Доклад на тему:
«Педагогическое мастерство его значение в формировании личности педагога»
подготовила
преподаватель курса ОРКСЭ
и ОДНКНР
МКОУ «СОШ № 7»
Букреева М.И.
I. Теоретическая часть.
«Профессиональное становление личности педагога»
В становлении личности важнейшее значение имеет образование. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие индивидуальности человека, его самобытности.
Современный рынок труда предъявляет высокие требования как к профессиональным знаниям, так и к общей гуманитарной подготовке педагогов.
Профессиональная подготовка современного специалиста включает в себя фундаментальные общеобразовательные, психолого-педагогические и специальные знания, изучение современных педагогических технологий, формирование установки на инновации и творчество. В связи с этим важнейшей стороной профессионального становления педагога является постижение им педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство имеет огромное значение для становления специалиста, формирования его коммуникативных и управленческих умений и навыков.
Только человек, осознающий себя носителем определённых профессиональных, культурных и иных ценностей, способен адекватно выбирать глобальные цели своей деятельности и, проявляя необходимую гибкость, диктуемую конкретными обстоятельствами, неуклонно продвигаться к их осуществлению. Но, для того чтобы в процессе общего образования и информативного развития личность ребёнка сформировалась, необходимо, чтобы рядом был педагог.
В связи с этим на первый план выдвигаются проблемы формирования профессиональных умений и навыков на фоне высокого уровня педагогической культуры и мастерства педагога, дающих ему возможность проявить педагогическую эрудицию, выразить своё педагогическое кредо, определённым образом сконструировать систему взаимоотношений с учащимися, воспитанниками, коллегами по работе.
Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством. Не бойтесь ошибиться! Любите свою профессию, не будьте равнодушными, дерзайте, творите, живите!
«Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности».
Меняется мир, меняется образовательное пространство. Стандарт образования, не только расширяет образовательные свободы и услуги, но и требует постоянного повышение профессионализма в создании образовательной среды для развития личности, а именно:
-умение оперативно и адекватно реагировать на происходящие изменения в образовании;
-умение работать в команде единомышленников;
-грамотно и качественно работать с родителями;
-осуществлять отбор содержания, реализовать его.
И все это сверяя с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации» ФГОС и Профстандарта.
Что же такое педагогическое мастерство? Во многих источниках педагогическое мастерство определяется как система многочисленных профессиональных умений: оптимального планирования, организации процесса обучения и воспитания, оптимальной реализации намеченных планов, анализа достижений и недостатков по соответствующим критериям.
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Педагогическое мастерство прежде всего связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. Важнейшей частью педагогического мастерства также являются профессиональные знания и умения.
Рассмотрим таблицу, отражающую основные компоненты педагогического мастерства:
Структура и основные компоненты педмастерства
Педагогическая направленность личности | Профессионально необходимые знания | Профессионально необходимые способности, умения, навыки | Прикладные знания, умения, навыки, способности |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Стабильный интерес к педагогической деятельности, любовь к детям | 1. Специальные знания (по преподаваемым дисциплинам) | 1. Организаторские | 1. Художественные |
2.Ответственность за результаты своего труда | 2.Знания по педагогике, психологии, частным методикам | 2. Коммуникативные | 2.Технические |
3.Позитивные мотивы деятельности | 3Общественные (исторические, политические, экономические и др.). | 3.Дидактические | 3. Спортивные |
Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования, а понятие «профессиональная компетентность» - ключевым.
Компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций:
Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;
Профессионально-коммуникативная;
Общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);
Предметная компетенция;
Профессиональная самореализация.
Профессиональные качества педагога
Организаторские способности:
Способствуют высокой вовлечённости детей в систему внеклассных мероприятий;
Эффективное распределение обязанностей среди учащихся;
Качественная организация совместной деятельности класса;
Профессиональное планирование и организация совместной деятельности класса.
