Педагогический совет
«Наставничество как инструмент повышения качества образования»
3 октября 2023
г. Кузнецк
Цели системы наставничества:
– вовлечение обучающихся и педагогов в активную деятельность;
– разработка, поддержка и сопровождение лидерских проектов;
– разработка системы разнообразных «социальных лифтов», позволяющих достигать нового уровня карьерного, профессионального, личностного и социального развития.
Нормативно-правовая база наставничества
1.ФЗ РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации»», ст.28,47,48.
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
В рамках национальных проектов «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» к 2024 году не менее 70% педагогических работников образовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
3. Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество»
4. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145 « Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организации, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования»
5. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р. ( 3 слайд)
6 . Приказ Министерства просвещения РФ от 24 марта 2023 г. № 196 “Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”
Федеральная база.
Учитель-методист
-разрабатывает методические материалы, пособия
-работает над новыми технологическими технологиями
-выступает экспертом
Требования :
- высшая категория
- необходимость ходатайства работодателя, сформированном на основе решения педагогического совета образовательной организации
Учитель-наставник
-консультирует молодых педагогов и студентов
-работает в школе с коллективом и отвечает за их работу.
Требования:
- высшая категория
- требуется ходатайство работодателя, сформированное на основе решения педагогического совета образовательной организации.
Нормативно-правовая база наставничества
Школьная база.
1.Разработана Программа наставничества в МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка ( приказ №151 от 13.11.2020 года)
2. Разработан план мероприятий («дорожная карта») внедрения целевой модели наставничества в МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка
3 Изданы приказы о назначении наставников по школе.
Три модели наставничества
«учитель-учитель» «учитель-ученик» «ученик-ученик»
проблемы молодого специалиста в новом коллективе
проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста
Модель «Учитель-учитель»
Технология наставничества применима для решения проблем
Традиционное наставничество
Модели наставничества
Модель
Определение
Наставник- успешный и опытный профессионал.
Преимущества
Работает с менее опытным подопечным.
1. В центре внимания- профессиональное развитие подопечного
2. Наставник передает свой опыт и технические знания, дает конструктивную обратную связь и советы
3. Наставник имеет возможность понять и оценить , насколько его подопечный способен к профессиональному развитию
4. Подопечный быстрее и легче осваивает новые функции, роли, корпоративные ценности и традиции.
Партнерское наставничество
Модель
Определение
Преимущества
Наставником является сотрудник, равный по уровню подопечному, но с опытом работы в предметной области, которым партнер не обладает.
1. Наставник помогает партнеру в улучшении выполнения работы, выстраивании рабочих отношений и повышении личной удовлетворённости работой
2. Эффективный наставник слушает, собирает информацию , обеспечивает честную и конструктивную обратную связь, мотивирует партнера к действиям
3. Наставник помогает партнёру отслеживать программ в достижении конкретных целей
Групповое наставничество
Модель
Определение
Преимущества
Связь нескольких лиц с более опытными наставниками
Группа наставников помогает ориентироваться в организационной политике и предоставляет рекомендации для выдвижения инновационных идей
Реверсивное наставничество
Модель
Определение
Преимущества
Профессионал младшего возраста становится наставником опытного сотрудника по вопросам новых тенденций, технологий
1. Помогает установить взаимопонимание между разными поколениями сотрудников
2. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться работать по новому, толерантно воспринимая социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга.
Скоростное наставничество
Модель
Определение
Преимущества
Обеспечивает место встречи для участников, чтобы помочь построить отношения равного наставничества
Помогает участникам быстро определить людей с общими целями и взаимными и интересами.
Флеш - наставничество
Модель
Определение
Преимущества
Наставничество через разовые встречи или обсуждения
Помогает подопечным оперативно решать возникающие проблемы.
Наставники предоставляют ценные знания и опыт работы, но в очень ограниченном временном интервале
Модель «Тень»
Модель
Определение
Преимущества
Реализация данной модели подразумевает то, что подопечный следует за своим наставником безмолвной тенью в течение определенного периода времени. Так, молодой педагог может наблюдать за опытным коллегой, присутствуя на уроках, внеклассной деятельности, педагогических советах. Он фиксирует свои действия, размышляет, пытается уловить суть, становясь свидетелем профессиональной практики
Модель используется для быстрого вхождения сотрудника в практическую деятельность школы.
Очевидно, что идеальных педагогов не существует, поэтому «тень», погружаясь в водоворот событий, учится и на отрицательных моментах, происходящих с каждым учителем. Это неформализованное обучение, комфортное как для наставника, так и для подопечного.
3 призовое место на конкурсе «Педагогический дуэт» в 2022 году (наставник Маркитанова В.Н., молодой специалист Цыпляева А.И.)
Представлен опыт работы школы в региональном проекте «Лучшие практики наставничества»
Представлен опыт работы школы на региональной конференции в рамках всероссийского проекта «Школа Минпросвещения России» в направлении Ключевое условие «Учитель. Школьная команда»
передачу опыта
Модель «Учитель-ученик»
Цели:
1. Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного потенциала.
2. Повышение мотивации к учебе и саморазвитию, к саморегуляции, формирования ценностных и жизненных ориентиров.
3. Развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций
4. Помощь в построении образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
Учитель - неуспевающий ученик
Модель
Назначение
Классический вариант педагогической и психологической поддержки обучающегося для достижения лучших образовательных результатов , раскрытие его потенциала , создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе.
Учитель - пассивный ученик
Модель
Назначение
Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции
Учитель - одаренный ученик
Модель
Назначение
Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д
Учитель - ребенок с ОВЗ
Модель
Назначение
Педагогическая и психологическая поддержка такого ученика, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе.
Модель «Ученик-ученик»
Цели:
1.Помощь в развитии и реализации лидерского потенциала.
2.Оказание помощи в улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов.
3.Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
4.Создание канала эффективного обмена личностным опытом.
5.Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.
6.Формирование устойчивого сообщества обучающихся и
сообщества благодарных выпускников.
Возможные варианты программы наставничества «Ученик-ученик»
Формы взаимодействия
Цель
Мотивированный ученик - ученику, испытывающему учебные дефициты
Достижение лучших образовательных результатов
Лидер - пассивный
Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитие спортивных, творческих, коммуникативных, лидерских качеств
Равный-равному
Адаптированный-неадаптированному
Обмен навыков для достижения цели
Адаптация к новым условиям обучения
Схемы реализации формы наставничества «Ученик-ученик»
Этапы реализации
Мероприятия
Представление программ наставничества в
Ученическая конференция.
Проводится отбор наставников из числа
форме «Ученик – ученик».
активных учащихся школьного сообщества.
Анкетирование.
Обучение наставников.
Формирование пар, групп.
Собеседование.
Обучение проводится куратором.
Составление базы данных
Этапы реализации
Мероприятия
Наставляемый улучшает свои образовательные результаты, он интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность
Предоставление конкретных результатов
Рефлексия реализации формы наставничества
Анализ эффективности реализации программы
взаимодействия (проект, улучшение
Наставник получает уважаемый и
заслуженный статус. Чувствует свою
Поощрение на ученической конференции
показателей). Улучшение образовательных результатов, посещаемости.
причастность школьному сообществу
Практическая часть.
Позиция алгоритма
Содержание этапа
Ключевая проблема
Ситуация с позиции ее основных участников
Возможности решения ситуации с помощью наставничества
Модель наставничества
Возможные эффекты, результаты позитивного разрешения ситуации