Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с. Ракитное"
Дальнереченского муниципального района Приморского края
Педагогический проект
"Применение игровых технологий на уроках русского языка"
Горбачева А. А.
учитель начальных классов,
русского языка и литературы.
2019 год
Краткая аннотация проекта.
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Многие учителя-словесники упрекнут меня в том, что предмет русского языка не относится к той группе предметов, где можно увлечься, заинтересоваться или, на худой конец, утверждать: "Мне очень нравится учить правила и орфограммы". Немногие ученики назовут уроки русского языка в числе своих любимых предметов. Причина кроется не только в сложности изучаемого предмета, но и в способах его подачи.
Использование материалов, предложенных в данном портфолио, поможет современному учителю, имеющему уже достаточное количество текстов о грозе, об осени, зиме и т. д. (очень хороших, но для сегодняшних учеников, увы, неинтересных), разнообразить работу на уроке и донести до учащихся "разумное", "доброе", "вечное", не надоедая словами: "Откройте учебник, пишем следующее упражнение".
Обоснование актуальности выбранной темы.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник!
Есть другие - как страшный мучительный сон.
В. Троицкий
Переход на новые стандарты особенно сильно высветил одно из противоречий современного образования — противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук — не в силах преподавателей.
С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем — «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.
В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.
В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.
Проблема: могут ли игровые технологии активизировать познавательную деятельность учащихся и как педагог может использовать игровые технологии в практической деятельности.
Цель: изучение влияния игровых технологий на развитие познавательных интересов и активности школьников в процессе обучения предмету.
Задачи исследования:
изучение литературы по данной проблеме;
изучение системы использования игровых технологий;
проведение исследования по данной проблеме;
определить эффективность разработанной методики.
Объект исследования: игровые технологии в процессе обучения и воспитания.
Предмет исследования – применение игровых технологий как одна из наиболее эффективных технологий обучения и воспитания.
Гипотеза исследования – образовательный процесс школьников будет более эффективным, если внедрять игровые технологии в учебно-воспитательный процесс, совмещая их с другими технологиями.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования, эксперимент в единстве его видов (констатирующий, формирующий, контрольный).
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса информационно-игровых заданий, которые будут способствовать повышению интереса и активности на уроке.
Введение
Ребёнок не устаёт от работы,
которая отвечает его функциональным
жизненным потребностям.
С. Френе
Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса - явление не новое. В игре воссоздаётся предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора.
Игра улучшает отношения между её участниками и педагогом, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.
Глава 1. Игра как педагогическая технология
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности:
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровые употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью .
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и квалификации педагогических игр (Приложение 2).
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТОО, а также с различными средствами передвижения.
Глава 2. Проблема игровой деятельности учащихся разных возрастов.
Игровая деятельность младших школьников
Возраст от 7-8 до 10-11 лет считается младшим школьным возрастом. Это начальный этап обучения ребенка в школе. В этот период происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Происходят изменения в центральной нервной системе, развитие костной и мышечной системы и работы внутренних органов.
Такое интенсивное развитие детского организма требует больше активности. Изменения претерпевает так же и психическая жизнь ребенка. Основной задачей этого возраста является постижение окружающего мира и человеческих отношений. Именно в этом возрасте закладываются основы нравственных, моральных, этических и социальных чувств.
Возраст 6-7 лет у школьников называется адаптационным. С поступлением в школу у ребенка растет роль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у него появляются новые, непривычные и порой непосильные обязанности, и поэтому может возникнуть ряд трудностей в освоении новой для себя роли. Кварцов Г.Г. и Кварцова Е.Е. выделяют три сферы трудности адаптации и предлагают решение проблем с помощью специально подобранных игр-диагностик и игр коррекций.
1. Трудности в сфере отношения к взрослому: ребенок не совсем понимает профессиональную роль учителя, не умеет строить отношения в учебной деятельности. Авторы предлагают дать ребенку задачи, где бы присутствовали расхождения в задаваемых и реальных условиях.
