СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет на тему: "Подходы к сохранению здоровья школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом мероприятии проблема будет обнаружена в сохранении здоровья школьников.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет на тему: "Подходы к сохранению здоровья школьника"»

Ценность здоровья выше ценности искусства и науки,  дружбы и согласия между родителями, детьми и братьями.  

Сократ

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...                      

В. А. Сухомлинский

Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья»

А. Шопенгауэр

Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

ПРОБЛЕМЫ:

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, часто создает для них психологические трудности.

Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. У детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

Решение проблемы:

 При проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок ребенка следовало бы научить  снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, саморегуляции. Но, к сожалению не все педагоги обращают внимание на изменение психологического состояния ребенка. А это влечет за собой плачевный результат. Школьник замыкается в себе и перестает выполнять полностью учебную программу, либо находить для себя облегченный вариант учебной программы. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.

С другой стороны, школьно-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.



Анкета

             «Валеологическая  оценка педагогической технологии обучения школьников»

  Уважаемый коллега!

В предлагаемой анкете просим Вас ответить на все вопросы, которые помогут оценить используемую технологию обучения школьников с валеологических позиций. При желании можно сохранить анонимность. Желательно, указать Ваш стаж педагогической работы и специальность. Наиболее соответствующий Вашим взглядам ответ следует обвести, либо написать свой собственный ответ. На один вопрос может быть несколько ответов

Считаете ли Вы существующую учебную программу доступной для  восприятия «усредненного» ученика:

                                    а) да                     б) нет

Соответствует ли на Ваш взгляд недельная учебная нагрузка функциональным возможностям «среднего» ученика:

а)  да            б) частично          в) нет

Как  часто Вы отмечаете признаки переутомления в конце учебной недели:

                         а) иногда     б) никогда          в) очень часто

Оцените вовлеченность ученика в учебный процесс на Ваших уроках:

                              а) высокая   б) пассивная      в) низкая

 Какой стиль общения наиболее приемлем на Ваш взгляд в образовательном учреждении:  

         а) демократический                   б) авторитарный             в) гуманный

Оцените эмоциональное состояние у большинства учеников на Ваших уроках:

                             а) преимущественно положительные эмоции;

                                   б) индифферентное состояние;

                             в) преимущественно отрицательные эмоции

Какой целевой установки Вы придерживаетесь в своей практике:

           а) знание + послушание

                                   б) знание + формирование личности

                             в) знание + сохранение и укрепление здоровья

Какой формы обучения преимущественно Вы придерживаетесь:

 а) коллективная       б) групповая             в) индивидуальная

Каким преимущественно методом обучения Вы пользуетесь в своей педагогической практике:

                                   а) информационно-репродуктивным

  б) проблемно-эвристическим

                                   в) модульным

Какие средства обучения преимущественно Вами используются                        

   а) речевое    б) письменное      в) электронное    г) изобразительное  д) предметное (новое)

11. Считаете ли нужным дифференцировать учебный материал в зависимости от пола

    учащихся:    а)  да                        б) нет

12. Дифференцируете ли Вы учебную нагрузку с учетом состояния   здоровья ученика:

                                а) да                          б) нет                    в) очень редко

13. Какие меры Вы считаете необходимым для внедрения здоровье сберегающей технологии (перечислите).

В ходе проведенного анкетирования было выявлено, что существующая учебная программа в нашем образовательном учреждении является доступной для восприятия «усредненным» учеником:  - считают 13 чел. из 14. , Нет – 1 человек

Также было установлено, что недельная учебная нагрузка соответствует функциональным возможностям «среднего» ученика:

- “частично” - 4 чел.;

- “полностью” – 9 чел.;

- “не соответствует” – 1чел.

Дифференцировать учебный материал в зависимости от пола учащегося:

Да – 6 чел., нет необходимости – 8 чел.,

Исходя из состояния здоровья ученика дифференцировать учебную нагрузку предлагают 10 чел., нет – 4 чел

   Общую вовлеченность ученика в учебный процесс на наших уроках в школе учителя оценили по разному, исходя из особенностей класса и отдельно каждого ученика:  “пассивная” – 8 чел.; -  “высокая” – 7 чел.; -  “низкая” – 4  чел.

 

Эмоциональное состояние большинство учеников на уроках носит преимущественно положительные «эмоции»– 13 чел.,

«индифферентное (безразличное)»– 5 чел.,

«отрицательные эмоции» – 2 чел

По степени значимости целей обучения педагогический коллектив придерживается в своей практике следующих целей обучения:

Знание + послушание – 3 человека

- знание +формирование личности и знание + сохранение и укрепление здоровья, – 11 чел., что соответствует личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям обучения.

Основным методом обучения в нашей школе является информационно-репродуктивный и проблемно-эвристический, что отвечает учебно-дисциплинарной  и личностно-ориентированной технологии обучения, и 5 преподавателей используют модульный метод обучения. А особый упор надо сделать - на проблемно-эвристический и модульный методы обучения, которые позволили  бы поднять технологии обучения до личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий обучения.

     

По стилю общения наиболее приемлемыми на взгляд нашего педагогического коллектива является гуманный и демократический стиль общения, но  1 человек отметил и авторитарный метод обучения.

В основном  педагоги нашей школы придерживаются коллективной, индивидуальной и групповой формы обучения.

Традиционными средствами обучения пользуется основная масса наших учителей - это речевые и письменные,  изобразительными и предметными. Хочется сказать о том, что электронным средством обучения  пользуется 5 человек.

В конце учебной недели «постоянное» переутомление отмечает 1 преподаватель, «иногда» - 11 чел., и «никогда» -2 чел., из чего следует, что у нас большая учебная нагрузка и нехватка преподавателей, что косвенно накладывает отпечаток на здоровье педагогического состава.

В ходе проведенного анкетирования были предложены меры, необходимые для внедрения здоровьесберегающих технологий:

  1. разработать комплексную программу сохранения и укрепления здоровья;

  2. создать психологическую поддержку учащемуся;

  3. построение расписания с учетом особенностей ученика

  4. учитывать учебную нагрузку

  5. чаще организовать разгрузочные дни («дни здоровья»);

  6. домашнее задание согласно нормам;

  7. обеспечить наличие специалистов для начальной школы (логопед, психолог, преподаватель физкультуры);

  8. соответствующая мебель

  9. создание условий в помещений (температурный режим, световой)

  10. периодически проводить беседы с родителями о состоянии здоровья учащихся.