СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет «Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет «Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса»»

Педагогический совет «Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса»


Цель: наметить конкретные меры по организации взаимодействия семьи и школы, перестройке содержания, форм и методов работы с родителями.

Задачи:

  • рассмотреть систему взаимодействия «семьи и школы» с позиции психолого-педагогического сопровождения учащихся и их родителей;

  • показать факторы, влияющие на эффективность работы с родителями;

  • выяснить, какие методы наиболее эффективны в педагогическом просвещении родителей.

Форма проведения: деловая игра.

Продолжительность работы: 60 минут.
Методы работы:
- метод работы в группах;
- метод проекта;
- метод групповой дискуссии.

Оборудование:

- ватман — 5 листов;

- бланки «Критерии эффективности работы» — по количеству микрогрупп;

- маркеры или фломастеры;

- презентация.

Ход мероприятия

  1. Приветствие и эмоциональный настрой участников на предстоящую работу.

Упражнение «Ассоциации»

Ведущий называет последовательно три понятия: «ребенок», «школа», «семья». Задача первого участника назвать собственную ассоциацию к предложенному слову. Далее по кругу, каждый следующий участник называет ассоциацию к предыдущему слову (например: «ребенок» - «малыш» - «коляска» - «сон» и т.д.).


  1. Теоретическая часть.

Несомненно, все понятия, которые были произнесены: «ребенок», «школа», «семья» имеют непосредственное отношение к нашему сегодняшнему разговору. Все они тесно связаны с процессом воспитания. «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…» /И.Кант/.

В настоящее время все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру.

Отношения внутри семьи определяют ее психологический климат. В нем и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя. Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребенок, во многом определяет его положение в семье.

Семья, как вы знаете, не всегда прислушивается к проблемам школы, школа отвечает тем же, обвиняя родителей в бездействии, полном отсутствии семейного воспитания. Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению.

О современных семьях много пишут и говорят. По данным многочисленных опросов 7,8% педагогов, к примеру, обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время, и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, страдают моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности.

В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок, перекладывая эту заботу на учителей. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка. Но, тем не менее, когда становится невмоготу, и родители приходят к учителю за помощью, бывает уже поздно.

В учебно-воспитательном процессе, как мы знаем, три стороны, три участника: учителя, ученики и их родители.

От грамотного взаимодействия учителей и родителей зависит эффективность воспитания ребенка. И педагоги, не смотря ни на какие социологические прогнозы, порой делают для этой эффективности невозможное.

На каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?

На этот ёмкий вопрос убедительно отвечает В.А.Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой»...- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.…». И дальше: «... воспитывайте так чтобы у ребенка были радости, которые он приносил бы домой как радости матери и отца».

Основным принципом работы с родителями сейчас является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо.

Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна, каковы пределы ее возможностей и ответственности.
Работа с семьей – зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями. Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.

Есть непреложные законы этики отношений «учитель – родители». Например, нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их. А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения. Всегда надо помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он родное дитя.

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:

1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

– в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

– в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.

Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет – запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеклассную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Взаимодействие  может выражаться в разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности и т.д.

III. Практическая часть.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах над поиском оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, и в конце нашей работы мы должны будем ответить на главный вопрос: «Как повысить эффективность воспитательной работы за счет взаимодействия семьи и школы?»

Распределение на рабочие группы


Каждая группа получит лист с заданием. На обсуждение и выработку общего мнения будет даваться определенное время.

Чтобы работа всех членов группы была плодотворной и активной, предлагаю вам следующие роли в группе (каждой группе раздаются цветные шаблоны и бланк с описанием ролей (Приложение 1)).

Завхоз  (красный)
Координатор  (жёлтый)
Хранитель времени  (фиолетовый)
Бодрила (синий)

Секретарь (зелёный)
Контролёр (оранжевый)
Докладчик (серебристый)


Задание «Формы работы»

Вы знаете, что выделяют две формы работы с родителями: индивидуальная и групповая.

Индивидуальные: посещение семьи, консультации.

Педагог планирует индивидуальную работу с семьей на весь учебный год, определяет очередность посещения семей школьника, дни консультаций родителей в школе.

Первое посещение семьи ученика носит ознакомительный характер: учитель выясняет состав семьи, характер работы каждого члена семьи, рабочее место ученика, а также выяснить, какие книги читает ученик, в какие игры любит играть. Первое знакомство в семье поможет выяснить интересы ребенка, его склонности, чем он увлекается в свободное время. В присутствии родителей учитель выясняет у ребенка, что он умеет делать, как помогает семье, какие трудовые обязанности имеет в качестве постоянных и как относится к ним.

Далее можно продолжить разговор уже без ребенка. Во время беседы учителю важно почувствовать общий культурный уровень семьи, стиль отношений в ней.

