ТОИПКРО
XII Всероссийский Фестиваль Проектов для учащихся и педагогов образовательных учреждений
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Петуховская средняя общеобразовательная школа»
Томского района
Педагогический проект
Творческая неделя в начальной школе
«По страницам книг Любови Воронковой»
Авторы: Михновец Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов,
Никитина Анастасия Юрьевна,
учитель начальных классов
Петухово – 2018
Название проекта: «Творческая неделя в начальной школе «По страницам книг Любови Воронковой»»
Номинация проекта: педагогический проект
Авторы: Михновец Светлана Анатольевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории, Никитина Анастасия Юрьевна, учитель начальных классов
Место реализации проекта:
с. Петухово Томского района Томской области, ул. Рабочая, 20. МБОУ «Петуховская СОШ» Томского района
Сроки реализации проекта: март 2018 года
Участники проекта: обучающиеся 1-4 классов, учителя начальных классов МБОУ «Петуховская СОШ» Томского района
Введение
В настоящее время отмечается спад читательской активности большинства школьников, большинство из них читает только то, что предусмотрено школьной программой да и то по указанию учителя. Как сделать так, чтобы дети читали хорошую художественную литературу за рамками школьной программы?
В школе шёл месячник гражданско-патриотического воспитания, и нужно было вместе с детьми прочитать и обсудить книгу о войне. Поиски книги были длительными: что нравилось учителям, отвергали дети. Наконец-то было решено остановиться на книге «Девочка из города» Л. Воронковой. В библиотеке этой книги не нашлось и пришлось её купить в магазине.
Читая книгу, мы восхитились простотой, лаконичностью и образностью языка Любови Воронковой. Всем захотелось поближе познакомиться с автором и её произведениями. Так родилась идея провести в начальной школе творческую неделю «По страницам книг Л.Воронковой», которая вылилась в одноименный проект.
Цель: формирование читательских компетенций через знакомство обучающихся начальной школы с биографией и творчеством Любови Федоровны Воронковой
Задачи:
Повысить уровень преподавания литературного чтения в условиях современной школы;
Способствовать внедрению новых образовательных технологий;
Использовать деятельностный подход в обучении;
Повышать уровень мотивации учащихся к литературному чтению;
Развивать самостоятельность и творчество обучающихся, их кругозор
Содержание проекта
Линейка
Объявление о начале творческой недели в начальной школе «По страницам книг Любови Воронковой». Выданы классным коллективам задания и рекомендации по их выполнению.
Громкие чтения
Ежедневные коллективные чтения произведений Л.Воронковой на переменах, на занятиях по внеурочной деятельности, по пять минут на каждом уроке литературного чтения.
Выставка книг
Виртуальная выставка обложек, распечатанные листы с рассказами Воронковой.
Биография Л.Воронковой
Презентация по материалам интернета подготовлена Никитиной А.Ю.
Дискуссия по повести «Девочка из города»
Материал подготовлен Михновец С.А. и представлен как способ организации коммуникативной деятельности обучающихся с целью размышления над произведением и как мастер-класс для педагогов.
Викторина по рассказам В.Воронковой
Составлена по четырем рассказам Л.Воронковой. Материал изложен в интерактивной презентации. Мастер-класс по изготовлению интерактивных презентаций.
Кругосветка
Итоговое внеклассное мероприятие с целью реализации творческих способностей обучающихся и подведения итогов проекта.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся работать в группах, проявляя коммуникативные умения;
Расширится кругозор обучающихся;
Познакомятся с увлекательными произведениями Воронковой и её замечательными героями;
Повысится уровень самостоятельности и творческой активности детей;
Получат возможность оценить нравственные качества героев и проанализировать их поступки;
Критические факторы риска:
Непринятие школьниками идеи, отсутствие понимания со стороны учителей.
Формы реализации проекта:
Дискуссия, ролевая игра, линейка, «круг», конкурс, выставка, презентация
Обеспечение проекта:
Использована литература из школьной, сельской и домашних библиотек, информация из интернета.
Технология оценки эффективности работы:
Рефлексия, анкетирование, интервью.
Шаги проекта:
Первый шаг (мотивационный) – целеполагание, погружение в проект.
На данном этапе шло осмысление необходимости проведения творческой недели, изучение необходимой литературы, знакомство авторов проекта с творчеством Воронковой. (Оказалось, что ни в школьной, ни в сельской библиотеках нет книг Л.Воронковой, обратились к интернету). Определены цели и задачи проекта, распределена ответственность за мероприятия в рамках творческой недели.
