Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начать педсовет хочется словами В.А. Сухомлинского. Он сказал, что забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы... Я считаю, что он совершенно прав. И педагогический совет начнем с определения здоровья.
Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Современная школа должна помочь ребенку реализовать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения и при этом сохранить и укрепить здоровье учащихся.
Все чаще отмечается тот факт, что современная школа ухудшает здоровье учащихся.
Специалисты считают, что этому способствует сложившаяся здоровьезатратная система образования.
Поэтому целью образовательного процесса является не только новое качество обучения, но и сохранение здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
Одна из главных задач - нахождение таких способов организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам развития учащихся, а также способствовали устранению перегрузок детей.
Основополагающее значение это имеет еще и потому, что в нашем образовательном учреждении обучаются дети самых разных способностей и возможностей, включая и состояние их здоровья.
Для эффективности организации образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья учащихся, устранения имеющихся перегрузок в школе предусматриваются и осуществляются:
- медико -психологический мониторинг;
- наблюдение за функциональным состоянием детей, состоянием их здоровья,
- изучение Школьной инфраструктуры;
- организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки;
- работа по физической культуре и оздоровлению;
- мероприятия по охране и укреплению здоровья (использование здоровьес6ерегающих технологий в образовании);
- создание условий для организации и проведения занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
Эти мероприятия проводится с помощью администрации, учителей, врачей (медицинской сестры) и родителей учащихся.
Состояние здоровья школьников сегодня внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Каждый четвертый ребенок рождается с отклонениями в здоровье. Поэтому нам необходимо накопить определенный опыт в изучении данного вопроса и выработать системный подход к сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающихся в начальной школе было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
- выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
- правильно организовать место и время учебной деятельности;
- применять здоровьесберегающие технологии;
- соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся, а так же ряд других требований, которые изображены на слайде
У учеников начальных классов особенно чувствительным является нервная система, поэтому во время урока важным является чередование различных видов деятельности, а также использование различных методов активизации инициативы учащихся (метод свободного выбора; активные методы; методы, направленные на самосознание и саморазвитие).
Хороший эффект даёт использование физкультурных минуток:
- расслабление кистей рук;
- массаж рук, ног, пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- предупреждение утомляемости глаз, мышц;
- упражнения на релаксацию.
Большое значение имеет эмоциональный климат на уроке. Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный фактор укрепления и сохранения здоровья.
Нездоровый учитель не может обеспечить учащимся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься воспитанием культуры здоровья школьников, так как в этой работе необходим личный пример.
Я хочу провести с вами тест «Мое здоровье». У вас на столах лежат карточки, на каждый пункт дайте ответ «да» или «нет».
Тест «Моё здоровье».
У меня часто плохой аппетит.
После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
Последнее время несколько прибавил в весе.
У меня часто кружится голова.
В настоящее время я курю.
В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
Ключ к тесту.
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
Определение результата и его интерпретация
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе...
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если вы набрали от 7 до 10 баллов. Но лучше подумайте над своим образом жизни, над теми привычками, которые губительно влияют на ваш организм.
При прохождении производственной практики, я пришла к выводу, что учителя в школе тщательно подходили к сохранению здоровья школьников и уделяли этому особое внимание.
В своей дальнейшей деятельности я тоже буду уделять этому очень большое внимание, потому что здоровье является очень важным фактором в жизни человека, а особенно младших школьников.
На важность поддержания благоприятной среды обучения указывает тот факт, что только при оптимизации санитарно-гигиенических условий в ОУ достигается улучшение состояния здоровья учащихся более чем на 10 %.
У Вас на столах, лежат рекомендации, ознакомьтесь с ними пожалуйста.
1. Наличие у детей желания заботиться о своем здоровье (заинтересованное отношение к собственному здоровью).
2. Наличие установки на здоровое питание и обеспечение здорового питания детей в школе.
3. Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных способностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
4. Применение рекомендуемого врачами режима дня.
5. Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены и наличие эффективного взаимодействия педагогов и медицинских работников по проблемам здоровья детей.
А наш с Вами педагогический совет мне бы хотелось закончить словами С. Смайлс: «Счастье – это продукт здоровья, поэтому каждый человек должен стараться, чтобы физические расстройства были лишь исключительными явлениями». Спасибо за внимание!