СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проект направлен на решение проблем социальной и учебноц адаптации первоклассников в школе. Задача и новизна проекта- выработка единых педагогических и психологических методов в работе с обучающимися, испытывающими трудности в обучении.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ГИМНАЗИЯ №12»
Утверждена
Приказом директора
МАОУ «Гимназия №12»
№__от «__»______2020г.
__________________Фауст Ю.А.
Педагогический проект
Тема: Создание психолого-педагогических условий индивидуально-ориентированного сопровождения обучающегося 1-го класса,
испытывающего трудности в обучении
Срок реализации программы: с 1.09.2019 по 30.05.2020 г.
Разработали:
Педагог начальных классов Ткаченко Н.И.
Педагог-психолог Гетман Н.В
город Новосибирск,
2019-2020 учебный год
Паспорт проекта
Наименование проекта
| Создание психолого-педагогических условий индивидуально-ориентированного сопровождения обучающегося 1-го класса, испытывающего трудности в обучении |
Нормативная база
| Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.02.2008 № 1662-р); Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497); - Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761); План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утверждѐн Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р); - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 №2148р, от 15.05.2013 №792-р); План мероприятий («дорожная карта») изменений в системе образования Новосибирской области, направленных на повышение эффективности и качества (утвержден Распоряжением Правительства НСО от 23.04.2013 №192рп); Стратегия действий в интересах детей города Новосибирска на 2013-2017 годы. |
Основные разработчики проекта | Педагог начальных классов Ткаченко Н.И. Педагог-психолог Гетман Н.В |
Исполнители проекта
| Администрация, педагогический и ученический коллективы, родительская общественность |
Цели и задачи проекта |
|
|
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы. Целевые индикаторы и показатели результативности
| |
Условия и предпосылки для успешной реализации программы
| |
Этапы и сроки реализации программы
| этап – подготовительный: сентябрь 2019г. этап – практический: октябрь 2019г. – апрель 2020г. этап – обобщающий: май 2020г. |
Источники финансирования | Бюджетное и внебюджетное финансирование. |
Содержание проекта
Введение
Актуальность проекта
Новизна проекта
Пояснительная записка
Цель и задачи проекта
Факторы риска
Резервные возможности
Ожидаемый результат
Методы, критерии отслеживания ожидаемых результатов
Основная часть
1.Итоги исследования причин, влияющих на возникновение трудностей в обучении
2. Методологические аспекты индивидуально-ориентированного
проекта
Содержание и перспективное планирование индивидуально-ориентированного сопровождения
Заключение
Результаты реализации проекта
Перспективное планирование
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность проекта
С каждым годом в школе появляется все больше и больше неуспевающих детей, которые уже в начальном звене не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание на данном этапе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. А для того чтобы оказывать эффективную помощь и поддержку ребенку, педагогу необходимо знать особенности современных первоклассников и владеть приемами и техниками работы с проблемными детьми.
Да, безусловно, современный ребенок не тот, который был несколько лет, тем более несколько десятилетий тому назад. Современный первоклассник имеет следующие особенности:
У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение, более высокая самооценка.
Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Нет авторитета.
У современных детей более слабое здоровье.
Они перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие – дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и другие.
Причин, по которым дети не успевают в начальной школе, очень много, они плавно перетекают одна в другую, да еще и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности. Очень условно их можно разделить на биологические, социальные и психологические причины.
Одной из самых распространенных причин ранней неуспеваемости, является тот факт, что часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости. Это могут быть шестилетние дети, которых родители не захотели больше «держать» в детском саду, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых на момент поступления в первый класс слегка меньше.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.
Новизна проекта
Проблема социальной и учебной адаптации первоклассников в школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают кризисные ситуации. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и учителем. Безусловно, большинство детей справляются с данной ситуации. Но, в классе всегда есть один, два обучающихся, которые начинают испытывать трудности в обучении. К сожалению, продуктивная активность этих детей на уроке, как описывала в своих трудах М.Битянова, не более 20 минут. В остальное время урока они занимаются своими делами, отвлекают других детей. И сам ребёнок, и педагог испытывают психологический стресс. Как правило, педагог старается не замечать такого ребенка или просит педагога-психолога забрать его на занятие, исключая его из урока. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все будущие первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - учителя и родителей.
Поэтому главной задачей и новизной проекта является выработка единых педагогических и психологических методов в работе с обучающимся, испытывающим трудности в обучении. Создание данных условий позволит внутри урока проводить коррекционную работу, которая будет продолжение индивидуального сопровождения. Для работы в классе разработана тетрадь, которую педагог может предложить обучающемуся, видя, что ребенок устал и начал отвлекаться. Также разработана диагностическая карта для педагогов, которая поможет определить уровень трудностей, которые испытывает обучающийся.
Пояснительная записка
Все чаще педагоги признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.
По материалам методического сборника «Как помочь первокласснику» Т.Т. Машьянова, М.А. Утолина, Н.В. Черепанова для определения трудностей в обучении были предложены следующие критерии:
1.Не слышит учителя. Если ребенок плохо слышит не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращенную речь, когда не видит лица говорящего.
2. Плохо понимает скрытый смысл текста, с трудом решает задачи. В этом случае у ребенка отмечается недостаточный уровень словесно-логического мышления.
3. Ходит по классу во время урока; сидит под партой, кривляется и т.п. Возможно, это гиперактивный ребенок, который просто не в силах усидеть за партой даже 30 минут.
4.Ребенок, сидя за партой, не удерживает рабочую позу; сидит за партой в вычурной позе. У таких детей, как правило, наблюдается также неловкость в движениях (общих и мелких), много лишних движений, затруднено выполнение тонких движений руки. При письме ребенок двигает языком или ногами, поднимает, напрягает плечи. При чтении принимает неестественную позу; следя глазами, задерживает дыхание. В течение урока напоминайте детям о правильной посадке за партой: спину держим прямо, плечи ровно, голову прямо. Традиционная рабочая поза сохраняет так называемую «спинномозговую вертикаль», что является необходимым условием умственной работоспособности ребенка.
5.При письме рука устает; дрожит; слабеет; тяжелеет; сильно напрягается.
Низкий уровень физиологической готовности к обучению. Это может быть связано с состоянием физической ослабленности (часто болеющий ребенок). Нередко первоклассники испытывают повышенную тревожность и ответственность, страх перед оценкой (вплоть до неврозов).
Любое замечание учителя, снижение оценки вызывает слезы.
Причиной может быть неустойчивость, неуравновешенность психики, незрелость эмоционально-волевой сферы. Возможно, ребенок физически ослаблен, плохо себя чувствует. Нередко встречаются дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, восприимчивостью. Повышение голоса и строгий взгляд вызывает у таких детей стрессовую реакцию, они теряются, ведут себя неадекватно. Соразмеряйте свое воздействие!
7.Говорит кратко, очень тихо.
