МКОУ Губаревская СОШ
Детский сад «Радуга»
Педагогический проект
Тема:
«В гости к Эдуарду Успенскому»
Ознакомление с творчеством писателя (поэта)
как средство воспитания положительного
отношения к книге
Выполнили:
Воспитатель: Чернышева К.С.
Талынева И.А.
Губарево 2019г.
ВВЕДЕНИЕ
Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
1.ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: познавательно-игровой.
Сроки реализации: краткосрочный (3 недели).
Участники: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Сроки проведения: 9 декабря по 20 декабря
Цель проекта:
- развитие и закрепление устойчивого интереса к произведениям Эдуарда Николаевича Успенского.
Задачи проекта:
Продолжать знакомство с произведениями Эдуарда Николаевича Успенского.
Формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой мысли.
Развивать традиции семейного чтения.
Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать стихотворения.
Воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к художественному слову.
Тип проекта: информационно-творческий, групповой.
Ожидаемые результаты:
Развитие интереса у детей к героям и произведениям Эдуарда Николаевича Успенского.
Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
1.1. План работы с детьми.
09.12.2019 | Знакомство с биографией Э.Успенского и с героями его произведений. |
10.12.2019 | Чтение произведения Успенского «Крокодил гена и Чебурашка» |
11.12.2019 | Д/и «угадай произведение по отрывку» Загадки. Рассматривание иллюстраций |
12.12.2019 | Художественно – эстетическое (рисование) «Чебурашка» |
13.12.2019 | Образовательная деятельность «Дом для Крокодила», Аппликация. |
16.12.2019 | Художественно – эстетическое «Крокодил Гена». Лепка. |
17.12.2019. | Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка» |
18.12.2019 | Художественно -эстетическое (музыка). Знакомство с песнями из мультфильмов Э. Успенского |
19.12.2019 | Беседа о музеи Чебурашки Э. Успенского в Москве |
20.12.2019 | Чтение произведения Успенского «Простоквашино» |
20..12.2019 | Просмотр мультфильма «Простоквашино» Закрепление изученного «Сканворд» герои Успенского |
1.2. План работы с родителями.
Домашние задания для родителей и детей
• Чтение произведений с детьми.
• Просмотр мультфильмов, художественных фильмов - сказок.
• Помощь в пополнении книжного уголка произведениями Э.Н. Успенского.
1.3. Актуальность.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан проект, развивающий устойчивый интерес к произведениям как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности дошкольника в книжную культуру.
Проблема Цель
В настоящее время современные дети мало читают, мало приобщены к книжной культуре. Формировать творческое высказывание. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Причины Задачи
Незаинтересованность родителей. Занятость на работе. Развивать традиции семейного чтения. Вовлечение родителей в педагогический процесс.
2.ОПИСАНИЕ РАБОТЫ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2.1 ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.
Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров, с русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей - с теми первыми классическими произведениями, к которому человеку часто уже не возвращается позже. Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.
Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.
Нами было проведено анкетирование среди родителей «Роль книги в воспитании детей». Проанализировав результаты, большая часть родителей не читают детям книги дома, объясняя это отсутствием свободного времени.
Именно поэтому мы решили создать проект, в ходе реализации которого постарались определить степень важности и необходимости ознакомления детей с художественной литературой, сформировать у детей и их родителей устойчивый интерес к совместному домашнему чтению.
Для детей: – Презентация «музей Чебурашки», выставка рисунков, выполненных детьми совместно с родителями, создание новогодней выставки с персонажами Э Н Успенского, обогащение предметно – развивающей среды «Уголок детского писателя», «Детская библиотека»
Ожидаемые результаты:
В отношении детей:
1. Расширены и систематизированы знания детей о детских писателе Э.Н Успенском и его творчестве, важности чтения в жизни человека;
2. Участие детей совместно с родителями в выставке;
3. Сформировано бережное отношение к книгам, желание внимательно слушать произведения,
4. Сформирован эмоционально – мотивационный интерес детей на произведения художественной литературы;
5. Усвоен алгоритм создания проекта, сформировано умение представлять творческий продукт коллективной, индивидуальной деятельности;
6. Дети принимают активное участие в творческих конкурсах, рисуют иллюстрации к сказке.
2.3 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Накопительный
• Выбор темы, определение целей и задач,
• Подбор методической литературы для реализации проекта
• Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, организация развивающей среды в группе.
• Разработка плана мероприятий с детьми по ознакомлению с творчеством детского писателя Э.Н Успенского, планирование выставки.
