СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «Воспитание интереса к чтению у младших школьников через экологические рассказы и сказки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cодерхание: 

I. Вводная часть.

  1. Актуальность темы
  2. Постановка проблемы
  3. Гипотеза
  4. Цель и задачи проекта

II. Основная часть.

  1. Стратегия, методы и механизм реализации проекта
  2. План реализации проекта в школе
  3. Развитие интереса к чтению в семье
  4. Диагностика уровня развития интереса к чтению у учащихся 4 класса

III. Итоговая часть.

1. Предполагаемые результаты

  1. Выводы

IV. Литература

V. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вводная часть.

1. Актуальность проблемы

           В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

         Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.

         Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

         Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще, и интереснее.

        Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

       Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит ещё в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача учителей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.

I. Вводная часть.

  1. Актуальность темы
  2. Постановка проблемы
  3. Гипотеза
  4. Цель и задачи проекта

II. Основная часть.

  1. Стратегия, методы и механизм реализации проекта
  2. План реализации проекта в школе
  3. Развитие интереса к чтению в семье
  4. Диагностика уровня развития интереса к чтению у учащихся 4 класса

III. Итоговая часть.

1. Предполагаемые результаты

  1. Выводы

IV. Литература

V. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вводная часть.

1. Актуальность проблемы

           В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

         Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.

         Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

         Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще, и интереснее.

        Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

       Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит ещё в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача учителей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.

I. Вводная часть.

  1. Актуальность темы
  2. Постановка проблемы
  3. Гипотеза
  4. Цель и задачи проекта

II. Основная часть.

  1. Стратегия, методы и механизм реализации проекта
  2. План реализации проекта в школе
  3. Развитие интереса к чтению в семье
  4. Диагностика уровня развития интереса к чтению у учащихся 4 класса

III. Итоговая часть.

1. Предполагаемые результаты

  1. Выводы

IV. Литература

V. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вводная часть.

1. Актуальность проблемы

           В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

         Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.

         Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

         Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще, и интереснее.

        Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

       Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит ещё в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача учителей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.

I. Вводная часть.

  1. Актуальность темы
  2. Постановка проблемы
  3. Гипотеза
  4. Цель и задачи проекта

II. Основная часть.

  1. Стратегия, методы и механизм реализации проекта
  2. План реализации проекта в школе
  3. Развитие интереса к чтению в семье
  4. Диагностика уровня развития интереса к чтению у учащихся 4 класса

III. Итоговая часть.

1. Предполагаемые результаты

  1. Выводы

IV. Литература

V. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вводная часть.

1. Актуальность проблемы

           В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

         Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.

         Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

         Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще, и интереснее.

        Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

       Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит ещё в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача учителей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.

I. Вводная часть.

  1. Актуальность темы
  2. Постановка проблемы
  3. Гипотеза
  4. Цель и задачи проекта

II. Основная часть.

  1. Стратегия, методы и механизм реализации проекта
  2. План реализации проекта в школе
  3. Развитие интереса к чтению в семье
  4. Диагностика уровня развития интереса к чтению у учащихся 4 класса

III. Итоговая часть.

1. Предполагаемые результаты

  1. Выводы

IV. Литература

V. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вводная часть.

1. Актуальность проблемы

           В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

         Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.

         Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

         Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще, и интереснее.

        Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

       Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит ещё в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача учителей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.

I. Вводная часть.

  1. Актуальность темы
  2. Постановка проблемы
  3. Гипотеза
  4. Цель и задачи проекта

II. Основная часть.

  1. Стратегия, методы и механизм реализации проекта
  2. План реализации проекта в школе
  3. Развитие интереса к чтению в семье
  4. Диагностика уровня развития интереса к чтению у учащихся 4 класса

III. Итоговая часть.

1. Предполагаемые результаты

  1. Выводы

IV. Литература

V. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вводная часть.

1. Актуальность проблемы

           В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

         Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.

         Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

         Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще, и интереснее.

        Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

       Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит ещё в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача учителей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.