Скорее всего, это замкнутый, стеснительный, неуверенный в себе ребенок.
8.Говорит очень громко.
9.Затрудняется в исполнительной стороне графических функций (трудности формирования процесса письма). Обычно это следствие недостаточности фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержания уровня тонуса.
10.При чтении не может плавно прочитать фразу, сбой дыхания. Спотыкается на первом слоге или букве, «застревает». Возможные причины: нарушение дыхательной функции из-за снижения объема жизненной емкости легких, слабый тип нервной системы, замедленный темп деятельности. Таким же образом может проявляться дизартрия (см. пункт 14). В тяжелых случаях можно заподозрить развитие невроза, включая логоневроз (речевой невроз).
11.Очень долго делает уроки, не успевает писать за учителем, замедленный темп деятельности. Медлительный ребенок постепенно врабатывается в учебный материал, его трудно переключить на другое задание. Он «долго раскачивается», зато потом быстро работает. Желание взрослых подгонять такого ученика приводит к тому, что он начинает нервничать и еще дольше не может вникнуть в работу. Родители и педагоги относят это на счет упрямства, однако в спокойной обстановке ребенок способен переключиться на новый вид деятельности гораздо быстрее. У такого ребенка предыдущая инструкция может наложиться на последующую и привести к путанице. Он плохо справляется с короткими и быстрыми самостоятельными работами, а учителя и родители считают, что ребенок ленится и может работать, «когда захочет».
12.Частые слезы, не хочет идти в школу, боится отвечать у доски, скован.
Возможно, «виноваты» индивидуальные свойства ребенка: слабость нервной системы, повышенная тревожность, неуверенность в своих силах. В этом возрасте, особенно в связи с изменением социальной ситуации (новая обстановка, незнакомые взрослые и сверстники), у детей может проявиться сильная привязанность и даже зависимость от матери. Возможно, ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к школьной обстановке, установить положительно-эмоциональный контакт с учителем. Учитель – главная фигура для первоклассника! Ни в коем случае не стыдите ребенка, не сравнивайте с более успешными одноклассниками, станьте соавтором его первых школьных успехов.
13.Зеркальное письмо: переворачивает буквы, цифры или начинает писать (чертить) справа налево. Основные причины: несформированность зрительно-пространственных представлений. Нарушение зрительного восприятия. Скрытая или явная леворукость.
14.Нечеткая «смазанная» речь; когда говорит, мышцы, лица, губ, языка вялые или, наоборот, слишком напряженные. Бывает повышенное слюноотделение. Волнуясь, затрудняется в произнесении сложных слов. Возможно, это признаки нарушения двигательной функции органов речевого аппарата (язык, губы, небо), т.е. дизартрия. Это может установить логопед или врач-невролог.
15.Плохо запоминает стихи, услышанный или прочитанный текст.
Недостаточный уровень развития памяти, внимания. Может быть, у ребенка не сформирован навык произвольного запоминания. Если ребенок плохо запоминает со слуха – ему поможет зрительная опора, работа с зеркалом, проговаривание (особенно одновременно с ритмичными движениями).
16.Плохо различает на слух близкие по звучанию звуки речи, не дифференцирует мягкие и твердые согласные; все это сказывается на письме и чтении.
Признаки крайне низкого уровня сформированности фонематического восприятия. Нужна помощь логопеда, совместная работа логопеда и учителя.
Часто встречается у левшей, коррекции поддается только при регулярных интенсивных занятиях.
17. На письме сложности с правильным употреблением предлогов, трудности с математикой. Несформированность пространственных ориентировок: выше-ниже, ближе-дальше, справа-слева, между, над-под и т.д.
18. В письменных работах пропускает буквы. Слабая концентрация внимания; несформированность приемов самоконтроля; индивидуальные особенности.
19. Невнимателен, рассеян; не может долго сидеть на месте, сосредоточиться на задании. Не понимает инструкцию с 1-го предъявления («от доски»). Низкий уровень развития произвольности; сниженный уровень объема и устойчивости внимания; недостаточность слухоречевой памяти; преобладающая мотивация - игровая.
20. Испытывает трудности при решении математических задач. Низкий уровень развития общего интеллекта. Плохо понимает грамматические конструкции («Если… то», «Для того чтобы…» и др.). Несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.
21. Испытывает трудности при пересказывании текста. Не сформировано умение планировать свои действия, слабо развито логическое запоминание, низкий уровень речевого развития, низкий уровень развития образного мышления (логических операций), снижена самооценка, другие психологические причины.
22. Ребенок-левша. Сама по себе леворукость не всегда является фактором риска и не требует специальной программы обучения. Часто ребенок-левша даже более одарен, чем его сверстники. Вместе с тем в воспитании, обучении и развитии леворуких детей есть свои особенности, которые должны знать и учителя, и родители.
23. С первых недель обучения у ребенка выявляются трудности чтения и письма.
Вероятная причина – недостаточная сформированность таких функций, как зрительно-моторное восприятие и зрительно-моторные координации. Эти проявления функциональной незрелости ребенка не позволят ему научиться читать и писать легко и быстро.
24. Гиперактивный ребенок. Излишне подвижный, чрезмерно деятельный ребенок при более пристальном внимании обнаруживает двигательную расторможенность, реактивность, которая сочетается с повышенной возбудимостью, «хаотичным хватанием» всего, что попадается на глаза, и утомляемостью. При незнакомых взрослых ведет себя так же, как и при родных.
Как превентивная мера возникновения данной проблемы, был разработан проект индивидуального сопровождения обучающегося 1-го класса.
Проект опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина. В теории П.Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, наиболее полно разработана проблема интериоризации (переноса во внутренний план). При этом внешнее материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов. На каждом из этих этапов происходят существенные изменения и приобретаются новые свойства. Принципиально важно, чтобы исходные формы внешнего, материального действия предполагали участие других людей (учителей), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля интериоризируется, превращаясь в особую деятельность внимания. Данная теория на практике показала, что, обучая детей приемам мышления, способам решения разнообразных задач, управляя процессом усвоения научных понятий, можно сделать намного более эффективным усвоение школьных предметов в более быстром темпе и на более высоком уровне. Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский. Деятельность учения он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его учебной деятельности, направленной на освоение способов приобретения знаний. Л.С. Выготский выделил два уровня развития ребенка: один уровень он назвал уровнем актуального развития. Другой уровень – «Зона ближайшего развития». Зона ближайшего развития выдвигает положение о том, что обучение должно опережать развитие, забегать вперед. Только такое обучение может быть признано «хорошим», «правильным», так как оно ориентируется на те функции, и тот уровень их сформированности, которые станут определять будущее развитие. Если уровень актуального развития отражает итоги развития, то зона ближайшего развития «характеризует развитие на завтрашний день». Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.
Проект направлен на развитие познавательной сферы ребенка 1-го класса: восприятия, памяти, внимания, мышления, также включены упражнения и игры на развитие мелкой моторики, учебной мотивации учащихся начальной школы.
