Проект
«Росток»
Краткая аннотация проекта
Тип проекта – практико-ориентированный.
Объект исследования – внеурочная деятельность.
Предмет исследования – организационно – педагогические условия интеллектуальной деятельности обучающихся.
Сроки реализации проекта – 2018-2020 гг.
Этапы:
2018-2019 год – первый этап проекта. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами. Первый этап реализации. Подведение промежуточных итогов проекта.
2019-2020 год – второй этап проекта. Второй этап реализации проекта.
Подведение итогов проекта.
Участники проекта:
Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №140 Ширинкина Е.Н., учитель начальных классов МАОУ СОШ №140 Черемных Т.Г.
Результат:
Разработать и реализовать модель педагогического сопровождения одаренных учащихся.
Обоснование необходимости проекта
Одной из приоритетных задач школы является выделение и воспитание одаренных учеников, а также их развитие и оказание помощи в реализации их возможностей. Одаренные дети – это учащиеся, которые имеют высокий уровень способностей, общих или специальных. Например, к языкам, к литературе. Практика показывает, что способному ребенку необходимы сверстники не по возрасту, а по уровню развития его интеллекта. Одаренные дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Чем раньше начать развитие творческих способностей, оригинального мышления, тем выше вероятность их дальнейшего раскрытия и совершенствования. В школе нужно создать условия для развития интеллектуальных и творческих возможностей и юных дарований. Помощь талантливым детям строится на следующих принципах: вовлечение ребенка в научно-исследовательскую деятельность, углубленное изучение школьных предметов на занятиях кружков, участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах, награждение и поощрение способных учеников.
Возникает проблема: как организовать такую деятельность? Учитель должен взять на себя роль сопровождающего. Что следует понимать под педагогическим сопровождением? Это такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.
Стратегической целью профессионального проекта является разработка и реализация эффективной модели педагогического сопровождения интеллектуальной деятельности обучающихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме.
Определение основных критериев эффективности интеллектуальной деятельности учащихся.
Разработать и реализовать модель педагогического сопровождения, способствующую развитию интеллектуальных способностей учащихся.
Проведение анализа, систематизации и обобщения результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Адресная направленность проекта:
- учащиеся 5-7 классов;
- учителя, работающие в этих классах;
- родители учащихся 5-7 классов.
Этапы работы над проектом:
Оценка условий реализации проекта.
Реализация проекта.
Качественный и количественный анализ результатов реализации проекта.
Дальнейшее развитие проекта и планирование новых задач.
Для реализации данного проекта имеется в наличии следующее ресурсное обеспечение
№ | Ресурсные условия | Описание условий |
1 | Кадровые | - профессиональный уровень авторов проекта (первая и высшая квалификационные категории, своевременное прохождение курсовой подготовки) - наличие опыта педагогического сопровождения интеллектуальной деятельности школьников |
2 | Научно-методические | - рабочие программы кружков «Юный исследователь», «Юный лингвист», «Гармония» |
3 | Организационные | - проведение ежегодных конкурсов чтецов, участие в научно-практических конференциях, в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах различного уровня |
4 | Материально-технические | - наличие библиотечного фонда - наличие сети Интернет |
5 | Нормативно-правовые | - наличие нормативных документов, регламентирующих деятельность кружков (рабочие программы, Положение о проведении конкурса чтецов, Положение о научно-практической конференции) |
Критерии эффективности модели педагогического сопровождения:
Повышение уровня мотивации к интеллектуальной деятельности и интереса учащихся. Определяется по результатам входного и итогового мониторинга.
Повышение результативности участия в олимпиадах и конкурсах разного уровня.
Рост личностных достижений учащихся.
Обобщение и распространение опыта в педагогической среде.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта
Через реализацию проекта будут достигаться следующие
краткосрочные результаты:
Разработка и реализация эффективной модели педагогического сопровождения интеллектуальной деятельности учащихся.
Совершенствование интеллектуальных и творческих способностей учеников.
Новый уровень взаимоотношений учащихся со сверстниками и педагогами, возможность стать партнером и сотрудником взрослого человека.
Сотрудничество родителей и детей.
Формирование у школьников способностей выбора и самоопределения.
долгосрочные результаты:
Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Создание комплекта игр для подготовки к ВПР для 5-6 классов по русскому языку.
Привлечение педагогов других предметов для участия в проекте.
Теоретико-методологические основания проекта
Накопленный в образовательной практике опыт организации интеллектуальной деятельностью учащихся связан с реализацией традиционного, знаниевого подхода в обучении к личностно-деятельному подходу, который рассматривается как субъективно ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика, способствующей его личностному развитию (И.А. Зимняя).
Личностно-ориентированный тип обучения определяет педагогу сопровождающую позицию по отношению к учащемуся при постановке и достижении образовательных целей (А.В. Хуторский), следовательно, актуализируется проблема изменения распространенной позиции преподавателя-информатора и контролера на позицию педагога-фасилитатора, стимулирующего осмысленность учения и сопровождающего ученика в процессе его развития. При построении учебного процесса на основе самостоятельного поиска информации обучающимися в условиях новизны и неопределенности педагогическое сопровождение способствует успешной реализации заложенных в исследовании образовательных потенциалов, создает условия для развития субъективной позиции учащегося и построения индивидуальной траектории интеллектуальной деятельности.
Психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, оказывающего содействие становлению творческого начала учащегося при осуществлении педагогического сопровождения и поддержки представлены в исследованиях Е.А. Александровой, Т.В. Анохиной, М.Р. Битяновой, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, Н.Б. Крыловой, А.В. Мудрика, А.В. Хуторского, Т.М. Чурековой, И.С. Якиманской и др.
Обоснование деятельностного подхода в развитии личности приведено в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Галперина, В.В.Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Построение образовательного процесса на основе личностно-деятельностного подхода исследовано Е.А. Акуловой, И.А. Зимней, А.М. Новиковым, Л.Г. Симушиной, Н.Г. Ярошенко и др.
Исследования по обоснованию и внедрению в образовательных учреждениях различных типов сопровождения и поддержки обучающихся выполнены В.А. Айрапетовой, Е. А. Александровой, Т.В. Глазковой, Т.С. Горолатовой, В.А. Лазоревым, Н.Л. Полторацкой, Л.Г. Субботиной, Е.А. Цыбиной и др.
План действий по реализации проекта
I | Сроки | Действие | Ответственные |
этап | В течение года | Изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме Оценка условий реализации проекта Консультации для родителей | Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г. |
| Сентябрь-октябрь | Разработка программ кружков Изучение запросов учащихся, их склонностей к интеллектуальной деятельности | Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г. |
2018- | Ноябрь-декабрь | | Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г. |
2019 | Январь | Подготовка и участие в НПК, олимпиадах и интеллектуальных конкурсах Разработка и создание развивающих игр по русскому языку | Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г. |
уч.год | Февраль | Подготовка и участие в НПК, олимпиадах и интеллектуальных конкурсах Разработка и создание развивающих игр по русскому языку | Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г. |
| Март | Подготовка и участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах Разработка и создание развивающих игр по русскому языку | Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г. |
| Апрель-май | Консультации для родителей Систематизация и обобщение результатов, полученных в ходе реализации 1 этапа проекта Разработка модели педагогического сопровождения | Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г. |
II | В течение года | Изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме Реализация модели педагогического сопровождения интеллектуальной деятельности учащихся | Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г. |
этап | Сентябрь-декабрь | | Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г. |
2019- | Январь-апрель | | Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г. |
2020 уч.год | Май | Систематизация и обобщение результатов, полученных в ходе реализации 2 этапа проекта Презентация опыта работы | Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г. |
5