Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»
Педагогический проект на тему:
использование модульной технологии в
преподавании курса «Безопасность жизнедеятельности»
Преподаватель – организатор основ
безопасности жизнедеятельности колледжа
Черкасов С.И.
Содержание.
Теоретическое обоснование модульной системы обучения _________3
Актуальность работы_________________________________________ 10
Теоретические основы_________________________________________11
Критерии формирования общеучебных умений и навыков________ 15
Информационные источники___________________________________20
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ.
Проблемы обучения и воспитания относятся к числу тех, разработка которых требует системного подхода.
Обучение и воспитание – целенаправленное воздействие, обеспечивающее усвоение человеком общественного
опыта, организатором усвоения которого выступает прежде всего преподаватель. Педагог – руководитель, организатор,
субъект воспитательных воздействий. Обучать и воспитывать людей - это значить управлять их поведением.
Процесс обучения и воспитания можно представить как способ функционирования педагогических систем,
содержанием которого является управление развитием человека.
Цели педагогических систем: превращение человека из объекта управления (обучения, воспитания) в субъект управления (обучения, воспитания),формирование у него самостоятельной деятельности и способности к самоуправлению (самообразованию, самовоспитанию, самореализации). Активные позиции педагога и учащегося состоять в том, что каждый из них в большей или меньшей степени выступает как в качестве субъекта управления своей собственной деятельностью и поведением, так и поведением и деятельностью других.
Современное управление образовательным учреждением в качестве одной из своих задач рассматривает эффективности учебного труда преподавателя и студента в каждую единицу времени, т.е. оптимальную интенсификацию труда. К ее основным составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, применение прогрессивных форм и методов обучения, развитие рефлексивных навыков учебного труда, использование компьютеров и других новейших информационных технических средств обучения.
К основным способам оптимизации процесса преподавания относятся: комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития; конкретизация их с учетом особенностей обучающихся; выбор оптимальной последовательности
этапов урока; обоснованный выбор методов, форм и средств обучения, дифференцированный подход к ученикам, определение оптимального объема и сложности домашнего задания, анализ результатов учебно – воспитательного процесса.
Традиционная классно – урочная организация учебно – воспитательного процесса далека от оптимального варианта. Эта система «нивелирует способности обучающихся и не обеспечивает условия для формирования творческих способностей». В соответствии с технологическим подходом В.П Беспалько педагогической системе должна быть задана новая технологическая направленность: предварительное проектирование процесса; центр внимания – учебно – познавательная деятельность самого обучающегося, а не методические поурочные разработки; диагностичность целеобразования и объективного контроля результатов; целостность.
Целеполагание лежит в основе педагогической системы в соответствии с тем, что сами обучающиеся ставят проблему развития личности. Так, по оценкам преподавателей, ключевыми в совершенствовании современного образования являются его дифференциация и индивидуализация, что связывается прежде профилированием учебных заведений и созданием разноуровневых учебных программ по предметам.
Закон Российской Федерации «Об образовании» и положения международной Конвенции о правах ребенка способствуют созданию гуманистических традиций в системе образования. В соответствии с общими ориентирами обновления современного образовательного учреждения предстоит осуществить переход от принципа всеобщего образования, одинакового для всех, к образованию по личностным способностям и общественным потребностям, т.е.
с изначальной дифференциацией обучения сообразно способностям и склонностям обучающихся вплоть до разноуровневых и разнопрофильных программ и учебных пособий. Наряду с общеобразовательной подготовкой обучающихся, ориентирующихся на получение высшего образования, основной массе обучающихся предстоит поиск рабочего места на предприятиях, в сфере обслуживания.
Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, показателем высокого уровня развития учебно – познавательной деятельности обучающегося является ее самоорганизация, когда деятельность становится предметом его сознания и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими.
Внедряемые в практику новые педагогические технологии адаптивной системы обучения, уровневой дифференциации, коллективных способов обучения, модульной организации учебного процесса позволяют модернизировать традиционные методы обучения.