Цель и задачи проекта
Проект выступает в качестве теоретического и методического основания для практической работы и направлен на совершенствование образовательной среды, которая создает условия для развития одаренных детей, в первую очередь, реализацию индивидуальности обучающихся. Проектом предусмотрено внедрение новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень, приведет к появлению системных нововведений в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства.
Для реализации проекта была разработана индивидуальная траектория сопровождения обучающегося 1-го класса.
Цель проекта: создание условий, содействующих психическому и личностному развитию обучающегося 1-го класса, испытывающего трудности в обучении.
В соответствии с целью психологического сопровождения учащегося, представлены следующие задачи:
- определения уровня школьной зрелости учащегося для определения путей и форм оказания помощи, испытывающих трудности при адаптации к школьной жизни;
- создание диагностического пакета для определения уровня потенциальных возможностей учащегося к обучению в школе;
-разработка методического психолого-педагогического комплекса методик, направленного на развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение и т.д.)
- повышение заинтересованности ребенка учебной деятельностью, развитие познавательной и учебной мотивации;
- поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.
- повышение психолого-педагогическом компетенции родителей.
Этапы реализации проекта:
Диагностический: проведение психолого-педагогического обследования познавательной сферы учащегося, выявление проблем и особенностей развития (сентябрь 2019 г.)
Коррекционный: проведение коррекционных психологических занятий, с полным включением в урок (октябрь 2019 г.- апрель 2020 г.)
Оценки эффективности проекта: исследование критериев эффективности за счет исследования уровня развития познавательной сферы ребенка (май 2020 г.)
Принципы реализации проекта:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 1-х классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Формы работы при реализации программы: фронтальная, индивидуальная. Задания выполняются в игровой и учебной форме, с опорой на ведущую деятельность первоклассника.
Структура проекта:
Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.
I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи). Продолжительность вводной части – 5 минут.
II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Этапы основной части:
Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.
Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза).
Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений. Продолжительность основной части урока – 30 минут.
III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия. Продолжительность заключительной части – 5 минут.
5. Факторы риска
регуляторно-волевая не стабильность;
сниженная учебно- мотивационная активность;
средний уровень развития волевых качеств;
ситуативное проявления способности планирования, программирования и гибкости, саморегуляции деятельности;
преобладание мотива избегания неудач над мотивом стремлением к успеху;
ситуативная не стабильность самооценки, снижение критичности;
трудности регулирования собственного эмоционального состояния.
Резервные возможности
личностный потенциал обучающегося;
повышение компетенции педагогов;
поддержка и заинтересованность родителей.
Ожидаемый результаты
Условия, которые формируют следующие 8 универсальные учебные действия (УУД): Коммуникативные (учащийся научится):
− вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
− договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
− участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
− строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
− выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
− быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
− оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
− адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
− владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные (учащийся научатся):
− осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
− внимание, память, внимание и мышление на уроне выше среднего (высоком)
− использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
− вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную; − пользоваться словарями, справочниками;
− строить рассуждения.
Личностные (у учащающегося будут сформированы):
− ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
− понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
− устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
− чувство прекрасного
– уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
− интерес к изучению языка.
Регулятивные (учащийся научится на доступном уровне):
− адекватно воспринимать оценку педагога дополнительного образования;
− вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
− в сотрудничестве с педагогом дополнительного образования ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
− составлять план решения учебной проблемы совместно с педагогом дополнительного образования;
− в диалоге с педагогом дополнительного образования вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
8.Методы, критерии отслеживания ожидаемых результатов:
Систематическое отслеживание результатов позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной системы, помогает оценить успешность проведенных развивающих мероприятий. Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, нравственного здоровья учащихся; превентивная и оперативная помощь в решении их индивидуальных проблем [15; c. 17-18]
Основная часть
1.Итоги исследования причин, влияющих на возникновении трудностей в обучении
Согласно проведенному исследованию, в проект был включен обучающийся 1 «В» класса _______________ испытывающим трудности в обучении.
Общие сведения ученике: _________________ – муж.,7 лет, учится в 1 «В» классе МАОУ «Гимназия №12» г. Новосибирска. Ходил в детский сад с 3-х лет. В гимназии учится с первого класса.
Общие сведения о семье: семья полная, благополучная, материально обеспеченная. Мама, образование высшее – техническое образование, отец, образование высшее – техническое образование.
В семье __________ тёплые, комфортные, открытые отношения, основанные на взаимопонимании поддержке. В семье между родителями и _________ существует взаимная информированность о жизни друг друга. Родителей проявляют заинтересованность своей дочерью, её личностным и образовательным развитием, Тип взаимоотношений в семье - это сотрудничество. Все члены семьи связаны нравственными и духовными узами, соблюдаются семейные традиции и обычаи. Все поколения связаны между собой независимо от того, что живут раздельно. ________ очень тепло и с уважением отзывается о своих бабушках и дедушках, активно помогает им. С родителями ребенка заключено согласие, на включение данного обучающегося в проект.
Педагогическое заключение.
Психолого-педагогическое заключение.
Психодиагностическое обследование проведено педагогом-психологом Гетман Натальей Викторовной в условиях класса с сентября 2019 года по май 2020 года. Для написания проекта было проведено уточняющее обследование в сентябре 2019 года.
Методы психодиагностического обследования.
Обследование проводилось в процессе наблюдения свободной, продуктивной, проектно-исследовательской деятельности, психологической диагностики.
Для психологической диагностики были использованы психологические методики, для детей 7-8 лет (Приложение 1)
Данные психологического исследования.
_________позитивный, открытый, не конфликтный ребенок. В своих проявлениях стремится к общению, но взаимодействие с окружающими выстраивает сложно, не всегда может поддержать эмоционально-информационный контакт.
На вопросы отвечает не развернуто, односложно. Речевая активность затруднена. Не всегда понимает вопрос, при этом не переспрашивает. Отмечается преобладания неустойчивого фона настроения – тревожна.
В ходе индивидуального наблюдения было замечено, что _______ сложно работать по правилам, не может простроить и оценить качество своей деятельность на всех этапах ее выполнения, особенно работая в классе.
Темп психических процессов не равномерный. Задания на переключаемость и распределение внимания выполняет медленно, не качественно, с ошибками, не полностью.
_______ выполняет те задания, которые привлекают её. Проявляются трудности целостного восприятия объектов. Внимание нецеленаправленно, неустойчиво. ________ часто отвлекается, трудности сосредоточения при увеличении объема материала. Более плодотворно проходит первая половина урока (психологического занятия). Отмечается утомляемость при длительной и серьезной интеллектуальной нагрузке (начиная с середины урока), появляется не устойчивая работоспособность, проявляется возникновение импульсивности на фоне утомления, заинтересованность и внимание снижается. _____ не может оценить своё поведение, и соответственно личностная саморегуляция находится на низком уровне. Также сложно работать по установленным правилам. Мотивация на обучение присутствует, но не устойчивая, при переутомлении теряет смыл присутствия в школе. Вероника не ставит цель и не продумывает этапы ее достижения. Поведение отличается неорганизованностью, несобранностью.
