СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической компетенции обучающихся»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической компетенции обучающихся»»

Комитет образования и науки Курской области Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Курский институт развития образования» ОГБУ ДПО КИРО «Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической компетенции обучающихся»  Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Малокрюковская ООШ» Обоянского района Курской области Козликина Инна Викторовна 2020 .

Комитет образования и науки Курской области

Областное государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Курский институт развития образования»

ОГБУ ДПО КИРО

«Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической компетенции обучающихся»

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Малокрюковская ООШ»

Обоянского района Курской области

Козликина Инна Викторовна

2020 .

Актуальность поиск новых путей и средств в организации словарной работы в системе обучения, в стратегии развития орфографической компетенции обучающихся  Новизна использование современных педагогических технологий: компетентностного, личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного подходов; здоровьесберегающих технологий
  • Актуальность

поиск новых путей и средств в организации словарной работы в системе обучения, в стратегии развития орфографической компетенции обучающихся

  • Новизна

использование современных педагогических технологий: компетентностного, личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного подходов; здоровьесберегающих технологий

Проблема  Современная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса.  Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.

Проблема

Современная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса.

Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.

Противоречия  между постоянно изменяющимся и пополняющимся лексическим  составом языка и индивидуальными способностями обучающихся в  усвоении новых знаний;  традиционными формами обучения и формированием устойчивого  интереса школьников к  предмету и процессу учения, развитием  потребности учащихся этот  интерес  удовлетворять в творческом  и поисковом режиме;  огромными речеведческими возможностями, заложенными в слове,  и недостаточной готовностью учащихся к использованию этих  возможностей в собственной речи;  имеющимся у детей уровнем орфографической зоркости и  современными требованиями к уровню подготовки выпускников школы

Противоречия

  • между постоянно изменяющимся и пополняющимся лексическим

составом языка и индивидуальными способностями обучающихся в

усвоении новых знаний;

  • традиционными формами обучения и формированием устойчивого

интереса школьников к предмету и процессу учения, развитием

потребности учащихся этот интерес удовлетворять в творческом

и поисковом режиме;

  • огромными речеведческими возможностями, заложенными в слове,

и недостаточной готовностью учащихся к использованию этих

возможностей в собственной речи;

  • имеющимся у детей уровнем орфографической зоркости и

современными требованиями к уровню подготовки выпускников школы

Гипотеза    Можно предположить, что выбранные методы и  приёмы работы со словом, будут способствовать  повышению орфографической компетенции  у обучающихся, обогащению их словарного запаса,  развитию речи, эффективной подготовке к ГИА,  а также соответствовать современным требованиям  к уровню подготовки выпускников школы.

Гипотеза

Можно предположить, что выбранные методы и

приёмы работы со словом, будут способствовать

повышению орфографической компетенции

у обучающихся, обогащению их словарного запаса,

развитию речи, эффективной подготовке к ГИА,

а также соответствовать современным требованиям

к уровню подготовки выпускников школы.

Цель проекта: создание условий для повышения орфографической компетенции у обучающихся посредством использования современных методов и приёмов словарной работы   Задачи:  изучить теоретический материал по проблеме;  спланировать и организовать работу по совершенствованию орфографической компетенции школьников с учетом их возрастных и индивидуальных способностей;  подобрать формы, методы и средства  по использованию словарной работы в системе уроков русского языка;  создать «банк» творческих идей и предложений

Цель проекта:

создание условий для повышения орфографической компетенции у обучающихся посредством использования современных методов и приёмов словарной работы

Задачи:

  • изучить теоретический материал по проблеме;
  • спланировать и организовать работу по совершенствованию

орфографической компетенции школьников с учетом их возрастных и индивидуальных способностей;

  • подобрать формы, методы и средства по использованию словарной работы в системе уроков русского языка;
  • создать «банк» творческих идей и предложений
План поэтапной реализации проекта  2 . Практический этап разработка тематического планирования курса русского языка,  составление поурочного планирования с учетом повышения  орфографической компетенции обучающихся; составление дидактических материалов, тренинговых, развивающих заданий 3. Заключительный этап анализ результативности проекта

План поэтапной реализации проекта

2 . Практический этап

  • разработка тематического планирования курса русского языка,
  • составление поурочного планирования с учетом повышения

орфографической компетенции обучающихся;

  • составление дидактических материалов, тренинговых,
  • развивающих заданий

3. Заключительный этап

  • анализ результативности проекта
Планируемые результаты развитие творческой активности обучающихся; повышение орфографической компетенции обучающихся в образовательном процессе в неразрывном единстве, при этом базой является словарная работа , анализ текста, а вершиной - умения и навыки, приобретённые в результате этой работы; формирование навыка быстрого и прочного усвоения словарных слов, навыка грамотного написания слов; развитие речи обучающихся; повышение интереса к овладению богатствами родного языка; повышение мотивации и качества знаний по предметам.

