СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогика как наука.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогика как наука.»


Тема. Педагогика как наука.



ПЛАН



  1. Педагогика в системе наук о человеке.

Объект, предмет и функции педагогики.

  1. Основные категории педагогики.

3. Система педагогических наук.

4. Связь педагогики с другими науками.

5. История развития и становления педагогики как науки.

Термин «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» вести.»

«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания.
Педагогика — совокупность знаний и умений по обу­чению и воспитанию, эффективных способов передачи на­копленного опыта и оптимальной подготовки подраста­ющего поколения к жизни и деятельности.


Объективная потребность в подготовке человека к жизни, к труду. То есть, такая потребность возникла, когда у людей сформировался некоторый опыт в данной сфере, позволивший разработать определенные правила и наставления.

Педагогика — совокупность знаний и умений по обу­чению и воспитанию, эффективных способов передачи на­копленного опыта и оптимальной подготовки подраста­ющего поколения к жизни и деятельности.

Педагогика рассматривается как наука и искусство. Наука потому, что имеет свой предмет (целостный педагогический процесс); обширную информацию о нем; понятийный аппарат, свидетельствующий о степени систематизированности имеющейся информации; описание закономерностей, характеризующих целостный педагогический процесс. Педагогика - это наука и потому, что неотъемлемой ее частью является педагогическое прогнозирование. Как наука она представляет собой совокупность знаний, лежащих в основе научной картины целостного педагогического процесса (педагогическая теория). Педагогика - это искусство, рассматриваемое как высокая степень педагогического мастерства, т. е. педагогических умений, основанных на педагогических убеждениях, ядром которых являются педагогические знания, осмысленные педагогом, принятые им как истинные, вызывающие уверенность в правильности принятых решений и готовность действовать в соответствии с ними. Педагогическое искусство - это реализация педагогической теории на практике на высоком уровне педагогического мастерства.

Объект — это область действительности, которую ис­следует данная наука. Предмет — способ видения объекта с позиций этой науки.

В определении объекта и предмета педагогики суще­ствуют разные точки зрения. Объект исследования педагогики – образование .

Предмет исследования педагогики - сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

Педагогика включает следующие понятия : обучение, образование, воспитание, развитие, формирование, самообразование, самовоспитание.

Воспитание – это целенаправленный, систематический и планомерный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника с целью формирования личности.

Обучение – это двусторонний, специально организованный, планомерный процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся с целью овладения учащимися знаниями, умениями и навыками.

Образование - это результат процесса обучения.

Самообразование – самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.д., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося с самостоятельностью изучения материала.

Воспитание тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств: как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.
Самовоспитание – это процесс улучшения собственной личности, самостоятельная работа над устранением своих недостатков и развитие в себе новых необходимых качеств, способности и черт характера.

Понятия «воспитание», «обучение» и «образование» находятся в педагогике в соотношении пирамиды, где первым звеном пирамиды является понятие «образование», вторым «воспитание», третьим «обучение».В настоящее время образование трактуется как «единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общеобразовательном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни индивида и общества в целом, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественно-экономической формации. Оно выполняет функции обучения, воспитания и развития человека, передачи культуры от поколения к поколению. В узком смысле «воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др.
Обучение - «специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана (государственный стандарт, программы, учебный год, урок и т.п.). Обучение направленона усвоение обучающимися знаний, умений, навыков и развитие их умственных способностей.
Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим.



Главной задачей педагогики является задача осуществления закономерностей в областях воспитания, управления образовательными и воспитательными системами образования. Закономерности в педагогике связаны с полученным результатом. В качестве полученных результатов выступают такие понятия, как обученность, воспитанность, развитость личности обучающегося. Еще одной задачей педагогической науки является задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. В педагогике появилось новое понятие – педагогическая инноватика. Так как в нашей стране нет законов, которые позволяли бы закреплять авторские права за разработчиками педагогических открытий, то появляются попытки создания условий для перехода к легитимизации авторства на продукты педагогического творчества.

Развиваясь, любая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет внутри себя научную дифференциацию важнейших исследовательских направлений. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук, таких как общая педагогика, возрастная педагогика, история педагогики, специальная педагогика, коррекционная педагогика, социальная педагогика, лечебная педагогика, военная педагогика, спортивная педагогика, сравнительная педагогика, исправительно-трудовая педагогика, методики преподавания различных дисциплин.

