Педагогический проект
Тема: «Волшебные ладошки»
Автор — Потанина А.В., воспитатель МКДОУ № 482 «Радуга»
Участники — дети 4 – 6 лет группы № 13, воспитатели, родители.
Вид проекта - инновационный
Характеристика инновационного проекта.
Проблема — сложность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Актуальность проблемы:
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели детского сада и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности дошкольника в целом и его творческих способностей в частности. Поэтому поиск оптимальных путей творческого развития детей и подростков в процессе образования, сегодня является одной из социально значимых, приоритетных задач педагогической науки и общества в целом.
Приоритетным направлением в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, несомненно, является художественно-эстетическое воспитание. И наиболее эффективное средство для этого – художественное творчество, а именно изобразительная деятельность. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Фридрих Фребель и многие отечественные деятели педагогической науки. Известный педагог Нина Павловна Сакулина говорила, что «нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать в образовательной деятельности разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (нитками, свечой, манкой, солью и т.д.)».
Нетрадиционные изобразительные технологии предоставляют ребенку больше шансов для самовыражения, дают детям возможность выбирать, думать, искать, пробовать, привлекая своей необычностью, они имеют особый потенциал для развития моторных умений, интеллекта, творчества, эстетических и сенсорных способностей.
Цель - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Изучить теоретический аспект по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста;
2. Выявить уровень развития детей по художественно-эстетическому развитию дошкольного возраста и провести сравнительный анализ по итогам реализации проекта. Разработать перспективный план использования нетрадиционной техники рисования.
3.Внедрить технологию нетрадиционных техник рисования в образовательный процесс.
Предполагаемый результат:
1. Знание теоретических основ по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста;
2. Показатели уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста по итогам использования технологий с нетрадиционными техниками рисования, будут выше на 10-15 %;
3.Эффективность внедрения нетрадиционных технологий доказана повышением развития творческих способностей детей.
4. Развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах творческого развития детей.
Механизмы реализации цели и задач:
Внедрение технологии нетрадиционных техник рисования, основные техники, используемые в этом возрасте:
В младшей группе:
- рисование пальчиками, ладошками;
- рисование тычками из поролона, ватными палочками;
- печатание овощами и фруктами.
В средней группе:
- рисование свечой, крупой;
- оттиск пробкой, поролоном и т.д.
- рисование по сырой бумаге.
В старшей и подготовительной к школе группе:
- кляксография и монотипия;
- набрызг;
- рисование смятой бумагой;
- ниткография и граттаж;
- тычок жёсткой кистью;
- рисование песком.
Разработка системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
Инновационность представлена в использовании предложенных нетрадиционных техник.
Содержание проекта:
1 этап- подготовительный
Его цель: заинтриговать детей изложением того, в чем состоит задача и как ее осуществить.
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Изучение нормативно-правовой базы (ФГТ, закон об образовании, типовое положение устава ДОУ) и психолого-педагогической литературы по художественно-эстетическому развитию. Изучение передового педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию. Анализ технологий по художественно-эстетическому развитию. | Знание перечисленных документов. Готовность к применению. Создание банка данных по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста. |
2. | Изменение окружающей среды по проблеме. | |
3. | Подготовка к участию в городских, районных и других конкурсах детского изобразительного творчества, а также конкурсах, проводимых в рамках ДОУ. | Участие в конкурсе «Уши, ноги и хвосты», а также выставке рисунков «Моя любимая мама», участие в творческом конкурсе «Рисуем с папой портрет любимой мамочки», весной - выставка рисунков, выполненных на тему: «Приход весны». |
4. | Выявление уровня развития детей | Анализ полученных результатов диагностики. |
5. | Разработка проекта (технология занятий, модели взаимодействия с родителями) | осуществление технологий с нетрадиционной техникой рисования; взаимодействия с родителями: - родительские лектории; - сообщение на родительских собраниях; - групповые и индивидуальные консультации; - анкетирование; - практикумы; |
2 этап- практический.