По мнению Н.Д. Никандрова, положительный эффект, достигаемый в результате этого обучения, связан с его динамичностью. Которая заключается в вариативности элементов, модулей, содержания элементов и модулей. Цели при данном обучении формулируются в терминах методов деятельности и способов действий и разделяются на циклы познания и циклы других видов деятельности. Модульное обучение отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к учении. Гибкость его связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей, индивидуального темпа учебной деятельности обучаемого. Положительная роль, модульного обучения, как отмечает И.Б. Марцинковский, связана с осознанностью перспективы обучения каждым обучающимся.
\
Цель: Изучение возможности использования
модульной технологии в преподавании курса
« Безопасность жизнедеятельности».
Объект исследования: студенты 2 курса.
Гипотеза:
использование модульной технологии
позволяет повысить уровень
сформированности общеучебных
навыков у обучающихся.
Дидактическая цель:
формирование компетентности в сфере
самостоятельной познавательной деятельности,
критического мышления, навыков
работы в группе, приобретение навыков
самостоятельной работы с большими
объемами информации, умений увидеть
проблему и наметить пути ее решения.
Практическая значимость:
Разработан раздаточный
дидактический материал нового
поколения по модульной технологии
и представлен в распоряжение колледжа.
Методические задачи:
- изучение и анализ методической,
специальной, психолого – педагогической
литературы и нормативных документов
по теме исследования;
- наблюдение, сравнение;
- изучение педагогического опыта по
использованию модульной технологии.
Актуальность работы.
В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность
и способность выпускников колледжа, нести личную ответственность за собственную
успешную жизнедеятельность.
Ведущими целями образования должны стать:
- развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их
готовность и способность к самообразованию;
- умение отстаивать свои права;
- готовность к сотрудничеству, к творчеству;
- способность к самореализации;
- толерантность, терпимость к чужому мнению.
Изучая разнообразные современные технологии, я пришел к выводу, что наиболее
эффективной в наших условиях является технология модульного обучения.
Она, по моему мнению, наиболее полно способствует формированию
интеллектуальных умений и развитию познавательной активности обучающихся на
уроках основ безопасности жизнедеятельности. Сущность модульного обучения
выражается в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей
учебно – познавательной деятельности в процессе работы над модулем, объединяющим
цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению
заданий.
Теоретические основы.
Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов,
рейтинговая система оценки и контроля достижений. Ведущая характеристика технологии – гибкость –
способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся условиям.
Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс
обучения строится на достижении ближних, средних и перспективных (развитие способностей личности)
целей. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению, благодаря
новизне содержания, занимательности, эмоциональности, организации учебного поиска, опоре на
жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.
Суть модульной технологии сводится к тому, что обучающийся весь урок работает по заданной ему
инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательности шагов на уроке, рекомендации по
эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала, проверочные тесты.
Модульное обучение ориентировано на активную деятельность обучающихся. Исходя из собственного
опыта работы, я использую следующую последовательность при составлении уроков- модулей.
Содержание урока распределяется с учетом принципов модульного обучения: входной контроль; блок
информации; отработка содержания обучения, контроль усвоения знаний и коррекция ошибок.
Другой элемент модульной технологии – модульный урок. Он состоит из двух академических часов.
При составлении модульного урока, я выполняю следующие шаги:
- Формулировка темы урока.
- Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
- Подбор литературы для обучающихся.
- Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ).
- Подбор необходимого фактического материала.
- Определение способов учебной деятельности обучающихся.
- Отбор методов и форм преподавания и контроля.
Учебный элемент является этапом достижения интегрирующей цели урока. Таких этапов не должно быть
много, но я обязательно использую следующие:
УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.
УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме.
УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.
УЭ- п (где п – номер последнего учебного элемента) – включает выходной контроль
знаний, подведение итогов, выбор домашнего задания.
Каждый УЭ можно давать обучающимся по разному: организовать работу с учебником, предложить
обучающемуся сделать сообщение, самому учителю объяснить, использовать элементы ролевой
игровой деятельности. Чтобы содержание УЭ усваивалось активно, обучающемуся дается программа
действий. Большое место в модульной технологии отводится само- или взаимоконтролю. Он
разнообразен: тесты всех видов, составление схем, заполнение таблиц, ответы на вопросы.