Заключительный этап первого посещения семьи сводится к откровенной беседе о важности единой линии в воспитании, взаимной осведомленности о делах ученика. Договариваются о путях сотрудничества семьи и школы, какую конкретную помощь могут оказать школе родители, кого из родителей можно рекомендовать в состав родительского комитета.

Посещение ребенка на дому — это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Правильно сложившиеся отношения учителя с семьей будут налогом успехов в обучении и воспитании ученика.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя.

Групповые: беседа, родительское собрание, праздники, посещение театра, экскурсии и др.

Мне бы хотелось остановиться на коллективных формах работы, их целесообразности, формах и методах, которые мы можем использовать в педагогической практике.

Предлагаю вам вспомнить все формы работы с родителями из своей практики. У каждой группы на столе лежат листы с заданием и фломастеры. Ваша задача: в первом столбце написать форму или вид работы с родителями, во втором и третьем соответственно плюсы и минусы каждого вида. На выполнение этого задания вам дается 5 минут.


Форма / вид работы

«+»

«-»








Микрогруппы презентуют свою работу. Начинает та группа, у которой больше форм, остальные дополняют.


Задание «Карусель проблем»

Общая проблема разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа. Получив по одному такому листу, в течение 3–5 мин каждая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению прекращается, ее участники обобщают полученные ответы и представляют их всем. Обсуждение выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему.

Проблемы:

1.Сформулировать принципы и правила взаимного сотрудничества семьи и школы.

2.Что может способствовать повышению активности родителей? Как привлечь родителей к организации работы в классе?

3.Какие темы родительских собраний и формы проведения могут быть интересны родителям?

4.Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Какие формы поощрения родительской активности вы можете предложить?

5.Иванов И.П. считает, что совместное творческое дело – это совместная забота старших и младших об улучшении окружающей жизни, имеющая практический результат. Какие формы работы могут быть использованы при организации этой деятельности? Предложите идеи совместных мероприятий с родителями, детьми и педагогами.


Рефлексия «Всё дело в шляпах»

Каждой группе выдаётся одно из нарисованных на бумаге изображений шляпы (красной, черной, желтой, зеленой, белой). «Синюю шляпу» ведущий берет себе.

Итак, подведём итоги нашей общей работы. А поможет нам в этом одна притча...

«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, т. к. все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им.

Обыскав весь дом, они ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами – белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой. Сыновья решили, что это очень дорогой заказ и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали они заказчика, ждали, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый сказал: «Возьму белую шляпу, т. к. белый – благородный цвет». «Возьму черную, – сообщил второй, – строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвертый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло – и взял желтую шляпу. Пятый очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как все меняется, – он взял себе зеленую шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – и выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события. Второй брат начал видеть все в черном цвете, обращать внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось. Брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет. Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Все, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».

Давайте и мы сегодня примерим эти шляпы.

Обладатели белой шляпы изложат только факты, никаких эмоций и чувств;

красной– проанализируют проблему, рассмотренную на педсовете, с позиции чувств, расскажут, что ощущают в связи с этим;

черной – попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности;

желтой – будут искать только все самое хорошее, смотреть на проблему с позиции оптимиста;

зеленой - фокусируются на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

Группа под синей шляпой, т. е. я, проанализирую все услышанное и предложу решение педсовета.

Обсуждение в группах и представление результатов.

«Синяя шляпа» в ходе работы групп перемещается по залу и наблюдает, подсказывает, принимает активное участие в обсуждении, готовится к обобщению и проектирует решение педсовета.


IV. Подведение итогов. Принятие решения

Итак, основной целью организации взаимодействия семьи и школы является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, где родители становятся ведущим субъектом. Только совместными усилиями, поддерживая и дополняя друг друга, мы сможем достичь желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

«Мы знаем: без сомнения,
Продлится много дней
Союз детей, родителей
И нас, учителей!»

Мне хочется поблагодарить каждого из вас за активное участие и желание взаимодействовать друг с другом. Спасибо за работу!



















Приложение 1


РОЛИ В ГРУППЕ


Завхоз – ответственный за оборудование:

  • обеспечивает группу инструментами и материалами, которые получает

следит за их сохранностью и использованием.

Координатор – руководитель группы:

  • следит, чтобы все члены группы имели равную возможность участвовать в работе;

  • подводит итоги обсуждения, обобщает предложения, высказывания.

Хранитель времени:

  • следит, чтобы группа не отвлекалась от заданной темы;

  • следит за временем работы.

Бодрила:

  • следит за «атмосферой сотрудничества», помогает поддерживать в группе положительное рабочее настроение;

  • воодушевляет членов группы на сотрудничество;

  • поощряет членов группы.

Секретарь ведёт записи результатов работы группы.

Контролёр проверяет, что все члены группы действительно согласны с принимаемыми групповыми решениями.

Докладчик представляет результаты работы группы.