СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое обеспечение психологической безопасности в ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обосновано анимистическое восприятие природы как ключевой механизм гармонизации отношений человека с природой в этнопедагогике саха. В практической части разработана и апробирована модель развития ценностности и ценностных отношений к природе детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: анимизм, психологический механизм, природа, этнопедагогика, развитие, ребенок-дошкольник.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое обеспечение психологической безопасности в ДОО»

Баишева Мария Ивановна,

Александра Васильевна Федорова,

Северо-Восточный федеральный университет

им. М.К. Аммосова,

Педагогический институт


Аннотация. В статье обоснованы психолого-педагогические условия обеспечения психологической безопасности ребенка в ДОО. В практической части разработано и обосновано содержание образовательной деятельности по проблеме исследования и методические рекомендации для педагогов

Ключевые слова: психологическая безопасность, педагогические условия, среда, развитие, ребенок-дошкольник.


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОО

Актуальность проблемы заключается в том, что психологическая безопасность детей фактически неразработанная научная область в дошкольном образовании. Сегодня вряд ли нуждается в доказательстве то утверждение, что позитивное развитие личности ребенка возможно только в здоровой социокультурной среде. Благоприятность среды определяется в научных исследованиях ее политической, социальной, экономической, экологической, духовно-нравственной стабильностью. К сожалению, именно психологическая обусловленность социокультурной среды, в которой воспитывается и развивается ребенок, еще недостаточно исследована в науке. Если в последние десятилетия психологические условия развития личности, обеспечение психологической безопасности школьников рассматривается в науке, то об этом нельзя говорить в дошкольном образовании.

Безусловно, педагоги ДОО поднимают проблему психологической безопасности в социализации и развитии личности ребенка и стараются на уровне практики предпринимать меры, основываясь на опыте работы школьных психологов. Потому, мы считаем, что данная проблема на практике востребована, весьма актуальна и требует фундаментального изучения.

Обосновать в дошкольном образовании психолого-педагогические условия обеспечения психологической безопасности ребенка в ДОО: разработать модель, педагогические условия, содержание и методику работы с детьми старшего дошкольного возраста являются целью проводимого нами исследования.

Основополагающими задачами исследования являются: изучение психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования и осмысление сути обеспечения психологической безопасности детей в дошкольном детстве в условиях ДОО; теоретическое обоснование модели, разработка и апробация содержания работы с педагогами и детьми по обеспечению психологической безопасности; выделение основных методов, форм работы с детьми, диагностических методов и инструментариев для отслеживания за динамикой развития детей; обобщение опытно-экспериментальных материалов по практической педагогической деятельности; разработка методических рекомендаций для педагогов ДОО.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования. В рамках дошкольного образования задается проблема обеспечения психологической безопасности детей дошкольного возраста в условиях ДОО; обоснованы теоретико-методологические основы проблемы, разработана модель, в структуре которой выделены цели, подходы, принципы, содержание, методы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста, обоснован комплекс методик и инструментарии для отслеживания динамики результативности работы с детьми; разработано содержание практической работы с детьми по обеспечению психологической безопасности в двух направлениях: по профилактике и коррекции.

«Психологическая безопасность образовательной среды, по определению И. А. Баевой, - это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия, удовлетворяющее потребности в доверительном общении и характеризующееся позитивным отношением к ней участников образовательного процесса. В отечественной психологии обусловленность развития личности социокультурной средой отражена в трудах отечественных психологов: Л. С. Выготского, Д.А. Леонтьева, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, М.И. Лисиной, А.А. Бодалева, А.Г. Асмолова и др. Л.С. Выготский в своей культурно-исторической концепции придавал решающее значение социокультурному взаимодействию взрослых с детьми и между детьми.

В работе «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн развивает идею о том, что человек в жизни и деятельности сам изменяется, и изменяет других в совместной деятельности.

