Комитет образования и науки Курской области
Областное государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Курский институт развития образования»
ОГБУ ДПО КИРО
«Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической компетенции обучающихся»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Малокрюковская ООШ»
Обоянского района Курской области
Козликина Инна Викторовна
2020 .
поиск новых путей и средств в организации словарной работы в системе обучения, в стратегии развития орфографической компетенции обучающихся
использование современных педагогических технологий: компетентностного, личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного подходов; здоровьесберегающих технологий
Проблема
Современная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса.
Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
Противоречия
- между постоянно изменяющимся и пополняющимся лексическим
составом языка и индивидуальными способностями обучающихся в
усвоении новых знаний;
- традиционными формами обучения и формированием устойчивого
интереса школьников к предмету и процессу учения, развитием
потребности учащихся этот интерес удовлетворять в творческом
и поисковом режиме;
- огромными речеведческими возможностями, заложенными в слове,
и недостаточной готовностью учащихся к использованию этих
возможностей в собственной речи;
- имеющимся у детей уровнем орфографической зоркости и
современными требованиями к уровню подготовки выпускников школы
Гипотеза
Можно предположить, что выбранные методы и
приёмы работы со словом, будут способствовать
повышению орфографической компетенции
у обучающихся, обогащению их словарного запаса,
развитию речи, эффективной подготовке к ГИА,
а также соответствовать современным требованиям
к уровню подготовки выпускников школы.
Цель проекта:
создание условий для повышения орфографической компетенции у обучающихся посредством использования современных методов и приёмов словарной работы
Задачи:
- изучить теоретический материал по проблеме;
- спланировать и организовать работу по совершенствованию
орфографической компетенции школьников с учетом их возрастных и индивидуальных способностей;
- подобрать формы, методы и средства по использованию словарной работы в системе уроков русского языка;
- создать «банк» творческих идей и предложений
План поэтапной реализации проекта
2 . Практический этап
- разработка тематического планирования курса русского языка,
- составление поурочного планирования с учетом повышения
орфографической компетенции обучающихся;
- составление дидактических материалов, тренинговых,
- развивающих заданий
3. Заключительный этап
- анализ результативности проекта
Планируемые результаты
- развитие творческой активности обучающихся;
- повышение орфографической компетенции обучающихся в образовательном процессе в неразрывном единстве, при этом базой является словарная работа , анализ текста, а вершиной - умения и навыки, приобретённые в результате этой работы;
- формирование навыка быстрого и прочного усвоения словарных слов, навыка грамотного написания слов;
- развитие речи обучающихся;
- повышение интереса к овладению богатствами родного языка;
- повышение мотивации и качества знаний по предметам.
Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать . Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что дает значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний в «словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приемов обучения.
«Совместный
поиск»
«Бином фантазии»
«Спрятанное
слово»
Приёмы
обучения
«Объясни разницу»
«Творец слов»
«Сочинение-минутка»
«Ура! Диктант!»
направлены на повышение интереса к изучению языка, способствуют приобретению опыта самостоятельного познания, дают возможность реализации собственных языковых компетенций в учебной деятельности, рефлексии ее хода и результатов .
Работа над словарными словами не может идти изолированно от всей остальной работы над грамотностью. За время работы мною накоплено достаточно много упражнений по работе со словами с трудным написанием. Я считаю, что процесс обучения целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве .
- Фонетические упражнения
- Работа над составом слова
- Лексические упражнения
- Морфологические упражнения
- Синтаксические упражнения
На тренировочно-закрепительном этапе наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты (зрительные, с комментированием объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие), ребусы, творческие работы.
Введение нового слова в активный словарь учащихся . На этом этапе я включаю упражнения, которые совершенствуют определенную сторону мышления ребенка .
Цель учетно-контрольного этапа : проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе.
В работе над словарными словами использую не только записи на доске и устно, но и наглядность: таблички слов, индивидуальные картинные карточки с заданиями, перфокарты, тестовые карточки, ребусы, кроссворды. Этот дидактический материал оживляет работу на уроке, делает ее более занимательной, интересной и не такой сложной.
Результаты проекта
- дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других значительно быстрее и их знания прочнее;
- повышается орфографическую зоркость, грамотность;
- ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас ;
- работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения.
Педагогический проект для учителя - это новые ориентиры в работе, позволяющие изменить подходы и принципы педагогической деятельности в направлении взаимодействия и сотрудничества не только в школе, но и в рамках сообщества учителей-единомышленников. Слово глубинно перспективно, исследования многообразия его значений увлекательны и необходимы для того, чтобы увидеть удивительные просторы языка.
Спасибо за внимание!