СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Расскажи стихи руками" (система упражнения для развития мелкой моторики)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект “Расскажи стихи руками” (система упражнения для развития мелкой моторики)

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Расскажи стихи руками" (система упражнения для развития мелкой моторики)»

Педагогический проект “Расскажи стихи руками”

(новая система упражнения для развития мелкой моторики).

Осипова Раиса Артемовна

учитель-логопед высшей

квалификационной категории

МБОУ СОШ № 7 г. Сафоново.


Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонение в развитии тонких движений пальцев рук. В связи с этим в системе обучения таких детей предусматривается коррекционно-воспитательные мероприятия в данном направлении. Для развития общей моторики детей с нарушениями речи широко используется музыкально-ритмические занятия.

Исследования показали что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находятся в пределах норм, если же движение пальцев отстают, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальная и даже выше нормы.

Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев рук на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике.

Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук, как известно, очень полезна и для подготовки руки к письму. Специальные исследования в данной области проводились Н. С. Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Н. И. Кузьминой, М. М. Кольцовой.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются, по мнению М.М.Кольцовой, “мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга”. Работу по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи надо проводить систематически, уделяя по 5-7 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения. Это пальцевая гимнастика, начинающаяся с разминки пальцев рук - сжимания в кулак и разжимания пальцев, затем упражнение на расслабление пальцев кистей рук, здесь можно использовать для разминки различные предметы: карандаши, мячики, пуговицы, крупы, шнурки, кольца и многое другое.

Также успешно можно использовать игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствуют умению слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.

Перебирая старые журналы, я нашла статью А. Бейлиной, которая называется “Почти забытое наследие немецкого народа”. Автор пишет, что пальчиковые игры очень эмоциональные, их можно проводить и в семье, и в школе, и в детском саду. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. “Пальчиковые игры” как бы отображают объективную реальность окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе: ветер, дождь, солнце, падающие листья. В ходе пальчиковых игр у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Об этих играх я ещё напишу, а в данном материале хочется рассказать о тех упражнениях для развития мелкой моторики, которые больше всего нравится моим ученикам. Называются они “Расскажи стихи руками”. Упражнение эти немного лечебные, так как такие занятия развивают у ребёнка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, речь, одним словом обогащает внутренний мир детей.

Я использовала стихи Вадима Егорова переведённые им с английского языка и придумала не совсем обычные упражнения: рядом с каждой строкой нарисованы маленькие картинки, изображающие движения пальцев, рук, а иногда и всего тела, которые позволяют показать жестом содержание стихотворения. Совершенно не обязательно строго заучивать именно нарисованные жесты, можно придумать свои, более выразительные, превратите процесс чтения в увлекательную игру. Надеюсь, что эти полезные и веселые стихи вам понравятся (смотри приложение).




Литература.


- журнал “Дефектология”, 1988 год, № 4, стр. 66

- журнал “Дефектология”, 1983 год, № 1 стр. 56

- журнал “Дошкольное воспитание”, 1980 год, стр.101.

- “Расскажи стихи руками” (по мотивам английского фольклора), Пролог. М. 1992 год.