Проблема психологии здоровья ребенка дошкольного возраста частично рассматривается в трудах Ю.А. Афонькиной, Т.Н. Клюевой, М.С. Мышкиной, В.Э. Пахальян, М.Б. Калашниковой и др.

Исходя из анализа фундаментальных трудов и опыта работы ДОО, мы выявили следующие существующие на практике противоречия:

1. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, где психологизация приобретает всё большую актуальность. Тем не менее, в настоящее время педагоги ДОО имеют низкий уровень психологических компетенций.

2. Обеспечение психологической безопасности школьников обосновано в науке исследованиями Баевой И.А., то в ДОО нет фундаментальных исследований, проблема рассматривается только частично, на эмпирическом уровне.

3. В ДОО функционирует программа Авдеевой, Стеркиной «Организация безопасности жизнедеятельности детей», которая ориентирует педагогов на создание условий и самих детей на защиту от внешних факторов воздействия среды: дорожной безопасности, пожарной безопасности в быту, соблюдения детьми экосообразного поведения в природе, от насилия других людей.

Однако, помимо физических угроз и опасностей ребенок повседневно сталкивается с психологическими проблемами: враждебность окружающей ребенка среды как необоснованные запреты, манипулирование детьми со стороны взрослых вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка, интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки, преобладание авторитарного стиля воспитателей и родителей, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых, невнимательное отношение к ребенку со стороны взрослых. Все эти угрозы являются внешнего характера психологических опасностей.

Анализ анкет родителей и беседы и наблюдения за детьми говорят о существовании внутреннего характера психологической опасности как: отвержение детей сверстниками, в результате у дошкольников появляется чувства ощущения комплекса неполноценности, зарождение на этой основе отрицательных чувств (зависть, неуверенность, страх, боязливость) и моральное давление ребенка взрослыми – это действие, причиняющее обиду, оскорбление, контроль, ограничение действий, что вызывает гнев, страх, психологический упадок и эмоциональную неуверенность в собственной значимости ребенка.

В практической части исследования нами разработано и обосновано содержание образовательной деятельности по проблеме исследования и методические рекомендации для педагогов; дополнена система оценки психологической безопасности детей с позиции развития сущностных основ личности (личностной ценностности), субъектности в интерпретации ценностей и ценностных отношений; добавлен и обоснован свой подход к принятию ребенка как «данности», считая ребенка, что он растет, развивается как личность «здесь и теперь», т.е. он воспитывается не для будущей жизни, а уже сейчас является субъектом жизни, культуры, социума.

Заключение.

1. В дошкольном возрасте психологическая безопасность более эффективно обеспечивается в специально разработанной системе образовательной деятельности детей, которая основывается на ценностно-смысловом, личностно-ориентированном и деятельностном подходах и на принципах субъектности, приоритета принятия ребенка как данности и обеспечении эмоциогенности среды.

2. Итоги исследования показывают оптимальность выбора педагогических условий и механизмов их реализации. Исследованием подтверждено предположение о том, что раннее обращение внимания детей на проблему безопасного взаимодействия со сверстниками и взрослыми способствует осознанному развитию не только когнитивных и коммуникативных, но и эмоционально-ценностных аспектов личности.

3. Полученные данные эксперимента свидетельствуют о целесообразности создания условий для профилактической и коррекционной работы по обеспечению психологической безопасности детей в условиях ДОО. Позитивная динамика развития детей по проблеме исследования подтверждает целенаправленность проведения разработанной нами системы работы с детьми по двум направлениям. Стало очевидным, что дети старшего дошкольного возраста стали проявлять устойчивый интерес к более ценностным уровням общения со своими сверстниками. Об этом свидетельствует сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов обследования детей.


Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. – 271 с.

  2. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 712 с.

  3. Гуров В. А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). C. 56-60.

  4. Калашникова М. Б. Влияние воспитателя на психологическую безопасность дошкольника в образовательной среде // Мир психологии. 2010. № 1. С. 108-116.