2. Трудности в сфере отношений к сверстникам: ребенок не в состоянии решить косвенные задачи, не способен увидеть ситуацию глазами партнера. Для коррекции трудностей этого вида предлагается играть в сюжетно-ролевые игры с правилами, где бы ребенок исполнял одновременно две роли с взаимно противоположными интересами.
3. Трудности в сфере отношений к себе: у ребенка завышенная самооценка, низкий уровень самоконтроля, не умеет правильно оценивать свои действия и поступки. Здесь могут быть полезны игры-драматизации по сказкам и пьесам, где ребенку предлагается режиссерская игра с мелкими предметами, в которой ему отведены несколько ролей. Рядом должен присутствовать взрослый, который бы стимулировал развитие сюжетного действия с помощью вопросов.
В игре строятся отношения между взрослым и ребенком, которые лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка, а не только на его функции ученика. Таким образом, игра - это не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, продолжает оставаться таковой и в школьный период, хотя с началом обучения в школе она меняется на учебную. И, тем не менее, не смотря на изменившиеся приоритеты в жизни ребенка, игра продолжает занимать важное место в его деятельности. В младших классах для детей характерны творческие игры, подвижные игры и сюжетно-ролевые игры.
В сюжетно - ролевой игре они начинают изображать самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности, а так же выполняют действия в воображаемой ситуации, подражая поступкам конкретного человека.
Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом.
Подвижные игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость, в этот период тоже играют важную роль в жизни ребенка. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей.
У детей этого возраста еще наблюдается большой интерес к настольным, дидактическим и познавательным играм. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач.
Дидактические игры актуальны для повышения успеваемости учащихся. Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
Игровая деятельность старшеклассников
Период с 11-12 до 15-16 лет называется подростковым, и он выпадает на период обучения в старших классах. Главная отличительная черта этого периода – это попытка отчуждения от взрослых. У подростков проявляется стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок.
Очень важным фактором в психическом развитии подростка является общение со сверстниками. Эта деятельность считается ведущей в этот период.
Подростковый период делится на две фазы: отрочество и юношество.
Отрочество – это период с 11 до 13 лет, когда у детей бурно и плодотворно развиваются познавательные процессы. Ведущей потребностью этого периода, которая и влияет на развитие личности, является самоутверждение и общение со сверстниками. Полноценное общение со сверстниками в подростковом возрасте намного существеннее для сохранения психического здоровья, нежели такие факторы, как умственное развитие, школьная успеваемость, взаимоотношения с педагогами и взрослыми. Здесь для него гораздо важнее мнение сверстников. В период отрочества начинает активно формироваться самосознание и повышается значимость Я-концепции. Ребенок начинает познавать себя, сравнивая с взрослыми и сверстниками. Подросток стремиться быть взрослым и соответствовать своим идеалам, однако осознает невозможность немедленного осуществления многих своих мечтаний. Именно тогда им на помощь приходят сюжетно-ролевые игры, организованных в коллективе, в рамках которых они, как правило, осуществляют серьезную, часто трудовую деятельность. Сюжеты для игр они берут из фильмов.
Индивидуальные интересы к различным играм у подростков приобретают известную устойчивость. В этом возрасте выделяются любители подвижных или комнатных настольных игр, футболисты или волейболисты, шахматисты и т. д.
Некоторым подросткам больше нравятся игры строительные, например, конструирование.
Однако эти содержательные игры не исчерпывают всех воспитательных возможностей игровой деятельности, которые могут быть использованы в работе с подростками.
Спортивные игры тоже занимают большое место в жизни подростков. Они привлекательны для учащихся данного возраста своей остротой и боевой целенаправленностью, возможностью проявить свои физические качества, а также силу воли.
Юношество – период с 15 до 16-17 лет, возраст, когда основной содержательной характеристикой эмоций и чувств является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье».