I. Вводная часть.

  1. Актуальность темы
  2. Постановка проблемы
  3. Гипотеза
  4. Цель и задачи проекта

II. Основная часть.

  1. Стратегия, методы и механизм реализации проекта
  2. План реализации проекта в школе
  3. Развитие интереса к чтению в семье
  4. Диагностика уровня развития интереса к чтению у учащихся 4 класса

III. Итоговая часть.

1. Предполагаемые результаты

  1. Выводы

IV. Литература

V. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вводная часть.

1. Актуальность проблемы

           В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

         Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.

         Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

         Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще, и интереснее.

        Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

       Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит ещё в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача учителей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.

I. Вводная часть.

  1. Актуальность темы
  2. Постановка проблемы
  3. Гипотеза
  4. Цель и задачи проекта

II. Основная часть.

  1. Стратегия, методы и механизм реализации проекта
  2. План реализации проекта в школе
  3. Развитие интереса к чтению в семье
  4. Диагностика уровня развития интереса к чтению у учащихся 4 класса

III. Итоговая часть.

1. Предполагаемые результаты

  1. Выводы

IV. Литература

V. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вводная часть.

1. Актуальность проблемы

           В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

         Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.

         Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

         Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще, и интереснее.

        Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

       Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит ещё в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача учителей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.

I. Вводная часть.

  1. Актуальность темы
  2. Постановка проблемы
  3. Гипотеза
  4. Цель и задачи проекта

II. Основная часть.

  1. Стратегия, методы и механизм реализации проекта
  2. План реализации проекта в школе
  3. Развитие интереса к чтению в семье
  4. Диагностика уровня развития интереса к чтению у учащихся 4 класса

III. Итоговая часть.

1. Предполагаемые результаты

  1. Выводы

IV. Литература

V. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вводная часть.

1. Актуальность проблемы

           В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

         Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.

         Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

         Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще, и интереснее.

        Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

       Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит ещё в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача учителей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.

I. Вводная часть.

  1. Актуальность темы
  2. Постановка проблемы
  3. Гипотеза
  4. Цель и задачи проекта

II. Основная часть.

  1. Стратегия, методы и механизм реализации проекта
  2. План реализации проекта в школе
  3. Развитие интереса к чтению в семье
  4. Диагностика уровня развития интереса к чтению у учащихся 4 класса

III. Итоговая часть.

1. Предполагаемые результаты

  1. Выводы

IV. Литература

V. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вводная часть.

1. Актуальность проблемы

           В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

         Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.

         Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

         Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще, и интереснее.

        Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучш

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Воспитание интереса к чтению у младших школьников через экологические рассказы и сказки»»

Педагогический проект

«Воспитание интереса к чтению у младших школьников через экологические рассказы и сказки»


Автор: Мурзагалиева Зулиха Мухамеджановна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка м. р. Кинель-Черкасский Самарской области


Содержание


I. Вводная часть.

  1. Актуальность темы

  2. Постановка проблемы

  3. Гипотеза

  4. Цель и задачи проекта

II. Основная часть.

  1. Стратегия, методы и механизм реализации проекта

  2. План реализации проекта в школе

  3. Развитие интереса к чтению в семье

  4. Диагностика уровня развития интереса к чтению у учащихся 4 класса

III. Итоговая часть.

1. Предполагаемые результаты

  1. Выводы

IV. Литература

V. Приложения















I. Вводная часть.

1. Актуальность проблемы


В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.

Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще, и интереснее.

Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит ещё в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача учителей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.

Предмет исследования: метoды и приемы, направленные на развитие интереса к чтению младших шкoльников.

Гипотеза: интерес к чтению будет развиваться бoлее эффективнo, если:

- будет пoдобран соoтветствующий литературный материал;

- прoцесс oбучения чтению будет связан с вoзбуждением пoзнавательного интереса;

- будут активнo использoваться следующие метoды и приёмы: инсценирoвание, сoчинительство, иллюстрирoвание, пересказ, узнавание стилистических oсобенностей, эксперимент с худoжественным текстoм и другие;

- рабoта по развитию интереса будет прoводиться систематически и целенаправленнo;

- испoльзование бук-трейлерoв, внеурoчная деятельнoсть;

- будет применяться кoмплекс заданий, направленный на развитие интереса к чтению.