• Постановка проблемы: «Знаем ли мы детского писателя Э.Н Успенского?», «Какие его произведения нам знакомы?», «Что читают нам родители дома?»
• Беседы.
• Чтение художественной литературы.
2. Практический
• Памятка для родителей «Как привлечь внимание ребёнка к художественной литературе».
• Выставка рисунков (чебурашка)
• Анкетирование для родителей на тему «Роль книги в воспитании детей»
• Консультация «Практические рекомендации для родителей по воспитанию грамотного читателя», подбор материала о пользе домашнего чтения.
Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с ФГОС в четырех образовательных областях:
• Познавательное развитие:
ООД – Беседа «Биография Э.Н Успенского»; ООД « Творчество Э.Н Успенского»; беседа о пользе чтения книг. Просмотр мультфильмов по произведениям Э.Н Успенского, и др. (см. приложение)
• Художественно – эстетическое развитие:
ООД по рисованию «Чебурашка»; лепка «Крокодил Гена»; вечер развлечений «Пение песен из мультфильмов Голубой вагон . песенка Крокодила Гены». (см. приложение)
• Речевое развитие: Составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок. Дидактическая игра «Кто автор объявления». ( см. приложение)
• Социально – коммуникативное развитие: Сюжетно – ролевая игра «Почтальон Печкин»;
Совместная деятельность воспитателя и детей в течение дня по ознакомлению с художественной литературой, самостоятельная деятельность детей. Продолжение работы по популяризации чтения художественной литературы, ознакомлению с детскими писателями совместно с родителями.
2.4 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
Реализовав проект через организованную образовательную деятельность, мне удалось, повысить интерес детей к чтению, приблизить к искусству посредством изучения творчества детских писателей, повысить уровень знаний о биографии и творчестве Э.Н Успенского, значительно расширить словарный запас детей, повысить уровень речевой активности детей.
Дети научились сопереживать, вживаться в роль героев произведений Э.Н Успенского, что позволило детям эмоционально раскрепоститься, усилилась сплоченность и дружелюбное отношение детей к друг другу.
Постоянное привлечение изучения литературных произведений в образовательный процесс, может стать важным резервом в успешном всестороннем развитии детей.
Проводя работу с родителями, я пришла к совместному выводу, что домашнее чтение укрепляет семейные традиции. В рамках реализации проекта увеличился интерес родителей к участию в жизни группы. Родители стали интересоваться творчеством других детских писателей.
Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети принимали участие в занятиях с удовольствием. Практика показала, что при сопереживании взрослым вместе с детьми, дети в свою очередь, подражая взрослому, закрепляют звуки, запоминают определенные слова, учатся отвечать на вопросы. Принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делают игру эмоциональней и искренней.
2.5 ВЫВОДЫ
Данный проект позволил наглядно систематизировать и обобщить знания детей о важности чтения книг, познакомить их с биографией детского автора Э.Н Успенского и его произведений. Благодаря самостоятельной деятельности в ходе игры, совместным досугам, дети закрепили полученные знания. Проект способствует активному участию каждого ребенка и родителя в развитии и укреплении детско– родительских отношений.
Творческая увлеченность, системность, планомерность в работе, дали положительные результаты. К концу проекта «Герои мультфильмов и художественная литература творчества Э.Н. Успенского» были получены хорошие знания. Так на вопрос: «Какие произведения и стихи Э.Н. Успенского вы знаете?», в конце проектной деятельности дети отвечали четко, уверенно, правильно, были способны их рассказать.
Знания носят обобщенный, системный характер - ребенок владеет информацией о произведениях автора. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает книги и дает точный ответ на поставленный вопрос о произведении; способен к обобщениям, классификации, может объяснить положительных и отрицательных героев, привести примеры из других произведений.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
ТЕМА: «ДОМ ДЛЯ КРОКОДИЛА ГЕНЫ».
Задачи.
Образовательные:
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
Учить различать квадрат или прямоугольник.
Развивающие:
Упражнять составлять заданное сооружение, используя конструктор (пазл)
Совершенствовать двигательные умения, ориентироваться в пространстве группы.
Воспитательные:
Вызывать и поддерживать интерес к познавательной деятельности.
Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам в совместной двигательной деятельности и решении познавательных задач.
Формировать элементарные умения самоорганизации в двигательной активности.
Материал и оборудование:
Геометрические фигуры: прямоугольник, куб, треугольник, по количеству детей, пазл (для постройки дома).
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка», беседа на тему: «Кто строит дом?», рассматривание иллюстраций «Строим дом».