Уровень развития интеллекта не соответствует возрастным нормам: память, воображение и мышление находятся на низком уровне, внимание на низком уровне. Во фронтальной работе ребенок не реализует себя и свой потенциал.
Самооценка не устойчивая, эмоциональный фон не равномерен, выявлено проявление личностной тревожность. Ученику сложно реализовывать себя в классе. ________ слышит учителя, не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращенную речь, когда не видит лица говорящего, не может сосредоточиться, когда в классе шумно. _______требуется стимулирующая помощь учителя: ободрение, похвала, установка на успех, а также щадящий режим, дополнительные занятия в менее отвлекающей обстановке. Плохо понимает скрытый смысл текста, с трудом решает задачи. Низкий уровень словесно-логического мышления. При письме рука устает, дрожит, слабеет, тяжелеет, сильно напрягается. Любое замечание учителя влечет за собой снижение самооценки. При чтении не может плавно прочитать фразу, сбой дыхания. Спотыкается на первом слоге или букве, «застревает». Плохо запоминает стихи, услышанный или прочитанный текст. Невнимателен, рассеян; не может долго сидеть на месте, сосредоточиться на задании. методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра Е
Стиль саморегуляции поведения, имеет низкий уровень (планирование – низкий уровень; моделирование – низкий уровень; программирование – низкий уровень.; оценка результатов – низкий уровень; гибкость –низкий уровень, внимательность – низкий уровень, скорость обработки информации – низкий уровень. Это указывает на средний уровень волевых проявлений и самоконтроль. Деятельность ______________ упорядочена, но и импульсивна, так как зависит от уровня побед и настроения. Поэтому ученица стремится избегать неудач.
Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций, выявила следующие показатели:
1 субтест | 2 субтест
| 3 субтест
| 4 субтест
|
Общий балл
|
Уровень развития
| ||||||||
№ задания | Сумма баллов | № задания | Сумма баллов | Сумма баллов | № задания | Сумма баллов | |||||||
| 1.9
|
| 2.6
| 2.0
|
| 2.6
| 20 | Низкий | |||||
| 2.8 | | 2.3 | 2.4 | | 2.3 | 15 | низкий | |||||
| 2.7 | | 2.7 | 2.2 | | 2.7 | 22 | Низкий | |||||
| 2.3 | | 2.6 | 2.6 | | 2.6 | 16 | низкий | |||||
| 2.6 | | 2.4 | 2.4 | | 2.4 | 17 | Низкий | |||||
| 2.2 | | 2.5 | 2.1 | | 2.5 | 19 | низкий | |||||
| 2.8 | | 2.3 | 2.5 | | 2.3 | 24 | Низкий | |||||
| 3.4 | | 2.5 | 2.2 | | 2.5 | 11 | низкий | |||||
| 2.8 | | 3.0 | 2.2 | | 3.0 | 19 | Низкий | |||||
| 2.6 | | 2.7 | 2.2 | | 2.7 | 20 | низкий |
Словарный запас низкий уровень, низкий уровень сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений, низкий уровень логических связей между понятиями и ступени интеллектуального развития операции обобщения.
Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.) показала низкий уровень школьной мотивации.
По методике самооценка «Лесенка» В.Г. Щур – самооценка не адекватная, выбрана, не устойчивая позиция №9. Методика «Три оценки» А.И. Липкиной показала, что притязание на признание имеет низкий уровень.
2. Методологические аспекты индивидуально- ориентированной проекта
Для реализации поставленных задач и достижения ожидаемых результатов в развитии познавательной сфере _________, дальнейшая работа строиться в трёх направлениях.
Работа с обучающимся направлена на расширения способа реализации личностного потенциала и обеспечение позитивных взаимоотношений «ученик-педагог» и «ученик-ученик».
Работа с педагогами ориентируется на сильные профессиональные и личностные качества учителей, направленное на простраивание площадки формирование личностно успешного ученика.
Работа с родителями способствует пониманию ими принципов развития и обучения, развитию индивидуальных особенностей ребенка. Общий замысел - создать безопасную, доброжелательную атмосферу для обучающегося, в которой она будет чувствовать себя понятой и принятой. В этой атмосфере __________ приобретает важные жизненные навыки:
* умение слушать другого человека;
* умение преодолеть смущение, начать и поддержать разговор;
* умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других;
* умение присоединиться к группе, познакомиться;
* умение дискутировать.
Консультирование и просвещение родителей.
Общая цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям - и просвещения, и консультирования - видится в создании социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.
В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.
Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции. Прежде всего, информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление. Далее, это консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения, если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка. Поводом для консультации может быть также необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей. Например, на этапе углубленной диагностики психолог может попросить родителей помочь ему выявить влияние семейной ситуации на психологическое благополучие ребенка в школе. Наконец, целью консультирования может быть психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье. [1]
Теоретические и методологические основы индивидуально - ориентированной проекта, ориентированы на личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка при построении системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. С этих позиций сопровождение должно ориентироваться на потребности и интересы конкретного ребенка, логику его развития, а не на заданные извне задачи. Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.С. Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими. Парадигма развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики. Теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В. Бурмистрова, М.Р. Битянова, А.И. Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации. Парадигма гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного образования определяет новые требования к принципам и методам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Говоря о методологической основе, можно сделать вывод о том, что в психолого-педагогическом сопровождении нуждаются, те участники сопровождения, которые испытывают потребность в психологической поддержке и помощи.
Содержание и перспективное планирование индивидуально ориентированного сопровождения.
Сопровождение - это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог. [14]. «Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, – это значит «следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то. Е.И. Казакова дает следующее определение сопровождению – это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. По мнению М.Р. Битяновой, сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога и психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Е.А. Козырева считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития. По мнению М.И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
Психолого-педагогическое сопровождение - система профессиональной деятельности педагога и психолога, направленная на создание условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия.
Объектом психолого-педагогического сопровождения является обучение и психологическое развитие ребёнка в ситуации школьного взаимодействия. Предметом психолого- педагогического сопровождения выступают условия успешного обучения и воспитания.
Следственные идеи сопровождения: Концептуальные следствия - в основе лежит сама идея сопровождения. Содержательные следствия - в основе лежит отбор содержания конкретных форм работы, применительно к каждому ребёнку. Организационные следствия - в основе лежит система характеристик ежедневной деятельности педагога и психолога, организационное закрепление. Функционально-ролевые следствия - в основе лежит умение педагога и психолога определить: кто является, а кто не является объектом его психологической дети.
Объектом может выступать школьник, испытывающим трудности в обучении. Взрослые участники учебно-воспитательного процесса является субъектами сопровождения.