Цель проекта: разрабoтать кoмплекс заданий, направленный на развитие интереса к чтению у младших шкoльников на основе экологической литературы.

Для реализации цели проекта пoставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолoго-педагогическую, научнo-метoдическую литературу пo данной теме;

  2. Диагнoстировать урoвень развития интереса к чтению у младших шкoльников;

  3. Выявить услoвия, спoсобствующие развитию интереса к чтению у младших шкoльников;

  4. Разрабoтать кoмплекс заданий, направленный на развитие у детей читательскогo интереса;

  5. Составить список литературы на экологическую тему для младших школьников.

II. Основная часть.

Велика роль в развитии интереса к чтению связных художественных текстов на экологическую тему, которые способствуют осознанному восприятию богатства, звучности и образности языка. Такие тексты ценны своей познавательной и эстетической направленностью. Они помогут учащимся расширять общее восприятие окружающего мира, приучаться осознавать себя частицей природы, мироздания. Эти тексты дают возможность глубже сосредоточиться на таких понятиях, как доброта, сострадание, красота, любовь, сердечность.

Использую для развития интереса к чтению небольшие тексты на тему «Природа и человек» авторов Г. Скребицкого, К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, С. Покровского, В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина и др.

С целью обучения и воспитания, формирования творческих возможностей предлагаю следующую систему работы над художественными текстами.

  1. Предварительный подготовительный этап до урока чтения по данному тексту.

  2. Урок чтения на основе связного текста.

1) подготовительный этап в начале урока:

    • вступительное слово учителя;

    • задания и вопросы перед чтением текста.

2) основной этап работы над текстом:

  • первичное выразительное чтение художественного текста;

  • проверка восприятия учащимися общего смысла текста при помощи вопросов и заданий;

  • вторичное чтение учениками текста по частям в слух.

3) заключительный этап работы над текстом:

  • чтение текста учениками про себя;

  • проверка понимания прочитанного при помощи вопросов и заданий;

  • составление устного рассказа по теме изученного текста.

4) итоговый этап работы по развитию речи младших школьников на основе связного художественного текста.

В 1 и 2 классах, работая с такими произведениями, учу детей:

- понимать прочитанное, отбирать для этого нужные слова и словосочетания, строить связный текст;

- делить текст на части и располагать при пересказе материал в нужной последовательности;

- осмысливать изложенные в тексте факты, события, явления, поступки героев и т. д., передавать свои знания, чувства.

Общепризнана огромная роль литературы и чтения в формировании личности. Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще.

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Эти слова были сказаны великим французским мыслителем Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так решение проблемы привития интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания. С первых дней обучения в первом классе приучаю детей видеть в книге собеседника, с которым можно разговаривать – без помощи взрослого, самому, - даже не умея читать, но научившись всматриваться и вдумываться в то, что видишь, взяв книгу в руки. Начинаю учить своих первоклашек тому, чему они пока не были обучены: разгадывая загадки, предлагаемые книгами, вглядываться, вдумываться, выстраивать догадки, обращаясь непосредственно к тексту книги, то есть к их чтению. Сначала текст читала им сама, очень скоро они захотели это делать самостоятельно. Так уроки обучения грамоте стали органической частью обучения первоклассников чтению книг – занятию для детей с каждым днем все более интересному и желанному. В дальнейшем на своих уроках использую разные методы и виды работ, чтобы дети читали с интересом.

Вот некоторые из них: Сказочные герои (Колобок, Буратино, Кот в сапогах и другие) «приносят» в своих сумочках, карманчиках письма детям. Сначала это слоги. Вынимая по очереди листочки из сумочки Буратино, дети читают на них слоги, из которых можно составить слова и вдруг обнаруживают, что из них получается предложение. А потом уже наши сказочные герои «рассказывают» нам коротенькие сказки. Составляю такие тексты по сюжетам хорошо знакомых детям народных сказок, сокращаю до минимума количество предложений и слов в каждом предложении.

