Ценность здоровья выше ценности искусства и науки, дружбы и согласия между родителями, детьми и братьями.
Сократ
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...
В. А. Сухомлинский
Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья»
А. Шопенгауэр
Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
ПРОБЛЕМЫ:
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, часто создает для них психологические трудности.
Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. У детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.
Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.
Решение проблемы:
При проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок ребенка следовало бы научить снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, саморегуляции. Но, к сожалению не все педагоги обращают внимание на изменение психологического состояния ребенка. А это влечет за собой плачевный результат. Школьник замыкается в себе и перестает выполнять полностью учебную программу, либо находить для себя облегченный вариант учебной программы. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.
С другой стороны, школьно-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
Анкета
«Валеологическая оценка педагогической технологии обучения школьников»
Уважаемый коллега!
В предлагаемой анкете просим Вас ответить на все вопросы, которые помогут оценить используемую технологию обучения школьников с валеологических позиций. При желании можно сохранить анонимность. Желательно, указать Ваш стаж педагогической работы и специальность. Наиболее соответствующий Вашим взглядам ответ следует обвести, либо написать свой собственный ответ. На один вопрос может быть несколько ответов
Считаете ли Вы существующую учебную программу доступной для восприятия «усредненного» ученика:
а) да б) нет
Соответствует ли на Ваш взгляд недельная учебная нагрузка функциональным возможностям «среднего» ученика:
а) да б) частично в) нет
Как часто Вы отмечаете признаки переутомления в конце учебной недели:
а) иногда б) никогда в) очень часто
Оцените вовлеченность ученика в учебный процесс на Ваших уроках:
а) высокая б) пассивная в) низкая
Какой стиль общения наиболее приемлем на Ваш взгляд в образовательном учреждении:
а) демократический б) авторитарный в) гуманный
Оцените эмоциональное состояние у большинства учеников на Ваших уроках:
а) преимущественно положительные эмоции;
б) индифферентное состояние;
в) преимущественно отрицательные эмоции
Какой целевой установки Вы придерживаетесь в своей практике:
а) знание + послушание
б) знание + формирование личности
в) знание + сохранение и укрепление здоровья
Какой формы обучения преимущественно Вы придерживаетесь:
а) коллективная б) групповая в) индивидуальная
Каким преимущественно методом обучения Вы пользуетесь в своей педагогической практике:
а) информационно-репродуктивным
б) проблемно-эвристическим
в) модульным
Какие средства обучения преимущественно Вами используются
а) речевое б) письменное в) электронное г) изобразительное д) предметное (новое)
11. Считаете ли нужным дифференцировать учебный материал в зависимости от пола
учащихся: а) да б) нет
12. Дифференцируете ли Вы учебную нагрузку с учетом состояния здоровья ученика:
а) да б) нет в) очень редко
13. Какие меры Вы считаете необходимым для внедрения здоровье сберегающей технологии (перечислите).
В ходе проведенного анкетирования было выявлено, что существующая учебная программа в нашем образовательном учреждении является доступной для восприятия «усредненным» учеником: - считают 13 чел. из 14. , Нет – 1 человек
Также было установлено, что недельная учебная нагрузка соответствует функциональным возможностям «среднего» ученика:
- “частично” - 4 чел.;
- “полностью” – 9 чел.;
- “не соответствует” – 1чел.
Дифференцировать учебный материал в зависимости от пола учащегося:
Да – 6 чел., нет необходимости – 8 чел.,
Исходя из состояния здоровья ученика дифференцировать учебную нагрузку предлагают 10 чел., нет – 4 чел
Общую вовлеченность ученика в учебный процесс на наших уроках в школе учителя оценили по разному, исходя из особенностей класса и отдельно каждого ученика: “пассивная” – 8 чел.; - “высокая” – 7 чел.; - “низкая” – 4 чел.
Эмоциональное состояние большинство учеников на уроках носит преимущественно положительные «эмоции»– 13 чел.,
«индифферентное (безразличное)»– 5 чел.,
«отрицательные эмоции» – 2 чел
По степени значимости целей обучения педагогический коллектив придерживается в своей практике следующих целей обучения:
Знание + послушание – 3 человека
- знание +формирование личности и знание + сохранение и укрепление здоровья, – 11 чел., что соответствует личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям обучения.
Основным методом обучения в нашей школе является информационно-репродуктивный и проблемно-эвристический, что отвечает учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной технологии обучения, и 5 преподавателей используют модульный метод обучения. А особый упор надо сделать - на проблемно-эвристический и модульный методы обучения, которые позволили бы поднять технологии обучения до личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий обучения.
По стилю общения наиболее приемлемыми на взгляд нашего педагогического коллектива является гуманный и демократический стиль общения, но 1 человек отметил и авторитарный метод обучения.
В основном педагоги нашей школы придерживаются коллективной, индивидуальной и групповой формы обучения.
Традиционными средствами обучения пользуется основная масса наших учителей - это речевые и письменные, изобразительными и предметными. Хочется сказать о том, что электронным средством обучения пользуется 5 человек.
В конце учебной недели «постоянное» переутомление отмечает 1 преподаватель, «иногда» - 11 чел., и «никогда» -2 чел., из чего следует, что у нас большая учебная нагрузка и нехватка преподавателей, что косвенно накладывает отпечаток на здоровье педагогического состава.
В ходе проведенного анкетирования были предложены меры, необходимые для внедрения здоровьесберегающих технологий:
разработать комплексную программу сохранения и укрепления здоровья;
создать психологическую поддержку учащемуся;
построение расписания с учетом особенностей ученика
учитывать учебную нагрузку
чаще организовать разгрузочные дни («дни здоровья»);
домашнее задание согласно нормам;
обеспечить наличие специалистов для начальной школы (логопед, психолог, преподаватель физкультуры);
соответствующая мебель
создание условий в помещений (температурный режим, световой)
периодически проводить беседы с родителями о состоянии здоровья учащихся.