Общая педагогика – это базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности воспитания, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В нее включены следующие разделы:

1) введение в педагогическую деятельность (изучает сущность профессиональной педагогической деятельности, ее проблемы, задачи, характерные особенности);
2) общие основы педагогики (изучает категориальный аппарат педагогики, педагогические законы и основные, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых, педагогические закономерности, правила и принципы);
3) теория воспитания (изучает специально организуемый процесс воспитания в целом и по направлениям воспитательной работы);
4) дидактика (исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий безотносительно к отдельной дисциплине);
5) теория управления образовательными системами (изучает проблематику общей организации учебных заведений и их систем);
6) методология педагогики (изучает методы, методику и технику педагогического исследования);
7) философия и история образования (изучает развитие педагогических идей и развитие воспитания, образования, обучения в различные исторические эпохи).

Специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования людей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Специальная педагогика имеет и другие названия: дефектология, коррекционная педагогика. В ее состав входят следующие разделы:
1) сурдопедагогика (изучает теоретические и практические основы воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых.
2) тифлопедагогика (изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей. 
3) олигофренопедагогика (разрабатывает закономерности воспитания и образования умственно отсталых людей.
4) логопедия (изучает вопросы воспитания и образования людей с расстройствами речи, исследует проявления и природу недостатков речи, причины и механизмы отклонений в развитии речи, разрабатывает принципы и методы их преодоления).
Педагогика связана с другими науками по разным направлениям: творческое освоение научных идей других дисциплин (синергетика, кибернетика и др.); применение научных методов других наук (мате­матическое моделирование, социологические опросы и др.); исполь­зование результатов исследований, полученных различными науками (психология, антропология, физиология и др.); совместное решение общих проблем (обучение шестилеток, лечебная педагогика и др.).
Педагогика тесно связана с фи­лософией и с такими относительно
самостоятельными областями философии, как этика и эс­тетика.
Также связана с социологией, экономикой. Тесно связана педагогика с биологическими науками.Они являются естественнонаучной базой обучения и вос­питания. Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, социальная психология.


О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения. Педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Своеобразным мостом между педагогической и психологической науками выступают педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности
Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Эпистемология (теория познания) составляет наиболее общую методологическую основу педагогического исследования. Философские категории (необходимости и случайности, общего, единичного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, развитие и его движущие силы и др.) способствуют прогрессу исследовательской педагогической мысли. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе человеческого знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений – философия образования.

Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук. Недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогикой глобальную и наукоемкую задачу – разработать специальную систему обучения и воспитания хворающих, недомогающих, больных школьников.

Одна из основных тенденций современной науки является ее экологизация . Сегодня усиливается процесс внедрения идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды, проникновение экологический представлений и концепций в сложившуюся систему науки. Для современной педагогики в большой степени характерна междисциплинарная экологизация - выявление знаний о взаимоотношениях человека и природы в системе знаний о воспитании человека. Возникновение экологической педагогики подтверждает усиление статуса интегративных тенденции в динамике развития науки в целом (экологическая педагогика возникла на стыке социальной экологии и педагогики с психологией ). В ее рамках отчетливо выражено стремление науки к преодолению разрыва между естественнонаучным и гуманитарным знанием.
Понятие экологической педагогики в отличии от классической педагогики последовательно выводится из понятий экологизация образования, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура.
Экологизация образования рассматривается, как6 включение экологических аспектов во все образовательные предметы, экологизация процесса обучения, экологизация среды образовательного учреждения, экологизация взаимоотношений учитель-ученик; включение в учебные планы интегрированных экологических курсов; транслирование в содержание учебного предмета экологического стиля мышления, а не фактов, относящихся к объектной области экологии; насыщение содержания образования экологическими знаниями, выработка экологической культуры, умений и навыков практической деятельности по реализации принципов экологической политики; процесс проникновения экологических идей, понятий, подходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов самого различного профиля. В глобальном научно-образовательном пространстве «экологизация каждой науки может принести большую образовательную пользу»
Понятие «экологическая педагогика» в научно-педагогической литературе определяется по разному. Например, основатель научной школы «Экологическая педагогика», профессор Л.В. Моисеева отмечает, что «экологическая педагогика» - это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности формирования экологичной личности, характеризующейся экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!