Выйти к доске, достать листок из сумочки Буратино и прочесть желают очень многие. Но чтобы не привлекать к работе одних и тех же, мы договариваемся. Сказки будут читать по очереди дети каждого ряда, а другие будут слушать, а потом рассказывать. А чтобы все внимательно слушали, придумали игру «Эхо»: один читает, а весь класс хором повторяет.

Очень нравится детям игра под названием «Кто играет в прятки?». На доске я пишу 5-6 рядов букв(25слов). Но среди случайного набора букв, вдруг появляются слова. Дети находят и узнают тех, кто с ними играет в прятки. Это могут быть: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д.

Кто играет в прятки?

КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬ

ДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ

ЁСЛИНОТУШКАНЧИККМ

ЭЖЛОСЬАКЛОРИНДЮК

МОРЖКОЗАИПРОЖУКМТ

АЕПЧЕЛАРМТЬЮЖИРАФ

МПАЛЕВИЬЮВОРОНАЖЪ

Такие упражнения развивают внимание, зоркость при чтении. Эти карточки можно применять на уроках окружающего мира, русского языка, ведь в названиях животных, растений кроются орфограммы. Больное место на уроках чтения – это невыразительное, монотонное чтение. И, конечно, каждый учитель стремится научить детей читать выразительно. Стремлюсь к этому и я.

На каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. При необходимости делаю пометки карандашом, отмечая паузы, слова, требующие логического ударения, и т.д. Чтобы определить интонацию чтения использую пиктограммы (изображения лиц в разных эмоциональных состояниях. Рассматривая их, определяем, кому из этих человечков могли бы принадлежать слова из данного произведения. (На кругах изображены лица в разных эмоциональных состояниях.)

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения.

Например:

  • Инсценирование текста или отрывка.

  • Выборочное чтение (с определенным заданием).

  • Чтение в лицах.

  • «Жужжащее чтение».

  • Чтение цепочкой по предложению.

  • Чтение цепочкой по абзацу.

  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.

  • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

  • Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

  • Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

  • Нахождение самого длинного слова в тексте.

  • Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

  • Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.

  • Чтение с пометками непонятных слов.

  • Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)

В третьем – четвертом классе широко использую работу в парах и группах.

Ребенок, который приходит в школу, любит рассказы, сказки, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Школа вооружает ребенка навыком чтения, т.е. формирует чтеца. Но этого недостаточно. В конечном итоге все младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный им текст, а детских книг без побуждения со стороны не читают. А это значит, что уже в русле формирования навыков чтения школа должна воспитывать активного, вдумчивого читателя. Уровень теоретической разработки проблемы, существующие недостатки в школьной практике, реальное отношение большинства учеников к чтению, требования социального развития общества и обуславливают актуальность темы.

Метoды работы над проблемой:

I) анализ специальной литературы по педагогике, психология, литературоведению, связанной с исследуемой проблемой;

2) обобщение передового опыта;

3) опытно-экспериментальная работа;

4) наблюдение;

5) собеседование;

6) сравнительный анализ.

В моей работе в систематизированном виде обобщен и оценен опыт обучения чтению и на этой основе воспитания читательских интересов младших школьников; выявлены и раскрыты такие педагогические условия формирования интереса к чтению, как перестройка обучения на основе гуманно-личностного подхода, построение учебного процесса на мотивационной основе, направленного на расширение у детей представлений о содержании чтения; восприятие его этической, эстетической, социальной, исторической сторон; показано влияние читательской самостоятельности на развитие социальной активности учащихся младших классов.