Для подростков юношеского периода более привлекательны игры-тренинги – система игровых упражнений по обучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти игры проводятся по особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждом игровом упражнении даёт руководитель.
Ввиду того, что старшие подростки весьма заинтересованы в своей личности, для них можно организовывать «психологические игры». Цель тренинга следует сформулировать школьникам непосредственно, например, научиться понимать других людей, оценивать, понимать, преодолевать и раскрывать самого себя.
Педагогу в этих играх важно стимулировать школьников на осознание своих способов общения, своей позиции среди других. Цикл может охватывать 8-15 игровых занятий. Эти игры не следует проводить более 30-40 минут. Занятия удаются только при условии абсолютной добровольности. Число участников 7-20 человек. Следует заранее обговорить с ребятами обязательные условия проведения игр, без соблюдения которых игровой тренинг не даёт результатов:
высокая доброжелательность и доверие друг к другу;
при оценке выполнения игровых заданий участниками оценивается не личность, а её деятельность и способы общения;
впечатление о степени удовлетворенности игрой участники должны доводить до руководителя сразу.
Заключение
Неоспорим тот факт, что игра является очень мощным средством воздействия на личность ребенка. Очевидна важная воспитательная роль игры в жизни человека. Игра имеет очень большое влияние на развитие творческого воображения, которое очень необходимо для дальнейшей трудовой деятельности.
Игра формирует положительные качества для межличностных отношений. Ребенок в игре овладевает нравственными нормами и правилами поведения.
Игра так же является довольно эффективным средством для обучения. Игра намного облегчает образовательный процесс, вовлекая в деятельность учащихся с разным темпом работы и уровнем владения материала. Она гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы: образовательный процесс школьников будет более эффективным, если внедрять игровые технологии в учебно-воспитательный процесс, совмещая их с другими технологиями, подтвердилась с помощью решения задач, которые были поставлены для достижения наших целей.
Литература
Анисимов В.В. Основы общей педагогики. – М.: Просвещение, 2010
Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. -М.: Учитель, 2010
Батурина Г.И. Введение в педагогическую профессию. -М.: Просвещение , 2011
Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. – М.: Логос, 2011
Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2004.
Полежаева Е. А. Современные открытые уроки русского языка 7 класс. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
Сиденко А. «Игровой подход в обучении»// Народное образование, № 8, 2000г.
Приложение1.
Глоссарий
№ | Понятие | Определение |
1 | Активность личности | особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность |
2 | Деятельность | процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. |
3 | Дидактическая игра | это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. |
4 | Игра | вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Также термин «Игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности. |
5 | Игровая технология | разновидность педагогической технологии, которая используется в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы. |
6 | Игровой прием | относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие сложных правил, с примитивной процедурой действий конкретных участников и коротким контролем времени. |
7 | Обучение | целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов |
8 | Педагогическая игра | игра, которая обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. |
9 | Педагогическая технология | специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. |
10 | Познавательный интерес | Под интересом понимают потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний и развертывается преимущественно во внутреннем плане. В основе интереса лежит познавательное влечение (желание) к той или иной области действительности |
11 | Урок | форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). |
12 | Учебный процесс | система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой – органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения. |
13 | Учебная деятельность | вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения... учащийся в школе; также лицо, пользующееся уроками и наставлениями другого в какой-либо области знаний. |
Приложение 2

Приложение 3
Дидактические игры на различных структурных этапах занятия
Структурный этап урока | Примеры дидактических игр |
1. Организация начала занятия | Игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу |
2. Проверка выполнения домашнего задания | Игры-упражнения (на соотнесение рисунков и понятий, на заполнение пробелов в таблицах, схемах); словесные игры (кроссворды, ребусы и т.д.); предметные игры (манипуляции с предметами); мини-викторины и др. - в зависимости от содержания этапа урока |
3. Объяснение нового материала | Игры на внимание (найти ошибки, специально допускаемые учителем во время объяснения нового материала с опорой на имеющиеся у учащихся знания) |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | Словесные игры (кроссворды, ребусы и т.д.); мини-викторины; предметные игры (манипуляции с предметами) и др. - в зависимости от содержания этапа урока |
5. Первичная проверка понимания | Словесные игры (кроссворды, ребусы и т.д.); мини-викторины; предметные игры (манипуляции с предметами) и др. - в зависимости от содержания этапа урока |
6. Закрепление знаний и способов действий | Игры-соревнования, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры и др. - в зависимости от содержания этапа урока |
7. Обобщение и систематизация знаний | Игры-упражнения |
8. Контроль и самопроверка знаний | Игры на соотнесение рисунков и понятий; игры на заполнение пробелов в таблицах, схемах; словесные игры (кроссворды, ребусы и т.д.); предметные игры (манипуляции с предметами); мини-викторины и др. - в зависимости от содержания этапа урока |
9. Подведение итогов занятия | Игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу |
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Сюжетно-ролевые игры |
Приложение 4
Игры на уроках русского языка в начальной школе и среднем звене.
