СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Дорога к Здоровью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика работы в процессе реализации проекта позволит творчески подойти к вопросам образования и оздоровления детей, откроет широкий простор для инновационной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Дорога к Здоровью"»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 г. Выксы



Управление образования администрации Выксунского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12



Принято Утверждено:

на педагогическом совете Директор МОУ СОШ № 12

протокол №6 от 07.02.2011 г. Денисов М.И.

«07» февраля 2011г.





Программа внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Дорога к здоровью»



Для учащихся начальной школы

Срок реализации-2 года










Автор программы:

Шаланова Наталья Николаевна,
учитель начальных классов

МОУ СОШ №12

первая квалификационная категория





г. Выкса

Нижегородская область

2011год



Содержание

страницы

1.

Пояснительная записка.

3 – 6

2.

Календарно-тематическое планирование.

7

3.

Содержание курса.

8 – 11

4.

Ожидаемые результаты.

12

5.

Ресурсная база проекта.

13 - 14

6.

Источники информации.

14























Здоровье необходимо. Это базис счастья…

Добыть здоровье проще, чем счастье.

Природа милостива: она запрограммировала

организм с большим запасом прочности,

и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…

Если нельзя взрастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,
то во всяком случае поддерживать у него высокий уровень

здоровья вполне возможно.

Н.М. Амосов


Пояснительная записка

Здоровье людей относится к числу главных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Проблема снижения уровня здоровья населения России в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.

Среди факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья детей и подростков в современных условиях, наиболее значимыми являются интенсивность образовательного процесса, увеличение количества стрессовых ситуаций, увеличение частоты асоциальных форм поведения (курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ), увеличение неблагоприятного влияния экологических факторов на растущий организм ребёнка, снижение физической активности, организация питания и материально – техническое оснащение общеобразовательных учреждений.

Отмечаемые негативные тенденции в состоянии здоровья влияют на качество обучения и воспитания обучающихся, что ведёт к снижению интереса к образованию в целом. Углубление складывающегося противоречия между состоянием здоровья обучающихся и качеством их обучения начинает сказываться на росте числа молодых людей невостребованных из – за низкого уровня образования ни системой профессионального обучения, ни интенсивно развивающимся рынком труда.

Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребёнка.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной спортивно – оздоровительной деятельности учащихся основной ступени общего образования. Реализация программы происходит в течение двух учебных лет.


Цель программы. Разработка и реализация комплексных мер,

направленных на обеспечение условий для сохранения

и укрепления здоровья детей.

Задачи программы.

  1. Обучать детей приёмам самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья и самооздоровления с помощью оздоровительных упражнений.

  2. Укреплять здоровье детей за счёт повышения их двигательной, гигиенической культуры.

  3. Формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного и гигиенически разумного поведения.


Ведущими педагогическими принципами формирования культуры здоровья являются:

  • системность;

  • комплексность;

  • аналитичность;

  • учёт возрастных, половых и индивидуальных особенностей подростков;

  • преемственность;

  • вариативность и гуманизм;

  • единство обученности и здоровья;

  • рациональное сочетание умственной и физической нагрузки.


Исходя из педагогических принципов формирования культуры здоровья, определены концептуальные позиции учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья:

  • целенаправленность;

  • целостность и системность;

  • создание здоровьеформирующей образовательной среды и использование её педагогических возможностей;

  • интеграция ценностей культуры здоровья и использование здоровьесберегающих технологий;

  • развитие двигательной активности и учёт индивидуально – личностных возможностей детей;

  • вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.


Организация работы по данной программе будет проходить в форме индивидуальных и коллективно – творческих дел с детьми по основным направлениям:

  1. Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся.

  2. Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников.

  3. Информационно – просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

  4. Спортивно – оздоровительная работа – укрепление здоровья детей через активный отдых на открытом воздухе (организация подвижных и спортивных игр, эстафет, соревнований, прогулок, экскурсий, походов, соблюдение норм и правил личной гигиены)

  5. Познавательно – досуговая работа – максимальное использование творческих способностей детей, расширение их кругозора, раскрытие лидерского потенциала, вовлечение в активную творческую деятельность.