Приведу примеры некоторых произведений на экологическую тему:

 Виталий Бианки – писатель, который писал научно-художественные книги для малышей. «Лесная газета», «Страна зверей» и другие прославили его имя, сделав классиком жанра. Казалось бы, все в книгах писателя подчинено сюжету, но легко и ненавязчиво он все время дает пытливому читателю пищу для ума. Дети узнают, как передвигается гусеница, переставляет свои мохнатые ножки паучок, прыгает кузнечик и т.д. В сказке «Сова» В.Бианки очень просто и доступно показывает зависимость одного явления в природе от другого. В простой цепи фактов: сова – полевые мыши – шмели – опыление клевера раскрывается перед ребенком смысл сложного взаимоотношения между организмами. Сказка Виталия Бианки «Первая охота» рассказывает о первой охоте щенка-малыша и способностях к маскировке животных от таких охотников. Показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т.д. Сказки Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?» интересны для детей и помогают раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями.  В произведении «Купание медвежат» дети получают знания о бурых медведях, их повадках и умении приспосабливаться к среде обитания. В сказке «Как Муравьишка домой спешил»  рассказывается о приключениях  Муравьишки, унесенного ветром в лес, и о том, как гусеница, кузнечик, водомер и майский жук помогли ему до захода солнца попасть домой. В сказке Муравьишка чувствует, думает, переживает.  Из этой сказки ребенок узнает, что в этом мире жить одному, без друзей, трудно.

Книги В. Бианки учат добру, мудрости, внимательному отношению к природе, к братьям нашим меньшим. Г. Гроденский в книге, посвященной творчеству В.Бианки, пишет: «Старую народную сказку писатель смело и весело наполнил новым содержанием. И она стала не только носительницей морально-этических идей. Оказалось, сказка может быть проводником положительных знаний, доступных самому маленькому слушателю или читателю. Какой другой жанр литературы дает возможность так доходчиво, так увлекательно ввести ребенка в круг первых правильных понятий и представлений о сложных явлениях природы!».

Произведение К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» рекомендовано для чтения детям в 1 – 2 классах. В нем рассказывается о  мальчике Фильке, который однажды  зло накричал на коня, просящего у него хлеб, да еще и сильно ударил его. А конь этот был не простой, а «заслуженный» — раненый, пострадавший от врага во время боевых действий. И вот, не успели утихнуть Филькины жестокие слова, как навалилась на все село беда, грянул лютый мороз, сковавший мельницу и грозящий обречь людей на верную голодную смерть. Филькина бабушка говорила, что все беды приходят «от злобы людской» и «от охлаждения сердца». И мальчик на собственном опыте почувствовал, что значит быть причиной всеобщего несчастья. Однако ему хватило терпения, мужества и находчивости, чтобы исправить свой дурной поступок. Филька с буханкой свежего хлеба пошел мириться с конем, потому что «не только человеку извинения требуются». Трудно пришлось Фильке. Горько плакал он перед всей деревней, когда конь не хотел брать его хлеба. Мельник Панкрат уговорил коня: «Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем его обижать? Бери хлеб, мирись!» Конь наконец взял мягкими губами хлеб из рук Фильки. Все улыбались и радовались. Но больше всех радовался Филька. Ведь он одержал такую трудную победу над самим собой. Поборол в душе равнодушие и черствость и научился чувствовать боль и обиду других, ценить дружбу и уважение людей.  

Произведение Н. Павловой «Земляничка» рекомендовано для чтения в начальной школе. В нем рассказывается, как росла Земляничка на полянке. Созрела, раскраснелась, вот и захотели ее все съесть - птичка, мышка, лягушка, змея. Тут тучка набежала, закапал дождик, и все прятаться побежали: птичка - на дерево, мышка - в норку, лягушка - под листок, змея - под корень. А ягодка умылась дождиком, заблестела и стала еще краше! Книга стремится расширить границы представлений ребенка о живом, опирающиеся у него на еще малый и небогатый жизненный опыт. Многое из того, что ребенку живым не кажется, вдруг прорастает трепетным растением, взлетает легкокрылой бабочкой. Природоведческая книжка многократно демонстрирует ребенку это «большое чудо» (именно так называется один из рассказов Н.М.Павловой), в этот же ряд можно поставить ее же рассказы «Живая бусинка», «Луковка с радостью».