Использование авторских методик:
В зависимости от необходимости систематическое использование наглядных и методических пособий;
Предлагает творческие задания, выходящие за рамки школьной программы, развивающие аналитическое мышление;
Использование в ходе обучения собственных диагностических, контрольно- измерительных материалов.
Формирование общеучебных умений:
Способствует самостоятельной познавательной творческой деятельности;
Формирование среди учащихся навыков самоконтроля и самооценки;
Развитие в детях стремления к самообразованию и саморазвитию.
Психолого-педагогическая компетентность:
Создание комфортного микроклимата в образовательном процессе;
Формирование ответственного отношения к учёбе среди учащихся;
Желание сохранить контингент учащихся;
Способность вовремя оповестить родителей о намечающихся проблемах у учащегося.
Взаимодействие с учащимися:
Учёт личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности;
Коррекционная работа с учащимися.
Коммуникативные качества:
Владение эмоциональной образной речью;
Грамотное и эффективное выстраивание общения с различными участниками классного коллектива;
Умение настроить диалог с учащимися разного уровня обученности;
Искренний и дружеский тон в диалоге с учащимися;
Справедливое оценивание возможностей каждого ученика;
Требовательность.
Учебно-методические навыки:
Умение доступно объяснять учебный материал;
Создание ситуации успеха для обучаемого;
Непосредственные знания и умения педагога в рамках преподаваемого предмета.
Сегодня школе нужен учитель – «творец», проектировщик собственной профессиональной деятельности.
Что является критериями педагогического мастерства?
Прежде всего, личность учителя, способная к педагогическому творчеству и обладающая педагогическим мастерством.
С философской точки зрения личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании «социально значимые черты».
С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.
Но наука - это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главными индикаторами нашей деятельности.
Таким образом, отличительные признаки современного учителя: гуманный, следует чётким морально-этическим принципам, лично заинтересован в результатах своей деятельности, умеет образцово работать в коллективе, представить свой профессиональный опыт.
Но как же оценить качества педагогической деятельности учителя?
Современные процедуры экспертизы или оценки деятельности учителя разработаны в рамках концепции развития школы. Профессиональное развитие учителя является составной частью развития его профессиональной деятельности. В рамках теории развития школы рассматриваются различные способы обеспечения профессионального роста учителя.
Существуют несколько форм оценки деятельности учителя:
формальное оценивание (аттестация, которая делает акцент на отчётности);
неформальное (со стороны учащихся, родителей).
Критерии оценки качества педагогической деятельности. Это:
К1 - предметная компетентность;
К2 – психологическая компетентность;
К3 – педагогическая компетентность;
К4 – методическая компетентность;
К5 – готовность к инновациям;
К6 - общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность.
Я желаю вам в полной мере овладеть всеми необходимыми компетенциями и стать настоящими виртуозами своего дела!
II. Практическая часть.
1. Деловая игра «Знатоки ФГОС».
Педагоги делятся на 2 команды (жетоны)
Ведущий:
- Правила игры. Жюри оценивает команды по 1 баллу за все выполняемые задания. Время выполнения заданий (в зависимости от сложности) от 1 до 5 минут.
«РАЗМИНКА. «Мозговая атака».
Ведущий:
- Каждой из команд я задам по одному вопросу, хоровые ответы не принимаются:
1. команде Расшифруйте аббревиатуру ФГОС.
2.команде Назовите ведущий вид деятельности в ОУ по ФГОС.
1 тур игры «Интеллектуально-творческий».
В течение 2-3 минут участники должны подобрать по 1-2 слова на каждую букву, имеющуюся в названии своей команды, ведь именно эти качества актуальны в не простой для всех переходный период и имеют отношение к нашей педагогической деятельности
Команды получают карточки со словами.
Первая команда - карточку со словом «ИСКОРКА»
Например:
И - индивидуальность, интеллектуальность
С - самореализация, самостоятельность, саморазвитие
К – креативность, конструктивность
О – одаренность, открытость
Р - реализация, результативность
К - контакт, компьютер
А - актуальность, активность
Вторая команда - со словом «ОЗАРЕНИЕ»
О – оригинальность, оформление
З – задор, здоровье
А – алгоритм
Р - рациональность, риск, разработка
Е – единомышленники
Н – новаторство,
И – изобретательность, инициативность, инновация
Е - единство, естественный
2 тур игры: «Блиц-турнир»
Ведущий: на следующем этапе игры проведем «блиц-турнир».
