Тема: Педагогика физической культуры и спорта.
Термин «педагогика» произошел от греческого слова и буквально означает «искусство воспитания».
Педагогика — наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Это наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности. Как отмечают исследователи, педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности ; педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания, человека.
Педагогика физической культуры и спорта — предметное освоение человеком пространства физкультурно-спортивной деятельности, реализуемое в процессах обучения и воспитания.
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — воспитание, обучение, образование.
Воспитание в широком смысле — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности путем создания условий для производительной,
общественной и культурной деятельности людей.
Воспитание как всеобщая категория включает в себя обучение и образование. В современной науке под воспитанием понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
При этом воспитатель:
передает опыт, накопленный человечеством;
вводит в мир культуры;
стимулирует к самовоспитанию;
помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
В свою очередь, воспитанник:
овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
работает над собой;
обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Вторая категория педагогики — обучение — понимается как взаимообусловленный, целенаправленный, организованный и систематически осуществляемый процесс передачи педагогом определенных знаний, умений, навыков и их усвоение обучаемыми.
При этом учитель:
преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
- создает условия для развития личности учащихся (их памяти, внимания, мышления).
В свою очередь, ученик:
- учится, овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Третья категория педагогики — образование — понимается как:
ценность развивающегося человека и общества;
процесс обучения и воспитания человека;
результат последнего;
Образование — процесс овладения системой научных знаний, познавательных умений и навыков. Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.
Дидактика — важнейшая область педагогики. Она изучает закономерности обучения и рассматривает общетеоретические положения образования (его принципы, методы, средства, формы и содержание).
К нормативным документам, которые отражают официальные требования к содержанию образования, относят учебный план, учебную программу и тематический план учебного заведения. Эти документы подвергаются дидактической организации в текстах лекций, а также в методических разработках, учебных пособиях и учебниках. Качество разработки таких материалов полностью от мастерства, опыта и квалификации педагогов. Образование различают по уровням: начальное, неполное среднее, среднее и высшее. Разным уровням соответствуют различные объемы знаний, умений и навыков.
Знания — совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение предметом.
Умения — способы применения усвоенных знаний на практике.
Навыки — умения, доведенные до автоматизма либо до высокой степени совершенства
Цель обучения — мысленное представление конечного результата обучения.
Метод обучения — путь достижения цели и задач обучения.
Средство обучения — предметная поддержка учебного процесса или то, с помощью чего организуется процесс обучения.
Форма обучения — способы организации и взаимодействия в учебном процессе. Форма связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения.
Результат обучения — степень реализации намеченной цели;
Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения .
Принципы обучения (дидактические принципы) — основные руководящие положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
В классической дидактике общепризнанными считаются следующие семь дидактических принципов: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой. Рассмотрим их характеристики и правила, обеспечивающие реализацию этих принципов.
Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях знания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.
Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.
При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. Вместе с тем принцип доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. В процессе обучения слабо реализуется его развивающая функция.
Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Сознательность в обучении — это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т.д.
Активность обучаемых — это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Принцип наглядности позволяет реализовать «золотое правило дидактики» (по Я. А. Коменскому): прочному усвоению учебного материала способствует разнообразие чувственных восприятий обучаемого. Значение наглядности в обучении доказано физиологией сенсорных систем, психологией человеческого учения, а также наукой и практикой современной педагогики. Этот принцип включает восприятие через моторные, тактильные, вестибулярные, слуховые, вкусовые, обонятельные и барорецептивные
ощущения.
Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.
В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картин существующего мира; процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний.
Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный
и интересный для обучаемых учебный материал.
Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.
В основе этого принципа лежат закономерности: практика есть критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых.
Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.
Организационно-методические принципы вытекают из того, что организация и методика обучения, как и формирование содержания образования, не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием закономерностей социального, психологического и педагогического характера. К этой группе относятся принципы преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при.
Спортивный педагог — специалист, работающий в сфере физической культуры и спорта. Выполняет функции педагога по физической культуре в образовательных учреждениях, тренера по избранному виду спорта, инструктора по фитнесу, инструктора по избранному виду спорта, преподавателя физического воспитания, преподавателя спортивных и теоретических дисциплин в высших учебных заведениях.
Педагогическая характеристика деятельности спортивного педагога рассматривается через ряд понятий: виды профессиональной деятельности; функциональные компоненты, этапы осуществления деятельности в учебно-воспитательном процессе.
