Педагогический совет на тему:
'Интеграция учебновоспитательного процесса как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся
г. Донской
Цель:
на основе интеграции учебно - воспитательного процесса способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов, формированию у школьников навыков ЗОЖ посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в ОУ.
Задача:
формирование у обучающихся через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и ЗОЖ, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть работает, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении.
Жан Жак Руссо
В макете Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, который сейчас обсуждается сказано:
«Единственный и абсолютный в своём значении предмет общего среднего образования - становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества».
Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 7 до 16, 17 лет этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связано со школой.
По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространённость хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилась в 1,4 раза, а среди школьников-подростков - в 2,1 раза. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, около 30% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию и 20% имеют инвалидность. Инвалидность среди детей за последние 5 лет возросла в 2 раза.
В настоящее время, уже проведенные многочисленные физиологогигиенические психофизиологические исследования школьников убеждают педагогов и руководителей образования в необходимости принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в важнейшие государственные документы определяющие стратегию развития образования. В частности концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Школа развивает ребенка с сохранением его психофизического здоровья, развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти свое место в жизни, творчески реализовать свои возможности.
Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей.
Результаты проведенного медицинского осмотра учащихся свидетельствуют о том, что больше всего зафиксировано заболеваний, связанных с нарушениями зрения, осанки.
Главной причиной пропусков учебных занятий также являются проблемы со здоровьем учащихся. Чаще всего ученики пропускают занятия из-за респираторных и инфекционных заболеваний. Очевидна целесообразность более глубокого и детального рассмотрения педагогическим коллективом вопроса о влиянии учебновоспитательного процесса на здоровье учащихся.
Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:
проведение ежегодной диспансеризации обучающихся;
учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеучебной работы;
обязательные физкультминутки на уроках ;
нормализация учебной нагрузки учащихся;
организация горячего питания;
введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры;
применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
предложить вести в учебный план на следующий учебный год введение факультативного курса « Уроки здоровья» в 1 и 5 классах, так как мы на следующий год будем называться «Школой здоровья».
Цели факультативного курса - научить детей быть здоровыми душой и телом,
применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи факультативного курса: сформулировать мотивационную сферу
гигиенического поведения, безопасности жизни, здорового образа жизни
физическое и психологическое саморазвитие.
В 2002 году Министерство Здравоохранения провело всероссийскую диспансеризацию, из полученных данных следует, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Согласно усреднённым данным здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наибольший прирост заболеваний происходит в 7 и 10 классах. Отмечается, что в 7-8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в 10-12 лет - 3 диагноза, в 16-17 лет - 3-4 диагноза. Приведённые данные свидетельствуют о неблагополучии здоровья школьников России.
Данные медосмотра учащихся нашей школы 2007 года говорят о том, что наши дети подвержены следующим заболеваниям:
Нарушение зрения - 16 учащихся Нарушение осанки - 15 учащихся Аденоиды носа - 9 учащихся Ожирение - 7 учащихся
Остальные болезни, как правило, хронические (их 17) присутствуют у 1-2 учащихся. Поэтому всем участникам пед. процесса необходимо обратить внимание на данную проблему.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Каковы же основные причины ухудшения здоровья детей?
Интенсификация обучения:
объём учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников; до 80% учащихся постоянно или частично испытывают учебный стресс, который снижает иммунную систему и способствует заболеваемости детей; существенное увеличение учебной нагрузки и приготовление домашнего задания достигает в основной школе до 10-12 часов, в старших до 13-15 часов в сутки, вследствие чего наблюдается большая утомляемость, особенно к концу недели, нервно-психические нарушения, снижение сопротивляемости организма болезням.
Ухудшение питания
Факторы социального риска
Факторы экологического риска.
Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становятся актуальнейшей задачей современной школы.
Что же такое педагогическая технология?
В научно-методической литературе педагогическая технология рассматривается как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов и приёмов обучения, воспитательных средств, приводящих к высоким результатам в обучении и воспитании детей.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Её главная отличительная особенность - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. А в целом же Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) — это качественная характеристика любой образовательной технологии, совокупность принципов, приёмов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Анализ практики учебно-воспитательной работы свидетельствуют о том, что многие педагоги используют Здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы. Широкое распространение получила технология дифференцированного обучения, предполагающая выделение в классе трёх групп учащихся в соответствии с их уровнем интеллектуального развития. Внутриклассная уровневая дифференциация содействует формированию у учеников положительной «Я
концепции»:
Интеллектуально одарённые учащиеся, решая задания повышенной трудности, самореализуются в учебной деятельности и самоутверждаются в сообществе одноклассников.