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Ребята, рано утром я нашла письмо от Крокодила Гены, давайте его прочитаем! Здравствуйте! Вы самые лучшие мои друзья – помощники. Вы помните моего друга Чебурашку? У нас случилась беда, старуха Шапокляк украла весь строительный материал и нам не построить дом.
Ребята помогите найти весь строительный материал. Вы согласны помочь нам с Геной.
Дети: (высказывания детей).
Воспитатель: Вот видите ребята, какой дом хотят построить Гена и чебурашка. Ребята, посмотрите на изображение дома и назовите, какие геометрические фигуры вы видите.
(Дети по очереди называют фигуры)
Молодцы ребята, вы все правильно назвали. А теперь нам надо найти детали для дома Гены, они выглядят как эти фигуры.
ИГРА «НАЙДИ ФИГУРУ»
Дети делятся на четыре команды, встают друг за другом. Напротив, на столе, лежат предметы разных форм (звездочки, полукруг, квадрат, треугольник, круг, квадрат и т.д.). Каждая команда должна найти определенные формы предметов. Например, первая команда находит предметы треугольной формы; вторая – предметы в форме квадрата и т.д. По сигналу воспитателя первые игроки всех команд должны добежать до стола, взять предмет нужной формы и принести к стулу, который стоит рядом с командой. После этого следующий игрок бежит к столу за предметом. Игра заканчивается, когда все предметы нужной формы будут собраны. Количество предметов заранее обговаривается.
Ребята, какие вы молодцы, вы нашли все предметы необходимые для постройки дома. А вы хотите сегодня стать строителями?
Дети: (высказывания детей).
Гена: Ребята сегодня вы будете строителями. Вы будете создавать модель дома.
(Из набора конструктора дети воспроизводят модель дома)
ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
РИСОВАНИЕ «ЧЕБУРАШКА»
Цель:
-развивать мышление
-навыки передавать характерные черты героя в рисунке.
Ход роботы: Воспитатель показывает картинку с изображением
Чебурашки. Предлагает нарисовать портрет Чебурашки.
Материал: ½ листа бумаги, акварельные краски, кисти, салфетки.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «УГАДАЙ АВТОРА ОБЪЯВЛЕНИЯ»
Цель:
Воспитание слухового внимания, памяти, выдержки; активизация словаря.
Ход роботы:
Воспитатель читает по 1-му объявлению, дети называют автора.
«Реализую молокопродукты высокого качества. Ферма «Мурка LTD». (Кот Матроскин.)
«Продаю ружьё для фотоохоты. Недорого». (Шарик.)
«Поздороваюсь с каждой дворняжкой за лапу». (Чебурашка.)
«Отдам в хорошие руки воспитанную крысу. Кличка Лариса. Окрас серый. Хвост – десять сантиметров». (Шапокляк.)
«Предлагаю почтовые услуги: вынос газет, журналов; разнос посылок; вручение телеграмм и писем. Оплата: чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами». (Почтальон Печкин.)
«Организую курсы разговорного русского языка. Обучаю фразам: «Кто там?», «Это я – почтальон Печкин». (Галчонок Хватай-ка.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ЛЕПКА «КРОКОДИЛ ГЕНА»
Цель: Вызывать у детей эмоциональный отклик, передавать характерные черты персонажа. Упражнять в раскатывании пластилина различными способами.
Материал: Салфетки, доски, разного цвета пластилин, стеки, фигурка Крокодила Гены.
Ход роботы:
Дети рассматривают фигурку героя, определяют форму головы, туловища. Воспитатель показывает приемы лепки.
БЕСЕДА О МУЗЕИ «КВАРТИРА ЧЕБУРАШКИ»
Музей Чебурашки находится в московском детском саду № 2550 на улице Дмитриевского, в Выхино. Музей был создан заведующей детсадом совместно с писателем Эдуардом Успенским – «литературным папой» Чебурашки. Вместе они придумали организацию и экспозицию музея – «квартира» Чебурашки.
Эдуарду Успенскому было 28 лет, когда он придумал Чебурашку. Он был уже известным писателем – юмористом. Как сказал сам писатель, он всегда мечтал придумывать детские сказки. Книжку с историей Чебурашки напечатали с большим трудом. Ее посчитали вредной для детей. Говорили, что друзей не ищут по объявлению, что друзей ищут на работе и т.д. Даже учитель Успенского Борис Заходер оценил сказку, как средненькую. Все считали, что эта сказка не будет популярной. Но случилось так, что сейчас Чебурашка, по словам писателя, «популярней самого меня».