Прежде всего, индивидуально-ориентированное обучение должно быть алгоритмизировано.
Первым этапом, мы предлагаем, диагностическую карту, которую педагог может заполнить до углубленной психолого-педагогической диагностики. Данная авторская разработка, модернизирована и дополнена к предложенным фактором сложности специалистами «Мотовилихинского психологического центра» Т.Т. Машьянова, М.А. Утолина, Н.В. Черепанова,» поможет оперативно определить проблемы в обучении ребенка, что будет способствовать более эффективному выбору методических аспектов сопровождения (Приложение 2).
Второй этап — это содержательная часть проекта, которая реализуется педагогом и психологом во внеурочное время (Приложение 3: часть 1 – педагогическая, часть вторая -психологическая).
Третий этап- работа с обучающимся, испытывающим трудности в обучении, на уроки, с помощью индивидуальной тетради. Данный методический компонент применяется педагогом, если ребенок устал, начал отвлекаться, не реагирует на речь педагога. (Приложение 4)
Единая организация работы педагога-психолога с педагогам и родителями для психолого-педагогического сопровождения
развивающей работы
Задачи | Педагог и педагог-психолог Задачи: Контролировать эмоциональную стабильность на уроке Поощрять самостоятельность и проявление волевых качеств ученика Запланировать индивидуальный темп деятельности для и повышения успешности, способности анализировать деятельность ив достижении результата Включать ученицу в совместную деятельность класса | Родители Задачи: Верить в учебную значимость и успех и больше давать самостоятельности в выборе целей и достижения их, не сравнивать с другими. Чаще говорить о будущем, делая акцент на значимости учебного материала в профессиональной успешности. В домашних делах фиксировать волевые проявления, поощрять самостоятельность при выполнении домашнего задания или исследовательской работы. | ||
Содержание |
Сроки |
Содержание |
Сроки | |
Когнитивная сфера Регуляторно-волевая сфера Аффективно-эмоциональная сфера Коммуникативная сфера | Индивидуальные и групповые консультации
| По запросу | Индивидуальные консультации
| По запросу |
Заседание педагогических консилиумов по итогам диагностик и простраивание дальнейшего пути в работе | Сентябрь, январь, май | Консультации по итогам психодиагностического обследования и определения перспектив дальнейшего сопровождения | Сентябрь, январь, май | |
Индивидуальная беседа, работа с «Компасом индивидуального развития ученика», | Сентябрь, январь, май | Индивидуальная беседа, работа с «Компасом индивидуального развития сына» | Сентябрь, январь, май | |
Разработка индивидуального педагогического сопровождения
| Октябрь | |||
Проведение семинаров: Темп уроках- индивидуальная стратегия Что такое успешность ученика, проявление его волевых особенностей и усидчивости Как привить самостоятельность ученику Тайм менеджмент для учеников Что такое локус контроль, его виды, и как он формируется в учебном процессе Социальная комфортность и индивидуальное восприятие учеников социальных проблем
| 6 семинаров по четвергам | Тренинги на простраивание успешного будущего своего ребенка | 2 раза в год | |
Участие в защите исследовательского проекта | Май | |||
Открытые уроки, совместный анализ уроков | Декабрь, апрель (всего 4 занятия) | |||
Ожидаемый результат | Самостоятельное написание олимпиад и исследовательских работ с проявлением волевых качеств личности Способность к самоанализу, не боятся брать на себя ответственность за принятые решения, исключая страх ошибиться 3. Комфортное построение социальных взаимоотношений 4. Повышение учебной успешности 5. Самостоятельность в принятие решения своего профессионального самоопределения | Развитие комфортного чувственного восприятия в семье Укрепление позиций волевой детерминации Сформированность самоанализа и регуляции своего поведения 4.Способность адекватно оценивать ситуацию и проявлять социальную толерантность и комфорт. |
Заключение
Результаты реализации проекта
Перспективное планирование
Список литературы
Безруких М., Ефимова С.”Почему учиться трудно?” М., 2015.– с. 202
Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 2019. .– с. 145
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 2014. .– с. 255
Венгер Л. А., Венгер А. Л. "Готов ли ваш ребёнок к школе?" М., 2014.- с. 500
Давыдов В. В., Маркова А. К. “Развитие мышления в школьном возрасте” //Принцип развития в психологии. М., 2018.-с.609
Еропкина А. “Больше внимания слабоуспевающим ученикам.” // Начальная школа. 2015 г №9. – с. 22.
“Жизнь ребёнка и его успехи в школе” //н/шк 2016 г.№ 4.-с.61
Зак. А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. — М.: Знание, 2012. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 1).
К типологии усвоения учебного материала школьниками / Р.Л. Гинзбург // Вопросы психологии / Ред. А.А. Смирнов, В.Н. Колбановский. – 1956. – №5 сентябрь-октябрь 2016. – С. 54-66.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., «Академия развития», 2002. — 86 с.
Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов. М.,2015.
Ульянова Т. “Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов” // Начальная школа. – 2016, №7. – с. 53.
Приложение
Приложение 1.
Пакет психолого- педагогических диагностических методик
Педагогические диагностические методики:
Психологические диагностические методики:
Диагностика восприятия.
1. Методика «Чего не хватает на рисунках?».
2. Методика «Узнай, кто это?».
Диагностика воображения.
1. Методика «Придумай рассказ».
Диагностика внимания.
Определение скорости и переключения внимания «S – тест».
Методика «Корректурная проба».
Диагностика памяти.
1. Тест Джекобса.
2. Методика «Смысловая память».
3. Методика «Пиктограмма».
Диагностика мышления.
Методика «Нелепицы».
Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».
Тест Липпмана «Логические закономерности».
Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
Диагностика личностной сферы
Методика определения уровня самооценки «Лесенка» В.Г. Щур
Методика «Три оценки» А.И. Липкиной
Теста Тулуз-Пьерона (модификация 6 строк)
Тест Кеттелла, детский вариант. Адаптирован Э.М.Александровской. 12 ФЛО-120
Приложение 2.