Его цель: осуществление художественно-эстетического развития детей посредством нетрадиционных техник рисования.
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Пальчиковая живопись на тему «Осень», «Бусы». | Освоение техники пальчикового рисования. |
2. | Рисование ладонью «Солнышко», «Птичка» | Освоения техники рисования ладонью. |
3. | Рисование методом тычка ватными палочками на тему «Падает пушистый снег», «Пришла зеленая весна». | Освоения техники рисования методом тычка. |
4. | Рисование тычками из поролона «Платочки для матрешки», «Мой любимый дом». | Освоения техники рисования методом тычка. |
5. | Рисование по сырой бумаге «Листопад», «Букет для мамы». | Освоения техники рисования рисование по сырой бумаге. |
3 этап - заключительный.
Цель: анализ проделанной работы.
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели детского сада и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности дошкольника в целом и его творческих способностей в частности. Поэтому поиск оптимальных путей творческого развития детей и подростков в процессе образования, сегодня является одной из социально значимых, приоритетных задач педагогической науки и общества в целом.
Приоритетным направлением в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, несомненно, является художественно-эстетическое воспитание. И наиболее эффективное средство для этого – художественное творчество, а именно изобразительная деятельность. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Фридрих Фребель и многие отечественные деятели педагогической науки. Известный педагог Нина Павловна Сакулина говорила, что «нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать в образовательной деятельности разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (нитками, свечой, манкой, солью и т.д.)».
Нетрадиционные изобразительные технологии предоставляют ребенку больше шансов для самовыражения, дают детям возможность выбирать, думать, искать, пробовать, привлекая своей необычностью, они имеют особый потенциал для развития моторных умений, интеллекта, творчества, эстетических и сенсорных способностей.
Работая в этом направлении, мы поставили перед собой цель: развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных изобразительных техник.
В процессе работы по данному направлению решались следующие задачи:
- Создание в группах условий для творческого развития детей;
- Формирование у детей интереса к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования, развитие в ребенке чувства красоты, чувства ритма, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии;
- Развитие творческих способностей в различных видах изобразительной, конструктивной и художественной деятельности;
- Воспитывать желание проявлять инициативу, творчество;
- Развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах творческого развития детей.
Согласно новым нормативным целевым ориентирам решение задач приобщения детей к изобразительному искусству и развитию творчества дошкольников проектируется в рамках образовательной области «Художественное творчество». В образовательном процессе данная область эффективно интегрируется практически со всеми образовательными областями. Принцип интеграции реализуется нами через организацию различных форм образовательного процесса:
Совместная деятельность педагога с детьми: здесь мы используем такие методы: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение.
Самостоятельная деятельность детей: в процессе неё мы стараемся использовать исследовательский метод: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций.
Взаимодействие с семьёй: регулярно организовываем выставки совместных работ родителей и воспитанников, проводим развлечения с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам. Проводится консультирование родителей. В каждой возрастной группе детского сада оформлены информационные стенды, где можно найти и прочитать полезную информацию.
Хорошей традицией детского сада стало проведение творческих выставок семейных работ:
- «Осенняя ярмарка»,
- «Зимушка-красавица»
- «Мамочка моя» и др.
Такие конкурсы способствуют укреплению связей ДОУ и семьи, побуждают родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развивают творческие способности детей. Целью этой работы является включение родителей в единый творческий процесс, формирование у семьи бережных, позитивных взаимоотношений, традиций.
В образовательном процессе реализация содержания образования обеспечивается развивающей средой. В группах функционируют центры изобразительного творчества, которые способствует развитию творческих способностей, обеспечивают каждому ребенку, как личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, самореализоваться. В данных центрах находятся не только традиционные материалы для творчества, но и нетрадиционные: природный материал, крупы, ткани, салфетки и т.д.
Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжение занятий. Все темы, входящие в планирование изменяются по принципу нарастания сложности исполнения нетрадиционных изобразительных техник. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат. Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями
В младшей группе начинаем:
- рисование пальчиками, ладошками;
- рисование тычками из поролона, ватными палочками;
- печатание овощами и фруктами.
В средней группе добавляем:
- рисование свечой, крупой;
- оттиск пробкой, поролоном и т.д.
- рисование по сырой бумаге.
В старшей и подготовительной к школе группе дети узнают:
- кляксографию и монотипию;
- набрызг;
- рисование смятой бумагой;
- ниткографию и граттаж;
- тычок жёсткой кистью;
- рисование песком.
В ходе работы были разработаны и реализованы очень интересные творческие проекты.
Самым первым стал проект «Музей творчества». В процессе реализации данного проекта дети старшей-подготовительной к школе группы познакомились с различными нетрадиционными изобразительными техниками и собрали большое количество материалов для творчества. Завершением проекта стало создание в группе мини-музея.
Продолжением стала разработка и реализация проекта «Времена года». В ходе проекта дети вели наблюдения в природе, рассматривали репродукции картин, слушали литературные и музыкальные произведения о временах года. Итогом проекта стали 4 панно, выполненные в нетрадиционных изобразительных техниках.
В средне-старшей группе ДОУ был реализован проект «Жили у бабуси», в ходе которого, дети расширили свои знания об образе жизни и внешних особенностях животных деревенского подворья. Результатом проекта стало совместное создание педагогами, детьми и родителями панно «Жили у бабуси» с использованием нетрадиционных изобразительных техник.
В старшей группе детского сада был разработан и реализован проект «Разноцветная игра» способствующий развитию цветовосприятия у детей. Данный проект принимал участие в городском конкурсе инновационных проектов «Образование. Город. Инновация».
Очень интересным стал проект подготовительной к школе группы «Цветная музыка». В ходе проекта дети учились передавать настроение посредством мимики, движений и изображений, слушали музыку, распознавая её настроение, и учились передавать его в цвете. Завершением проекта стало комплексное развлечение «Весеннее настроение», в ходе которого дети превращались в художников и рисовали ладошками музыку.
Результатами работы по данному направлению считаем следующее:
- В группах созданы благоприятные условия для творческого развития детей;
- У детей сформирован устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
- Малыши чувствуют прекрасное, с желанием проявляют творчество и воображение в различных видах деятельности;
- повысился уровень творческой активности и самостоятельности детей;
- Активно идёт педагогическое сотрудничество с семьями воспитанников.
По результатам диагностики у детей повысился уровень развития творческих способностей: количество детей с высоким уровнем выросло в среднем на 16%, а имеющих средний уровень - на 10%.
Систематическая, целенаправленная работа даёт свои результаты. Дети нашего ДОУ являются активными участниками творческих конкурсов разных уровней.
Наши дети рисуют, творят, фантазируют! А разнообразие изобразительных техник и материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракулей и мазни, клякс, бумаги и всякой всячины, в конце концов, рождаются чудеса. Научившись выражать свои чувства на бумаге в рисовании и аппликации, в поделках, постройках, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего у него не получится. Теперь он уверен, что у него все получится и получится хорошо.
Своё выступление мне хочется закончить стихотворением:
Как научить ребенка рисовать,
Сначала нужно мир открыть ему огромный.
Красу природы нашей показать,
Величье городов и океан бездонный.
Что нужно, чтобы начал он творить?
Один секрет я вам открою.
Не просто в руки карандаш вложить,
Работу нужно выполнять душою.
Что значит, творчество в ребенке открывать?
Я, без сомненья, это знаю,
Воображению ребенка крылья дать,
В страну фантазии ту птицу запуская.
И чтоб воображенье начало играть,
Понадобятся ласка и терпение.
Как можно больше материала детям дать,
Вот воспитателей предназначение.
Ведь их задача - детям мир открыть
И вместе с ними в небесах парить!