Методика работы в процессе реализации программы позволяет творчески подходить к вопросам образования и оздоровления детей, открывает широкий простор для инновационной деятельности. Для организации работы используются как традиционные (беседа, лекция, дискуссия, экскурсия...), так и нетрадиционные формы занятий (путешествия, конкурсы, игры, викторины)

Познавательный теоретический материал даётся в сочетании с практическими заданиями и оздоровительными минутками (тренинг, гимнастика для глаз, коррекция осанки, дыхательная и звуковая гимнастика, самомассаж пальцев рук, стоп, ушных раковин)


Полученные в процессе здоровьесберегающей деятельности в рамках программы «Дорога к здоровью» умения и навыки повысят уровень физического, а отсюда - психического и социального здоровья детей. Отношение детей и их родителей к своему здоровью станет основным фактором успеха на последующих этапах жизни.












Учебно - тематическое планирование

Содержание программы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

I.

Уроки Айболита.

16

9

7

1.

Откуда берутся болезни.

2

1

1

2.

Как вести себя во время болезни.

1

1


3.

Осторожно – лекарство!

1

1


4.

Правила на всю жизнь.

2

1

1

5.

Лучше не рисковать.

4

2

2

6.

Если случилась беда.

3

3


7.

Расти здоровым!

3


3

II.

Уроки Мойдодыра.

18

6

8

1.

Дружи с водой.

3

1

2

2.

Чтобы глаза видели.

2

1

1

3.

А уши чтобы слышали.

2

1

1

5.

Руки и ноги тебе ещё пригодятся.

4

1

3

6.

Держи осанку!

2

1

1

7.

Как настроение?

1


1

III.

Азбука правильного питания.

34

16

18

1

«Если хочешь быть здоров»

3

2

1

2

«Самые полезные продукты»

4

2

2

4

«Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»

5

3

2

5

«Плох обед, если хлеба нет»

7

2

5

6

«Полдник. Время есть булочки»

3

2

1

8

«Как утолить жажду»

4

2

2

9

«День рождения Зелибобы»

1


1



Содержание деятельности:


I. Уроки Айболита. ( 16 часов)

1. «Откуда берутся болезни» (2 часа)

Определение понятия «микроб». Полезные и болезнетворные микробы. Действие микробов на организм человека. Признаки болезни. Способы лечения.

Практическая работа: экскурсия в школьный медицинский кабинет,

встреча с медицинскими работниками.

2. «Как вести себя во время болезни»

Первые признаки инфекционных болезней. Правила поведения больного.

3. «Осторожно – лекарство!»

Определение понятия «лекарство». Виды лекарств. Правила приёма лекарств. Определение понятия «аллергия». Признаки аллергии.

4. «Правила на всю жизнь»

Правила безопасного поведения человека дома, на улице, в транспорте.

Практическая работа: экскурсия по городу.

5. «Лучше не рисковать»

Правила обращения человека с электрическим током, огнём. Правила поведения в зоопарке. Защита от насекомых.

Практическая работа: конкурс рисунков,

праздничная программа «Дети в роще».

6. «Если случилась беда»

Первая помощь пострадавшему при отравлении газом и дымом, пищей, ядовитыми веществами и лекарствами. Солнечные ожоги. Отморожение.

Ушибы конечностей и туловища.

7. «Расти здоровым!»

Практическая работа: походы выходного дня.

II. Уроки Мойдодыра.( 18 часов)

1. «Дружи с водой»

Солнце, Воздух и Вода – наши лучшие друзья. Советы доктора Воды.

Практическая работа: инсценирование сказки К.И.Чуковского

«Мойдодыр».

2. «Чтобы глаза видели»

Глаза – орган зрения человека. Структура глаза. Забота о глазах. Практическая работа: гимнастика для глаз.

3. «А уши чтобы слышали»

Уши – орган слуха человека. Структура уха. Основные правила ухода за ушами.

Практическая работа: «самомассаж ушей»

4. «Пожалей свою бедную кожу»

Для чего нужна кожа. Как устроена кожа человека. Как сохранить кожу целой и невредимой.

Практическая работа: работа «Университета для родителей» по вопросам

детского здоровья.

5. «Руки и ноги тебе ещё пригодятся»

«Рабочие инструменты» человека. Правила ухода за руками. Правила ухода за ногами.

Практическая работа: игры и упражнения для укрепления здоровья детей.

6. «Держи осанку!»

Осанка – стройная спина. Нарушения осанки. Правила для поддержания правильной осанки.

