Е.А. Гришина
«Педагогика патриотизма в Великой Отечественной войне»
“Всякая благородная личность глубоко осознает свое
кровное родство, свои кровные связи с Отечеством...
Любить свою Родину – значит пламенно желать
видеть в ней осуществление идеала человечества
и по мере сил своих споспешествовать этому”.
В.Г.Белинский
Каждый год наша страна отмечает очередной праздник Победы, но время, фронтовые раны и болезни неумолимы. Из каждых 100 победителей в живых осталось сегодня лишь двое. И эта печальная статистика заставляет нас, всех тех, кто родился после победы, с особым почетом, заботой и вниманием относиться к каждому ветерану Великой Отечественной войны. Каждый год в эти дни объявляется минута молчания, трижды звучат залпы военного салюта, и все мы в эту минуту думаем о своем, а по сути — об одном и том же: мысленно вспоминаем своих дедов и прадедов, которые на полях сражений отдали жизни ради победы, ради нашей жизни и нашего будущего.
Память о предках — не только исторических, но и непосредственных представителях наших семей — составляет главное богатство нашей души. Ведь для того, чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших священна: “Под каждой могильной плитой — мировая история”, — как говорил Г.Гейне. Героизм воинов Второй мировой войны... Мы не может знать всех поименно, но разве в имени дело? То, что свершили эти люди, не нуждается в комментариях.
Даже не зная имен, мы вспоминаем о них добрым словом, и не случайно самое большое количество цветов — свидетельство памяти народной и преклонения — именно у Могилы Неизвестного солдата.
И горит Вечный огонь, подтверждая: “Имя твое — неизвестно, подвиг твой — бессмертен!”. Все они воевали не за собственное благополучие, воевали за свободу Родины, боролись за независимость народа. Потому и бессмертны они. Ведь человек жив до тех пор, пока о нем помнят. Ни одного человека, человека, имеющего чуткое сердце и живую душу, не может оставить равнодушным этот великий день — День Победы. В нашей жизни много праздников — светлых, веселых, торжественных, волнующих, великих, но ни один из них не может сравниться с праздником Победы в Великой Отечественной войне. Давно был этот счастливый и волнующий день в истории нашей страны, выдающийся день для всех наших соотечественников. Уже 75 лет прошло с того героического времени. Мы и сейчас можем представить себе, как много значил этот день для наших дедов и прадедов, и нас не могут оставить равнодушными взволнованные рассказы очевидцев тех событий — тех немногих, кто дожил до наших дней.
Много лет прошло со дня великой Победы советских войск над немецко-фашистскими захватчиками, но и сейчас день 9 Мая отмечается с почетом и гордостью, сопровождается торжественными митингами и парадами. Считаю, что забывать о важности этого дня нельзя!
Поэтому ведущими целями и задачами в рамках праздника Победы и дальнейшего изучения истории страны мне видятся:
формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил;
изучение роли Победы в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
создание условий для более глубокого ознакомления детей и подростков с основными этапами и событиями Великой Отечественной войны;
1941-1945 годов, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;
повышение интереса к военной истории.
Основная ответственность в этом ложится на плечи государства и всего общества. Очень мало осталось ветеранов войны, непосредственных участников событий. Возраст и здоровье не позволяют им часто встречаться с детьми, самим рассказать о войне. Поэтому мы, старшее поколение, обязаны это сделать.
В немалой степени этому способствует и единый урок мужества в рамках месячника ко Дню Победы, который будет содействовать развитию национальной культуры, культуры народов России, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию, формированию у школьников важнейших качеств личности: гражданской позиции, нравственности, чувства долга и личной ответственности за порученное дело. Результаты:
повышение интереса учащихся к героическому прошлому Отечества;
сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти героев Отечества;
сохранение и развитие чувства гордости за великие исторические события, за историческое прошлое своей Родины;
воспитание у молодого поколения чувства любви к Отечеству, уважения к государственной символике государства, области, района;
привитие уважения к своей малой Родине, землякам.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире.
С каждым годом все меньше становиться очевидцев тех страшных военных лет, поэтому сегодня так важно собрать и сохранить каждое воспоминание, каждый документ того грозного периода. 75 лет назад наша страна стала свободной от фашистского вторжения. Ветераны Великой Отечественной войны - люди, достойные уважения, внимания, заботы, люди долга и дела. Независимо от национальности, они вместе побеждали врага и вместе трудились в мирное время.
Обращая внимание на то, что школьники страдают дефицитом знаний нужно ознакомить детей с историей Великой Отечественной войны через рассказы и произведения о подвигах наших солдат. Проводить экскурсии в краеведческом музее, школьном музее. Музей в школе – это не только собрание экспонатов народного искусства, истории школы, времен войны, прежде всего – музей хранитель традиций, духовная среда, обогащающая внутренний мир учащихся, расширяющая границы светлого, прекрасного, вечного – памяти истории. На базе музея проводятся тематические экскурсии, театрализованные представления, организуется проведение учебных занятий, социально-значимых дел; фондовые возможности музея используются на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях. Большое впечатление оставит в памяти воспитанников посещение памятников и возложение цветов героям, погибшим в Великой отечественной войне.
