СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью в рамках реализации ФГОС УО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью в рамках реализации ФГОС УО»

Педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью в рамках реализации ФГОС УО

    Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».

      Обязательным условием для этого является систематическая специальная психолого - педагогическая поддержка, которая предполагает  создание адекватных условий для реализаций особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Я как учитель должна организовать такую коррекционно-развивающую  работу, которая  обеспечит  своевременную специализированную  помощь  в  освоении  содержания  образования  и  коррекции  недостатков  в  физическом  и    психическом  развитии  детей  с   умственной отсталостью.  

С 1.09.2016 г. наша школа перешла на новый стандарт обучения детей с умственной отсталостью. В 2016-2017 учебном году в 1 класс было зачислено трое детей. По заключению ПМПК у всех детей ДЦП, системное недоразвитие речи тяжёлой степени, дизартрия, стойкое грубое нарушение познавательной деятельности, у/о тяжёлой и умеренной степени, у одного ребёнка имеются аутистические черты. Двое детей, обучающихся на дому, имеют сложные формы ДЦП, полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации. Особенности и своеобразие психофизического развития данных детей определили специфику их образовательных потребностей.

Особые потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой УО и ТМНР отражены в следующем:

• существенное изменение содержания образования,

• дифференцированное, «пошаговое» обучение;

• обязательная индивидуализация обучения;

• формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

• обеспечение присмотра и ухода за обучающимися;

Для всех детей на основе АООП 2 варианта были разработаны специальные индивидуальные программы развития (СИПР), учитывающие образовательные потребности обучающихся. Целью реализации СИПРа является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые помогают их социализации. Программа разрабатывается на один год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии родителей.

На сегодняшний день в моём классе обучается шесть учеников. Класс очень разнороден. Двум детям поставлен диагноз РАС. Два ученика имеют легкую умственную отсталость и обучаются по 1 варианту АООП. Для них были составлены рабочие программы по предметам, в которых указываются разноуровневые требования к усвоению программного материала (минимальный и достаточный уровень). Для остальных детей составлены СИПРы. Все СИПРы по содержанию разные, они учитывают специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития каждого ребенка с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями. При составлении СИПРов в содержании образования по каждому предмету и коррекционному курсу я делала упор на практическую направленность обучения, которая в дальнейшем помогает социальной адаптации обучающихся.

Ещё в прошлом году мы столкнулись с проблемой, как обучать в одном классе детей по разным вариантам учебного плана, с разной степенью умственной отсталости.

Были проработаны все разделы учебного плана, выполнено совмещение предметов близко родственных образовательных областей, определены предметы для подгрупповой работы по разным учебным планам, проведено перемещение некоторых коррекционных курсов за рамки расписания, т.е. использованы все резервные возможности двух учебных планов для обеспечения эффективности организации образовательного процесса. Учитель-дефектолог и логопед берут детей с отдельных уроков, соблюдая преемственность в обучении. Те учебные предметы и коррекционные курсы, по которым не удалось совместить, ведут другие педагоги, забирая детей из класса на занятия. Помощники учителя также снижают напряженность в многочисленном для такой категории детей классе, оказывает помощь в решении учебных задач и сопровождении детей-инвалидов. Наши дети непредсказуемы и хорошо, когда некоторых можно временно изолировать во время вспышек аффекта или по бытовым нуждам.

Коротко хочу рассказать о самих занятиях. Использую методику интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.

Используется определенная структура занятия:

1) Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, выбор удобной, но при этом правильной позы за партой, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для каждого ребёнка).

2) Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, самомассаж (су-джок, массажные мячики, кольца). Логоритмика.

3) Основной этап. Повторение изученного, подача нового материала. Все это осуществляется через предметно-практическую деятельность, с наглядным материалом (желательно предметы, а не картинки). Если овощи, фрукты, то их муляжи. Если тема «Посуда», то используем детскую посуду и дидактические игры с ней. При изучении темы «Мебель» также рассматриваем настоящую мебель в классе. Животных изучаем на их уменьшенных игрушечных копиях и т.д.

Дети, обучающиеся по 1 варианту АООП, работают в тетрадях, с учебниками. Ученики с умеренной умственной отсталостью выполняют задания в альбомах или заняты доступной предметной деятельностью.

Обязательно на каждом занятии выполняются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:

- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.)

- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма)

- задания на развитие тактильно - осязательного восприятия

- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий

5) Двигательная гимнастика обязательна. Дети к ней привыкли и не могут долго сидеть на своих местах. По ходу занятия может быть две физминутки и более.

6) Итог занятия.


