Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Естественнонаучная грамотность"»
Естественнонаучная грамотность
Выполнили студентки 21П-7 группы: Бабкина Полина, Бадьина Юлия, Грачева Анастасия, Марюшко Анна
А. А. Леонтьев писал: «Если формальная грамотность — это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста — для его понимания, сжатия, трансформации».
А.А. Леонтьев
14.01.1936 г. - 12.08.2004 г.
Естественнонаучная грамотность
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Формирование всесторонне развитой личности
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов .
Основой процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Средний балл российских учащихся 15-летнего возраста по естественнонаучной грамотности в 2018 году составил 478 баллов, средний балл по странам ОЭСР – 489 балла. Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от результатов учащихся 7 стран, статистически ниже результатов 29 стран и выше результатов 33 стран.
В формировании ЕНГ младших школьников ключевую роль имеет предметная область «Окружающий мир» .
Задачи для повышения уровня естественнонаучной грамотности:
- использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций;
- задачи, моделирующие конкретные практические ситуации;
- задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях;
- задания на преобразование и интерпретацию данных.
Биология
География
Окружающий мир
Химия
Физика
Задания для формирования и оценивания естественнонаучной грамотности
Задания по оцениванию естественнонаучной грамотности
Критерии к вопросам
• умение, на оценивание которого направлен вопрос;
• тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в вопросе;
• контекст;
• познавательный уровень (или степень трудности) вопроса.
Эффективные педагогические практики:
• создание учебных ситуаций;
• учение в общении, или учебное сотрудничество;
• поисковая активность;
• оценочная самостоятельность школьников.
Список литературы:
Оценка естественнонаучной грамотности в исследовании PISA
Заданиям по оцениванию естественнонаучной грамотности
Естественно-научная грамотность в начальной школе.
ФГОС НОО