Второй шаг (планирование деятельности).
Вторым шагом была работа по составлению плана проведения творческой недели (Приложение 1). К планированию были привлечены ученики 3-4 классов и все учителя начальных классов.
Третий шаг (деятельность по созданию проекта).
Творческая неделя началась с линейки, на которой было объявлено о начале проекта. Классы получили задания и рекомендации по их выполнению. Следующим шагом была подготовка к проведению запланированных мероприятий. Шли ежедневные «громкие чтения» (ученики 3-4 классов читали «Девочку из города», малыши читали рассказы по выбору и обязательные «Дед рассказывает сказки», «Танин пирожок», «Грушевое яблочко», «Бабушкины дела»). По ходу прочтения дети рисовали иллюстрации, готовили чтение по ролям, инсценировки понравившихся рассказов.
Четвертый шаг (презентация проекта).
Ключевыми мероприятиями проекта стали «Викторина по рассказам Воронковой» для учеников 1-2 классов и Дискуссия для 3-4 классов «По повести Л.Воронковой «Девочка из города»» А также прошло заключительное мероприятие в форме кругосветки. Для кругосветки каждый класс получил задание: инсценировать любое понравившееся произведение Л. Воронковой. В течение урока дети переходили из кабинета в кабинет и смотрели представленные инсценировки.
Пятый этап (рефлексивно-оценочный)
По окончании мероприятия было организовано коллективное обсуждение, на котором участники проекта поделились впечатлениями от работы над проектом, высказали мнение по поводу своей работы в команде, попытались оценить, сделали выводы.
Итоги реализации проекта:
Неделя «По страницам книг Любови Воронковой» была насыщена полезной и действительно творческой деятельностью. Каждый участник прикоснулся к творчеству замечательной и незаслуженно забытой писательницы.
В ходе проекта:
Педагоги:
Познакомились с биографией и творчеством Любови Федоровны Воронковой
Повысили уровень преподавания литературного чтения в условиях современной школы;
Познакомились с новой педагогической технологий – дискуссия и особенностями ее проведения в начальной школе;
Использовали деятельностный подход в организации внеклассных мероприятий;
Повысили уровень мотивации учащихся к литературному чтению;
Обучающиеся:
Познакомились с биографией и творчеством Любови Федоровны Воронковой;
Прочитали повесть «Девочка из города» и приняли участие в дискуссии по ней;
Прочитали много интересных рассказов Воронковой и стали активными участниками «Викторины»
Нарисовали иллюстрации к произведениям Воронковой и оформили презентацию лучших иллюстраций;
Инсценировали рассказы: 1 класс – «Маша-растеряша», 2 класс – «Лепешки с творогом», 3 класс – «Лебеди-гуси», 4 класс – «Танин пирожок»
Приобрели навыки работы в команде;
Проявили самостоятельность и творчество;
Расширили свой кругозор
Совершенствовали свою читательскую компетенцию
Стали сердечнее, дружнее, активнее!
Приложение 1
План проведения творческой недели «По страницам книг Любови Воронковой»
День недели | Мероприятие | Участники | Ответственные | Продукт деятельности |
Понедельник | Линейка Открытие творческой недели | Обучающиеся 1-4 кл | Михновец С.А. | Сценарий |
Выставка книг Л.Воронковой | Обучающиеся 1-4 кл | Никитина А.Ю. | Выставка книг в кабинете 4 класса |
Громкие чтения произведений Л Воронковой по классам | Обучающиеся 1-4 кл | Михновец С.А., учителя нач. классов | |
Вторник | Час знакомства с биографией Л.Ф.Воронковой | | Никитина А.Ю. | Презентация |
Громкие чтения произведений Л Воронковой по классам | Обучающиеся 1-4 кл | Михновец С.А., учителя нач. классов | |
Среда | Конкурс иллюстраций к произведениям Воронковой | | Никитина А.Ю. | Оформление выставки |
Громкие чтения произведений Л Воронковой по классам | Обучающиеся 1-4 кл | Михновец С.А., учителя нач. классов | |
Четверг | Викторина по рассказам Л.Воронковой | Обучающиеся 1-2 кл | Михновец С.А. | Презентация |
Громкие чтения произведений Л Воронковой по классам | Обучающиеся 1-4 кл | Михновец С.А., учителя нач. классов | |
Пятница | Дискуссия по повести Воронковой «Девочка из города» | Обучающиеся 3-4 классов | Михновец С.А. | Презентация |
Внеклассное мероприятие «По страницам книг Л.Воронковой» | Обучающиеся 1-4 кл | Михновец С.А., Никитина А.Ю., Былина Е.Ю., Жирова О.В. | Сценарий, видеоклипы |
Приложение 2
Фотоотчет
Линейка, на которой было объявлено о начале творческой недели

Дети собирались группами и с удовольствием читали произведения Л.Воронковой

Выставка книг виртуальная (в презентации)

Час знакомства с биографией Л Воронковой

Иллюстрации к произведениям Л.Воронковой


Викторина по рассказам Л.Воронковой
Участники активны!

Дискуссия
Команды за работой


К сожалению, заключительный этап недели не удалось заснять, фотоаппарат подвел.