СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Волшебство на воде"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Волшебство на воде"»

Педагогический проект

нетрадиционная техника рисования - Эбру

в старшей группе

«Волшебство на воде»


 «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. 
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решения является  изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Рисование - это искусство. Рисуя, мы выражаем свои эмоции и чувства, погружаемся в удивительный и фантастический мир. Полезно ли уметь рисовать? Умение рисовать может принести огромную пользу в современном мире. Однажды я побывала на мастер-классе, где рисовали красками на воде. Краски плавали на поверхности воды, превращались в очень красивые рисунки и не тонули!

В чем же секрет такого рисования? Почему краски не тонут в воде? Почему не расплываются по всей поверхности воды?

История Эбру уходит в далекое прошлое настолько глубоко, что сегодня нельзя с уверенностью сказать, кто же изобрел этот необычный стиль. Одни считают, что Эбру появилось в Индии, другие источники утверждают, что это достояние Туркестана. Большинство историков и искусствоведов сходятся во мнении, что техника зародилась в Турции, поскольку именно там находится наидревнейшее произведение Эбру, датированное 1554 годом.

Эбру можно освоить самостоятельно. Такое рисование будет отличным занятием для детей. Процесс создания картин методом Эбру настолько интересен, что увлечет даже взрослого.


Цель исследования: 

Целью работы с нетрадиционной техникой рисования Эбру является: повышение интереса детей к изобразительной деятельности через знакомства с нетрадиционной техникой рисования по воде - Эбру.

Объект исследования:

Особая техника рисования на воде. Техника Эбру.

Гипотеза проекта:

Возможно, причина растекания красок по поверхности жидкости в их особых свойствах?

Задачи проекта:

  • Образовательные – познакомить детей с техникой рисования на воде и её приёмами; ввести понятие Эбру, познакомить с историей появления такого способа рисования; учить наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета; закреплять знания о безопасности при экспериментировании, умение пользоваться красками, веерной кисточкой, шилом, гребенкой.

  • Развивающие – развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.

  • Воспитательные – воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство прекрасного, аккуратность, усидчивость, любознательность к новому.

Методы проекта:

  • Экспериментирование.

  • Участие в мастер – классе по рисованию на воде через музыку.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Наличие у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с изобразительными материалами;

  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования в технике Эбру.

  • Повысится профессиональный уровень и педагогическая компетентность педагога.

  • Повысится компетентность родителей по теме применения нетрадиционных техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Работа с родителями.

  • Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.

  • С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.

Предварительная работа:


Беседы, опыт

Проведение опыта, вывод

Дата проведения

Беседы «О значимости вводы в жизни человека, растении и животных»


 Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе».


Уточнить представления дошкольников о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды. Дать первоначальное представление о круговороте воды в природе. Развивать познавательные способности, воображение.



15.04

Опыт№1

«Вода-жидкость»



Прослушивание аудиозаписи «Шум моря».

Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть -пролилась вода или нет. Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки). Почему это произошло? (Стакан был слишком полный). Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая). Мы налили слишком полные стаканы; жидкая вода в них плещется, и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разлилась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая). Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться).






16.04

Опыт№2 «Вода не имеет цвета, но ее можно окрасить»


Чтение экологической сказки Н.А. Рыжова «Жила – была река».



Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).






17.04

Опыт 3. "Прозрачная вода может стать мутной".


Чтение стихотворения А. Тараскин «Сколько знаю я дождей?»

Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная). Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная). Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём - мутная или прозрачная? (Прозрачная). Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм).

Вывод: О чём вы сегодня узнали? Прозрачная вода может стать какой? (Мутной). В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде)








18.04

Опыт 4. "Вода может литься, а может брызгать".


Прослушивание аудиозаписи «Звуки дождя».


В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания - пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться).









19.04

Опыт 5. Вода растворяет крахмал.


В холодной воде крахмал тонет, в горячей воде крахмал превращается в клейстер.

Вывод: в холодной воде не растворяется, на дне ёмкости появляется осадок, в горячей воде крахмал набухает, становится вязким, получается клейстер.




22.04

Опыт 6. Знакомство с   красками Эбру, инструментами.

Эбру – это рисование на воде красками:

  • Раскрашивание тарелок: «Волшебные цветы, одуванчики»

  • Поднос: «Весенний ковер»

  • Рисование «Золотая рыбка»

  • «Аквариум»

Дать представление о красках Эбру – танцующих красках. Развивать творческую активность детей, мелкую моторику, умение пользоваться вспомогательными средствами, а также поддерживать потребность в самоутверждении.  Развивать детскую индивидуальность.  Учить детей работать с различными материалами, осваивать технику работы с ними.

Нанесение одной краски на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань.

Рисование красками возможно, только если они будут обладать разными плотностями. Так, для создания рисунков эбру необходимо замешать специальный густой раствор, на котором впоследствии будут разводиться краски.






23.04-26.04


Материалы необходимые для рисования:

  • Вода

  • Крахмал

  • Емкость для клейстера

  • Масляные краски;

  • Кисти;

  • Гребни или одноразовые вилки,

  • Шило, зубочистки или спицы;

  • Бумага.


Практическая часть:

1. Чтобы вода приобрела необходимую вязкость, и краски не тонули и не растворялись в воду необходимо добавить загуститель. Для этого мы будем использовать обычный крахмал. Сделать жидкий клейстер. Лучше всего подойдет прямоугольный контейнер. Кисти могут иметь различную толщину, в зависимости от того, какой узор вы хотите создать.

2. Перед тем, как приступить к созданию узоров – нужно подготовить фон для рисунка. Он будет удерживать краски, которые вы будете наносить потом. Набираем краски в кисточку и произвольно разбрызгиваем по всей поверхности. По технике рисования кистями воды касаться не нужно. Они нужны для разбрызгивания и создания абстрактного фона. Капли, касаясь воды, растекаются по поверхности, создавая уникальный и неповторимый узор.

3. При помощи гребня можно создавать необычные «чешуйчатые» узоры. С его помощью вы сможете легко и быстро заполнить пространство красивым фоновым рисунком.

4. При помощи шила можно создавать необычные фигуры и сочетания цветов. Аккуратно двигая краски по густой поверхности, художники создают совершенно фантастические и неповторимые образы. Шилом можно даже писать портреты и пейзажи. Шило и гребень при работе с детьми используется исключительно под наблюдением взрослых!

5. Для того, чтобы перенести рисунок с жидкости и отпечатать его нужна бумага. Когда рисунок готов, возьмите плотный лист бумаги и положите его на поверхность воды. Следите, чтобы вторая сторона листа не намокла. Краски полностью перешли на бумагу, оставив в вашем распоряжении чистую поверхность густой основы для создания новых шедевров!

Заключение.

Процесс рисования Эбру - очень увлекательный процесс! Особенно интересным оказался в том плане, что при нанесении капель красок на поверхность воды образуется непредсказуемый и завораживающий рисунок с причудливостью линий.

Использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники «Эбру», помогает развивать познавательную деятельность, находить нестандартные способы художественного изображения, корректировать психические процессы дошкольников.

Работая с детьми, я пришла к выводу:

  • Ребёнку нужен тот результат, который вызывает у него удовольствие, радость, удивление, волшебство.

  • Знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не остановимся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения, переходить к овладению новых сложных нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ.