Педагогический проект
«Развитие музыкально-творческих способностей школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
Учитель музыки МБОУ «Школа №119 с углубленным изучением отдельных предметов»
Логунова Ирина Александровна
г.Нижний Новгород
Проблема проекта: недостаточный уровень педагогических условий для оптимального развития музыкально-творческих способностей учащихся.
Цель проекта: создать оптимальные педагогические условия для успешного развития творчества учащихся на уроках музыки и во внеклассных мероприятиях, используя разные виды деятельности.
Задачи проекта:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Проанализировать методику формирования основ музыкального мышления, аналитического восприятия музыки, основных закономерностей музыкального языка.
3. Выявить способы активизации, виды творчества учащихся на уроке музыки и во внеурочной деятельности.
4.Привести в систему перечень педагогических условий для музыкально - творческого развития учащихся.
Ожидаемый результат: развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Содержание проекта:
Введение
Основная часть. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Заключение.
Литература.
Введение
Искусство – необходимая часть жизни человека, форма своеобразной творческой деятельности, рождающая художественные ценности. Это в полной мере относится и к музыкальному искусству.
Требование современного образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед школой.
Над разработкой педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, работали выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский , С.Т.Шацкий , Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой , Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер , Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац теоретически и практически обосновали принцип творческого развития детей и юношества.
Большое влияние на развитие творческих способностей ребенка оказывает музыка. Во вступительной статье к программе по музыке Д.Кабалевский писал: "Всемирно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из "видов деятельности" учащихся, ... активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев". Таким образом, возникает двойная связь: восприятие музыки – все виды музыкальной деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и единство всей музыкальной деятельности учащихся.
Актуальность. Сегодня обществу нужна творческая личность, умеющая планировать будущие действия для достижения целей, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии творческого потенциала учащихся, а для этого надо создать условия для успешного развития творчества учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Основная часть. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
1.Учебная деятельность на уроках музыки включает следующее:
разработка и защита учебных проектов, презентаций, рефератов, музыкальная олимпиада, предметная неделя «Музыка», интегрированные уроки.
2. Внеурочная деятельность:
кружковая работа, выставки, конкурсы, фестиваль патриотической песни, праздники, литературно-музыкальные композиции, уроки-концерты, школьная газета.
Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Поэтому много внимания уделяю видам деятельности, развивающим именно творческое начало в ребенке. На своих уроках стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации.
Урок музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные детьми на уроке, дали ростки, каждый учитель должен подумать о внеклассной работе. На уроках я стараюсь вводить в сознание детей музыку как необходимую часть жизни. Частью жизни моих ребят стал вокальный кружок «Домисолька». В нем мы не только разучиваем новые произведения, продолжая развивать те навыки и умения, которые приобрели на уроках музыки. Серьезная работа ведется в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков пения, совершенствования исполнительской культуры. Урок музыки и занятия в кружке закладывают в ребятах основу музыкальной культуры, позволяют мне создавать коллектив увлеченных, влюбленных в музыку людей. Результатом творческой работы служат участия в концертах и достижения конкурсах.
На уроке музыки и во внеурочных занятиях школьники участвуют в различных видах деятельности: слушание, музицирование, включающие в себя вокальное исполнительство, коллективное музицирование, импровизацию (вокальную, пластическую, инструментальную), музыкально-ритмическую деятельность, творческие дидактические игры, драматизацию, основы элементарной музыкальной грамоты.
На фоне данных видов деятельности мною применяются следующие виды творчества:
Развитие художественно-образного мышления в процессе музыкальной деятельности. В ходе работы учащиеся знакомятся с богатейшим миром звуков живой и неживой природы, шумовые и музыкальные звуки. Младшим школьникам предлагается определить источник звука, а именно: шумовые звуки (например, звуки машин, сирен, заводов), голоса природы (шум дождя, прибоя, водопада, грома, пение птиц), музыкальные звуки – (звуки фортепиано, гитары, барабана, металлофона…) , а затем сравнить их. В процессе размышления , анализа звуковой действительности у младших школьников происходит развитие ассоциативно-образного мышления, художественного воссоздания звуковых образов.
Коллективное музицирование. В ходе знакомства со звуками музыкальных инструментов у учащихся уже идет процесс накопления полученных знаний, умений и навыков. Школьники знакомятся со звуковысотными и незвуковысотными музыкальными инструментами. В урок музыки вводится новый вид деятельности – коллективное музицирование. Учащиеся исполняют на элементарных музыкальных инструментах произведения – ложки, трещетки, свистульки, бубны, шумовые инструменты.
