятся влажными.
Конечно, к сушке растений можно подойти еще проще, положив их между листами книги, но тогда, во-первых, может испортиться книга, во-вторых, засушенное растение может не сохранить форму.
Чтобы узнать, высохло ли растение, его аккуратно поднимают за стебель и, если оно не сгибается, его уже можно оформлять на гербарном листе.
Оформление гербария
Растения крепятся на гербарном листе, на котором, кроме самого растения, обязательна этикетка, содержащая название, а также сведения о растении.
Сами растения к бумаге не приклеивают, а лишь поверх накладывают тонкие 3-4 мм полоски бумаги. Чтобы листья и ветки не обломились, крепить их нужно по центру листа, а не по краю. Толстые стебли можно прикрепить к листу ниткой или леской.
Папка для гербария
Сами листы должны быть плотными — можно использовать картон или дизайнерскую бумагу, можно купить специальные готовые гербарные листы.
Приложение 6
«
Осенние листья»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Н.Нищеева)
Приложение 7
Фото-отчет о реализации проекта «Осенний гербарий»