ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Оптимизация здоровьесбережения воспитанников в рамках реализации ФГОС ДО»
Цель: расширение знаний педагогов по формированию основ здорового образа жизни с учетом современных требований и социальных изменений
План проведения педсовета:
Вступление к педсовету «Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Лучшая организация здоровьесберегающей комфортной среды в группе».
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей «Здоровьесберегающие технологии»
Современные подходы к физическому развитию детей. Элементы нетрадиционной физкультуры по авторской программе Н. Е. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста»
Деловая игра с педагогами
Решение педсовета
-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать вас на нашем педагогическом совете «Оптимизация здоровьесбережения воспитанников в рамках реализации ФГОС ДО»
Прежде чем мы начнем педсовет, предлагаем Вам выполнить одно упражнение.
Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека)
У Вас у каждого листы с изображением воздушного шара, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 6 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 2 (а потом еще 2) слова из списка. Что вы оставили в списке? Давайте, для каждого это останется секретом, но я больше, чем уверена, что практически у всех среди оставшихся жизненных ценностей, есть слово здоровье. Потому что мы все понимаем, как важно быть здоровым.
1. Вступление к педсовету «Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
С каждым годом растёт количество детей с различными заболеваниями. Современные дети испытывают «двигательный дефицит». Это вызывает утомление определенных мышечных групп, и как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качество: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости.
Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Каждое образовательное учреждение несет ответственность за здоровье детей. Большую часть времени дошкольники проводят именно в детском саду, под присмотром педагогического и медицинского персонала.
Эффективность оздоровительной работы напрямую зависит от организации образовательного процесса, поэтому его нужно так организовать, чтобы обучение, развитие и воспитание детей не наносило ущерба их здоровью.
Одна из приоритетных задач педагога ДОО - сохранение и укрепление здоровья детей. Современные подходы к физическому развитию детей вырабатывают у них привычку вести здоровый образ жизни, поэтому педагогам необходимо создать все необходимые для этого условия. Нетрадиционная физкультура – это совокупность специально подобранных физических упражнений для укрепления здоровья и гармоничного развития организма.
2. Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Лучшая организация здоровьесберегающей комфортной среды в группе».
3. Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей «Здоровьесберегающие технологии»
(Приложение 1)
«Современные подходы к физическому развитию детей. Элементы нетрадиционной физкультуры по авторской программе Н. Е. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста»
Технологий, форм, методов работы над сохранением и укреплением здоровья ребенка очень много. Но эффективных методик занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей детей не так много. К одной из таких методик относится авторская программа Николая Николаевича Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста», разработанная с учетом индивидуальности детей для физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения.
Авторская методика отличается сказочностью, некой волшебной притягательностью, принципом не обыденности. За основу сюжета рекомендуется брать знакомые детям сказки, и вполне допустимы авторские изменения сюжета известных популярных сказок, которые необходимо подогнать под методическую основу.
Н. Н. Ефименко вывел «Золотые формулы здоровья», которые заключаются в использовании определенной последовательности выполняемых движений. Основная формула звучит «Следуй логике природы». Природа сама подсказывает правильные движения, правильный путь развития.
Особенностью в работе по методике Н. Н. Ефименко является то, что все упражнения выполняются сначала в горизонтальных позах, лежа (упражнения в положении лёжа на спине, на животе, ползание по-пластунски), затем на средних и высоких четвереньках, упражнения в положении сидя, на низких и высоких коленях. Не исключаются движения в положении стоя.
Чем меньше возраст детей (1-3 года), тем более естественными для них будут горизонтальные положения и, наоборот, чем старше дети (5-7 лет), тем более, предпочтительнее вертикальные (ходьба, бег, подскоки, прыжки, лазанье).
В каждой возрастной группе приоритетность основных движений видоизменяется от горизонтальных положений к все более вертикальным.
Данную методику необходимо применять в практической деятельности не только на занятиях физической культурой, но и в других режимных моментах, в свободной деятельности детей.
Однообразные занятия физической культурой можно превратить в увлекательные занятия – спектакли, дарящие детям радость. На таких занятиях дети не замечают, что это занятие и являются полноправными участниками сказочного театрального действия.
Каждое занятие, согласно программе «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников», представляет собой ситуационную мини-игру, в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в роли животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев. Во время занятий регулярно используются картинки, схемы, музыка.
Театр - новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Введено новое педагогическое понятие «Физкультурная сказка», напоминающая педагогический спектакль, сюжетно-ролевое действие, где педагог – режиссер, а дети - актеры.
Авторская идея о разнополом физическом воспитании детей сводится к тому, что в отдельных фрагментах занятий физической культурой педагог делит детей на две подгруппы – мальчиков и девочек. Для каждой подгруппы подбираются такие двигательно-игровые ситуации, которые способствуют формированию у детей жизненно важных качеств (у девочек - гибкость, ловкость, у мальчиков - силу, выносливость, быстроту) и позволяют детям выбирать себе партнера, при этом роль лидера принадлежит мальчику.
Несмотря на то, что все занятия по методике Н. Н. Ефименко проходят в виде спектакля, игры, театра соблюдается структура физкультурного занятия.
Вспомним, из каких частей состоит занятие физической культурой?
(Вводная, основная, заключительная)
- Что входит в вводную часть? (строевые упражнения: ходьба и бег, упражнения на внимание, упражнения на формирование стопы, осанки, танцевальные движения, подскоки, упражнения в равновесии, завершается перестроением на выполнение комплекса ОРУ).
- Из чего состоит основная часть? (ОРУ (направлены на все группы мышц, порядок выполнения сверху вниз, учитывается возраст ребенка, индивидуальные особенности) и основные виды движений (ползания, лазания, упражнений на пресс, упражнений на равновесия, метания и т.д. Завершается подвижной игрой).
Что входит в заключительную часть? (ходьба в спокойном темпе, дыхательные упражнения, игра малой подвижности, подведение итогов занятия, упражнения на расслабление)
- На какую часть занятия отводится больше времени? (основная часть)
- Уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем вам отправиться в сказку и на практике посмотреть занятие по методике Н. Н. Ефименко.
Конспект занятия физической культурой по методике Н. Н. Ефименко.
(Приложение 2)
5. Деловая игра с педагогами
- А сейчас мы приглашаем поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Основная цель игры - повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации здоровьесберегающей работы с детьми. Мы вспомним, о чем говорили на наших семинарах и мастер-классах, что узнали нового и вспомнили забытое старое.
1 задание «Толковый словарь».
Вспомнить, основные понятия, относящиеся к теме педсовета:
- Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни (здоровье)
- Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (здоровьесберегающие технологии)
2 задание «Закончи пословицы»
Нужно закончить пословицы о здоровье
Чистота… (залог здоровья)
Здоровье дороже… (золота)
Чисто жить… (здоровым быть)
Здоровье в порядке… (спасибо зарядке)
В здоровом теле… (здоровый дух)
Держи голову в холоде, живот… (в голоде, ноги в тепле)
Здоровье за деньги… (не купишь)
Береги платье с нову… (а здоровье смолоду)
Если хочешь быть здоров… (закаляйся)
Горьким лечат… (сладким калечат)
Двигайся больше… (проживешь дольше)
3 задание «Волшебный мешочек»
В мешочке различные предметы, ответьте, какой вид оздоровления или какую здоровьесберегающую технологию отражает каждый предмет.
1) диск – технология музыкального воздействия
2) апельсин – ароматерапия
3) мыльные пузыри – дыхательная гимнастика
4) краски – арт-терапия
5) перчатка – пальчиковая гимнастика
6) песок – игровая (песочная) терапия
7) массажные мячи – су-джок терапия.
4 задание «Профессионалы»
Ответить на вопросы.
Перечислите факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье детей
- неправильный образ жизни,
- сложный микроклимат в семье,
- неправильная организация сна и отдыха,
- некачественное питание,
- плохая экология,
- отсутствие физических нагрузок и закаливания
Какие закаливающие процедуры проводятся в ДОУ
- воздушные ванны,
- гимнастика после сна,
- ходьба по массажным коврикам,
- солнечные ванны.