Замечательно принимается ребятами и вокальное музицирование. Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа учителя. Вокально-хоровая работа помогает развивать память, прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения.
Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество. В процессе выработки исполнительского плана (выбор солистов, музыкальных инструментов для озвучивания фрагментов песни, танцевальные движения и т.п.) они принимают активное участие.
Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию учащихся, углубленному освоению музыкального материала урока; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию на уроке, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию учащихся.
Творческая атмосфера присутствует во всех видах деятельности учащихся на уроке, начиная с музыкального приветствия.
Пластические импровизации.
В процессе слушания учащиеся на основе ассоциативного восприятия выполняют пластические импровизации.
«Пластическое интонирование»- выражение музыки в жесте, мимике, движении.
Взять в свою руку звук и вести его, строго следуя за движением главной мысли произведения - приём «слушание рукой». Дети «рисуют» рукой движение музыки.
Восходящая и нисходящая мелодия - поднимающиеся и опускающиеся руки;
Завершение музыкального развития- руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз;
Кульминационные точки- руки вытянуты над головой и т.д.
На своих уроках я часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом – «пластическим интонированием». Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.
Так во втором классе ребята, прослушав фрагмент из «Утра» Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая как восходит солнце). Обращаю внимание насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру музыки.
Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не «выключаясь». Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.
4.В ходе анализа музыкальных произведений происходит развитие тембрального, гармонического, ладового, регистрового, а также развитие творческого мышления, т.к. ученик выступает в роли композитора, режиссера, актера, дирижера, певца, художника и даже мастера по изготовлению музыкальных инструментов (например, учащимся может быть предложено изготовить модель музыкального инструмента.
Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства. Нет ничего скучнее в жизни, чем однообразие, поэтому пагубно действуют на процесс и результаты общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу. На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения.
Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках эстетического цикла. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Вызывают интерес учащихся и активизируют их деятельность задания следующего типа: «Музыкальная живопись», глядя на картину художника, анализируя событие изображенное на ней, краски, использованные при написании картины, услышать музыку и описать ее; «Живописная музыка» - изображение музыкального образа в рисунке.
Школьники в ходе анализа слуховой действительности знакомятся с особенностями ритмической лексики и активно ею оперируют (ритм, темп, динамика, тембр). Воспитание чувства метроритма происходит в различных видах музыкальной деятельности: в музыкально-ритмической импровизации, в творческих дидактических играх, в процессе слушания и коллективного музицирования.
Творчество в домашних заданиях.
Практический опыт преподавания в области музыкального искусства в школе, позволяет мне утверждать, что организация системы домашних заданий по предмету «Музыка» - важный и необходимый этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях. Урок музыки – это урок искусства, урок творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими.
Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, мелодизация текста, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, рефераты, творческие проекты (презентации) с их творческой защитой («Группа «Битлз», «Могучая кучка»; «Джаз – искусство 20 века»; и другие).
Очень важно сформировать у учащихся серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления. Слушая и анализируя музыкальные произведения, основываясь на своих ощущениях и фантазиях, учащиеся приходят к выводу, что музыка способна открыть перед ними огромный и удивительный мир, звучащих образов, каждый из которых имеет свой характер, свое настроение и окраску, что через музыкальные образы музыка выражает мысли и чувства человека. Именно благодаря этому язык музыки становится понятным и доступным всем людям.
Предлагая школьникам выполнить дома творческое задание, всегда говорю о том, что хорошо бы подключить к этому и своих родственников (родителей, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек). Ведь мы знаем, что совместное творчество более продуктивно и эмоционально окрашено. Кроме того, это замечательная возможность провести время вместе, которого в наши дни так не хватает.
Домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий помогает учителю корректировать и прогнозировать дальнейшую работу с учащимися.
Импровизация, как вид художественного творчества.
Очередным этапом развития творческих способностей школьников является введение в урок музыки нового вида деятельности – музыкальной импровизации.
Импровизация должна стать отправным моментом поиска. Она понимается как форма первотворчества, фокусирующая силы души, ума и памяти. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики – фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества, способствующим формированию продуктивного мышления.
Так на этапе создания импровизации школьникам предлагается путем звукового анализа выбрать музыкальные инструменты, которые могли бы озвучить: радостное солнце, грозовую тучу, труженика дятла, пение птиц, разноцветную радугу и т.п. Выбрав соответствующие музыкальные инструменты, учащиеся должны найти на них звуки, которые могли бы передать эти образы. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях.
