СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое взаимодействие классного руководителя и учителей-предметников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете «Возможности построения взаимодействия классных руководителей и учителей-предметников».

 

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое взаимодействие классного руководителя и учителей-предметников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»









Выступление на педагогическом совете:



«Возможности построения взаимодействия классных руководителей и учителей-предметников».















Подготовила Ипанова О.А.







«Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками – важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы»

Основные задачи воспитания – формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю, который является основным звеном связи “дети – родители – учителя”.

Проблему взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками нельзя назвать новой, хотя ошибки, допущенные в межличностных отношениях той или иной стороной, осложняли учебно-воспитательный процесс.

Эта проблема актуальна, так как все классные руководители являются и учителями-предметниками, т.е. совмещают две профессиональные роли.

Функции классного руководителя:

•  Обеспечение жизни и здоровья обучающихся

•  Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и учителями

•  Содействие освоению школьниками образовательных программ

•  Воспитание у обучающихся патриотических чувств

•  Формирование у школьников опыта гражданско-правового поведения

•  Развитие социальной компетентности учащихся

•  Программирование воспитательной работы с классом

•  Профилактическая работа

Сущность взаимодействия классного руководителя с учителями предметниками состоит в объединении усилий педагогов, работающих в классе, создании условий для индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.

Наиболее актуальными направлениями, составляющими содержание профессионального взаимодействия классного руководителя и учителей- предметников входят такие вопросы как:

- экологичность образовательного процесса (сделать процесс образования учащихся класса наиболее безопасным, учитывая показания здоровья, индивидуальные психологические особенности и проч. специфические черты коллектива и личности),

– организованность (обеспечение дисциплины и самодисциплины, самоорганизации класса),

- дифференциация и индивидуализация (учет особенностей при определении ориентиров воспитания и обучения школьников, адресность педагогических вмешательств),

- последовательность и комплексность влияния на развитие учащихся.

В основе взаимодействия классного руководителя и учителей класса лежат:

  • взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса ;

  •  взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;

  • заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;

  • совместный поиск путей  решения педагогических проблем, совместная работа по реализации намеченных задач;

  • совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;

  • совместное определение перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учащимися.        

  Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

Он знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

В ряде случаев необходимо организовывать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возникают проблемы с ребенком.

Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т. к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи.

Оно необходимо для:

·  Помощи в работе по развитию познавательных интересов;

·  Содействия при контакте с родителями учащихся;

·  Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения;

Наиболее распространенными формами взаимодействия классных руководителей с учителями предметниками являются:

  1. знакомство с требованиями к учебному и предмету, изучение отношения учащихся к предмету, контроль за успеваемостью по предмету;

  2. изучение стиля, методов и приемов работы своих коллег с учащимися, выявление успехов, проблем, достижений, эффективных способов работы учителей со школьниками и родителями.

В то же время кл.рук-ль заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

  1. посещение классным руководителем уроков, с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.





  1. мини - совещание классного руководителя с учителями - предметниками, работающими в классе, Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, должны получать информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях.

  2. приглашение учителей – предметников на родительские собрания, групповые встречи классного руководителями с родителями и учителями - предметниками,

  3. индивидуальные беседы классного руководителя с учителями предметниками.

Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.

Каждый классный руководитель должен самостоятельно определять периодичность, с которой он встречается с учителями и получает информацию о классе. А учителя вовремя информируют классного руководителя о возникновении проблемной ситуации.

  1. подготовка и проведение предметных недель и внеклассных мероприятий.

Кл. рук-ль привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности,

  1. обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения учебных проблем, проведение дней открытых дверей для родителей.

Многие наши ученики активно и результативно участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях различного уровня, поэтому классный руководитель и учителя-предметники совместно осуществляют поиск средств и способов, обеспечивающих успешность в самореализации обучающихся.

Запомните , что классный руководитель – это не работа это образ жизни.

Главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе.

Чтобы  быть  хорошим преподавателем,

      нужно  любить  что  преподаешь,

  и  любить  тех, кому  преподаешь.

Василий Ключевский

Только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти своё место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.





















Педагогическое взаимодействие классного руководителя и учителей – предметников в начальной школе

"Совершенно несомненно, что нельзя воспитывать коллектив, если 15 педагогов будут воспитывать, кто как умеет и кто как захочет." А.С.Макаренко

Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. В начальной школе роль классного руководителя выполняет сам учитель. Он ведет все уроки, находится в постоянном контакте с детьми. У него есть возможность ближе познакомиться с семьей, родителями своих детей, он знает об увлечениях и привязанностях, о состоянии здоровья каждого ребенка.

Главной задачей учителей, работающих в начальных классах, является формирование мотивации к учебной деятельности, или, другими словами, «Научить детей учиться!» Именно от сформированности универсальных учебных действий в начальной школе зависит успешное обучение детей в последующих классах. Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но целостное развитие личности учащегося, максимальное развитие возможностей личностного роста ребёнка, проявление его творческой и интеллектуальной активности достигается в школе, благодаря и учителям – предметникам. Предметное обучение присутствует в обучении уже с первого класса – это уроки физкультуры, ИЗО, музыки, со второго – английский язык, информатика, психология, ряд внеурочных занятий.

Педагогам – предметникам необходимо помнить о том, что резкие изменения условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к школьникам разными учителя, всё это серьёзные испытания для психики ученика младших классов. Так же процесс обучения порой усугубляют и затрудняют:

  • Разные и несогласованные требования учителей – предметников и классных руководителей;

  • Своеобразный темп, стиль преподавания каждого учителя;

  • Предъявление порой таких же требований, как и к более взрослым ученикам;

  • Отсутствие индивидуального подхода к каждому ученику.

Поэтому необходимо уделять особое внимание организации учебного процесса, делать нормой единые дисциплинарные требования для учащихся. Причём делать надо это системно, тогда динамика поведения, успеваемости в определённые моменты времени, общие результаты будут прослеживаться более чётко. Ведь сама по себе отметка, поставленная ребенку на уроке учителем - предметником, не всегда может объяснить, что происходит с учеником. Учитель - предметник не всегда владеет информацией об обстановке в семье, о состоянии здоровья, и даже, об обострении психического состояния ребенка, а иногда и не спешит бить тревогу, когда видит, что с ребёнком творится что – то неладное, часто не говорит об этом классному руководителю. Поэтому задача классного руководителя не только проинформировать всех, кто работает с учеником о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях, но и совместно работать над устранением проблем данного ученика.

Очень часто родители за разъяснением о сложившейся ситуации в процессе обучения, по тому или иному предмету, обращаются, прежде всего, к классному руководителю, инстинктивно понимая, что он должен знать о ребёнке всё. Выражу мнение многих учителей начальных классов, что хотелось бы, чтобы не только мы, как классные руководители, приглашали для беседы родителей, но и сам учитель – предметник проявлял инициативу организовывать индивидуальные консультации с родителями, если у него возникают проблемы с ребенком, а не ограничиваться передачей своих пожеланий через классного руководителя. Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов,

Подводя итог, хочется отметить, что успех работы классного руководителя и учителя – предметника, прежде всего, зависит от последовательного и целенаправленного обсуждения и решения вопросов обучения и воспитания учащихся друг с другом, оказания своевременной и эффективной помощи каждому ученику, а также использование возможностей психологической службы школы.