Диагностическая карта обучающегося, испытывающего трудности в обучении
Педагог__________________________________________________
Ф.И. ученика_____________________________________________
Класс____________
Дата заполнения карты__________________________
Факторы трудностей | Уровень трудностей (частота проявлений) | ||
Часто | Ситуативно | Редко | |
1.Не слышит учителя, его просьбы и поручения. Если ребенок плохо слышит не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращенную речь, когда не видит лица говорящего. |
|
|
|
2. Плохо понимает скрытый смысл текста, с трудом решает задачи. В этом случае у ребенка отмечается недостаточный уровень словесно-логического мышления. |
|
|
|
3. Ходит по классу во время урока; сидит под партой, кривляется и т.п. Возможно, это гиперактивный ребенок, который просто не в силах усидеть за партой даже 10 -15 минут. |
|
|
|
4.Ребенок, сидя за партой, не удерживает рабочую позу; сидит за партой в вычурной позе. У таких детей, как правило, наблюдается также неловкость в движениях (общих и мелких), много лишних движений, затруднено выполнение тонких движений руки. При письме ребенок двигает языком или ногами, поднимает, напрягает плечи. При чтении принимает неестественную позу; следя глазами, задерживает дыхание. В течение урока напоминайте детям о правильной посадке за партой: спину держим прямо, плечи ровно, голову прямо. Традиционная рабочая поза сохраняет так называемую «спинномозговую вертикаль», что является необходимым условием умственной работоспособности ребенка. |
|
|
|
5.При письме рука устает; дрожит; слабеет; тяжелеет; сильно напрягается. Низкий уровень физиологической готовности к обучению. Это может быть связано с состоянием физической ослабленности (часто болеющий ребенок). Нередко первоклассники испытывают повышенную тревожность и ответственность, страх перед оценкой (вплоть до неврозов). |
|
|
|
6.Любое замечание учителя, снижение оценки вызывает слезы. Причиной может быть неустойчивость, неуравновешенность психики, незрелость эмоционально-волевой сферы. |
|
|
|
7.Говорит кратко, очень тихо. Скорее всего, это замкнутый, стеснительный, неуверенный в себе ребенок. |
|
|
|
8.Говорит очень громко на уроке и перемене. |
|
|
|
9.Затрудняется в исполнительной стороне графических функций (трудности формирования процесса письма). Обычно это следствие недостаточности фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержания уровня тонуса. |
|
|
|
10.При чтении не может плавно прочитать фразу, сбой дыхания. Спотыкается на первом слоге или букве, «застревает». |
|
|
|
11.Очень долго делает уроки, не успевает писать за учителем, замедленный темп деятельности. Медлительный ребенок постепенно врабатывается в учебный материал, его трудно переключить на другое задание. Он «долго раскачивается», зато потом быстро работает. |
|
|
|
12.Частые слезы, не хочет идти в школу, боится отвечать у доски, скован. |
|
|
|
13.Зеркальное письмо: переворачивает буквы, цифры или начинает писать (чертить) справа налево. Основные причины: несформированность зрительно-пространственных представлений. Нарушение зрительного восприятия. Скрытая или явная леворукость. |
|
|
|
14.Нечеткая «смазанная» речь; когда говорит, мышцы, лица, губ, языка вялые или, наоборот, слишком напряженные. Бывает повышенное слюноотделение. Волнуясь, затрудняется в произнесении сложных слов. Возможно, это признаки нарушения двигательной функции органов речевого аппарата (язык, губы, небо), т.е. дизартрия. Это может установить логопед или врач-невролог.
|
|
|
|
15.Плохо запоминает стихи, услышанный или прочитанный текст. Недостаточный уровень развития памяти, внимания. Может быть, у ребенка не сформирован навык произвольного запоминания. Если ребенок плохо запоминает со слуха – ему поможет зрительная опора, работа с зеркалом, проговаривание (особенно одновременно с ритмичными движениями).
|
|
|
|
16.Плохо различает на слух близкие по звучанию звуки речи, не дифференцирует мягкие и твердые согласные; все это сказывается на письме и чтении. Признаки крайне низкого уровня сформированности фонематического восприятия. Нужна помощь логопеда, совместная работа логопеда и учителя. Часто встречается у левшей, коррекции поддается только при регулярных интенсивных занятиях. |
|
|
|
17. На письме сложности с правильным употреблением предлогов, трудности с математикой. Несформированность пространственных ориентировок: выше-ниже, ближе-дальше, справа-слева, между, над-под и т.д. |
|
|
|
18. В письменных работах пропускает буквы. Слабая концентрация внимания; несформированность приемов самоконтроля; индивидуальные особенности. |
|
|
|
19. Невнимателен, рассеян; не может долго сидеть на месте, сосредоточиться на задании. Не понимает инструкцию с 1-го предъявления («от доски»). Низкий уровень развития произвольности; сниженный уровень объема и устойчивости внимания; недостаточность слухоречевой памяти; преобладающая мотивация - игровая. |
|
|
|
20. Испытывает трудности при решении математических задач. Низкий уровень развития общего интеллекта. Плохо понимает грамматические конструкции («Если… то», «Для того чтобы…» и др.). Несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления. |
|
|
|
21. Испытывает трудности при пересказывании текста. Не сформировано умение планировать свои действия, слабо развито логическое запоминание, низкий уровень речевого развития, низкий уровень развития образного мышления (логических операций), снижена самооценка, другие психологические причины. |
|
|
|
22. Ребенок-левша. Сама по себе леворукость не всегда является фактором риска |
|
|
|
23. С первых недель обучения у ребенка выявляются трудности чтения и письма. Вероятная причина – недостаточная сформированность таких функций, как зрительно-моторное восприятие и зрительно-моторные координации. Эти проявления функциональной незрелости ребенка не позволят ему научиться читать и писать легко и быстро. |
|
|
|
24. Гиперактивный ребенок. Излишне подвижный, чрезмерно деятельный ребенок при более пристальном внимании обнаруживает двигательную расторможенностъ, реактивность, которая сочетается с повышенной возбудимостью, «хаотичным хватанием» всего, что попадается на глаза, и утомляемостью. |
|
|
|
Если факторы с уровнем «Часто» зафиксированы более чем в 12-14 аспектах- это говорит о том, что ребенок испытывает сложности в обучении и нуждается в индивидуальном сопровождении, с предварительным проведением глубокой индивидуальной диагностике.
Если факторы с уровнем «Часто» зафиксированы более чем в 8-11 аспектах, а чаще всего это лишь «Ситуативные проявления» — это говорит о том, что с ребенком необходимо провести более глубокую психолого-педагогическую диагностику и поставить на контроль его поведение. Поставить на контроль — это значит педагоги педагог-психолог должны вести дневник наблюдения за учеником в течении двух-трёх недель. Затем повторно прости индивидуальную диагностику, которая определит уровень данных проявлений.
Если факторы с уровнем «Часто» зафиксированы не более чем в 5-7 аспектах, а чаще всего это лишь «Ситуативные проявления» или даже проявления с позиции «Редко» — это говорит о том, что ребенок нуждается в наблюдении со стороны педагоги педагога-психолога. Повторны анализ можно провести во фронтальной диагностике.
Педагог и педагог- психолог при проведении глубокой индивидуальной диагностики может воспользоваться предложенным нами пакетом диагностических методик. (Приложение 1)
Приложение 3.