Назовите основные формы организации двигательного режима в ДОУ
- утренняя зарядка,
- музыкальные и физкультурные занятия,
- динамические паузы,
- спортивные досуги,
- прогулки,
- подвижные игры,
- физкультминутки на занятиях.
О чем идет речь?
Это основа для развития мелкой моторики пальцев рук, координации движений, оказывающая положительное воздействие на познавательные психические процессы: память, внимание, мышление.
пальчиковая гимнастика
Как называется комплекс упражнений, направленный на оздоровление организма, способствующий насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы, нормализует и улучшает психоэмоциональное состояние организма.
дыхательная гимнастика
К какому виду здоровьесберегающих технологий относятся упражнения, применяемые для глубокого мышечного расслабления организма, сопровождающееся снятием психического напряжения и для общего благоприятного воздействия на него?
релаксация
Эти упражнения выполняются в игровой форме, улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку, тонизируют весь организм. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Основными приемами являются поглаживание, растирание, разминание.
игровой самомассаж
5 задание «Угадай и назови».
Предлагается стихотворный текст, надо определить для чего его можно использовать.
Вышел клоун на арену,
Поклонился всем со сцены,
Вправо, влево и вперед…
Поклонился всем как мог. (физкультминутка)
Солнце утром рано встало
Всех детишек приласкало.
Гладит грудку,
Гладит шейку,
Гладит носик,
Гладит лоб,
Гладит ушки
Гладит ручки
Загорают дети - вот! (игровой самомассаж)
Я возьму в ладонь лимон,
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю,
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов
Я лимон бросаю,
Руку расслабляю. (пальчиковая гимнастика)
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан. (релаксация)
6 задание «Ребусы»
РЕЖИМ
ЗДОРОВЬЕ
ЗАКАЛИВАНИЕ
ВИТАМИНЫ
6. Решение педсовета:
1. Продолжать создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста с применением инновационных здоровьесберегающих технологий.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года
2. Включать в календарное планирование различные здоровьесберегающие технологии в соответствии с данными рекомендациями.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года
3. Использовать рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в работе с родителями и размещать информацию в родительских уголках.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года
4. Рекомендовано использовать в своей работе методику Н. Н. Ефименко в совместной деятельности и фрагментарно на занятиях.
Ответственные: педагоги.
Дата: в течение года
5. Организовать смотр-конкурс «Лучшая организация здоровьесберегающей комфортной среды в группе».
Ответственные: заведующий,
старший воспитатель, воспитатели.
Дата: март 2023 года
Рефлексия. Игра «Телеграмма»
На столах перед педагогами голубые, зеленые и красные листы бумаги – телеграммы. Если Вам было интересно и вы узнали что-то новое возьмите голубую телеграмму, было не интересно, все знакомо - красную телеграмму, возьмете на заметку и будете использовать в своей работе - зеленую телеграмму. Телеграммы педагоги раскладывают в соответствующие конверты, сопровождая действие словами (что новое узнали, что будут применять, что не понравилось).
Итак, наш педсовет подошел к концу.
Спасибо Вам всем! Всё в ваших руках, уважаемые коллеги.
Успехов вам и вдохновения!
Приложения.
(Приложение 1)
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей
(законных представителей) на тему «Здоровьесберегающие технологии»
Число респондентов: 173 респондента.
Время проведения: февраль 2023 года
Для решения одной из годовых задач - продолжать физкультурно-оздоровительную работу, направленную на формирование интереса детей и родителей к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни через использование здоровьесберегающих технологий в феврале 2023 года было проведено анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Здоровьесберегающие технологии». Родителям было предложено ответить на несколько вопросов. Результаты анкетирования можно увидеть в сводной таблице.
