СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Росток"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип проекта - практико-ориентированный. Предмет исследования - организационно-педагогические условия интеллектуальной деятельности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Росток"»

Проект

«Росток»

  1. Краткая аннотация проекта

Тип проекта – практико-ориентированный.

Объект исследования – внеурочная деятельность.

Предмет исследования – организационно – педагогические условия интеллектуальной деятельности обучающихся.

Сроки реализации проекта – 2018-2020 гг.



Этапы:

2018-2019 год – первый этап проекта. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами. Первый этап реализации. Подведение промежуточных итогов проекта.

2019-2020 год – второй этап проекта. Второй этап реализации проекта.

Подведение итогов проекта.



Участники проекта:

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №140 Ширинкина Е.Н., учитель начальных классов МАОУ СОШ №140 Черемных Т.Г.

Результат:

Разработать и реализовать модель педагогического сопровождения одаренных учащихся.

Обоснование необходимости проекта

Одной из приоритетных задач школы является выделение и воспитание одаренных учеников, а также их развитие и оказание помощи в реализации их возможностей. Одаренные дети – это учащиеся, которые имеют высокий уровень способностей, общих или специальных. Например, к языкам, к литературе. Практика показывает, что способному ребенку необходимы сверстники не по возрасту, а по уровню развития его интеллекта. Одаренные дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Чем раньше начать развитие творческих способностей, оригинального мышления, тем выше вероятность их дальнейшего раскрытия и совершенствования. В школе нужно создать условия для развития интеллектуальных и творческих возможностей и юных дарований. Помощь талантливым детям строится на следующих принципах: вовлечение ребенка в научно-исследовательскую деятельность, углубленное изучение школьных предметов на занятиях кружков, участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах, награждение и поощрение способных учеников.

Возникает проблема: как организовать такую деятельность? Учитель должен взять на себя роль сопровождающего. Что следует понимать под педагогическим сопровождением? Это такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

Стратегической целью профессионального проекта является разработка и реализация эффективной модели педагогического сопровождения интеллектуальной деятельности обучающихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме.

  2. Определение основных критериев эффективности интеллектуальной деятельности учащихся.

  3. Разработать и реализовать модель педагогического сопровождения, способствующую развитию интеллектуальных способностей учащихся.

  4. Проведение анализа, систематизации и обобщения результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Адресная направленность проекта:

- учащиеся 5-7 классов;

- учителя, работающие в этих классах;

- родители учащихся 5-7 классов.

Этапы работы над проектом:

  1. Оценка условий реализации проекта.

  2. Реализация проекта.

  3. Качественный и количественный анализ результатов реализации проекта.

  4. Дальнейшее развитие проекта и планирование новых задач.



Для реализации данного проекта имеется в наличии следующее ресурсное обеспечение

Ресурсные условия

Описание условий

1

Кадровые

- профессиональный уровень авторов проекта (первая и высшая квалификационные категории, своевременное прохождение курсовой подготовки)

- наличие опыта педагогического сопровождения интеллектуальной деятельности школьников

2

Научно-методические

- рабочие программы кружков «Юный исследователь», «Юный лингвист», «Гармония»

3

Организационные

- проведение ежегодных конкурсов чтецов, участие в научно-практических конференциях, в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах различного уровня

4

Материально-технические

- наличие библиотечного фонда

- наличие сети Интернет

5

Нормативно-правовые

- наличие нормативных документов, регламентирующих деятельность кружков (рабочие программы, Положение о проведении конкурса чтецов, Положение о научно-практической конференции)



Критерии эффективности модели педагогического сопровождения:

  1. Повышение уровня мотивации к интеллектуальной деятельности и интереса учащихся. Определяется по результатам входного и итогового мониторинга.

  2. Повышение результативности участия в олимпиадах и конкурсах разного уровня.

  3. Рост личностных достижений учащихся.

  4. Обобщение и распространение опыта в педагогической среде.



Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта

Через реализацию проекта будут достигаться следующие

краткосрочные результаты:

  • Разработка и реализация эффективной модели педагогического сопровождения интеллектуальной деятельности учащихся.

  • Совершенствование интеллектуальных и творческих способностей учеников.

  • Новый уровень взаимоотношений учащихся со сверстниками и педагогами, возможность стать партнером и сотрудником взрослого человека.