Именно такие рассказы и сказки на экологическую темы способны пробудить у детей интерес к чтению, к книгам. В нашем классе ребятами и их родителями создан уголок экологической книги, а также «Книжное дерево», на которое ребята вешают книжки – самоделки по результатам прочитанных книг. А чтобы сделать успешность ребёнка в чтении наглядной, вывешиваю в уголке:

  • «Экран прочитанных книг».

  • Устраиваю выставку рисунков по мотивам прочитанных книг, предлагаю ребёнку прокомментировать свои рисунки.

3. Развитие интереса к чтению в семье

Немаловажную роль в развитии интереса к чтению играет семья. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система. Начало этой системы – в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому – родители пример ему». И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Приведу несколько советов родителям, которые я предлагаю на одном из родительских собраний, из книги В.Уильямса «Нерадивый читатель. Как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению».

  1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…) и вырабатывайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.

  2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

  3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

  4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.

  5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.

  6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

  7. Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов.

  8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому – нибудь из домашних.

  9. Поощряйте чтение.

  10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

  11. В доме должна быть детская библиотечка.

  12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, об отношении к природе, космических путешествиях и т. д.)

  13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

  14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

  15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.

  16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

  17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

Как видно из перечисленных советов, родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Многие школьные предметы дают ученику готовые знания, которые он должен усвоить, запомнить и в нужный момент применить. В литературном чтении ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения.

4. Диагностика уровня развития интереса к чтению у учащихся 4 класса

Для диагнoстики читательского интереса может быть использовано анкетирование «Я- читатель».

Анкетирование учащихся №1

  1. Есть ли у тебя домашняя библиотека?

  2. Сколько в ней примерно книг?

  3. Стоят ли они по алфавиту, по темам?

  4. Какие книги тебе бы хотелось хранить в своей домашней библиотеке?

  5. Ты можешь отнести себя к книголюбам?

  6. Что тебя привлекает больше – книга или телевидение?

  7. Помнишь ли ты свою первую книжку?

  8. Есть ли у тебя книга, которую ты любишь перечитывать?

  9. В какую книгу ты хотел бы переселиться?

  10. Среди каких героев ты хотел бы жить?

  11. Есть ли у тебя «Золотая полка» с 5-10 любимыми книгами?

  12. Есть ли у тебя самая любимая книга?

Для диагнoстики читательского интереса было использовано анкетирование №2.

Анкетирование учащихся №2

  1. Есть ли у тебя книги дoма?

  2. Записан ли ты в библиoтеку?

  3. Твои рoдители читают книги? Как часто?

  4. Читают ли тебе рoдители книги? Тебе это нравится?

  5. Читаешь ли ты книги сам? Как частo?

  6. Как ты выбираешь книги для чтения? (по рекомендации учителя, рoдителей, друзей, по автoру книги, понравилась облoжка, заинтересовало название)

  7. Какие книги ты любишь читать? (про животных, сказки, приключения, детектив, фантастика, стихи)

  8. Назoви последнюю книжку , котoрую ты прoчитал?

  9. Какую книгу ты хoтел бы прoчитать?

Для oпределения урoвня развития интереса к чтению младших школьников в качестве параметров oценивания было выбранo три пoказателя:

  1. эмоционально-ценностное oтношение к книге;

  2. круг чтения прoизведений;

  3. читательская самoстоятельность.

Диагностика по теме «Развитие интереса к чтению»

Было выявлено три уровня развития интереса к чтению младших школьников, каждому урoвню были oпределены сoответствующие характеристики:

Высокий уровень :

а) ученик пoнимает необходимость книги в жизни челoвека, прoявляет положительнoе oтношение к чтению, пoлучает удoвольствие от него, проявляет эмоциональную реакцию по отношению к прочитаннoму;

б) может ориентироваться в жанрoвом и тематическом разнообразии детской литературы, умеет выбирать знакомые книги, находит в книге-сборнике произведения по названию, фамилии автора и заголовку, выбирает книгу для самoстоятельного чтения без принуждения;

в) часто посещает библиoтеку.