Учащиеся, обладающие более низкими интеллектуальным потенциалом, справляясь с дифференцированными заданиями невысокого уровня сложности, избавляются от комплекса неполноценности. При этом все ученики успешно выполняют требования образовательных программ.
Также многие педагоги в своей работе используют тесты при проверке знаний учащихся (как правило, тестовые задания разноуровневого характера). Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижений у них уровня тревожности.
Учителя технологии и иностранных языков используют метод проектов, который позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
Использование коллективных и групповых способов обучения помогает учащимся занять активную позицию, чувствовать себя более раскрепощено, ощущать в выполненной работе поддержку одноклассников.
Однако., не всегда вопросы сохранения здоровья относятся к разряду приоритетных.
Обозначим основные факторы, их 8 влияющих на формирование здоровья школьников, связанные с образовательным процессом.
Объём учебной нагрузки (должен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям школьников).
Расписание уроков, распределение нагрузки по дням. Расписание уроков должно быть максимально приближено к санитарно-гигиеническим нормам, удобно для детей.
Недельная динамика работоспособности выглядит следующим образом: в понедельник происходит врабатывание в учебный процесс. Вторник и четверг для 1-5 классов, а среда и четверг для 8-11 классов дни оптимальной работоспособности. Наиболее низкий уровень работоспособности в пятницу.
Дневная динамика работоспособности. У школьников младших классов; на первом уроке работоспособность довольно низкая, так как происходит врабатывание в ччебный процесс. Период относительного устойчивого состояния работоспособности наблюдается у учащихся на 2 и 3 уроках. С 4 урока - снижение работоспособности, самый низкий уровень работоспособности наблюдается на последних уроках В старших классах на 5 уроке, благодаря включению компенсаторных механизмов, возможно повышение работоспособности, а к 6 уроку резко падаех.
Организационно-педагогические условия проведения урока.
Рациональность урока должна быть не менее 60%, не более 80%.
Количество видов учебной деятельности на уроке должно быть от 4 до 7.
Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а в первой ступени - 5 минут.
Число видов преподавания не менее 3 (словесный, наглядный, аудиовизуальный). Наличие физической или эмоциональной разрядки (минимум 2).
Обеспечение интереса к предмету. Развитие учебной мотивации.
Психологический климат (преобладание положительного эмоционального климата)
Стиль педагогического общения (демократичный, гуманный)
Использование активных методов обучения
Личностная и психологическая особенность учителя, его характер.
Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека задач - самому научиться, не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в возможность использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог и обеспечить такие условия обучения и воспитания, развития, который не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. «Кто не ценит собственного здоровья тот меньше заботится и о других.
(В.М. Шепель)
Эффективность учебного процесса в школе во многом зависит от умелой организации внеклассной работы учителем. Перед учителем стоит вопрос: как рассказать ребенку о сложных явлениях нашей жизни, не раня ещё не окрепшую психику, не разрушая пока ещё чистого детского восприятия окружающего мира, не давя на сознание и волю юного человека. Какими мы хотим видеть наших детей? Родители обычно хотят, чтобы дети были в первую очередь здоровыми, а уж затем - успешными, уверенными в себе, хорошо образованными, приспособленными к современной жизни и т.д. Конечно, это хорошо, но где же честь, достоинство, сострадание, милосердие, совестливость? Современная очевидная данность - духовное оскудение и падение нравственности. От учителя зависит в большей степени духовное и физическое здоровье учащихся.
Всякий знает, как важно воспитать ребёнка с ранних лет. Моральные качества, приобретённые человеком ь детстве, остаются в нём на всю жизнь. Состояние психолог ическог о. социального, физического благополучия определяет понятие здоровье. Наше здоровье схематично можно представить в виде треугольника, в основании которого заложена его физическая составляющая, а рядом нравственная и социальная
Ученики начальных классов не обладают достаточными знаниями и плохо понимают, что только здоровый человек может достичь своей цели в жизни. У них нет чёткого понимания сущности здоровья. Необходимо, чтобы школьник осознавал себя как ценность и ценность здоровья для собственной жизни, для взаимодействия с другими людьми. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении числа ребят, страдающих хроническими заболеваниями, приходят в возрасте 7-10 лет
В процессе работы, я пришла к выводу о необходимости комплексного подхода к пропаганде здорового образа жизни. Классная и внеклассная работа по проблеме здоровьесбережения должны быть взаимосвязаны и подчинены одной цели. Необходимо внимание со стороны учителей и родителей к вредным привычкам школьников. Чем раньше будут выявлены такие дети, тем успешнее будет работа по устранению вредной привычки.