Содержание проекта
и перспективное планирование индивидуально-ориентированной проекта психолого-педагогического сопровождения
ученика_________ во вне урочной деятельности
№ | Название темы | Педагогические упражнения (Приложение 3, часть 1) | Психологические упражнения (Приложение 3, часть 2) | Кол-во занятий |
| Раздел I «Диагностика познавательных процессов» |
|
| 4 |
| Диагностика особенностей развития внимания и памяти. | Приложение 1 | Приложение 1 | 1 |
| Диагностика компонентов учебной деятельности. | Приложение 1 | Приложение 1 | 1 |
| Диагностика особенностей развития мышления. | Приложение 1 | Приложение 1 | 1 |
| Диагностика восприятия и пространственных представлений. | Приложение 1 | Приложение 1 | 1 |
| Раздел II «Развитие познавательных процессов» |
|
| 26 |
| Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти. |
| Занятие 1 | 1 |
| Развитие произвольности, мышления (операции сравнения) |
| Занятие 2 | 1 |
| Развитие пространственных представлений и понятийного мышления |
| Занятие 3 | 1 |
| Развитие наглядно-образного мышления, распределения внимания. |
| Занятие 4 | 1 |
| Установление закономерностей. |
| Занятие 5 | 1 |
| Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. |
| Занятие 6 | 1 |
| Развитие пространственных представлений. |
| Занятие 7 | 1 |
| Развитие мышления. |
| Занятие 8 | 1 |
| Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). |
| Занятие 9 | 1 |
| Развитие словесно-логического мышления (аналогии). |
| Занятие 10 | 1 |
| Тренировка распределения и избирательности внимания. |
| Занятие 11 | 1 |
| Тренировка вербальной опосредованной памяти. Развитие вербального, логического мышления. |
| Занятие 12 | 1 |
| Развитие творческого мышления, операции сравнения. |
| Занятие 13 | 1 |
| Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка произвольного внимания. |
| Занятие 14 | 1 |
| Развитие мышления (процессов обобщения). Установление закономерностей. |
| Занятие 15 | 1 |
| Способность мыслить последовательно, рассуждать. |
| Занятие 16 | 1 |
| Развитие внутреннего плана действия. |
| Занятие 17 | 1 |
| Тренировка логической памяти. Развитие произвольности. |
| Занятие 18 | 1 |
| Пространственное восприятие и мышление. Методика "Двойственные изображения". |
| Занятие 19 | 1 |
| Тренировка логической памяти. Развитие произвольности. |
| Занятие 20 | 1 |
| Развитие мышления (процессов обобщения). |
| Занятие 21 | 1 |
| Развитие мышления (нахождение общих признаков), произвольности. |
| Занятие 22 | 1 |
| Развитие гибкости мышления, увеличение объема внимания |
| Занятие 23 | 1 |
| Способность мыслить последовательно, рассуждать. |
| Занятие 24 | 1 |
| Развитие мышления (классификация). |
| Занятие 25 | 1 |
| Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
| Занятие 26 | 1 |
| Раздел III «Диагностика познавательных процессов» |
|
| 4 |
| Диагностика особенностей развития внимания и памяти. | Приложение 1 | Приложение 1 | 1 |
| Диагностика компонентов учебной деятельности. | Приложение 1 | Приложение 1 | 1 |
| Диагностика особенностей развития мышления. | Приложение 1 | Приложение 1 | 1 |
| Диагностика восприятия и пространственных представлений. | Приложение 1 | Приложение 1 | 1 |
| Итого |
|
| 34 |
Приложение 3, часть 1
Педагогическая программа сопровождения
Приложение 3, часть 2
Психологическая программа сопровождения
Коррекционно-развивающие занятия по программе
«Коррекция и развитие познавательной сферы учащегося 1 класса»
При составлении программы развития познавательных способностей школьников были использованы материалы и рекомендации Ануфриева А. Ф., Костроминой С. Я., Забрамной С.Д., Локаловой Н.П., Истратовой О.Н., Чистяковой М. И., Дубровиной И. В., Лютовой Е. К., Мониной Г. Б., Овчаровой Р.В., Ильина Е.П., Немова Р.С., Рогова Е.И.
Цель: развитие познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти), формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Задачи программы:
способствовать развитию познавательных процессов учащихся;
формировать умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;
формировать положительную мотивацию к учению и познавательную активность;
формировать произвольность психических процессов и механизмы волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
развивать работоспособность, умения сосредоточиваться на заданном действии;
воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца;
создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе;
формировать навыки общения и совместной деятельности;
формировать адекватную самооценку.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема | Количество часов |
1 | Тренинг «Мое имя – мой характер». Исследование школьной мотивации. | 1 |
2 | Развитие вербального мышления, слухового восприятия. | 1 |
3 | Развитие внутреннего плана действия, непосредственной памяти, мышления. | 1 |
4 | Развитие зрительной опосредованной памяти, логического мышления и произвольности движений. | 1 |
5 | Развитие мышления, опосредованной памяти. | 1 |
6 | Развитие внутреннего плана действия, мышления, произвольного внимания. | 1 |
7 | Развитие ассоциативного и обобщающего мышления, воображения. | 1 |
8 | Развитие внутреннего плана действия, произвольности движений. | 1 |
9 | Развитие зрительной памяти, вербального мышления, пространственных представлений. | 1 |
10 | Развитие словесно-логического мышления, внутреннего плана действия, произвольности движений. | 1 |
11 | Развитие словесно-логического мышления, внутреннего плана действия, произвольности движений. | 1 |
12 | Развитие мышления, произвольности движений, воображения. | 1 |
13 | Развитие вербальной опосредованной памяти, мышления. | 1 |
14 | Развитие пространственных представлений, вербального мышления, зрительной памяти. | 1 |
15 | Развитие внутреннего плана действия, мышления. | 1 |
16 | Развитие логического мышления, произвольного внимания, чувства времени. | 1 |
17 | Развитие мышления, произвольного внимания. | 1 |
18 | Развитие воображения, пространственных представлений, логического мышления. | 1 |
19 | Развитие логического мышления, произвольности. | 1 |
20 | Развитие мышления, внутреннего плана действия. | 1 |
21 | Развитие внутреннего плана действия, чувства времени, опосредованной памяти. | 1 |
22 | Развитие смысловой памяти, внутреннего плана действия. | 1 |
23 | Развитие слуховой памяти, пространственных представлений, произвольности движений. | 1 |
24 | Развитие внутреннего плана действия, мышления. | 1 |
25 | Развитие произвольного внимания, наглядно-образного мышления, произвольности движений. | 1 |
26 | Развитие вербального мышления, пространственных представлений, воображения. | 1 |
Литкратура
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост.– М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2008.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия | ||
Вводная часть | Основная часть | Заключительная часть | |||
1 | Тренинг «Мое имя – мой характер». Исследование школьной мотивации. | Выявление учащихся с низким уровнем школьной мотивации. | Приветственное слово педагога-психолога, поздравление с началом нового учебного года. | Тренинг-знакомство «Мое имя – мой характер». Выполнение диагностической методики «Оценка уровня школьной мотивации» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
2 | Развитие вербального мышления, слухового восприятия. | Развитие: вербального мышления, слухового восприятия. | Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» | Упражнения на развитие психических процессов: «Пятый лишний», «Объясни значение», «Назови и проверь постукиванием» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
3 | Развитие внутреннего плана действия, непосредственной памяти, мышления. | Развитие: внутреннего плана действия, непосредственной памяти, мышления (установление закономерностей).
| Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» | Упражнения на развитие психических процессов: «Этажи», «Какой цвет?», «Найди девятый» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
4 | Развитие вербального мышления, произвольности внимания. | Развитие: вербального мышления (обобщение), произвольности внимания (устойчивость). | Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» | Упражнения на развитие психических процессов: «Расположи слова (от частного к общему понятию)», «Стенографы» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
5 | Развитие мышления, | Развитие: | Упражнение на создание | Упражнения на | Рефлексия. |
| опосредованной памяти. | мышления (процессы обобщения), опосредованной памяти, мышления (установление закономерностей). | хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» | развитие психических процессов: «Четвертый лишний», «Письмо инопланетянина», Найди девятый» | Подведение итогов занятия. |
6 | Развитие внутреннего плана действия, мышления, произвольного внимания. | Развитие: внутреннего плана действия, мышления (установление закономерностей), произвольного внимания (устойчивость). | Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» | Упражнения на развитие психических процессов: «Поверни квадрат», «Найди девятый» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
7 | Развитие ассоциативного и обобщающего мышления, воображения. | Развитие: ассоциативного и обобщающего мышления, воображения.
| Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» | Упражнения на развитие психических процессов: «Свяжи слова», «Найди четвертый лишний», «Закончи рисунок» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
8 | Развитие внутреннего плана действия, произвольности движений. | Развитие: внутреннего плана действия, произвольности движений. | Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» | Упражнения на развитие психических процессов: «Муха», «Бери осторожно» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
9 | Развитие зрительной памяти, вербального мышления, пространственных представлений. | Развитие: зрительной памяти, вербального мышления, пространственных представлений. | Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» | Упражнения на развитие психических процессов: «Запомни сочетания фигур», «Раздели на группы, «Фигуры и значки» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
10 | Развитие словеснологического мышления, внутреннего плана | Развитие: словесно-логического мышления (выделение существенных признаков), | Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». | Упражнения на развитие психических процессов: «Выбери главное», «Совмести | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
| действия, произвольности движений. | внутреннего плана действия, произвольности движений (помехоустойчивость). | Упражнение гимнастики движения» | мозговой «Перекрестные | фигуры», «Знай свой темп» |
|
11 | Развитие словеснологического мышления, внутреннего плана действия, произвольности движений. | Развитие: словесно-логического мышления (аналогии), внутреннего плана действия, произвольности движений (умение затормозить движение).
| Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» | Упражнения на развитие психических процессов: «Назови четвертое слово», «Муха», «Запретное движение» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. | |
12 | Развитие мышления, произвольности движений, воображения. | Развитие: мышления (умение сравнивать), произвольности движений (помехоустойчивость), воображения. | Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» | Упражнения на развитие психических процессов: «Одинаковое, разное», «Не путай цвета», «Что это?» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. | |
13 | Развитие вербальной опосредованной памяти, мышления. | Развитие: вербальной опосредованной памяти, мышления (установление закономерностей). | Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» | Упражнения на развитие психических процессов: «Объедини по смыслу», «Найди фигуры» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. | |
14 | Развитие пространственных представлений, вербального мышления, зрительной памяти. | Развитие: пространственных представлений, вербального мышления, зрительной памяти.
| Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Сова» | Упражнения на развитие психических процессов: «Учись уменьшать и увеличивать», «Объедини пословицы», «Запомни и нарисуй» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. | |
15 | Развитие внутреннего плана действия, мышления. | Развитие: внутреннего плана действия, мышления (операция сравнения). | Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». | Упражнения на развитие психических процессов: «Поверни квадрат», «Найди | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
|
|
| Упражнение гимнастики равновесия» | мозговой «Точки | одинаковые» |
| ||
16 | Развитие логического мышления, произвольного внимания, чувства времени. | Развитие: логического мышления, произвольного внимания (устойчивость), чувства времени.
| Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» | Упражнения на развитие психических процессов: «Логический квадрат», Назови по порядку», «Дружный хлопок» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. | |||
17 | Развитие мышления, произвольного внимания. | Развитие: мышления (процессы синтеза), произвольного внимания (переключение). | Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» | Упражнения на развитие психических процессов: «Составь слова», «Отыщи числа» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. | |||
18 | Развитие воображения, пространственных представлений, логического мышления. | Развитие: воображения, пространственных представлений, логического мышления.
| Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» | Упражнения на развитие психических процессов: «Волшебники», «Где какая полоска?», «Кольца», «Говорим по-марсиански» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. | |||
19 | Развитие логического мышления, произвольности. | Развитие: логического мышления, произвольности (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности).
| Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» | Упражнения на развитие психических процессов: «Поезд», «Не путай цвета» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. | |||
20 | Развитие мышления, внутреннего плана действия. | Развитие: мышления (установление закономерностей), мышления (операция сравнения) внутреннего плана действия.
| Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» | Упражнения на развитие психических процессов: «Найди девятый», «Найди одинаковые», «Архитектор» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
21 | Развитие внутреннего плана действия, чувства времени, опосредованной памяти. | Развитие: внутреннего плана действия, чувства времени, опосредованной памяти.
| Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» | Упражнения на развитие психических процессов: «Совмести фигуры», «За одну минуту», «Письмо инопланетянина» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
22 | Развитие смысловой памяти, внутреннего плана действия. | Развитие: смысловой памяти, внутреннего плана действия. | Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» | Упражнения на развитие психических процессов: «Объедини по смыслу», «Поверни квадрат» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
23 | Развитие слуховой памяти, пространственных представлений, произвольности движений. | Развитие: слуховой памяти, пространственных представлений, произвольности движений (преодоление реактивности). | Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» | Упражнения на развитие психических процессов: «Добавь слово», «Раскрась фигуру», игра «Флажок» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
24 | Развитие внутреннего плана действия, мышления. | Развитие: внутреннего плана действия, мышления (процессы синтеза).
| Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» | Упражнения на развитие психических процессов: «Муха», «Что здесь изображено?» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
25 | Развитие произвольного внимания, нагляднообразного мышления, произвольности движений. | Развитие: произвольного внимания (переключение), наглядно-образного мышления, произвольности движений (умение затормозить движения). | Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» | Упражнения на развитие психических процессов: «Отыщи числа», «Преврати в квадрат», «Запретное движение» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
26 | Развитие вербального мышления, пространственных
| Развитие: вербального мышления, пространственных представлений, | Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите | Упражнения на развитие психических процессов: «Подбери | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
Приложение 4.
Тетрадь для индивидуальной работы,
обучающегося испытывающего трудности в обучении
Авторы
Педагог начальных классов Ткаченко Н.И.
Педагог-психолог Гетман Н.В
2