  • Сотрудничество родителей и детей.

  • Формирование у школьников способностей выбора и самоопределения.

долгосрочные результаты:

  • Создание образовательного пространства для самоопределения школьника (5-7 классы).

  • Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

  • Создание комплекта игр для подготовки к ВПР для 5-6 классов по русскому языку.

  • Привлечение педагогов других предметов для участия в проекте.



Теоретико-методологические основания проекта

Накопленный в образовательной практике опыт организации интеллектуальной деятельностью учащихся связан с реализацией традиционного, знаниевого подхода в обучении к личностно-деятельному подходу, который рассматривается как субъективно ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика, способствующей его личностному развитию (И.А. Зимняя).

Личностно-ориентированный тип обучения определяет педагогу сопровождающую позицию по отношению к учащемуся при постановке и достижении образовательных целей (А.В. Хуторский), следовательно, актуализируется проблема изменения распространенной позиции преподавателя-информатора и контролера на позицию педагога-фасилитатора, стимулирующего осмысленность учения и сопровождающего ученика в процессе его развития. При построении учебного процесса на основе самостоятельного поиска информации обучающимися в условиях новизны и неопределенности педагогическое сопровождение способствует успешной реализации заложенных в исследовании образовательных потенциалов, создает условия для развития субъективной позиции учащегося и построения индивидуальной траектории интеллектуальной деятельности.

Психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, оказывающего содействие становлению творческого начала учащегося при осуществлении педагогического сопровождения и поддержки представлены в исследованиях Е.А. Александровой, Т.В. Анохиной, М.Р. Битяновой, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, Н.Б. Крыловой, А.В. Мудрика, А.В. Хуторского, Т.М. Чурековой, И.С. Якиманской и др.

Обоснование деятельностного подхода в развитии личности приведено в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Галперина, В.В.Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Построение образовательного процесса на основе личностно-деятельностного подхода исследовано Е.А. Акуловой, И.А. Зимней, А.М. Новиковым, Л.Г. Симушиной, Н.Г. Ярошенко и др.

Исследования по обоснованию и внедрению в образовательных учреждениях различных типов сопровождения и поддержки обучающихся выполнены В.А. Айрапетовой, Е. А. Александровой, Т.В. Глазковой, Т.С. Горолатовой, В.А. Лазоревым, Н.Л. Полторацкой, Л.Г. Субботиной, Е.А. Цыбиной и др.











План действий по реализации проекта

I

Сроки

Действие

Ответственные

этап

В течение года

  • Изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме

  • Оценка условий реализации проекта

  • Консультации для родителей

Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г.


Сентябрь-октябрь

  • Разработка программ кружков

  • Изучение запросов учащихся, их склонностей к интеллектуальной деятельности

Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г.

2018-

Ноябрь-декабрь

  • Организация педагогического сопровождения интеллектуальной деятельности учащихся

Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г.

2019

Январь

  • Подготовка и участие в НПК, олимпиадах и интеллектуальных конкурсах

  • Разработка и создание развивающих игр по русскому языку

Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г.

уч.год

Февраль

  • Подготовка и участие в НПК, олимпиадах и интеллектуальных конкурсах

  • Разработка и создание развивающих игр по русскому языку

Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г.


Март

  • Подготовка и участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах

  • Разработка и создание развивающих игр по русскому языку

Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г.


Апрель-май

  • Консультации для родителей

  • Систематизация и обобщение результатов, полученных в ходе реализации 1 этапа проекта

  • Разработка модели педагогического сопровождения

Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г.

II

В течение года

  • Изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме

  • Реализация модели педагогического сопровождения интеллектуальной деятельности учащихся

  • Консультации для родителей

Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г.

этап

Сентябрь-декабрь

  • Диагностирование потребностей и интересов обучающихся 6-7 классов

  • Реализация модели педагогического сопровождения интеллектуальной деятельности учащихся

  • Консультации для родителей


Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г.

2019-

Январь-апрель

  • Подготовка и участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах

  • Разработка и создание развивающих игр по русскому языку

Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г.

2020

уч.год

Май

  • Систематизация и обобщение результатов, полученных в ходе реализации 2 этапа проекта

  • Презентация опыта работы

Ширинкина Е.Н., Черемных Т.Г.



5