Выполненные задания сверяют с эталоном, представленным либо на доске, либо есть у учителя.
Самоконтроль обеспечивает объективную оценку своих знаний, стимулирует учебно – познавательную
деятельность, т.е. является средством успешности в учении.
выходным контролем.
консультанта, становится помощником.
это придает эмоциональную окраску уроку и положительно сказывается на привитии интереса
к предмету.
При изучении основ безопасности жизнедеятельности происходит
формирование интеллектуальных умений и познавательной
активности обучающихся:
Формирование знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, патриотизма и долга по защите Отечества.
Формирование культуры студентов в области безопасности жизнедеятельности.
Воспитание чувства уважения к героическому наследию России.
Наличие представлений о государственной системе защиты населения от опасных и ЧС.
Формирование общеучебных умений и навыков при изучении основ
безопасности жизнедеятельности можно отобразить в виде таблицы:
( по Шамовой Т.И.).

№ П./П. | Критерий формирования общеучебных умений и навыков | Уровни проявления |
| | Творческий | Репродуктивный | Достаточно-необходимый |
1 | Учебно-познавательная деятельность | Умение разделить процессы изучения материала на этапы: - выделение причин; - сравнение, классификация; - умение различать факт, доказательство, гипотезу; - самостоятельная разработка плана поисковой работы; - самостоятельная разработка проекта. | - Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, моделирования). - Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. - Разработка плана поисковой работы совместно с учителем. - Использование несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений. -Умение осуществлять поиск оригинальных решений. | - Знание об основных методах познания окружающего мира. -Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. -Исследование несложных практических ситуаций на основе предложенного образца. - Посильное участие в разработке плана поисковой работы. - Осуществление несложных действий по сравнению на основе предложенного образца. |
2 | Информационно- коммуникативная деятельность | - Владение монологической и диалогической речью; - поиск информации с привлечением дополнительного материала; - умение вступать в речевое общение; - составление плана, тезисов, конспекта; - использование различных источников информации (энциклопедии, словари, компьютер). | - Осознанное беглое чтение текстов; - создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию; - выбор использования выразительных средств языка (текст, таблица, схема). | - Адекватное восприятие письменной и устной речи; - создание письменных высказываний с помощью учителя; - умение пересказывать мысль другими словами. |
3 | Рефлексивная деятельность | - оценивание своих учебных достижений, поведения; - соблюдение правил здорового образа жизни; - учет особенностей различного ролевого поведения; - формирование ценностного отношения к миру, себе, окружающим людям. | - владение навыками контроля и оценки своей деятельности; - соблюдение норм поведения в окружающей среде; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач. | Оказание помощи в проведении самоконтроля и самооценки; - владение умениями совместной деятельности. |
Сравнительный анализ качества знаний в (%) в техн.35
(использовалась МТ) и техн.36 (занятия без использования МТ)
![]()
Характеристика уровня развития общеучебных умений
и навыков на уроках «Безопасность жизнедеятельности»
Учебно-познавательная деятельность
![]()
Информационно-коммуникативная
![]()
Рефлексивная деятельность

Выводы
множество дидактических подходов в решении учебных
задач, формирует самомотивацию обучающихся.
самостоятельная деятельность обучающихся.
мышления, обеспечивает развитие исследовательских
навыков, умений.
общеучебных навыков у обучающихся.
Информационные источники
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2010.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: Школьные технологии, 2009.
Модульное обучение: опыт, перспективы. Под ред. Т.И. Шамовой. М.: изд-во МПГУ им. В.И. Ленина, 2005.
Поташник М.М. Требования к современному уроку. М.: центр педагогического образования, 2007.
Смирнов А.Т. Безопасность жизнедеятельности. М.: издательский центр «Академия», 2013.
Модульная система организации учебно-воспитательного процесса: методические рекомендации / сост. Клемешова И.В. и др.- Тамбов: ТОИПКРО,2010.
Интернет ресурсы:
Культура безопасности жизнедеятельности на сайте: http://www.kdzhd.ru.
Официальный сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru.
Гражданская оборона на предприятии на сайте:
http://go-oborona.ru/