Начать свое выступление я хочу со слов великого педагога К.Д. Ушинского: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Тема данного педсовета выбрана не случайно. Что мы должны делать в школе, чтобы повысить интерес к учебе? Вот тема , которая нам сегодня предстоит обсудить, а по окончании педсовета каждому из нас предстоит ответить, что я вынес из этого дoклада, узнал ли новое, смогу ли применить предложенные методы и приемы на практике? В условиях модернизации Российского образования остаются высокими требования к повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения, профессиональной деятельности учителя. Поэтому проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Познавательный интерес—это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников — показатель серьёзных недостатков в организации обучения. - 2 - Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся; призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями, умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять — осмыслить — запомнить — применить — проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, нецелесообразно разрывать этап усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление — запоминанием, восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике. Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности, а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении. Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс, отдельно взятого ученика. Учителя-новаторы, да и учителя, имеющие большой опыт работы, знают, что только подлинное сотрудничество учителей и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность. Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познаватель-ные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. - 3 - Так, где же искать истоки учебной мотивации? На какие «рычаги» нужно «нажимать» учителю, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться для того, чтобы побуждать школьника к учебному труду? Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. - 4 - Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста: задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, что способствует формированию стойкого познавательного интереса. С целью проверки использования на уроках познавательного интереса учащихся мною были посещены 36 уроков у 29 учителей. Остановимся на приёмах, развивающих познавательный интерес. Все они нам хорошо знакомы, но не всегда мы используем на своих уроках. 1.Интересное и необычное оформление класса и урока. Используются загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия, которым обучают. По новому оформляется классное помещение и парты. Обеспечение урока музыкальным сопровождением или плакатами, относящимися к изучаемому материалу. Этот приём был использован на уроках Гаджимагомедовой Н.М., Гаджиевой П.И.,Магомедовой А.М.,Магомедовой Х.А., Хайбулаевой П.Ш., Омаргаджиевой П.Р., 2. Связь учебной информации с жизненным опытом школьников. При введении новой темы узнать у учеников: - что знают об этой теме, - что слышали или читали, - 5 - - какие ассоциации и идеи возникают. Информация предоставляется в виде проблемы или проблемного вопроса: - необходимы различные точки зрения, - сомнения, - разбор неясностей. Этот приём используется на уроках Ахбердилова А.А., Абдулаева М-Р.К., Абдулаевой П.М., Магомедовой Х.М., Магомедовой Х.М.(Ахб.), Гаджиевой Х.М.,Гитиновой Х.Г.,Гасановой П.Р.,Абдулаева А.Ш. Магомедова М-С.А.,Умахмадова Ш.М 3. Использование на уроке всех идей, догадок и соображений детей. Поощрение догадок, вопросов и критики. Использование доказательств и проверок даже ложных идей. Развитие умения спорить друг с другом и опровергать имеющиеся версии. Этот приём используется на уроках Абдулаева М.М.,Гаджиевой Х.Г.,Гаджиева М.Г.,Гаджиевой М.М.,Магомедовой М.И., Абдурахмановой А.И., Абдулбутаевой П.С., Нанишевой А.М. А теперь каждый задумайтесь над следующими вопросами и сделайте себе вывод: -Как развить у ученика интерес к предмету? -Какие способы повышения работоспособности на уроках я использую? -Какие методы и приемы наиболее успешно позволяют мне организовать учебно-познавательную деятельность учащихся? -Как сделать так, чтобы ребенку хотелось учиться? - 6 - Вот некоторые методы формирования познавательного интереса, которые используются на уроках : 1)Развитие познавательных способностей. Повышение и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при систематической работе, направленной на развитие внимания, наблюдения, воображения, памяти, мышления. В учебный материал включаются содержательно-логические задания, развивающие различные характеристики внимания: его объема, устойчивости, умения переключаться с одного предмета на другой побуждающие к активным действиям:(«-Отыскать …», «-Быстро …», «-Найди…», «-Найди сходство и различие …»). Такого характера уроки были у Абдулаева М.,Гаджиева М.Г.,Абду-лаевой П.М., Абдулбутаевой П.С., 2)Задания, направленные на развитие логического мышления. Они также необходимы для формирования познавательного интереса (задания на смекалку, задания – шутки, логические упражнения, кроссворды и ребусы). Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, надо стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Такого характера задания были на уроках Гаджиевой П.И.,Гаджимагомедовой Н.М.,Хайбулаевой П.Ш.,Магомедовой Х.А.,Магомедовой А.М.,Абдулбутаевой П.С. 3)Занимательный материал Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Ещё Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был продуктивным. В работе большую пользу приносит использование дидактических игр. Игра - мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Этот метод часто используется в начальных классах. - 7 - 4)Проблемное обучение Одним из важнейших факторов, влияющим на развитие познавательного интереса является проблемное обучение. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении к учению. Этот метод используется на уроках Ахбердилова А.А., Абдулаева М-Р.К., Абдурахмановой А.И.,Магомедовой Х.М.(АХБ.),Магомедовой Х.М.(Качи),Абдулаева М.М. 5)Проектная, исследовательская деятельность с применением ИКТ Особого внимания заслуживает проектная деятельность учащихся, как мощный двигатель познавательного интереса. Исследовательская деятельность может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуника-ционные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформ-ление результатов работы в виде презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Кроме того, использование ИКТ позволяет проводить уроки: -на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка); -обеспечивает наглядность; -привлекает большое количество дидактического материала; -повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; - 8 - -обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разно уровневые задания); -расширяет возможность самостоятельной деятельности; -формирует навык исследовательской деятельности; -обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; На посещённых мною 36 уроках только на 5 уроках была использована ИКТ. Эти уроки Магомедовой Х.А.,Абдулаевой П.М.,Абдурахмано-вой А.И., Омаргаджиевой П.Р.и Гаджиевой М.М. Все это в итоге способствует повышению качества образования. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Вывод: правильное проведение самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательская работа, проектная деятельность, использование игры, компьютерных технологий – всё это способствует повышению познавательного интереса. И, наконец, главное, поддержать в себе внутренний контроль. Что означает индивидуальную заботу и ответственность каждого учителя, как за свои успехи, так и собственные провалы и неудачи. Как можно чаще, задаваться следующими вопросами: Что мы хотим? Какие уроки мы извлекли? Какого успеха удалось добиться? Забота о качестве предполагает период проб и ошибок, поиска путей и все таки в результате мы набираемся опыта. Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся - 9 - разнообразными, творческими, продуктивными. Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Однако пробуждение познавательного интереса — это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Многие даже убеждены, что, если детям было интересно слушать учителя, значит, урок прошел хорошо. Но нередко не задумываются над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих питомцев. А ведь в этом сегодня состоит главное! «Современные дети не хотят учиться». Понимая то ,как тяжело работать с такими детьми ,особенно не чувствуя отдачи ,я хотела бы в качестве поддержки привести пример метафоры. Помните, как Снежная королева заколдовала Кая ?Она попала в глаз льдинкой .А как Герда смогла его расколдовать ?Она уронила ,причем сама того не желая ,ему на грудь слезинку. Вот так действует душевное тепло и холодность безразличия. Учитель ,который не опустил руки ,а также добродушно и настойчиво продолжил обучать ребенка, у которого не только проблемы с обучением ,но и обычно с дисциплиной, в его памяти будет сохранен навечно ,причем большими и золотыми буквами . Завершить хотелось бы словами великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского: «Истинный деятель , вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела ,что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать». Рекомендации педагогического совета. Каждому учителю работать над совершенствованием методики проведения урока. Пoстoяннo, учителя Использовать разные приёмы в учебном процессе , способствующие развитию познавательного интереса. Пoстoяннo, учителя В обучении активно работать над развитием познавательной деятельности всех учащихся. Пoстoяннo, учителя Стимулировать, пробуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения. Пoстoяннo, учителя Сделать содержание своего предмета богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Пoстoяннo, учителя Посещать уроки других учителей и провести анализ их работы по внедрению в учебный процесс современных форм и методов обучения, повышающих эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке. Систематически , учителя |