Примечание
В данном проекте представлена лишь малая часть игр по русскому языку. Так как, работая над данной темой уже более 13 лет, мною составлены и апробированы два сборника с теоретическим обоснованием по данной проблеме: "Влияние нетрадиционных форм организации учебного процесса на развитие творческих способностей учащихся", "Учиться, играя! Возможно ли это?"..


Игра "Выбери три слова" ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
Игра "Шифровальщики"
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
Игра "Клички"
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игра “Найди глаголы”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.
Содержание. На доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.
Материал для игры:
В понедельник я стирала
Чашки в пятницу помыла,
Пол во вторник подметала,
А в субботу торт купила,
В среду я пекла калач,
Всех подружек в воскресенье
Весь четверг искала мяч.
Позвала на день рожденья.
( П. Башмаков).
Игра “Что делать? Что сделать?”
Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?
Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
Материал для игры:
Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.
Игра “Аукцион”
Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.
Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.
Игра “Закончи пословицу”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с глаголами, противоположными по смыслу.
Содержание. В игре участвует 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
Мир строит, а война……..(разрушает).
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
Труд кормит, а лень……..( портит).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
Лето припасает, а зима…….(подъедает).
Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).
Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
Легко друга потерять, но трудно …..(найти).
По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).
Игра "Одним словом"
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие.
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.
Обрубок дерева - .. .(чурбан).
Шестьдесят минут-.. .(час).
Густой частый лес- .(чаща).
Хищная рыба с острыми зубами - .(щука).
Из чего делают тяжелые сковородки -. (чугун).
Прикрывать глаза от солнца - ... (щуриться).
7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - ... (чайник).
Игра "Назови один предмет".
Цель: отработка способов проверки безударных гласных.
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д.
При изучении «Фонетики», «Орфоэпии» с целью различения твердых и мягких согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».
Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук.
( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик). Дети выписывают слова с мягкими звуками в тетрадь. По окончании работы на доске формируется букет.
Игра «Салат»
В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок.
Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
1) в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь),
2) в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),
3) в слове 1слог, все согласные звуки твердые, (лук)
4) в слове 4 слога (помидоры)
В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.
Игра « Диктор»
Ателье, ворота, дефис, звонит, инструмент, инженер, камбала, ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер, торты, банты.
Лексические игры.
При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки.
Заплести меня не худо.
Управляюсь с сенокосом. (коса)
И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)
Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.
Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая )
трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая)
вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся)
туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая)
русский язык (богатый, могучий, яркий, образный)
сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая)
осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая )
При изучении «Синтаксиса» - игра «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока - продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Например:
1-й - Я читаю книгу.
2-й - Я читаю интересную книгу.
3-й - - Я читаю интересную книгу по вечерам.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.