Успенский давно мечтал о создании в Москве музея Чебурашки. Он много раз предлагал эту идею разным издательствам, но все отказывались. И вот теперь, Чебурашка со своими друзьями «поселился» в детском саду, как в самой сказке.
Созданная в детсаду музейная экспозиция состоит из двух частей. В первой – «уличной» части экспозиции, установлена телефонная будка – квартира Чебурашки. Рядом с будкой стоят герои сказки – Чебурашка со своим другом Крокодилом Геной. Вторая часть музейной экспозиции состоит из комнаты, в которой находится множество вещей, посвященных любимому герою. Здесь и поделки детей по мотивам мультфильма, и пишущая машинка Эдуарда Успенского, на которой была напечатана сказка, и много «мягких» игрушек-чебурашек, Чебурашек вылепленных и нарисованных.
Самым трудным было достать таксофонную будку, так как их уже не производят. Несколько таксофонов есть на Мосфильме, но их можно было взять только в аренду. Этот вариант не подошел, и организаторы обратились за помощью в МГТС. Там сделали для музея таксофон из двух старых.
На экскурсии можно узнать много интересного об истории создания любимого героя, о происхождении его имени и др.
Д
етский сад, в котором разместился музей Чебурашки, весь оформлен по мотивам произведений Эдуарда Успенского. На стенах - много известных, узнаваемых героев: старуха Шапокляк, крокодил Гена, крыса Лариска и многие другие. При музее Чебурашки (в здании школы № 2031) функционирует литературная гостиная. В ней проходят встречи с детскими поэтами и писателями.
ПЕСНИ ИЗ МУЛЬТФИЛЬМОВ Э. УСПЕНСКОГО
ГОЛУБОЙ ВАГОН
Медленно минуты уплывают вдаль,
Встречи с ними ты уже не жди.
И хотя нам прошлого немного жаль,
Лучшее, конечно, впереди.
Припев:
Скатертью, скатертью
Дальний путь стелется
И упирается прямо в небосклон.
Каждому, каждому
В лучшее верится,
Катится, катится голубой вагон.
Может, мы обидели кого-то зря,
Календарь закроет этот лист.
К новым приключениям спешим, друзья,
Эй, прибавь-ка ходу, машинист!
Голубой вагон бежит, качается,
Скорый поезд набирает ход.
Ну зачем же этот день кончается? -
Пусть бы он тянулся целый год
ПЕСЕНКА КРОКОДИЛА ГЕНЫ
Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А вода — по асфальту рекой.
И неясно прохожим
В этот день непогожий,
Почему я веселый такой.
Прилетит вдруг волшебник
В голубом вертолете
И бесплатно покажет кино,
С днем рожденья поздравит
И, наверно, оставит
Мне в подарок пятьсот эскимо
Припев:
Я играю на гармошке
У прохожих на виду...
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Валькова В. Г. Эдуард Николаевич Успенский : [рекомендации по проведению праздника писателя для младших школьников] // Начальная школа. - 2002. - № 12. - C. 10-12.
Могильникова Т.В. Любимые книги любимого писателя : [кукольное представление по творчеству Э. Н. Успенского] // Читаем, учимся, играем. - 1998. - № 7. - С. 13-17.
Сафонова Н. Е. В театр - с Эдуардом Успенским : [сценарий литературного праздника] // Педсовет. - 2002. - № 5. - С. 13-15.
Шишигина Т. С. Добро пожаловать в Простоквашино! : сценарий семейного конкурса по книжкам Э. Н. Успенского / Т. С. Шишигина, Н. И. Зырянова // Читаем, учимся. играем. - 2004. - ; 3. - С. 88-92.
Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья «Комета» 1993г.с 3-10.
Власова Е. Ю. Книжкины именины: У "Крокодила Гены и его друзей" - юбилей! : [литературная конкурсная программа к 40-летию книги Э.Н. Успенского] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2006. - № 1. - С. 16-18.
Вяткина Н. В. "День рожденья только раз в году" : театрализованная викторина к 70-летию Э.Н. Успенского для детей 4-5 лет // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 10. - С. 14-15.
Галкина Н. И. "Катится, катится голубой вагон" : [игра-путешествие по произведениям Э.Н. Успенского] // Читаем, учимся, играем. - 1998. - № 8. - С. 127-130.
Дмитриевич В. Кроссворд "Стихи Эдуарда Успенского" // АБВГД. - 2002. - № 7.
10.Горшкова Л. В. Дядя Фёдор и его друзья: [сценарий литературного лото по книгам Э. Успенского] // Читаем, учимся. играем. - 2004. - № 1. - С. 45-47.