Вопросы и варианты ответов. | Кол-во | % |
Как вы считаете, что включает понятие «Здоровый образ жизни»: |
| 137 | 79% |
| 134 | 77% |
| 89 | 521 |
| 82 | 47% |
занятие спортом, выполнение физических упражнений | 136 | 79% |
| 74 | 43% |
| 65 | 36% |
| 90 | 52% |
| 0 | 0% |
Часто ли используете полученные знания о способах сохранения здоровья в своей семье? |
| 113 | 65% |
| 48 | 28% |
| 8 | 7% |
Оказываете ли Вы влияние на ребенка для формирования у него правильных привычек, способствующих сохранению здоровья? |
| 126 | 73% |
| 17 | 10% |
| 25 | 14% |
Считаете ли Вы, что в Вашей семье придерживаются правил ведения здорового образа жизни? |
| 123 | 71% |
| 7 | 4% |
| 40 | 23% |
Как проходит приобщение ребенка к ЗОЖ? |
| 93 | 54% |
| 77 | 46% |
| 47 | 27% |
| 4 | 2% |
Практикуется ли в Вашей семье совместные занятия спортом (каток, лыжня, батут и др.)? |
| 60 | 35% |
| 96 | 55% |
| 13 | 8% |
Организовываете процедуры закаливания ребёнка? |
| 38 | 22% |
| 82 | 47% |
| 50 | 29% |
Как часто болеет Ваш ребёнок? |
| 63 | 36% |
| 109 | 63% |
Какая основная причина заболеваний ребёнка? |
| 129 | 75% |
| 26 | 15% |
| 13 | 8% |
| 17 | 10% |
На что, на Ваш взгляд должны семья и детский сад обращать особое внимание для сохранения здоровья ребёнка? |
| 125 | 72% |
| 110 | 64% |
| 128 | 74% |
| 106 | 61% |
| 92 | 53% |
| 126 | 73% |
| 69 | 40% |
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
- около 80 % респондентов считают, что понятие здорового образа жизни включает в себя – полноценное питание, соблюдение режима дня и занятия спортом, выполнение физических упражнений;
- 65 % опрошенных используют полученные знания о способах сохранения здоровья в своей семье;
- 73 % респондентов постоянно оказывают влияние на ребенка для формирования у него правильных привычек, способствующих сохранению здоровья
- 71 % опрошенных придерживаются правил ведения здорового образа жизни;
- для приобщения ребенка к ЗОЖ 54 % респондентов делают с детьми утром зарядку, 46 % детей посещают спортивные секции, у 27 % в комнате оборудованы спортивные уголки;
- примерно у половины семей – 55 % - практикуются совместные занятия спортом;
- 47 % опрошенных организуют процедуры закаливания ребёнка;
- 63 % респондентов отметили, что дети болеют не часто, и только 36 % отметили, что дети часто болеют;
- 75 % опрошенных основной причиной заболевания ребёнка считают слабый иммунитет
- для сохранения здоровья ребёнка семья и детский сад, по мнению респондентов, должны обратить особое внимание на достаточное пребывание на свежем воздухе - 74%, физические занятия – 73%, соблюдение режима – 72%, полноценный сон – 64%, здоровая гигиеническая среда – 61%, благоприятная психологическая атмосфера – 53%, закаливающие мероприятия – 40%.
Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Вопрос физического воспитания во многих семьях решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы все необходимые условия. Так, например, многие родители уделяют недостаточно внимания прогулкам, сну, двигательной активности детей. Поэтому, мы, в детском саду должны восполнить это: соблюдать режим, отводить достаточно времени на прогулки (согласно СанПин), играть с детьми в подвижные игры, применять в своей работе здоровьесберегающие технологии. Кроме того, необходимо вести активную работу с родителями: размещать соответствующую информацию в родительских уголках, беседовать о соблюдении режима, правильном питании, проводить мастер-классы и т. д.
Развитие навыков здорового образа жизни происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования.
Формирование здорового образа жизни – это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем.
(Приложение 2)
Конспект занятия физической культурой по методике Н. Н. Ефименко.
Воспитатель: Жил был мальчик Ефим. Он у мамы был один. Мама Ефима любила, ласкала, и даже иногда немного баловала. А Ефим у мамы был капризный сын. Когда ходил с мамой в магазин, кричал: «Хочу! Хочу!». А как маме помогать, только и слышно: «Не хочу! Не могу! Я занят!».
Как-то раз купила мама Ефиму в подарок муравьиную ферму. Сел он около неё, смотрит, как муравьи туда-сюда бегают, и думает: «Как хорошо живется муравьям. Гуляют целый день, куда им захочется. Никто им не указ».