Планируемые результаты

  • развитие творческой активности обучающихся;
  • повышение орфографической компетенции обучающихся в образовательном процессе в неразрывном единстве, при этом базой является словарная работа , анализ текста, а вершиной - умения и навыки, приобретённые в результате этой работы;
  • формирование навыка быстрого и прочного усвоения словарных слов, навыка грамотного написания слов;
  • развитие речи обучающихся;
  • повышение интереса к овладению богатствами родного языка;
  • повышение мотивации и качества знаний по предметам.
 Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать . Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что дает значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний в «словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приемов обучения.

Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать . Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что дает значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний в «словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приемов обучения.

«Совместный поиск» «Бином фантазии» «Спрятанное  слово»  Приёмы обучения «Объясни разницу» «Творец слов» «Сочинение-минутка» «Ура! Диктант!»  направлены на повышение интереса к изучению языка, способствуют приобретению опыта самостоятельного познания, дают возможность реализации собственных языковых компетенций в учебной деятельности, рефлексии ее хода и результатов .

«Совместный

поиск»

«Бином фантазии»

«Спрятанное

слово»

Приёмы

обучения

«Объясни разницу»

«Творец слов»

«Сочинение-минутка»

«Ура! Диктант!»

направлены на повышение интереса к изучению языка, способствуют приобретению опыта самостоятельного познания, дают возможность реализации собственных языковых компетенций в учебной деятельности, рефлексии ее хода и результатов .

Работа над словарными словами не может идти изолированно от всей остальной работы над грамотностью. За время работы мною накоплено достаточно много упражнений по работе со словами с трудным написанием. Я считаю, что процесс обучения целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве . Фонетические упражнения Работа над составом слова Лексические упражнения Морфологические упражнения Синтаксические упражнения

Работа над словарными словами не может идти изолированно от всей остальной работы над грамотностью. За время работы мною накоплено достаточно много упражнений по работе со словами с трудным написанием. Я считаю, что процесс обучения целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве .

  • Фонетические упражнения
  • Работа над составом слова
  • Лексические упражнения
  • Морфологические упражнения
  • Синтаксические упражнения
 На тренировочно-закрепительном этапе наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты (зрительные, с комментированием объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие), ребусы, творческие работы.  Введение нового слова в активный словарь учащихся . На этом этапе я включаю упражнения, которые совершенствуют определенную сторону мышления ребенка .  Цель учетно-контрольного этапа : проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе.

На тренировочно-закрепительном этапе наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты (зрительные, с комментированием объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие), ребусы, творческие работы.

Введение нового слова в активный словарь учащихся . На этом этапе я включаю упражнения, которые совершенствуют определенную сторону мышления ребенка .

Цель учетно-контрольного этапа : проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе.

 В работе над словарными словами использую не только записи на доске и устно, но и наглядность: таблички слов, индивидуальные картинные карточки с заданиями, перфокарты, тестовые карточки, ребусы, кроссворды. Этот дидактический материал оживляет работу на уроке, делает ее более занимательной, интересной и не такой сложной.

В работе над словарными словами использую не только записи на доске и устно, но и наглядность: таблички слов, индивидуальные картинные карточки с заданиями, перфокарты, тестовые карточки, ребусы, кроссворды. Этот дидактический материал оживляет работу на уроке, делает ее более занимательной, интересной и не такой сложной.

Результаты проекта дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других значительно быстрее и их знания прочнее; повышается орфографическую зоркость, грамотность;  ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас ; работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения.

Результаты проекта

  • дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других значительно быстрее и их знания прочнее;
  • повышается орфографическую зоркость, грамотность;
  • ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас ;
  • работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения.
  Педагогический проект  для учителя  - это новые ориентиры в работе, позволяющие изменить подходы и принципы педагогической деятельности в направлении взаимодействия и сотрудничества не только в школе, но и в рамках сообщества учителей-единомышленников. Слово глубинно перспективно, исследования многообразия его значений увлекательны и необходимы для того, чтобы увидеть удивительные просторы языка.  Спасибо за внимание!

Педагогический проект для учителя - это новые ориентиры в работе, позволяющие изменить подходы и принципы педагогической деятельности в направлении взаимодействия и сотрудничества не только в школе, но и в рамках сообщества учителей-единомышленников. Слово глубинно перспективно, исследования многообразия его значений увлекательны и необходимы для того, чтобы увидеть удивительные просторы языка.

Спасибо за внимание!