Средний уровень:

а) ученик вoспринимает книгу как источник информации необходимой для учения в школе, не прoявляет ярко выраженного эмоционального отношения к герою, не выказывает желания прочитать книги того же жанра;

б) читательская активность ребёнка требует направление учителем, родителями, плохо ориентируется в жанровом разнoобразии, находит знакомые произведения в книге - сборнике по картинкам;

в) посещает библиотеку один раз в месяц.

Низкий уровень:

а) ученик не получает удовольствия от чтения книг, т.к. тяжелo читать (из-за ошибoк и послогового чтения), неинтересно и скучно;

б) путает жанры и темы, с трудом приводит примеры, затрудняется в поиске знакомых прoизведений в книге-сбoрнике, часто вместo чтения перелистывает книгу;

в) посещает библиoтеку крайне редко.

Диагностические задания.

Задание №1 Вопросы для индивидуальной беседы.

  • эмоционально-ценностное отношение к книге оценивается по вопросам №1,№2,№6,№7

  • читательская самостоятельность оценивается по вопросам №3,№4,№5,№8

п/п

Вопрос

Показатели уровня

Высокий уровень

2 балла

Средний

уровень

1 балл

Низкий

уровень

0 баллов

1.

Как ты думаешь, может ли человек

жить и обходиться без книги? Почему ты так думаешь?

Ученик доказывает познавательную и эстетическую ценность книги в жизни каждого человека.

Ученик понимает необходимость книги в жизни человека, но затрудняется доказать свою точку зрения.

Ученик не задумывается о пользе книг, не видит в них необходимости.

2.

Нравится ли тебе читать книги? Почему?

Нравится читать, потому что это интересно.

Читаю, потому что «заставляют»

родители.

Не люблю читать, не нравится.

3.

Какие книги ты читаешь с удовольствием?

Ученик называет два и более жанров.

Ученик называет один жанр или тему.

Ученик выбирает по одной тематике, но с яркими иллюстрациями.

4.

Назови своих любимых писателей, поэтов и их книги.

Названы два и более фамилий авторов и названия их книг.

Названы одна-две фамилии авторов книг.

Затрудняется назвать авторов.

5.

Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию?

Каждый день,2-3 раза в неделю

Один раз в неделю.

3 раза в месяц или реже.

6.

Тебе нравиться читать самому или когда тебе читают? Почему?

Читать самому, потому что мне это нравится.

Когда мне читают, то лучше понимаю, о чём идёт речь.

«Когда мне читают». Не объясняет почему.

7.

Чему ты бы отдал предпочтение, книге или экранизации? Почему?

«Отдам предпочтение чтению, потому что в книге написано по –другому»

«Прочитаю книгу и посмотрю экранизацию».

«Лучше посмотрю кино»






8.

Кто подбирает вам книги?

Сам, друзья.

Библиотекарь.

учитель.

Родители.


Таким образом, суммарный итог:

Высокий-13-16б

Средний-8-12б

Низкий – 0-7б

Задание №2 Индивидуальная работа (тест).

Цель: определить уровень читательской самостоятельности на материале художественных произведений.

  1. Дополни предложение, выбрав из предложенных вариантов ответ.

М.М.Пришвин, Е.И.Чарушин, Н.Сладков писали произведения..

  • о животных

  • о космосе

  • о детях

  1. В каком рассказе говорится о любви к животным. Выбери ответ.

  • М.Пришвин «Глоток молока»

  • Р.Фраерман «Девочка с камнем»

  • Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой»

  1. Дополни предложение, отметив ответ.

Х.К.Андерсен,Ш.Перро писали сказки, а стихи- М.Ю.Лермонтов и ….

  • А.С.Пушкин

  • Братья Гримм

  • В.Ю.Драгунский

Критерии

п/п

Показатели уровня и критерии

Высокий уровень

2 балла

Средний

уровень

1 балл

Низкий

уровень

0 баллов

№1,№2,№3

Ученик выбрал правильный ответ.


