СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект Тема: «Волшебные ладошки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетным направлением в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, несомненно, является художественно-эстетическое воспитание. И наиболее эффективное средство для этого – художественное творчество, а именно изобразительная деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект Тема: «Волшебные ладошки»»

Педагогический проект

Тема: «Волшебные ладошки»


Автор — Потанина А.В., воспитатель МКДОУ № 482 «Радуга»


Участники — дети 4 – 6 лет группы № 13, воспитатели, родители.

Вид проекта - инновационный


Характеристика инновационного проекта.

Проблема — сложность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста


Актуальность проблемы:

Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели детского сада и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности дошкольника в целом и его творческих способностей в частности. Поэтому поиск оптимальных путей творческого развития детей и подростков в процессе образования, сегодня является одной из социально значимых, приоритетных задач педагогической науки и общества в целом.

Приоритетным направлением в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, несомненно, является художественно-эстетическое воспитание. И наиболее эффективное средство для этого – художественное творчество, а именно изобразительная деятельность. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Фридрих Фребель и многие отечественные деятели педагогической науки. Известный педагог Нина Павловна Сакулина говорила, что «нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать в образовательной деятельности  разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (нитками, свечой, манкой, солью и т.д.)».

Нетрадиционные изобразительные технологии предоставляют ребенку больше шансов для самовыражения, дают детям возможность выбирать, думать, искать, пробовать, привлекая своей необычностью, они имеют особый потенциал для развития моторных умений, интеллекта, творчества, эстетических и сенсорных способностей.


Цель - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Изучить теоретический аспект по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста;

2. Выявить уровень развития детей по художественно-эстетическому развитию дошкольного возраста и провести сравнительный анализ по итогам реализации проекта. Разработать перспективный план использования нетрадиционной техники рисования.

3.Внедрить технологию нетрадиционных техник рисования в образовательный процесс.

Предполагаемый результат:

1. Знание теоретических основ по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста;

2. Показатели уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста по итогам использования технологий с нетрадиционными техниками рисования, будут выше на 10-15 %;

3.Эффективность внедрения нетрадиционных технологий доказана повышением развития творческих способностей детей.

4. Развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах творческого развития детей.


Механизмы реализации цели и задач:

Внедрение технологии нетрадиционных техник рисования, основные техники, используемые в этом возрасте:

В младшей группе:

- рисование пальчиками, ладошками;

- рисование тычками из поролона, ватными палочками;

- печатание овощами и фруктами.

В средней группе:

- рисование свечой, крупой;

- оттиск пробкой, поролоном и т.д.

- рисование по сырой бумаге.

В старшей и подготовительной к школе группе:

- кляксография и монотипия;

- набрызг;

- рисование смятой бумагой;

- ниткография и граттаж;

- тычок жёсткой кистью;

- рисование песком.

  Разработка системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.  


Инновационность представлена в использовании  предложенных нетрадиционных техник. 

                         

Содержание проекта:

 

1 этап- подготовительный

   Его цель: заинтриговать детей изложением того, в чем состоит задача и как ее осуществить.                                      

                                                                                                            

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Изучение нормативно-правовой базы (ФГТ, закон об образовании, типовое положение устава ДОУ) и психолого-педагогической литературы по художественно-эстетическому развитию.

Изучение передового педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию.

Анализ технологий по художественно-эстетическому развитию.

Знание перечисленных документов.

 

 

 

Готовность к применению.

 


Создание банка   данных по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста.

2.

Изменение окружающей среды по проблеме.

 

3.

Подготовка к участию в городских, районных и других конкурсах детского изобразительного творчества, а также конкурсах, проводимых в рамках ДОУ.

Участие в конкурсе «Уши, ноги и хвосты», а также выставке рисунков «Моя любимая мама», участие в  творческом  конкурсе «Рисуем с папой портрет любимой мамочки»,  весной - выставка рисунков, выполненных на тему: «Приход весны».

4.

Выявление уровня развития детей

Анализ полученных результатов диагностики.

5.

