Педагогический совет
«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»
Подготовила:
учитель английского языка
Л.С. Замолоцких
2017г.
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов для достижения целей.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфики предмета.
( слайд 2) Мотивация – это прежде всего побуждение к действию, а так же способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности. Мы все знаем, что любое дело удается гораздо лучше, если мы сами заинтересованы в его успешности, точно также и в изучении, всё зависит от уровня интереса обучающихся к учебному предмету. То есть результаты обучения несомненно будут выше, если обучающемуся интересно на уроке, если он осознает, зачем ему нужен этот предмет и как он ему пригодится в жизни. Как правило, у обучающихся начальной школы довольно высокий уровень мотивации, они активны и открыты к новому, но в дальнейшем при усложнении тем, увеличении объема учебного материала и при столкновении с другими трудностями интерес куда-то пропадает, поэтому свою задачу я вижу не только в том, чтобы дети успешно усвоили учебный материал, но сделали это с удовольствием.
Выделяют пять уровней учебной мотивации: (слайд 3)
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования,ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.)
Условия для внутреннего мотивирования процесса учения: (слайд 4)
1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты. 2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию. 3.Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. 5. Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. 6. Личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. 7. Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации.
Причина спада школьной мотивации: (слайд 5)
У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
Отношение ученика к учителю.
Отношение учителя к ученику.
У девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
Личная значимость предмета.
Умственное развитие ученика.
Продуктивность учебной деятельности.
Непонимание цели учения.
Страх перед школой.
Развитие мотивов учения. (слайд 6)
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности.
Условия вызывающие интерес школьника к учебной деятельности: (слайд 7)
1. Способ раскрытия учебного материала.
2. Организация работы над предметом малыми группами.
3. Отношение между мотивом и целью.
4.Проблемность обучения.
5.Содержание обучения
Основа содержания обучения базовые (инвариантные) знания.
В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями.
Процесс обучения так, что ребенок усваивает знания через их применение.
Коллективные формы работы.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (слайд 8) Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:
словесные
наглядные и практические методы
репродуктивные и поисковые методы
индуктивные и дедуктивные методы
методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса;
в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
в-пятых, спецификой учебного предмета.
Формируя на своих уроках положительную мотивацию к изучению иностранного языка я использую: (слайд 9)
1.Создание благоприятной атмосферы на уроке.
. Игра.
3. Использование элементов театрализации.
4. Наглядные пособия.
5. Применение новых информационных технологий:
- презентации.
- видео и музыкальное сопровождение.
6. Дистанционные олимпиады.
7. Художественный перевод стихотворений.
8. Нестандартные формы урока:
- «Урок КВН», «Урок-соревнование», урок «Смотр знаний», урок путешествие.
-9. Песни и рифмовки (физкультминутки)
10. Мотивация с помощью различных способов оценивания обучающихся. А также технологию сотрудничества. Основная идея данной технологии заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Использую метод ажурной ножовки или пилы, который применяется при большом объеме материала. Например, три текста – три группы.
1 стадия – происходит деление на группы
2 стадия – эксперты группы А работают над текстом №1, группы В – над текстом №2, группы С – над текстом №3
Каждая группа подробно работает над текстом, а затем все возвращаются в свою домашнюю группу.
В группах эксперты обмениваются информацией по всем трем текстам. Контроль знаний – проверяется каждый ученик по любому тексту, независимо от того, над каким текстом он работал.
Главное, что может и должен учитель – это помочь обучающимся достичь удовлетворённости своей деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивацию, и на способы учения, и на расположенность к общению с учителем и с одноклассниками.
4