Девиз: «Ищем, думаем, дерзаем, на вопросы: Что? Когда? отвечаем!»
Нормативно-правовая база;
ФГОС
Нормативно-правовая база:10 очков: Когда был утвержден Приказ Минобрнауки России об «Утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального образования»?
20 очков: Когда был утвержден Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»?
30 очков: Назовите основные нормативно – правовые документы муниципального уровня
ФГОС ДО10 очков: Стандарт включает в себя требования к:?
20 очков: Стандарт является основой для….? (вставьте пропущенное слово)
30 очков: Назовите требования к условиям реализации Программы?
3 тур игры: «Педагогические пазлы»
Педагогам дается задание, составить фразу, предварительно разрезанную на отдельные слова, словосочетания (фраза разрезается по одному, два, три слова).(Время выполнения задания – 3 минуты.)
Предлагаемые высказывания:
1. команде Назовите образовательные области в соответствии с ФГОС («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».)
2.команде Что такое целевые ориентиры?*Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования;
Упражнение для снятия напряжения и усталости:
-Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт- похлопайте в ладоши;
-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая — по топайте ногами;
-Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения- дотроньтесь до кончика носа;
-Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети -кивните головой;
-Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов- помашите рукой;
-Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны- закройте глаза;
-Если вам нравиться обучаться и быть учеником- улыбнитесь
4 тур игры: «Кроссворд ФГОСовца» (время выполнения задания 5 минут)
1. Одно из требований к развивающей предметно-пространственной среде?
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ
2. Один из видов детской деятельности
ДВИГАТЕЛЬНАЯ
3. Что такое стандарт одним словом?
ТРЕБОВАНИЯ
4. С какого вида деятельности начинается трудовое воспитание в раннем возрасте?
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
5. Этапы детства по ФГОС (один из возрастов)?
МЛАДЕНЧЕСКИЙ
6. Кто тесно взаимодействует с педколлективом и по ФГОС является партнёрами?
РОДИТЕЛИ
5 тур игры: «Выразительность речи воспитателя».
Участникам команд необходимо интонационно обыграть слово «Молодец!»
1-я команда | 2-я команда |
тихо | громко |
нежно | удивленно |
иронично | восторженно |
ласково | требовательно |
6 тур игры: «Аукцион педагогических идей»
Командам предлагается написать за 1 минуту и потом назвать как можно больше новых слов, словосочетаний, понятий, с которыми вы столкнулись при знакомстве с документом ФГОС
(ФГОС, стандарт, целевые ориентиры, предметно-пространственная развивающая среда, среда трансформируемая и полифункциональная, поддержка детской инициативы, индивидуализация образования, оптимизация работы с группой детей.)
7 тур игры: «Модель педагога».
Предлагается изобразить модель педагога, отметив качества, которыми должен обладать современный педагог.
Личностные: | Профессиональные качества: |
любовь к детям | педагогическая эрудиция |
целеустремленность | педагогическое целеполагание |
настойчивость | педагогическое (практическое и диагностическое) мышление |
трудолюбие | педагогическая интуиция |
скромность | педагогическая импровизация |
наблюдательность | педагогическая наблюдательность |
контактность | педагогический оптимизм |
самосовершенствование | педагогическая находчивость |
саморазвития | педагогическое предвидение |
общительность | педагогическая рефлексия |
артистичность | педагогический такт |
веселый нрав | креативность |
хороший вкус | самореализация |
| педагогический долг и ответственность |
| эмпатия |
| высокий профессионализм |
| интеллигентность |
| духовная культура |
И напоследок хочу вам рассказать одну народную мудрость. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая- я ее умерщвлю, скажет мертвая- выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.