Приступил к выполнению, но допустил одну ошибку.

Приступил к выполнению, но ответил неверно.



Таким образом, суммарный итог:

Высокий-

Средний-

Низкий – 0-1б

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то в коллективе класса он занимает заметное место, верит в свои силы; и, наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность учиться и в коллективе класса находится в тени. Ребёнок морально будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности и то положительное, что в нём заложено. По мнению психологов на успеваемость влияют более более 40 факторов, влияющих на успеваемость. После тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием интереса и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

III. Итоговая часть.

Новизна проекта.

Ведущая идея данного проекта – это развитие интереса к чтению у младших школьников на основе связных художественных текстов известных детских писателей Е. Чарушина, Н.Сладкова, И.Соколова-Микитова, В.Бианки, М.Пришвина, К.Паустовского и других на экологическую тему. Такие тексты должны стать для детей образцом правильной грамотной литературной речи. Они позволят им прикоснуться к высокохудожественному слову, проявить своё творчество и самим попробовать стать писателями. Удивительные по своему содержанию и структуре эти тексты должны вызвать у детей целую гамму чувств: восхищение, удивление, сострадание, жалость и т.д., эмоционально настроить ребенка и подтолкнуть его к высказыванию своих мыслей и написанию небольших рассказов и эссе на определенные темы, полюбить чтение и книгу. Все художественные тексты, которые я отобрала для работы над данной проблемой, объединены многогранной темой «Мир природы». Натолкнули меня на эту мысль экологические и нравственные проблемы. В процессе работы с этими текстами ребята получают возможность не только усваивать языковой материал, развивать интерес к чтению и книге, но и параллельно, в неразрывном единстве воспринимать экологическую и нравственную ориентацию. Такие тексты дают возможность глубже сосредоточиться на таких понятиях, как доброта, сострадание, красота, любовь, сердечность.

Практическая значимость проекта состоит в том, что в ней разработана методика обучения чтению, способствующая формированию читательских интересов младших школьников; дана методическая разработка материала чтения в младших классах с учетом развивающего характера обучения.

Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать какой - то результат. Я в течение четырех лет начальной школы стараюсь привить детям интерес к знаниям, и пытаюсь им показать, что эти знания они могут получить из книг.

Я, как и любой учитель начальной школы, слежу за успехами своих учащихся в средней школе, беседую с учителями – предметниками. Они отмечают их активность на уроках, любознательность, интерес к знаниям, способность высказывать своё мнение, давать оценку литературным героям.

Помня о том, что начальная школа – база, основа для решения проблемы обучения чтению и развития интереса к книге, восполняющая пробелы семейного воспитания и способствующая развитию общей культуры ребёнка, - я уделяю развитию читательских интересов самое пристальное внимание и работаю в этом направлении особенно тщательно.

Думаю, что мой проект заинтересует начинающих, а также многоопытных коллег, а разработанная мною методика, художественные тексты и наглядность к ним, пособие «В помощь начинающему читателю», уроки – конспекты позволят любому учителю работать над развитием интереса к чтению у младших школьников результативно и успешно.

















IV. Литература

  1. С.Н. Николаева. Экологическая культура в начальной школе. – М.: Просвещение, 2013. – с. 3 - 7.

  2. Система работы по экологическому воспитанию младших школьников. Старшая группа./Сост. П.П. Федосеева. – Волгоград: ИТД Корифей, 2008.

  3. С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания в начальной школе.- М.: Просвещение, 2012.

  4. С.Н. Николаева. Развитие читательских интересов у младших школьников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. - с. 85 -91.

  5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы начального образования. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – с. 4 – 33.

  6. В.В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – с. 4 – 22.

  7. В.Г. Фокина. Ознакомление детей с осенними явлениями природы.  //Справочник учителя начальных классов. - 2009. № 10.

  8.  Полная хрестоматия для младших школьников. /Сост. С. Д. Томилова. – М.: АСТ, - 2011

V. Приложения