В процессе импровизации происходит выявление учащимися своей собственной индивидуальности, развитие интонационно-ладового, ритмического, тембрального и регистрового слуха.
Важно отметить, что импровизация присутствует во всех видах деятельности. Так, например, учащимся предлагается придумать заклички весны и вокально исполнить их (вокальная импровизация).
Например, школьникам предлагается исполнить колыбельную для дочки, сочинив при этом мелодию и слова «на ходу», как часто это происходило в сочинительстве русских народных песен.
Также полученные умения и навыки дети используют, выступая в роли драматурга, сочиняя сказочную историю, например про вредную Бабу-Ягу. Обобщив фантазии и желания детей, предлагаю ребятам свой вариант сказки, в ходе которого все вместе озвучиваем эту историю разными прикладными звуками (шипим, кряхтим, скрипим, хлопаем и поем «противным» голосом).
Теперь учащимся предлагается путем анализа звучания музыкальных инструментов подобрать каждому сказочному герою свой инструмент, а затем ритмизировать и мелодизировать предложенный учителем текст каждого персонажа.
В ходе данной импровизации происходит развитие творческих способностей детей через синтез музыкального, сценического и изобразительного искусств. Ведь итогом данной импровизации является театрализация сказки, где часть учащихся класса озвучивает сказочных героев на элементарных музыкальных инструментах, выступая в роли композиторов и исполнителей, а часть учащихся выступает в роли актеров, воплощая музыкальный образ в пластической импровизации. В данном театральном действии присутствует также дирижер (ученик), который своей «волшебной палочкой» руководит всей постановкой.
Не учитель, а ученик солирует на уроке, учитель лишь направляет, активизирует творческий потенциал учеников, в этом заключается еще одна отличительная черта.
Результатом планомерной работы по развитию творческих спосоюбностей является достижение высокого уровня креативности, что позволяет перейти к свободному творчеству, которое имеет место не только на уроках, но и на внеурочных мероприятиях.
Творческие задания:
1.Мини-сочинение по прослушанному произведению;
2.Сочинить стихотворение по прослушанному произведению (разные по стилю);
3. Урок-сказка , где ребята исполняют роли, поют, танцуют;
4.Создание новых музыкальных инструментов и музицирование на них. Например, бутылочный инструмент «Перезвон», «пила-пискля», стиральная доска «Вжик»;
5.Создание зрительного образа музыкального произведения (рисунки, графические схемы и поделки);
6. Выступления с творческими номерами на мероприятиях и конкурсах различного уровня (Музыкальная гостиная, встречи с ветеранами, районные и городские конкурсы хорового пения и т.п.);
7. Создание музыкальных презентаций о певцах, группах (поп, рок, рэп и т.п.), современных композиторах, музыкальных инструментах и т.д.
8. Разработка собственных музыкальных кроссвордов, ребусов, загадок;
9.Проведение уроков учащимися.
3.Заключение.
Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает отказ от стереотипных действий. Поэтому главная задача современного учителя музыки - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.
Использование на практике проблемного обучения доказывает, что учащиеся при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.
С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развить вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких занятий очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интересно, воспитывается внимание.
Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками в музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в ней. Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.
Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нынешним ученикам: лечить людей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить дома. Главное – делать это творчески, т.е. вдохновенно, с фантазией, любовью и выдумкой. Творчески развитый человек обязательно будет работать продуктивнее и с ним обязательно будет интереснее.
Литература.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.,1983.
Долгушин С.Л. «Мир музыки» как эксперементальная программа //Развитие художественно-творческого потенциала личности в современных социокультурных условиях: Материалы I-ой Сибирской региональной научно-практической конференции (3-7 декабря 2001, г.Омск). – Омск: Мир музыки, 2001.
Долгушин С.Л. Свободная ассоциативная импровизация как метод развития художественно-образного мышления детей в процессе музыкальной деятельности //Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: Материалы I-ой Международной межвузовской научно-практической конференции (29-31 марта 2002 г.). – Екатеренбург: Урал. Гос.пед.ун-т, 2002.- Т.2.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер,1999.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // АКТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 2010-01-21
Трушкина И.М. Анализ педагогических аспектов творческого развития личности в процессе музыкального обучения по эксперементальной программе «Мир музыки». - Омск: Мир музыки, 2001.