МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №122»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Обучение элементам грамоты детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО и ФОП ДО»
Слайд 2
Цель: Определение наиболее эффективных методов и приемов для успешной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Слайд 3
План проведения педсовета:
Вступление к педсовету «Актуальность подготовки детей к обучению грамоте в контексте реализации ФОП ДО и ФГОС ДО»
Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Создание педагогических условий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста».
Деловая игра с педагогами.
Решение педсовета
Слайд 4
-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать вас на нашем педагогическом совете «Обучение элементам грамоты детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО и ФОП ДО».
Слайд 5
Решая одну из задач годового плана «Активизация работы по развитию речевой активности детей дошкольного возраста через подготовку к обучению грамоте в условиях реализации ФОП ДО» мы подробно поговорили о сущности, задачах и содержании подготовки дошкольников к обучению грамоте в разных возрастных группах, рассмотрели методику проведения занятий «Подготовка к обучению грамоте», рассказали о роли развивающей предметно-пространственной среды в подготовке к обучению грамоте, а также в рамках научно-методической работы рассмотрели инновационные педагогические технологии при подготовке к обучению грамоте.
А сегодня обсудим актуальные аспекты подготовки к обучению грамоте в дошкольном образовании и новые требования, предъявляемые к этому процессу в контексте реализации ФОП ДО.
Как вы думаете, для чего в детском саду мы работаем над подготовкой к обучению грамоте? (подготовить детей к школе, овладеть чтением и элементарными навыками письма, для успешного овладения школьной программой)
Слайд 6
Для того, чтобы подготовить детей к школе, так как Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» относит дошкольное образование к одному из уровней общего образования.
Поэтому актуальность данной темы определяется требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального образования.
Слайд 7
Лев Николаевич Толстой сказал: «От пятилетнего до меня — один шаг, а от новорожденного до пятилетнего - огромное расстояние», смысл его, можно трактовать по разному, на мой взгляд, он писал о том, что с рождения до 5 лет ребенку многому приходится научиться (много шагов важных совершить). А собственно к 5-ти годам дети уже сложились как личность, выработали определенную модель поведения и т.д., а потом до зрелости и даже старости мы лишь можем использовать или корректировать то, чему научились до 5-ти лет, т.е. всему основному ребенок учиться в дошкольном возрасте.
Ведь любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути — получение качественного дошкольного образования.
Прежде чем начать говорить о подготовке к обучению грамоте в дошкольном возрасте, обратимся к ФГОС ДО и ФОП ДО.
Слайд 8
Основная цель реализации области «Речевое развитие» по ФГОС ДО: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
В этой цели сформулирована главная мысль: обратимся к ФГОС пункт 1.9 – «Образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. То есть, русский язык в РФ все должны изучать с детства».
Слайд 9
Задачи речевого развития по ФГОС ДО (п. 2.6):
- Овладение речью, как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи речевого развития в Федеральной образовательной программе ДО расписаны по возрастам и разработчики ФОП ДО включили в образовательную область «Речевое развитие» раздел подготовки к обучению грамоте, что является одним из важных направлений работы воспитателя в контексте реализации ФОП ДО. Навыки грамоты не представлены среди целевых ориентиров освоения программы в целевом разделе ФОП, но подробно описаны в качестве задач образовательной деятельности с детьми (п. 20.4.1 ФОП ДО). То есть педагоги теперь готовят детей к обучению грамоте, но задачи научить детей полноценно читать и писать по-прежнему не стоит.
Слайд 10,11,12,13
Процесс обучения детей грамоте был предметом исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистики (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.).
И сегодня вопрос обучения детей дошкольного возраста грамоте остается по-прежнему актуальным.
Слайд 14
Согласно статистике, более 25% детей дошкольного возраста по всему миру страдает серьезными нарушениями в речевом развитии. Тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. В норме уже к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Различные нарушения речи у детей дошкольного возраста ведут к отставанию психического развития, ограниченности мышления, трудностям в дальнейшем овладении чтением и письмом.
Слайд 15
Федеральная образовательная программа дает рекомендации по расширению и углублению работы воспитателя по звуковой культуре речи, развитию у детей фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического слуха, формированию у них навыков звукового анализа и синтеза слов и подготовке детей на этой основе к обучению грамоте. То есть в соответствии с ФОП воспитатели готовят детей к обучению грамоте на основе аналитико-синтетического метода, разработанного К. Д. Ушинским еще в середине девятнадцатого века. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
На основе сформированных навыков звукового анализа и синтеза старшие дошкольники с пяти до семи лет обучаются чтению слогов, слов и предложений. У детей формируются навыки слогового анализа и синтеза слов, навыки анализа предложений.
Слайд 16
Можно сделать вывод, что, вопрос подготовки детей к обучению грамоте достаточно актуален в настоящее время. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
Слайд 17
Слайд 18
5. Решение педсовета:
1. Продолжать создавать условия для подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года
2. Включать в календарное планирование различные технологии в соответствии с данными рекомендациями.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года
3. Использовать предложенные рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста в работе с родителями и размещать информацию в родительских уголках.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года
4. Организовать смотр-конкурс «Лучшее многофункциональное дидактическое пособие по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста».
Ответственные: заведующий, зам. зав по ВО и МР,
старший воспитатель
Рефлексия. Игра «Светофор»
А теперь подведем итог нашей сегодняшней встречи.
Предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» - «не владею…»
Слайд 30
Итак, наш педсовет подошел к концу.
Спасибо Вам всем! Всё в ваших руках, уважаемые коллеги.
Успехов вам и вдохновения!