Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Практика и перспективы
Педагогический совет
ноябрь, 2022 г.
Ход Педсовета
- Анализ тематического контроля
- Нормативно-правовая база нравственно-патриотического воспитания
- Программное обеспечение нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
- Практическая часть
- Викторина «Кемерово – столица Кузбасса»
- Представление педагогами дидактических пособий по краеведению
- Обсуждение участия в РМО по краеведению 23.11.2022 г. (составление календарно-тематического плана)
Нормативно-правовая база нравственно-патриотического воспитания
- Конституция РФ
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании»
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 304‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся»
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Россйиской Федерации на период до 2030 года»
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996 «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2020 № 2945‑Р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403‑Р «Об утверждении основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года»
- Федеральный закон от 19.05.1995 № 80‑ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»
- Закон РФ от 14.01.1993 № 4292‑1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
- Федеральный закон от 13.03.1995 № 32‑ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с 2021 по 2024 годы
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (прокол № 2 (12)‑П4 от 21.05.2003))
- Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно‑патриотических молодежных и детских объединениях»
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 114‑ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
- Обновление воспитательного процесса с учетом современных
достижений науки и на основе отечественных традиций.
Гражданское воспитание включает:
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:
- создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
- повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
- развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
- эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
- развитие музейной и театральной педагогики;
- поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
- повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
- создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
- создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
- использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
- воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание включает:
- развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии обеспечит:
- укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;
- повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
- создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
- развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
- повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
- повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
- укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
- доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
- создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
- утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;
- снижение уровня негативных социальных явлений;
- развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
- повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
- повышение уровня информационной безопасности детей;
- снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
- формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.
Программное обеспечение нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
- Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников на региональном материале [Текст]: (методические материалы к программе "С любовью к городу") // Управление образования Администрации г. Кемерово, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Научно-методический центр" ; [под ред.: О. Г. Красношлыковой, Н. А. Черновой; отв. ред.: Н. М. Игнатьева, И. Ю. Шведова]. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. – 143 с.
Темы по программе «С любовью к городу»:
- сентябрь - «Мой детский сад»;
- октябрь - «Страницы истории родного города»;
- ноябрь - «Семь + я»;
- декабрь - «Город будущего»;
- январь - «Культурное наследие»;
- февраль - «Старшее поколение»;
- март - «Мы - будущее нашего города»;
- апрель - «В гармонии с природой»;
- май - «С любовью к городу».
«Преемственность» программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет Модуль «Родной дом» М.Ю.Новицкая
Разделы:
Свой дом всего краше. В доме (предметы быта).
Праздник для птиц (экологическое воспитание).
Под красным солнышком (явления природы).
Чудесные птицы и звери (журавль – колодец, коршун – мельница, выращивание хлеба).
Наши подружки – чашки, ложки, кружки (декоративно-прикладное искусство).
Старинные игрушки.
Праздники (календарные и семейные).
Хорошо работать вместе (сельский труд).
Практическая часть Викторина «Кемерово – столица Кузбасса»/Представление дидактических пособий по краеведению/ Обсуждение участия в РМО по краеведению 23.11.2022 г.
вопросы
вопросы
1. На берегу каких рек расположен г.Кемерово
А) Томи и Искитимки
6. Имя какого поэта носит одна из площадей г.Кемерово?
2. В каком году основан г.Кемерово?
А) А.С.Пушкина
7. Какой кинотеатр, построен в 1961 году и функционирует в Кемерово до сих пор?
Б) Оби и Самуськи
3. Как называют жителей г.Кемерово? _________________________
А) 1905
А) Звёздный
8. Сколько видов животных, занесённых в Красную книгу, обитают в Рудничном Сосновом бору
В) Иртыша и Нарыма
Б) М.Ю.Лермонтова
4. Какой объект встречает гостей на Привокзальной площади г.Кемерово?
Б) 1917
В) С.А.Есенина
А) 2
В) 1918
5. Какой скульптор является автором монумента «Память шахтерам Кузбасса» на Красной горке?
А) Паровоз
9. Какой космический объект назван именем города?
Б) Космос
Б) 5
В) Полёт
А) Астероид
10. Сколько городов – побратимов у г.Кемерово?
А) Эрнст Неизвестный
Б) Скульптура «Хлеб-соль»
А) 1
В) 7
Б) Зураб Церетели
Б) Комета
В) Табличка
В) Метеорит
В) Михаил Шемякин
Б) 3
В) 5
Итоги Педсовета
- Утвердить итоги тематического контроля;
- Утвердить сроки и ответственных за выполнение рекомендаций по итогам тематического контроля;
- Продолжить целенаправленную работу по краеведению;
- Обобщить и принять к выполнению и распространению опыт работы педагогов по краеведению;
- Принять участие в РМО по краеведению с программой «Мой город».