 Разработка проекта (технология занятий, модели взаимодействия с родителями)

 

 

осуществление  технологий с нетрадиционной техникой рисования;    взаимодействия с родителями: 

- родительские лектории;

- сообщение на родительских собраниях;

- групповые и индивидуальные консультации;

- анкетирование;

- практикумы;

 



2 этап- практический.

 

Его цель: осуществление художественно-эстетического развития детей посредством нетрадиционных техник рисования.

 

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Пальчиковая живопись на тему «Осень», «Бусы».

Освоение техники пальчикового рисования.

2.

Рисование ладонью «Солнышко», «Птичка»

Освоения техники рисования ладонью.

3.

Рисование методом тычка ватными палочками на тему «Падает пушистый снег», «Пришла зеленая весна».

Освоения техники рисования методом тычка.

4.

Рисование тычками из поролона «Платочки для матрешки», «Мой любимый дом».

Освоения техники рисования методом тычка.

5.

Рисование по сырой бумаге «Листопад», «Букет для мамы».

Освоения техники рисования рисование по сырой бумаге.

 

3 этап - заключительный.

 

Цель: анализ проделанной работы.  









Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели детского сада и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности дошкольника в целом и его творческих способностей в частности. Поэтому поиск оптимальных путей творческого развития детей и подростков в процессе образования, сегодня является одной из социально значимых, приоритетных задач педагогической науки и общества в целом.

Приоритетным направлением в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, несомненно, является художественно-эстетическое воспитание. И наиболее эффективное средство для этого – художественное творчество, а именно изобразительная деятельность. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Фридрих Фребель и многие отечественные деятели педагогической науки. Известный педагог Нина Павловна Сакулина говорила, что «нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать в образовательной деятельности  разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (нитками, свечой, манкой, солью и т.д.)».

Нетрадиционные изобразительные технологии предоставляют ребенку больше шансов для самовыражения, дают детям возможность выбирать, думать, искать, пробовать, привлекая своей необычностью, они имеют особый потенциал для развития моторных умений, интеллекта, творчества, эстетических и сенсорных способностей.

Работая в этом направлении, мы поставили перед собой цель: развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных изобразительных техник.

В процессе работы по данному направлению решались следующие задачи:

- Создание в группах условий для творческого развития детей;

- Формирование у детей интереса к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования, развитие в ребенке чувства красоты, чувства ритма, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии;

- Развитие творческих способностей в различных видах изобразительной, конструктивной и художественной деятельности;

- Воспитывать желание проявлять инициативу, творчество;

- Развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах творческого развития детей.

Согласно новым нормативным целевым ориентирам решение задач приобщения детей к изобразительному искусству и развитию творчества дошкольников проектируется в рамках образовательной области «Художественное творчество». В образовательном процессе данная область эффективно интегрируется практически со всеми образовательными областями. Принцип интеграции реализуется нами через организацию различных форм образовательного процесса:

Совместная деятельность педагога с детьми: здесь мы используем такие методы: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение.

Самостоятельная деятельность детей: в процессе неё мы стараемся использовать исследовательский метод: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций.

Взаимодействие с семьёй: регулярно организовываем выставки совместных работ родителей и воспитанников, проводим развлечения с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам. Проводится консультирование родителей. В каждой возрастной группе детского сада оформлены информационные стенды, где можно найти и прочитать полезную информацию.

Хорошей традицией детского сада стало проведение творческих выставок семейных работ:

- «Осенняя ярмарка»,

- «Зимушка-красавица»

- «Мамочка моя» и др.

Такие конкурсы способствуют укреплению связей ДОУ и семьи, побуждают родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развивают творческие способности детей. Целью этой работы является включение родителей в единый творческий процесс, формирование у семьи бережных, позитивных взаимоотношений, традиций.

В образовательном процессе реализация содержания образования обеспечивается развивающей средой. В группах функционируют центры изобразительного творчества, которые способствует развитию творческих способностей, обеспечивают каждому ребенку, как личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, самореализоваться. В данных центрах находятся не только традиционные материалы для творчества, но и нетрадиционные: природный материал, крупы, ткани, салфетки и т.д.

Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжение занятий. Все темы, входящие в планирование изменяются по принципу нарастания сложности исполнения нетрадиционных изобразительных техник. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат. Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями

В младшей группе начинаем:

- рисование пальчиками, ладошками;

- рисование тычками из поролона, ватными палочками;

- печатание овощами и фруктами.

В средней группе добавляем:

- рисование свечой, крупой;

- оттиск пробкой, поролоном и т.д.

- рисование по сырой бумаге.

В старшей и подготовительной к школе группе дети узнают:

- кляксографию и монотипию;

- набрызг;

- рисование смятой бумагой;

- ниткографию и граттаж;

- тычок жёсткой кистью;

- рисование песком.

В ходе работы были разработаны и реализованы очень интересные творческие проекты.

Самым первым стал проект «Музей творчества». В процессе реализации данного проекта дети старшей-подготовительной к школе группы познакомились с различными нетрадиционными изобразительными техниками и собрали большое количество материалов для творчества. Завершением проекта стало создание в группе мини-музея.

Продолжением стала разработка и реализация проекта «Времена года». В ходе проекта дети вели наблюдения в природе, рассматривали репродукции картин, слушали литературные и музыкальные произведения о временах года. Итогом проекта стали 4 панно, выполненные в нетрадиционных изобразительных техниках.

В средне-старшей группе ДОУ был реализован проект «Жили у бабуси», в ходе которого, дети расширили свои знания об образе жизни и внешних особенностях животных деревенского подворья. Результатом проекта стало совместное создание педагогами, детьми и родителями панно «Жили у бабуси» с использованием нетрадиционных изобразительных техник.

В старшей группе детского сада был разработан и реализован проект «Разноцветная игра» способствующий развитию цветовосприятия у детей. Данный проект принимал участие в городском конкурсе инновационных проектов «Образование. Город. Инновация».

Очень интересным стал проект подготовительной к школе группы «Цветная музыка». В ходе проекта дети учились передавать настроение посредством мимики, движений и изображений, слушали музыку, распознавая её настроение, и учились передавать его в цвете. Завершением проекта стало комплексное развлечение «Весеннее настроение», в ходе которого дети превращались в художников и рисовали ладошками музыку.

Результатами работы по данному направлению считаем следующее:

- В группах созданы благоприятные условия для творческого развития детей;

- У детей сформирован устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

- Малыши чувствуют прекрасное, с желанием проявляют творчество и воображение в различных видах деятельности;

- повысился уровень творческой активности и самостоятельности детей;

- Активно идёт педагогическое сотрудничество с семьями воспитанников.

По результатам диагностики у детей повысился уровень развития творческих способностей: количество детей с высоким уровнем выросло в среднем на 16%, а имеющих средний уровень - на 10%.

Систематическая, целенаправленная работа даёт свои результаты. Дети нашего ДОУ являются активными участниками творческих конкурсов разных уровней.

Наши дети рисуют, творят, фантазируют! А разнообразие изобразительных техник и материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракулей и мазни, клякс, бумаги и всякой всячины, в конце концов, рождаются чудеса. Научившись выражать свои чувства на бумаге в рисовании и аппликации, в поделках, постройках, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего у него не получится. Теперь он уверен, что у него все получится и получится хорошо.

Своё выступление мне хочется закончить стихотворением:

Как научить ребенка рисовать,

Сначала нужно мир открыть ему огромный.

Красу природы нашей показать,

Величье городов и океан бездонный.

Что нужно, чтобы начал он творить?

Один секрет я вам открою.

Не просто в руки карандаш вложить,

Работу нужно выполнять душою.

Что значит, творчество в ребенке открывать?

Я, без сомненья, это знаю,

Воображению ребенка крылья дать,

В страну фантазии ту птицу запуская.

И чтоб воображенье начало играть,

Понадобятся ласка и терпение.

Как можно больше материала детям дать,

Вот воспитателей предназначение.

Ведь их задача - детям мир открыть

И вместе с ними в небесах парить!