Педагогический проект «Учиться у мастера слова:
Астафьевскими метами»
Экология природы и экология души в произведениях
Виктора Петровича Астафьева
(проектная и исследовательская деятельность на уроках литературы)
Лукина С.Ю., учитель русского
языка и литературы
МАОУ «Верхнегородковская СОШ»
“...Любовь к родной природе – один из важнейших
признаков любви к своей стране...”
К.Г.Паустовский
Жизнь наступает с той поры, когда человек начинает
задумываться над поступками и отвечать за них.
В.П. Астафьев
Сегодня как никогда остро поднимаются экологические проблемы и это не случайно. Как избежать, не допустить печальных последствий неразумного посягательства на естественные законы колыбели человека? Тема взаимоотношений человека и природы в 20 веке была новой для русской литературы. Многие писатели в своих произведениях рассматривают эту проблему, но именно у Астафьева экологические темы рассматриваются через призму социальных и нравственные процессов в обществе. Писатель призывает к “сотворчеству” с природой, к разумному восстановлению ее богатств, к экономному использованию того, что имеем, к умелому хозяйствованию. В своих произведениях писатель говорит об экологии природы параллельно с экологией души человека. Он считает, что эти два понятия неразделимы. При чтении произведений Астафьева читателя не покидает чувство уверенности в завтрашнем дне, победе добра над злом.
Таких людей, как Астафьев называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по – новому видеть мир, жестокая требовательность, прежде всего к самому себе – это лишь некоторые черт неординарной личности писателя.
Сегодня хотела бы поделиться некоторыми наработками, связанными с изучением произведений Астафьева в русле затрагиваемой темы.
В курсе литературы основной и средней школы произведения В.П.Астафьева изучаются в 5, 6, 8, 11 классах. На изучение всех произведений отводится чуть более 10 часов. Это очень мало, поэтому в рабочие программы всех классов стараюсь включить уроки внеклассного чтения, развития речи, для того чтобы изучить наиболее интересные произведения, преимущественно малой формы (рассказы, затеси, повести). Так уж повелось, что каждый год изучение произведений заканчивается выполнением проекта. Это может быть один коллективный проект на класс или индивидуальные проекты учащихся. Параллельно с этим в течение 10 лет реализую собственный педагогический проект «Учиться у мастера слова: Астафьевские меты», в рамках которого каждый год мои ученики знакомятся с произведениями писателя, создают проекты, пишут исследовательские работы, выступают на конференциях, конкурсах чтецов. За эти годы более 25 работ учащихся были высоко оценены членами жюри Малых Астафьевских Чтений в г. Чусовом и краевых Чтений в г. Перми.
А началось все в далеком 2011 году. Тогда еще не были введены ФГОСы, и не было разговора о том, что нужно учить детей разрабатывать и выполнять проекты. Для нас это было чем-то сродни игре, творчеству, которое нас очень увлекало. С ребятами кружка «Краевед» мы читали и обсуждали рассказы Виктора Петровича, готовясь к Астафьевским Чтениям. Тот год для нас был дебютным. Мы повстречались с Астафьевскими чтениями и более уже не расстаемся. Наш первый проект назывался «Анечки читают произведения В.П. Астафьева и рисуют иллюстрации». Все предельно просто: мы прочли рассказы, обсудили их и решили высказать своем мнение о прочитанном. Девочки - две Анечки - отличницы и творческие личности очень хорошо рисовали, так родился наш проект сочинение плюс рисунок-иллюстрация. В рассказах девочки увидели прекрасный мир уральской и сибирской природы описали словами и рисунками своими впечатления от прочитанного. А значит, они прочувствовали на себе то, что хотел сказать писатель.
Я очень люблю произведения Астафьева малой формы, так называемые затеси. В небольших по объему рассказах содержится глубокий смысл. Стараюсь, в зависимости от возраста предложить своим ученикам для прочтения и обсуждения новые и новые рассказы. А рассказ «Васюткино озеро», считаю, одним из лучших в программе по литературе 5 класса. Он, по своему содержанию, понятен учащимся в силу их жизненного опыта, ведь герой рассказа одного с ними возраста. Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря патроны. А главное – желание выжить, во что бы то ни стало. «Тайга хлипких не любит», – эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Поэтому воспитательная цель – помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью, воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.
Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» является благодатным материалом, который становится основой уроков - раздумий, уроков-бесед, уроков-диспутов позволяющих задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в семье, в обществе, вопросы экологии, охраны природы, сохранения здоровья. Эти вопросы тесно переплетаются с вопросами морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают мышление учащихся.
В 2012 году был разработан коллективный проект «Викторина «Вдумчивый читатель», которая прошла испытания уже на 3-х поколениях х пятиклассников. По условию проекта каждый мог задать 2 вопроса по рассказу, но так, чтобы они касались жизни Васютки в тайге, его находчивости и смекалке, умению выживать в экстремальных ситуациях. Не все сумели пройти отборочный этап. Но как горд был тот, кто сумел правильно создать вопрос. А это много стоит!