В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основным результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе УУД. Учитывая психофизические особенности детей, я делаю упор на формирование базовых учебных действий:

1. Формирование учебного поведения.

2.Формирование умения выполнять задание.

3.Формирование умения самостоятельно переходить от одного действия к другому.

Содержание БУД прописано в СИПР. Там же отмечается динамика формирования базовых учебных действий.

На первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и технологии в обучении. Методы и формы учебной деятельности:

1. Большая часть учебно-коррекционного процесса проходит в игровой форме;

2. Все задания идут по степени нарастания сложности со сменой доминантного анализатора;

3. Все формируемые умения и навыки подкрепляются работой всех органов чувств и требуют многократного повторения;

4. Занятия организованы в виде гибкой классно-урочной формы обучения с обязательным посещением специализированных коррекционных кабинетов: сенсорной комнаты, игровых комнат, кабинета ЛФК, дефектолога, логопеда;

6. В ходе урока проводятся обязательные динамические паузы. Каждый урок предусматривает смену динамических поз учащихся, когда дети работают в режиме «сидя-стоя-лёжа»;

7. Предусмотрено специальное изготовление наглядного и стимульного материала;

8. Создание преднамеренных ситуаций, побуждающих к общению;

9. Стимуляция речевой деятельности;

10. Использование специально подобранных дидактических игр, соответственно предмету и тематике;

11. Межпредметные связи по лексическим темам (знакомство с новыми темами через натуральные объекты, практические занятия, фото и видеоматериалы;

12. Совместные действия, подражание действиям педагога, выполнение по образцу, словесной инструкции;

13. Все предлагаемые задания имеют вербальную и невербальную форму выполнения;

14. Обязательное включение тактильно-двигательного восприятия;

15. Использование практических методов наложения, приложения.


В своей работе я обязательно использую современные педагогические технологии:

- Дозировано ИКТ. В классе есть проектор и интерактивная доска, есть выход в интернет. Использую их для представления презентаций по предметам, просмотра изучаемых по программе художественных произведений, учебно-развивающих видео.

- Здоровьесберегающая и игровая технологии.

- Проектная технология (в данном случае элементы проектной деятельности для учеников, ведущая роль учителя, включение родителей).

В этом учебном году с декабря по апрель ребята были задействованы в проектной деятельности «Мы – за здоровое питание!». Выбор темы был связан с участием класса в кулинарном конкурсе в рамках образовательного проекта NESTLE "Разговор о правильном питании" (г. Москва).

Как же осуществляется мониторинг развития детей?

В СИПРах есть соответствующий раздел. На основании сравнения показателей оценки за 1 и 2 полугодия учитель делает вывод о динамике усвоения СИПР по каждому указанному показателю. Подобным образом отслеживаются показатели личностного развития.

По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по согласованию со специалистами психолого-медико-педагогического консилиума в содержание программы могут вноситься коррективы.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. По итогам учебного года осуществляется обсуждение успешности реализации СИПР обучающегося на итоговом психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения. Затем составляется СИПР на следующий учебный год.

Также оценку успешности своих учеников осуществляю с помощью создания индивидуального «портфолио». Жестких требований (государственного образца) к созданию портфолио на данный момент нет. Мы можем сами выбрать разделы, в которых дети наиболее успешны.

Основная функция портфолио - показать динамику развития родителям. Портфолио становится «зеркалом» обучения и воспитания на всем протяжении обучения в школе. Каждый из родителей ждет от педагогов положительной динамики развития своего ребенка, при этом зачастую перекладывая роль воспитания и развития на педагогов. Поэтому составлять, оформлять и пополнять портфолио приходится учителю.

Что положить в портфолио обучающегося с ОВЗ? Все что угодно: фотографии, где запечатлены разные виды деятельности на уроке и в группе продленного дня; сертификаты, дипломы участия в конкурсах, фестивалях; тетради, прописи, рисунки и т.п.

Что же в итоге?

За 2 года обучения дети привыкли друг к другу, сдружились. Без принуждения, а кто-то и с радостью посещают школу.

Денис, обучающийся по 1 варианту АООП программу в основном усваивает, а Костя частично. По СИПРам: у всех детей положительная динамика, в основном средняя. Значит содержание образования подобрано верно.

Таким образом, приоритет в обучении детей с ОВЗ отдан не на получению академических знаний, а приобретению основных жизненных компетенций. Итогом образования является нормализация жизни ребёнка с ОВЗ.



Используемые ресурсы:

http://uchkopilka.ru/korrektsionnaya-rabotahttp://uchkopilka.ru/obuchenie-po-viii-viduhttp://uchkopilka.ru/5414-portfolio8vid-201

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/06/29/osobennosti-realizatsii-trebovaniy-fgos-dlya