Педагогический проект «Формирование положительной мотивации учащихся к обучению при помощи ИКТ по курсу ОРКСЭ »
Тема: Формирование положительной мотивации учащихся при помощи ИКТ по курсу ОРКСЭ
Актуальность: Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий и готовность потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.
Противоречия:
- между получением большого объёма теоретических сведений и необходимостью на их основе формирования прочных знаний, умений и навыков и воплощения их в реалии жизни.
- между высокими требованиями, предъявляемыми к воспитанию и образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;
- между возрастающей практической значимостью курса и дефицитом учебного времени.
Как повысить мотивацию детей к обучению в целом и в частности курса ОРКСЭ. Этот вопрос очень актуален для меня. Поэтому целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению ОРКСЭ в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.
Предмет исследования: процесс развития положительной мотивации к обучению учащихся курса ОРКСЭ через использование ИКТ.
Гипотеза исследования: процесс развития положительной мотивации к обучению учащихся ОРКСЭ будет эффективным, если:
• определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;
• выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;
• разработана методика развития позитивной мотивации к обучению ОРКСЭ через использование ИКТ;
• обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся ОРКСЭ через использование ИКТ;
• процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся ОРКСЭ через использование ИКТ является направлением и конечной целью специально организованной работы.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
• Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно - методическую литературу по теме мотивации обучения.
• Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
• Использовать дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к обучению.
• Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
• Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач применяется комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
теоретический анализ литературы и исследований по проблеме;
изучение и обобщение практического опыта по теме исследования;
изучение документов, определяющих политику государства в области образования;
педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, контент-анализ, тренинг, развивающие игры;
статистическая обработка результатов работы.
Научная новизна исследования состоит:
• в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
• в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);
• в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся курса ОРКСЭ через ИКТ, позволяющей различно подходить обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению.
Творческая группа:
Осуществляет практическую реализацию проекта, организует уроки и занятия дополнительного образования, обеспечивает условия для создания ситуации успеха, самореализации, раскрытия индивидуальности учащихся.
Оказывает помощь при проведении диагностических процедур.
Участвуют в урочной и внеурочной деятельности , осуществляют проектную и исследовательскую деятельность при помощи ИКТ.
Оказывают помощь в реализации проекта.
Сроки реализации проекта: учебный год
Исследование проводится в нескольких этапов:
Первый этап - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования.
Второй этап - практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся через использование ИКТ.
Третий этап - уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
Формы работы:
Индивидуальный и дифференцированный подход
Работа во внеурочное время
Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня
Исследовательская и проектная деятельность учащихся
Критерии эффективности:
повышение показателей развития уровня творческих способностей , а соответственно и познавательной мотивации учащихся (оригинальность, гибкость, беглость, продуктивность);
создание учащимися нового оригинального продукта как формы результатов положительной мотивации и интеллектуального творчества;
возрастание конкурсной активности учащихся;
повышение уровня индивидуальных достижений учащихся;
повышение уровня психолого-педагогической компетентности самого учителя предметника.
Прогнозируемые риски | Методы их коррекции |
Вред здоровью при невыполнении требований САнПиН | 1. Поддержание санитарно-гигиенических условий (температура, влажность, освещенность, уровень электромагнитного излучения). 2. Выполнение гигиенических рекомендаций по правильной посадке за компьютером и временных ограничений по возрасту. 3. Грамотное построение уроков с использованием компьютера. 4. Выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения. 5. Создание психологически-комфортной среды в процессе обучения |
Ухудшение креативной способности учащихся вследствие чрезмерного использования информаций от компьютеров | Стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала |
Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации | Развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации. |
Ресурсное обеспечение процесса обучения в свете мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:
• школа снабжена УМК курса ОРКСЭ, дидактическими материалами, дополнительная литература ( энциклопедии, словари, учебно-познавательная, занимательная литература);
• имеется компьютер, электронные пособия по ОРКСЭ, имеются обучающие компьютерные презентации. Кроме того, в школе имеется постоянный выход в Интернет, кабинет информатики с интерактивной доской, библиотека;
• каждый ребенок получает диск - электронное сопровождение к курсу для домашнего пользования.
Предполагаемые результаты проекта:
• устойчивая внутренняя мотивация к изучению ОРКСЭ;
• сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
• способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
• социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся;
• творческая активность самого учителя
.Анализ мотивационной сферы ученика
Предметом анализа становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), т. е. качеств, влияющих на мотивацию.
Методы анализа:
1. Наблюдение.
2. Анкетирование.
Пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классах.
1.Традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение, игры.
2. Современные методы. К ним и отнесем информационно-коммуникационные технологии. ИКТ в учебном процессе помогает активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Это необходимость современного школьного образования. Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, развивают интерес, делают урок более интересным.
Большой помощью для учителя при планировании урока является работа в программе Microsoft Power Point и применение интерактивной доски.
Использование данной технологии позволяет:
1. Значительно сэкономить время на уроке;
2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения;
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
4. Выполнить все поставленные задачи.
Возможности развития. Устойчивость проекта
Реализация проекта «Повышение мотивации учащихся к обучению через использование ИКТ по курсу ОРКСЭ» планируется в 4 классе.
Особенностью проекта может быть его универсальность, дополняемость. На основе данного проекта предполагается участие в различных конкурсах, обобщение педагогического опыта, выполнение и защита проектов различных направлений самими детьми – это будет важнейший итог реализации моего педагогического проекта.
Продуктом проекта будут являться учебно-дидактические материалы, которые были и будут созданы в ходе реализации проекта.
Список литературы:
1. Кутугина Е.С.,Тутубалин Д.К Информационные технологии: Учебное пособие. - Томск, 2005.
2. Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.
3. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2008.
5. Образовательные технологии. Сборник материалов. (Образовательная система «Школа 2100») – М. : «Баласс», 2008.
6. Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников. «Начальная школа». № 4 2006г
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2011г.
8 Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г