Наблюдения над богатством языка рассказа в 2013 году привели нас к коллективному проекту «Синквейн-зарисовки по рассказу «Васюткино озеро». Он полностью соответствует ТРКМЧП. Синквей – белый стих, в основу которого положено слово, далее к этому слову подбирается 2 прилагательных, 3 глагола, предложение из 4 слов, и слово-ассоциация. Мы все вместе определили центральные понятия-слова, по которым будем составлять синквейн. Условием было вдумчивая работа с текстом рассказа. Все прилагательные, глаголы, предложения выбирались учащимися самостоятельно из рассказа. Единственное на чем настояли дети - это добавить к каждому слову рисунок. Но в этом я не могла им отказать, возраст у них такой: все, что особенно нравится, хочется выразить при помощи красок. За такой работой стоит вдумчивая кропотливая старательная работа с текстом, а значит, формируется осознание того, что красота природы - это то богатство, которое требует от человека бережного отношения. Дети учатся видеть прекрасное в малом, так формируются нравственные качества, с которыми ребенок пойдет по жизни: доброта, бережное отношение к братьям меньшим, справедливость. А проект стал приложением к учебнику В.Я. Коровина, В.П. Полухин, В.И. Коровин. «Литература в 2-х частях»: М. Просвещение – 2016 г. Этим приложением активно пользуются на уроках учащиеся и учителя.
В 2014 году в рамках акции «Пермский край читает Астафьева» мой пятиклассники писали сочинения-эссе по рассказу «Васюткино озеро». 2 из них стали призерами краевых Астафьевских чтений 2015 года.
В 2019 году в рамках изучения рассказа были разработан и создан проект «Выживем!», в рамках которого разработаны Памятки «Как вести себя в экстремальных ситуациях» и сравнительные таблицы «Выживем», которыми активно пользуются классные руководители на классных часах и родительских собраниях.
В 2021 - ом году с шестиклассники реализовали проект «Календарь внеклассного чтения на 2021 год по рассказам В.П. Астафьева из книги «Последний поклон», в который вошли рисунки, хэштеги, отзывы учащихся, сочинения-миниатюры «Почему важно прочитать?», «О чем рассказ», чтобы работа ученика появилась в календаре, нужно защитить свою работу. Оценку работы поводило компетентное жюри в составе которого были родители и педагоги, а также сотрудники МЧС. Презентация прошла на открытых Малых Астафьевских чтениях в Чусовом в апреле 2021 года. И получила высокую оценку жюри.
В 6 классе к изучению предлагается рассказ «Конь с розовой гривой». Рассказ автобиографичен. Дети с удовольствием читают его. Самый интересный проект, выполненный моими учениками назывался «Толковый иллюстрированный словарь по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Виктор Петрович всегда умело вводил в свои произведения диалектные и просторечные слова. В цикле «Затесей» диалектное слово вынесено в заглавие, а значит, от заметок на память до «укоренения в землю» и утверждения тождества человека и природы. Вот главный принцип, который проповедует писатель. Для чего Виктор Петрович так часто употребляет просторечные и диалектные слова? На этот вопрос можно дать следующий ответ:
Для точно описания принадлежности персонажей к определенной местности.
Для более точного описания образа жизни своих героев.
Для передачи особого мироощущения, миропонимания героев произведений.
Работая над проектом учащиеся изучали толковые словари. Их было более 15 штук. Каждый учащийся класса выбрал одно диалектное или необщеупотребительное слово в рассказе. Нашел его истолкование. Сравнил толкование слова в разных словарях, выделил общее и различия. Нарисовал это слово. Получилась серьезная исследовательская работа «Толковый иллюстрированный словарь по рассказам В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и «Конь с розовой гривой». А мини толковый словарь стал приложением к учебнику «Литература 6 класс в 2-х частях» по программе В.Я. Коровиной. Этими словарями пользуются учащиеся следующих классов. Словарь имеет большое практическое значение и актуален при изучении тем по творчеству В.П. Астафьева в основной школе. Наряду с практическим значением для уроков литературы словарь имеет большое воспитательное значение. Он решаем целый комплекс воспитательных задач. Одна из которых, экологическая. Стоит посмотреть на рисунки детей и сразу становится понятно, что они готовы беречь и любить свою Родину, родную природу, животный и растительный мир.
11 класс изучаются 2 произведения: рассказ «Людочка» и повесть «Царь-рыба». В первом говорится об экологии души человека, во втором об экологических проблемах. Неслучайно, повесть изучается за рассказом. Подростки понимают, что нравственное падение происходит по вине человека, и только он сам может возродиться, очиститься от той грязи в которую закопал себя. Смерть настигла человека за его небрежение к миру природы, за хищническое её уничтожение, за тот разбой, который приобрел неимоверные масштабы. Причём речь писатель ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вокруг нас, но и о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы. А на уроках- разговорах, так мы со старшеклассниками называем уроки развития речи, читаем и обсуждаем пастораль «Пастух и пастушка». Это произведение очень нравится подросткам. В нем очень много жизненных тем, которые их волнуют. Нои конечно же война… Она у Астафьева своя, особенная, страшно правдивая. Но честная, без прикрас. И это тоже подкупает подростков.
Проекты
1. Рисуем обложку «Обложка к повести. От замысла до идеала».
2. Составляем кластеры, лабиринты.
3. Подбираем эпиграфы к произведениям
4.Участвуем в конкурсе «Заветное» Малых Астафьевских Чтений.
Заканчивается работа над ученическим проектом, но не заканчивается мой педагогический проект. Многие учащиеся свои творческие работы представляют на различных конкурсах и фестивалях. Много побед, за каждой из них стоят дети, их труд и творчество, а значит, они не стоят на месте, они развиваются, они познают мир, они готовят себя к жизни в нем, читая произведения Виктора Петровича Астафьева, которого можно назвать знатоком человеческой души. И я уверенна, что то, кто, проникся с детства рассказами Астафьева о природе, о человеке в жизни вырастет НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ.