СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет "Предметы искусства в условиях реализации национального проекта "Образование""

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации представлены материалы педагогического совета (текст и презентация), дополненные видеофрагментами (ссылки и временные параметры даны в тексте доклада) выступлений ведущих специалистов в области художественно-эстетического образования на экспертной сессии в рамках Всероссийского съезда учителей предметной области "Искусство", состоявшегося 20 октября 2020 года. Педсовет подготовлен и проведен в январе 2021 года зам. директора по УВР, учителем музыки Рудзик Е.Е.

Просмотр содержимого документа
«Педсовет-2021»

(слайд 1) Педагогический совет

«Предметы искусства в условиях реализации национального проекта «Образование»»


(слайд 2) «Предметная область «Искусство» в образовательных организациях направлена на освоение обучающимися российского и мирового искусства
и на овладение элементарными навыками в области искусства. Учебные предметы имеют огромный воспитательный потенциал, способствующий духовно-нравственному развитию обучающихся» (Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы).

(слайд 2) Ключевая идея Концепции напрямую отражает одну из двух ключевых задач Национального проекта «Образование» – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

(слайд 3) Основная задача подпрограммы нацпроекта «Успех каждого ребенка» - формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Но, в большей степени, это относится к развитию научно-образовательных центров и технопарка «Кванториум», к реализации проекта ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее». Проанализировав представленные Министерством распоряжения и методические рекомендации, можно отметить, что касаются они поддержки технического творчества, инженерных проектов и предпринимательских инициатив школьников, но ни в одном из документов нет предложений по поддержке и развитию творческого потенциала детей в рамках массового художественно-эстетического образования.

(слайд 3) Исключение, пожалуй, составляет лишь образовательный центр «Сириус», который организует и проводит профильные смены, реализующие программы по музыкально-исполнительскому, танцевальному, изобразительному искусству. Но, опять же, эти программы направлены на интенсивное обучение одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусства. А, следовательно, это не может расцениваться, как массовая вовлеченность детей и подростков в художественно-творческую деятельность в рамках государственной политики в области образования.

(слайд 4) Эти и другие сопутствующие проблемы в сфере художественно-эстетического образования обсуждались 15 октября 2020 г. в Российской академии образования на Всероссийском съезде учителей предметной области «Искусство», организованном Институтом художественного образования и культурологии РАО. Мероприятие реализовывалось при поддержке Министерства просвещения РФ, Министерства культуры РФ, Российской академии образования, Межрегиональной ассоциации учителей предметной области «Искусство» в дистанционном формате.

Съезд проходил во второй раз для объединения учителей предметной области «Искусство», профессионального общения и обмена опытом. В 2016 году на первом съезде была доработана и принята Концепция преподавания учебного предмета «Искусство», утвержденная 29.12.2018 г. На втором съезде участники обсудили промежуточные результаты реализации Концепции, оценку качества обучения по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» и проект Стратегии развития художественного образования и эстетического воспитания в Российской Федерации до 2030 года.

(слайд 4) В рамках съезда состоялась экспертная сессия «Стратегические ориентиры художественного образования и эстетического воспитания в Российской Федерации», участие в которой приняли ведущие ученые, эксперты, педагоги-практики, деятели искусства.

В заглавном докладе доктора педагогических наук, профессора, директора Института художественного образования и культурологии Российской академии образования Акишиной Екатерины Михайловны были обозначены утвержденные в 2014 году основные цели культурной политики страны, являющиеся важными направлениями формирования, развития и воспитания личности:

- формирование гармоничной развитой личности;

- укрепление российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития;

- укрепление гражданской идентичности;

- создание условий для воспитания граждан;

- сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

- передача от поколения к поколению важных для российского общества ценностей, традиций и обычаев;

- создание условий для реализации ребенком его творческого потенциала.

При этом Екатерина Михайловна обратила внимание на реальное несоответствие заявленных целей практике реализации предметной области «Искусство» в общеобразовательных организациях. Внимание на экран (трек 1, 3 мин. 39 сек. или ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=UbxbA_S7l0U&feature=youtu.be, время с 18.01 до 21.34).

(слайд 5) По мнению докладчика, сегодня важнейший стратегический ориентир – это культурологическая безопасность подрастающего поколения, под которой понимается защита культурного наследия, исторических традиций и норм общечеловеческой жизни, способность к сохранению своего национального достояния и самобытности. А ведущую роль в культурологической безопасности детей играют культура и искусство. Не случайно, Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Художественная культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, народом, нацией». Формирование культурологической безопасности должно происходить на всех уровнях образования и в разнообразных формах: на школьном уроке, на занятиях дополнительного образования, во внеурочное время, во время посещения музеев, театров, библиотек, любых учреждений культуры. Внимание на экран (трек 2, 2 мин. 42 сек. или ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=UbxbA_S7l0U&feature=youtu.be, время с 23.05 до 25.41).

Еще один важнейший ориентир был обозначен Акишиной Е.М. фразой «верните искусству искусство». И снова обратимся к видео трансляции (трек 3, 2 мин. 20 сек. или ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=UbxbA_S7l0U&feature=youtu.be, время с 30.55 до 33.10).

(слайд 6) П оддержали значимость преподавания предметов искусства в массовой школе и содокладчики экспертной сессии. По мнению академика РАО Станислава Петровича Ломова, проблема художественного образования заключается не столько в апробации и внедрении новых предметных линий, или утверждения только одного – двух учебно-методических комплектов, сколько в отношении к этой области, как второстепенному развлекательному компоненту образования.

(слайд 6) П родолжила эту мысль доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО,  ведущий российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, теории сознания, профессор СПбГУ Татьяна Владимировна Черниговская. Она также отметила важность преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях, жестко раскритиковав современные технологические подходы к преподавания искусства. По ее словам, именно освоение «живого поля» искусства позволит подрастающему поколению стать не только образованными людьми, но и может улучшить качество нейронных сетей мозга, необходимых во всех сферах жизнедеятельности человека, при занятиях, в частности, музыкой. Выслушаем экспертное мнение специалиста с мировым именем (трек 4, 9 мин. 50 сек. или ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=UbxbA_S7l0U&feature=youtu.be, время с 36.50 до 33.10).

Художественно-эстетическое образование предоставляет возможность гармоничного включения человека в социальную деятельность с ориентацией на собственный выбор творческой работы. Этот самостоятельный и самоценный вид образования способен компенсировать и дополнить то, что по объективным причинам не может быть предоставлено каждому человеку в рамках других областей знаний. Занятия искусством сегодня – это, также, способ сохранить и развить свою индивидуальность в мире стремительной глобализации.

(слайд 7) В современной России существуют образовательные организации, преподавание в которых осуществляется по оригинальным авторским программам, где огромное значение в целостной системе воспитании детей отводится предметам искусства, где они встроены в единый образовательный процесс, являются естественным и неотъемлемым элементом формирования и становления личности каждого ребенка.

К таким образовательным учреждениям относятся:

- уникальная школа адаптивного воспитания Евгения Ямбурга (слайд 7), экспериментальная площадка, превратившаяся в многопрофильный Центр образования № 109 г. Москвы со своим детским садом, начальной и общеобразовательной школой, классами педагогической коррекции, гимназией, лицеем, где более 2000 учеников, есть свои театр, теле- и киностудии, художественно-графическая студия, студия мультфильмов, гончарная и ювелирная мастерские, конюшня, флотилия «Зюйд-Вест» и многое другое;

- лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков Михаила Щетинина в с. Текос Краснодарского края (слайд 7), где, помимо основных дисциплин, реализуется учебный план «Школы эстетического воспитания», включающий народную хореографию, художественную роспись, ансамблевое пение, дизайн и пошив костюма, где создан самобытный и уникальный ансамбль песни и танца «Колокола России» (худ. рук. Щетинин М.П.), костюмы для которого (русские, казачьи, украинские, кабардинские, чеченские, татарские, якутские, казахские и др.) специально разработаны и сшиты в собственной швейной мастерской;

- «Класс-Центр» (или школа музыкально-драматического искусства Казарновского (слайд 7)), на системе работы которой хочется остановиться чуть подробнее, т.к. концепция этой школы во многом созвучна идеям нашего образовательного учреждения.

Казарновский Сергей Зиновьевич – создатель и директор, который прошёл долгий путь от детского любительского театра, созданного в 1981 году, до общеобразовательной школы № 686 г. Москвы, в которой все дети с первого по одиннадцатый класс занимаются музыкой, сценическим и изобразительным искусством. Сейчас «Класс-Центр» - государственное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с дополнительным образованием. 

Инженер-строитель и режиссер по двум высшим образованиям, педагог по призванию, Казарновский тридцать лет назад придумал и создал авторскую школу, где учат и воспитывают искусством. Все эти годы школа была одним из лидеров российского образования, остается им и сейчас.

В школе Сергея Казарновского – с двумя театральными залами, художественной мастерской и галереей, музыкальными классами, кафе для учителей и гостевым холлом для родителей – привычные школьные уроки чередовались с непривычными: там были уроки музыки, актерского мастерства, живописи, словотворчества и «истории про театр».

В авторской школе заслуженного учителя России Сергея Казарновского «Класс-центр» учатся 360 детей и работают 120 педагогов.

«Класс-Центр» - образовательное учреждение, где посредством интегрирования основного и дополнительного образования, не противопоставляя одно другому, а, находя определенное соотношение, помогают детям точнее сориентироваться в соответствии с их возможностями в выборе будущей профессии. Основным интегрирующим элементом является «Театр, где играют дети», который спектаклем завершает образовательный процесс и дает возможность педагогам, родителям и самим ученикам увидеть и осознать эмоциональные и интеллектуальные возможности учащихся, а по существу, самое важное – степень их духовной зрелости.

Именно изучение культуры становится тем способом ориентации и «обживания» меняющегося мира и культурного пространства, который приводит к их своеобразному упорядочиванию. Вот почему в качестве доминанты образовательного процесса в «Класс-Центре» предлагается культурологическое знание, которое не только системой общих и специальных курсов соединяет различные программы в их различных вариантах, но и позволяет на сами эти программы смотреть сквозь призму культурной антропологии (науки о человеке в мире, превращающем его в мир созданных им образований – в мир человеческой культуры).

Театральная культура – основополагающая «связка» в данной концепции образования. Театр, процесс создания спектакля, переживаемый в динамике подготовки к этой высшей форме через серию уже существующих программ – это мощное средство освоения ребенком культуры и мира.

«Успешность школы, - считает ее директор Сергей Зиновьевич Казарновский, - в метапредметности. Это когда один предмет помогает понять другой, а все предметы начинают учить жизни».

В эффективной школе не может быть стандартного набора предметов. Почему в школе Казарновского детей обучают джазу? Потому что джаз учит «джазовому мышлению», то есть искусству мышления и импровизации. Почему учат пластике? Потому что так ребенку становится более понятна физика собственного тела. Почему учат искусству оригами? Потому что это – слом канонов. Ведь маленького ребенка всегда учат не мять, не рвать бумагу, не разрушать. А оригами говорит: можно мять, можно рвать, но при этом можно и созидать. Чему учит сценическое искусство? Помогает понять партнера на площадке, а значит, учит качеству, которое пригодится детям в жизни.

Внимание на экран (трек 5, 13 мин. 27 сек. или ссылка на видеофильм: https://lit.pushkininstitute.ru/school_films/video.php?id=10).

(слайд 8) Более 15 лет наша школа осуществляет научно-педагогическое сотрудничество с факультетом искусств и арт-педагогики КГУ. Ежегодно студенты факультета проходят учебно-ознакомительную практику на базе школы, изучая сложившуюся систему художественно-эстетического образования, представленную всеми направлениями искусства.

В текущем учебном году предметно-методическая неделя учителей художественно-эстетического цикла «Искусство как универсальное средство развития ребёнка» прошла в дистанционном формате с использованием платформы Zoom. Для ознакомления и анализа студентами педагогического опыта учителей предметов искусства школы № 46 были продемонстрированы уроки и внеурочные мероприятия, занятия детских объединений, методические мероприятия, концертные выступления, спектакли, творческие проекты, проведены онлайн – круглый стол и рефлексивная оценка.

Студентами в отчетах о прохождении практики были отмечены возможность получить представление о профессиональном опыте работы педагогов-практиков и сформировать общее представление о специфике деятельности школы № 46, расширить свой «педагогический» кругозор; высокая степень полезности предоставленных материалов, являющихся стимулом для освоении будущей специальности и дальнейшего собственного профессионального развития; возможность найти для себя оптимальные способы преподавания предметов образовательной области «Искусство»; реализовать теоретически моменты в практической деятельности по разработке и проведению внеклассных мероприятий в условиях дистанционного обучения.

Многие студенты увидели для себя в наших учителях эталон педагога и пример того, каким должен быть современный специалист – творческим, активным, мудрым и знающим, умеющий сделать деятельность детей на уроке интересной и познавательной. Заинтересовались и нацелились на создание собственного творческого коллектива. Получили мотивацию в будущем работать так, чтобы доказать, что искусство – это не второстепенный предмет, что к нему необходимо проявляться должное уважение, равно, как и к педагогу, его преподающему.

Хочется озвучить выдержку из одного из отчетов студентов-практикантов: «Как много простора для фантазии включают в себя предметы искусства, как же всё-таки важно поддерживать музыкальные традиции, прививать их нашим детям, развивать в них чувство прекрасного. Работа, проведённая в течение учебно-ознакомительной практики на базе СОШ № 46 г. Курска имеет большое значение для развития педагогических навыков в области учебной и внеурочной деятельности, а также в развитии духовно-эстетической культуры школьников».

(слайд 9) А в завершении пусть прозвучат прекрасные слова поэта Николая Курбатова о силе творчества и, как продолжение этих слов, примите творческий музыкальный подарок от вокального ансамбля педагогов школы.

Творчество. Что может быть прекрасней?
Живопись, поэзия, кино…
Творчество приносит людям счастье,
Гордость за себя, за то, что смог
Сделать нечто новое, что будет
Окрылять людей вокруг тебя.
Творчество. Не так уж это трудно.
Жить трудней, искусство не любя. (Николай Курбатов)


Спасибо за внимание!


Видеоклип «Мой храм» (трек 6, 5 мин. 16 сек.

или ссылка: https://yadi.sk/i/WWzc2YrHOa0ZzQ)


Интернет-источники:

  1. http://mpgu.su/novosti/sezd-uchitelej-predmetnoj-oblasti-iskusstvo/

  2. http://raeliceum.ru/nekrolog

  3. https://edu.gov.ru/national-project/

  4. https://lit.pushkininstitute.ru/school_films/video.php?id=10

  5. https://sochisirius.ru/o-siriuse/obschaja-informatsija


Решения педагогического совета:

  1. Признать удовлетворительным опыт дистанционного проведения предметно-методической недели учителей ХЭЦ, продолжить работу по научно-педагогическому сотрудничеству школы и факультета искусств КГУ.

  2. Рекомендовать учителям предметов искусства совершенствовать методики и технологии преподавания искусства, опираясь на лучший опыт авторских систем художественно-эстетического воспитания, концепции школ – лидеров российского образования.

  3. Продолжить работу по активному вовлечению обучающихся школы в индивидуальные и коллективные творческие проекты, в конкурсные и интеллектуально-творческие мероприятия по направлениям искусства, в т.ч. входящие в перечень мероприятий государственного информационного ресурса об одаренных детях (https://талантыроссии.рф/events).

3


Просмотр содержимого презентации
«Педсовет-2021»

ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Акишина Екатерина Михайловна 15 октября 2020 года

Акишина Екатерина Михайловна

15 октября 2020 года

ВАЖНЕЙШИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР – ЭТО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Художественная культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, народом, нацией. Д.С. Лихачёв

ВАЖНЕЙШИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР – ЭТО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Художественная культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, народом, нацией. Д.С. Лихачёв

Ломов Станислав Петрович Черниговская Татьяна Владимировна

Ломов Станислав Петрович

Черниговская Татьяна Владимировна

Авторские школы развития. Уникальные школы в российском образовании.

Авторские школы развития. Уникальные школы в российском образовании.

Предметно-методическая неделя учителей художественно-эстетического цикла «Искусство как универсальное средство развития ребёнка»

Предметно-методическая неделя учителей художественно-эстетического цикла «Искусство как универсальное средство развития ребёнка»

Творчество. Что может быть прекрасней?  Живопись, поэзия, кино…  Творчество приносит людям счастье,  Гордость за себя, за то, что смог  Сделать нечто новое, что будет  Окрылять людей вокруг тебя.  Творчество. Не так уж это трудно.  Жить трудней, искусство не любя. Николай Курбатов

Творчество. Что может быть прекрасней? Живопись, поэзия, кино… Творчество приносит людям счастье, Гордость за себя, за то, что смог Сделать нечто новое, что будет Окрылять людей вокруг тебя. Творчество. Не так уж это трудно. Жить трудней, искусство не любя.

Николай Курбатов

РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА: - признать удовлетворительным опыт дистанционного проведения предметно-методической недели учителей ХЭЦ, продолжить работу по научно-педагогическому сотрудничеству школы и факультета искусств КГУ; - рекомендовать учителям предметов искусства совершенствовать методики и технологии преподавания искусства, опираясь на лучший опыт авторских систем художественно-эстетического воспитания, концепции школ – лидеров российского образования; - продолжить работу по активному вовлечению обучающихся школы в индивидуальные и коллективные творческие проекты, в конкурсные и интеллектуально-творческие мероприятия по направлениям искусства, в т.ч. входящие в перечень мероприятий государственного информационного ресурса об одаренных детях (https://талантыроссии.рф/events).

РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

- признать удовлетворительным опыт дистанционного проведения предметно-методической недели учителей ХЭЦ, продолжить работу по научно-педагогическому сотрудничеству школы и факультета искусств КГУ;

- рекомендовать учителям предметов искусства совершенствовать методики и технологии преподавания искусства, опираясь на лучший опыт авторских систем художественно-эстетического воспитания, концепции школ – лидеров российского образования;

- продолжить работу по активному вовлечению обучающихся школы в индивидуальные и коллективные творческие проекты, в конкурсные и интеллектуально-творческие мероприятия по направлениям искусства, в т.ч. входящие в перечень мероприятий государственного информационного ресурса об одаренных детях (https://талантыроссии.рф/events).