Кроме этого, через формы деятельности спортивного педагога, профессиональные способности, оценку продуктивной деятельности, специфические особенности деятельности спортивных педагогов.
Виды профессиональной деятельности спортивного педагога представлены в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Физическая культура» .
Область профессиональной деятельности спортивного педагога предполагает следующие формы работы:
образование в сфере физической культуры и спорта;
двигательная рекреация и реабилитация;
пропаганда здорового образа жизни;
деятельность в сфере услуг, туризма;
научно-изыскательские работы;
исполнительское мастерство.
При этом профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, а также на практическую реализацию принципов средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.
Спортивный педагог готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
педагогическая;
тренерская;
рекреационная;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская;
культурно-просветительская.
Рассмотрим профессиональные компетенции спортивного педагога.
Компетенция — динамическая совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной, социальной деятельности и личностного развития выпускников.
Компетентность — целостная система личностного осмысления знаний, умений и принятых ценностей, направленных на применение этих компетенций.
Выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями.
Профессиональная компетентность спортивного педагога — владение необходимой суммой знаний, спортивных умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
Рассмотрим подробно необходимые профессиональные компетенции для каждого вида деятельности.
Педагогическая деятельность:
способность развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК-1);
применение на практике основных учений в области физической культуры (ПК-2);
способность воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ПК-3);
умение разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий (ПК-4);
самостоятельное проведение учебных занятий по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, организация внеклассной спортивно-массовой работы с обучающимися (ПК-5);
адекватная оценка физических способностей и функционального состояния обучающихся, выбор соответствующих средств и методов двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей (ПК-6);
проведение профилактики травматизма, оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в процессе занятий
(ПК-7).
Тренерская деятельность:
осознание истоков и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основ и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основ деятельности в сфере физической культуры и спорта (ПК-8);
способность формировать мотивацию у детей и молодежи к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у занимающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ПК-9);
способность реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида (ПК-10);
умение разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов (ПК-11);
самостоятельное проведение тренировочных занятий по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществление профилактики травматизма (ПК-12);
владение актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состоянием человека (ПК-13).
Рекреационная деятельность:
формирование личности занимающихся в процессе рекреативных форм занятий, приобщение занимающихся к общечеловеческим ценностям (ПК-14);
умение заинтересовывать население, используя коммуникативные и организаторские способности для участия в рекреационной деятельности (ПК-15);
самостоятельное проведение рекреационной деятельности в учреждениях различного типа с учетом особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов (ПК-16);
умение выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся (ПК-17);
способность формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия
(ПК-18);
реализация программ оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающих в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния с учетом морфофункциональных, психологических и возрастных особенностей
занимающихся с установкой на восстановление (ПК-19).
Организационно-управленческая деятельность:
способность составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования (ПК-20);
умение практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры (ПК-21);
умение разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-22);
умение составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией (ПК-23);
способность обеспечивать соблюдение техники безопасности при проведении занятий (ПК-24).
Научно-исследовательская деятельность:
способность выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта (ПК-25);
умение проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик (ПК-26);
владение методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, способность формулировать и представлять обобщения и выводы (ПК-27);
способность проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-28).
Культурно-просветительская деятельность:
владение методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельностью (ПК-29);
использование накопленных в области физической культуры и спорта духовных ценностей, полученных знаний об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях (ПК-30);
владение приемами общения и умение использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом (ПК-31);
владение приемами формирования через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья (ПК-32).
Слагаемые педагогического мастерства спортивного педагога: знание учебного предмета, педагогическая технология, педагогическое творчество, педагогический стиль, педагогическая
техника .
Личностный и профессиональный рост спортивного педагога выражается в способности постоянного совершенствования личностных характеристик и профессиональных способностей.
Совершенствование личности спортивного педагога осуществляется через тренинг психофизических свойств — памяти, внимания, мышления, эмоциональной устойчивости, через формирование
психофизической культуры — идеомоторная тренировка, аутогенная тренировка, саморегуляция организма, активное самовнушение и др. Личностный рост спортивного педагога является базой его профессионального совершенствования, результатом которого является его профессиональная карьера.
Основная литература:
Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высшего профессионального образования: Издательский центр «Академия»,2013 г.