Думал, думал и заснул…
И снится Ефиму, что он не мальчик вовсе, а взрослый муравей. Живет в муравейнике со своими друзьями муравьями, (все герои надевают маски муравьев). Нежатся муравьишки в мягкой постельке на листике перинке.
Упражнение 1 «Мой домик».
И. п. лежа на спине. Руки вдоль туловища. Глаза закрыты.
Как-то рано поутру муравьи проснулись.
Позевали, поморгали и друг другу улыбнулись!
Глаза открывают и поворачивают голову влево и право.
Привет, привет, мы говорим, милые соседи.
Воспитатель: Только успел подумать: «Вот свобода! Полежу еще до обеда». А тут слышит, как мама-муравьиха кричит: «Все проснулись! Пора вставать!». А одеяло - лист большой, стало за ночь тяжелее. Нужно потрудиться, чтобы его поднять и с постели встать.
Упражнение 2 «Поднимаем одеяла».
И. п. лежа на спине. Понимают поручень вверх на вытянутые руки и опускают. 4-5 раз.
Давайте попробуем сбросить одеяло.
Упражнение 3 «Поднимаем одеяло ногами»
Держась руками за поручень, поднимаем прямые ноги, касаясь перекладины.
Сбросили одеяло и встаём, надо вытянуть лапки и усики.
Упражнение 4 «Наклоны вперёд через рукоход».
Воспитатель: А мама-муравьиха уже тут как тут, кричит: «Муравьишки для порядка, начинают день с зарядки».
Упражнение 5
Прыжки вокруг рукоходов с изменением направления движения.
Воспитатель: После зарядки почувствовал муравьишка заряд бодрости. Мама накормила всех. Тут подумал Ефим, что пора на прогулку отправляться. Ан, нет. Оказывается, как только солнце встало, все муравьи идут на работу. У каждого свои обязанности. Кто за пропитанием отправился, кто муравейник достраивать. Тут и муравьи – няньки, и охранники. Ефима вот строителем назначили. А за строительным материалом путь нелёгкий. Через длинный тоннель.
Упражнение 6 «Тоннель»
(выстраиваем «шпалы»)
Через коряги перешагиваем
Упражнение 7 «Коряги»
Через глубокую реку по мостику
Упражнение 8 «Переправа».
По опасной дорожке, спасаясь от врагов и предупреждая, друг друга.
Упражнение 9 «Опасная дорожка».
Целый день муравьи носят тяжести.
Вот какие силачи-муравьи.
Упражнение 10 «Силачи»
И. п. Стоя. Поручень в руках на уровне груди.
Решили муравьи отдохнуть немножко и поиграть
Упражнение 11 «Игра»
(рукоходы стоят по кругу, на оного меньше, под музыку подскоки, кто быстрей сядет)
Наигрались муравьи, пора отправляться обратно, по высоким деревьям
Упражнение 12 «По деревьям»
Воспитатель: Целый день трудился муравей вместе с друзьями. Устал. А душа радуется. Сколько за день всего полезного сделано. Сколько друзей за этот день у Ефима появилось. А мама-муравьиха тут как тут, сообщает: « Пора подкрепиться, да спать ложиться. Завтра снова трудный день».
Упражнение 11 «Мой домик».
И. п. лежа на спине. Руки вдоль туловища. Глаза закрыты. (Релаксация)
Воспитатель: Закрыл глаза муравьишка и заснул крепким сном.
Открыл Ефимка глаза. А он дома. И мама рядом. Говорит: «Ефимушка, да ты уснул. Вставай скорее, ужинать пора». Бросился Ефимка на шею к маме и радуется: «Как хорошо, мамочка, что я дома. Я тебя так люблю. И помогать тебе буду, правда. И спортом заниматься. Это меня наши муравьишки так научили».
Воспитатель:
И нам пора из сказки назад возвращаться.
Сказка – ложь, да в ней намек.
Используемая литература:
1. Н. Н. Ефименко «Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения»
2. Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников и младшего школьного возраста»
3. Н. Н. Ефименко «Двигательно-игровая деятельность». ФГОС: физическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Сценарии игр-занятий.
4. Материалы Интернет-сайтов.