Практическая работа: точечный массаж.

7. «Как настроение?»

Практическая работа: оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе»


III. Азбука правильного питания.( 34 часа)

  1. «Если хочешь быть здоров»

Привитие навыков здорового образа жизни, внимательного отношения к своему организму. Из истории полезных продуктов. Знакомство со сказочным персонажем «Улицы Сезам» Зелибобой.

Практическая работа: создание самописных книг «О вкусной и здоровой пище»

2. «Самые полезные продукты»

Значение употребления человеком в пище белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей. Знакомство с самыми полезными для нормальной жизнедеятельности организма человека продуктами. Способы обработки полезных продуктов.

Практическая работа: игровая программа «В магазине»;

встреча с диетсестрой городкой поликлиники.

  1. «Как правильно есть»

Гигиена питания. Режим питания учащихся.

Практическая работа: встреча с главным поваром школьной столовой;

оформление стенгазеты «Как правильно есть»;

ведение дневника питания учащимися.

  1. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»

Представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню. Различные варианты завтрака. Каша как традиционное блюдо русской кухни. Польза каши для здоровья человека. Культура поведения за столом во время еды.

Практическая работа: конкурсная программа с приглашением родителей

«Самая вкусная каша»;

игровая программа «Детективы».

4. «Плох обед, если хлеба нет»

Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню. Различные варианты обеда. Значимость хлеба в рационе питания. Воспитание бережного отношения к хлебу, созидательному труду хлебороба. Тема хлеба в русском фольклоре, народных традициях. Культура поведения за столом во время еды.

Практическая работа: создание самописной книги рецептов «Первые

блюда»; конкурс рисунков на тему «Хлеб – всей жизни голова»; тестопластика «Вкусная азбука»; экскурсия на Выксунский хлебозавод; праздник «У кого хлебушко, у того и счастье».

  1. «Полдник. Время есть булочки»

Представление о полднике. Варианты полдника. Значение молока в рационе питания. Культура поведения за столом во время еды.

Практическая работа: сочинение на тему «Молочная история».

  1. «Пора ужинать»

Представление об ужине как обязательном компоненте ежедневного меню.

Культура поведения за столом во время еды.

Практическая работа: семинар – практикум «Как вести себя за столом».

  1. «Как утолить жажду»

Значимость жидкости для жизнедеятельности организма. Необходимое количество жидкости в ежедневном рационе питания человека. Разнообразие и ценность напитков. Культура поведения за столом во время еды.

Практическая работа: реклама любимого сока.

  1. «День рождения Зелибобы»

Обобщение знаний законов здорового питания.

  1. Практическая работа: Организация и проведение праздника «День рождения Зелибобы»









Ожидаемые результаты

Результаты деятельности школьников (первого уровня):

приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при проведении спортивных состязаний; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; о способах организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня:

развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к другим людям.

Результаты третьго уровня:

приобретение школьниками опыта спортивно – оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.











Данная программа реализуется учителем начальных классов при участии медицинского персонала, психолога, родителей.



Материально – технические ресурсы

В процессе обучения дети обеспечиваются основными материалами за счет родителей. Но для успешной реализации данного проекта необходим дополнительный спортивный инвентарь: мячи теннисные, волейбольные, футбольные, скакалки, обручи, кегли.


Программно – методические ресурсы

Ожидаемые результаты

Для детей:

Результаты первого уровня:

приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при проведении спортивных состязаний; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; о способах организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня:

развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к другим людям.

Результаты третьго уровня:

приобретение школьниками опыта спортивно – оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.


  • Программа внеурочной спортивно – оздоровительной деятельности.

  • Дидактические материалы.

  • Спортивный инвентарь.


Литература.

  1. Бабенкова Е.А. «Здоров ли ваш ребёнок?».

  2. Дереклеева Н.И. «Учимся жить в современном мире».

  3. Добротина Н.А. «Биология человека, экология и здоровье».

  4. Езушина Е.В. «Азбука правильного питания».

  5. Зайцева В.В. «Как приучить ребёнка заботиться о своём здоровье».

  6. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита»; «Уроки Мойдодыра».

  7. Маюров А.Н. «Уроки культуры и здоровья».

  8. Обухова Л.А.,Лемяскина Н.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья».

  9. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы».

  10. Сонькин В.Д. «Как правильно закаливать ребёнка».

  11. Фомин Н.С. «Комплексная образовательно – оздоровительная программа «Путь к себе».

  12. Хриптович А.Н. «Модульный курс профилактики курения. 5 – 11 классы».

  13. Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию».

  14. Шмаков С.А. «Игры учащихся – феномен культуры».

  15. Шмаков С.А. «Нетрадиционные праздники в школе».








Возможные риски проекта.


Риски проекта

Способ преодоления

1.

Неудачно выбранное место раздела в тематическом планировании

Анализ ситуации, анализ учебных тем.


2.

Не хватило времени на усвоение теоретического материала.


Увеличить количество часов.

3.

Нежелание родителей участвовать в образовательном процессе.


Показать значимость совместной деятельности на примере КТД.


Необходимая поддержка проекта

  • Согласование с администрацией при внесении изменений в учебно – тематический план;

  • Сотрудничество с медицинскими работниками, классными руководителями, спорткомитетом г.Выксы, родителями, библиотеками.












В заключение

Быть здоровым – выгодно биологически, так как организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу.

Здоровье выгодно экономически. Здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность. Они определяют экономическое развитие страны, её обороноспособность, а также здоровье нации в целом.

Здоровье выгодно эстетически. Здоровый ребёнок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

Ещё Шопенгауэр заметил, что десять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
































Стратегия и тактика проектных действий

Подготовительный этап

Вид деятельности


Срок исполнения


Промежуточный результат

Самообразование

В течение года

Ознакомление с методикой использования здоровьесберегающих технологий.

Пополнение банка

информационных материалов.


Диагностика воспитанников

Сентябрь 2010 года

Создание

«Паспорта здоровья»

(см. приложение №4)


Составление плана занятий, обсуждение с детьми, подготовка материалов, спортивного инвентаря.


Сентябрь 2010 года

Учебно – тематический план занятий, содержание занятий, дидактический материал, спортивный инвентарь.

Анкетирование родителей


Сентябрь 2010 года

Определение готовности детей к инновационной деятельности.


Организация работы «Университета для родителей»

по вопросам детского здоровья

Сентябрь 2010 года

«Университет для родителей».

Кураторы:

Астахова Л.Ф.

(врач-педиатр);

Молоткова Г.А

(врач-терапевт)




Основной этап


Мониторинг санитарного состояния учебного помещения.

В течение года

Соответствие учебного помещения требованиям СанПиНа


Профилактическая работа во время эпидемий

В течение года

Уголки Здоровья, информационные санбюллетени


Уроки здоровья

Октябрь – май

2010 года

Знание детьми правил хорошего тона,

правил личной гигиены,

принципов здорового питания.

Усвоение детьми

комплекса упражнений

для укрепления позвоночника, стоп, рук, красивой осанки


Спортивно – оздоровительные мероприятия (подвижные и спортивные игры, эстафеты, соревнования, прогулки)


Октябрь – май

2010 года

Положительная динамика двигательной активности детей,
физическое совершенство, повышение работоспособности.


Походы выходного дня


Сентябрь

Декабрь

Май

Повышение экологической культуры и культуры поведения;

укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
сотрудничество педагога, родителей и детей.


КТД

Праздник ЗДОРОВЬЯ

Праздник СПОРТА

Праздник ДРУЖБЫ


Октябрь

Февраль

Июнь

Творческий рост детей,
расширение кругозора


Встречи с выдающимися спортсменами, победителями соревнований;

семейными династиями, активно занимающимися спортом.


В течение года

Повышение мотивации

детей заниматься спортом,

посещение спортивных секций.

Работа «Университета

для родителей»

(см. приложение №5)


Ноябрь

Декабрь
Февраль

Апрель


Новое видение организации здорового образа жизни в семье

Промежуточная диагностика воспитанников


Февраль


Положительная динамика состояния здоровья воспитанников.

Увеличение численности детей, посещающих спортивные секции.



Итоговый этап


Анализ собственной педагогической деятельности


Май

Обобщение опыта педагога:

  • Выступление на педсовете.

  • Пополнение банка методической продукции

  • Оформление Портфолио педагога и воспитанников.

Мониторинг воспитанников

Май

Анализ полученных результатов состояния здоровья учащихся.


Анкетирование детей и родителей


Май

Динамика удовлетворённости учащихся и их родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения








23