В МОУ «Школа № 101 г. Донецка» существует музей Боевой и трудовой славы Петровского района города Донецка. Об этом музее известно во всей нашей Донецкой народной республике и за её пределами. Ценность экспонатов нашего музея в том, что предметы, находящиеся в нём являются подлинным. Зам, который рассказывает нам о страшных днях войны это частичка истории всей страны 1941-1943 гг. В зале музея проходят классные часы, экскурсии, посвященные знаменательным датам: 8 сентября, 15 февраля, 9 мая. Особое внимание уделяется рассказу о героях нашего родного района. Здесь указаны имена героев-подпольщиков, красноармейцев, всех, кто ценой своей жизни завоевал нам свободу. За 75 лет многих не стало, да и в живых остались буквально единицы, но от тех, кто остался в живых, мы слышим практически одни и те же слова: «Они погибали за счастье, мир, свободу родной стороны, Отчего дома».
История Великой Отечественной и всей второй мировой войны – приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. Великая Отечественная война продемонстрировала всему миру героизм бойцов и командиров Красной Армии, самоотверженность тружеников тыла. В этом историческом событии с особой силой проявились духовное единство воинов различных национальностей, моральная стойкость советских людей, их безграничная вера в справедливость своей борьбы. Это и есть те самые ориентиры, которые способны изменить настоящее и заложить основы будущего. Актуализируя духовное наследие Великой Отечественной войны, мы создаем условия для изменения социально-политической, экономической и культурной ситуации в государстве.
Этот опыт можно получить только из живого общения. В школах стали традиционными «уроки ожившей истории», которые проводят в виде встреч с ветеранами Великой Отечественной войны (в записи), а также написания исторических эссе. Через обращение к конкретным примерам служения Отечеству, прежде всего из истории семьи, своей малой Родины и своего региона, а также к героям Великой Отечественной войны. Через использование современных педагогических технологий, позволяющих вовлечь школьников в познание важнейшего периода жизни Отечества.
Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. – единственное крупнейшее событие истории России ХХ века, воспринимаемое гражданами, независимо от их политических взглядов, социального статуса, как особое явление. Это происходит потому, что война вошла почти в каждый дом. Прошли десятилетия, но она остается важнейшей частью исторической памяти народа. Поэтому такие компоненты патриотизма как любовь к своей Родине и народу, его культуре и традициям, готовность к их защите необходимо формировать в процессе социализации ребенка, подростка, молодого человека как чувство любви ко всему «своему», «родному», как опасение потерять это знакомое и близкое. Сегодня ситуация такова, что в учебниках истории Великая Отечественная война рассматривается в более сжатом виде, чем в советских учебниках и времени на ее изучение выделяется меньше. Дети должны понять, что феномен Великой Отечественной войны заключается в общенародном подвиге. Это была великая война. На долю нашей страны выпала основная тяжесть борьбы с немецко-фашистской агрессией, самые великие сражения Второй мировой войны – это битвы под Москвой и под Сталинградом, блокада Ленинграда, сражения на Курской дуге, на Днепре и в Белоруссии, освобождение Донбасса. Именно здесь советские войска нанесли фашистам решающие поражения, которые переломили ход всей Второй мировой войны и привели союзников к Победе. Победив врага, СССР стал одной из сверхдержав мира. Это и есть то огромное наследие, которое досталось последующим поколениям, но самое главное – это духовный и нравственный потенциал, накопленный народом за долгие годы испытаний.
Как подтверждает история нашего государства, все великие победы советской армии происходили в первую очередь благодаря духовному превосходству наших воинов над противником. Известный английский военный теоретик и историк Б. Лиддел Гарт, говоря о победе Советского Союза в Великой Отечественной войне, подчеркнул, что «…Эта победа была одержана, прежде всего, благодаря мужеству и стойкости солдата, его способностью выносить тяготы и непрерывные бои в условиях, которые прикончили бы любую западную армию» [2, с. 279].
Вот что говорил Маршал Победы, как его с любовью называли в народе, четырежды Герой Советского Союза Г. К. Жуков: «Советский солдат умел прямо смотреть в глаза смертельной опасности, проявлял высшую воинскую доблесть и героизм. Нет границ величию его подвига во имя Родины. Советский солдат заслужил памятник на века от благодарного человечества.
Блестяще показали себя офицеры всех степеней – от младших лейтенантов до маршалов, пламенные патриоты своей Родины, опытные и бесстрашные организаторы боевых действий многомиллионных войск» [1, с. 708].
Г. К. Жуков в беседе со своей дочерью Маргаритой Георгиевной заметил, что самую большую жертву на войне принесла молодежь. Фронтовая статистика свидетельствует: из участвовавших в боях каждый третий погиб, каждый второй ранен, из юношей же (1922, 1923, 1924 и 1925 годов рождений) из каждых 100 участников боев живыми остались только трое.
Подвиги фронтовиков получили глубокое признание народа. За годы войны советские полки и дивизии были награждены орденами 10900 раз, а 29 частей и соединений удостоены пяти и более орденов. Осуществлено 5300 тыс. награждений военнослужащих орденами и 7580 тыс. награждений медалями. Более 11 тысяч человек удостоены звания Героя Советского Союза, среди них представители ста наций и народностей СССР. За годы войны орденами и медалями СССР награждены более 7 млн. советских воинов. Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г. г.» награждено 16 млн. человек [2, с. 289].
Наша цель сегодня – не забывать прошлое ради будущего, помнить победителей, подаривших нынешнему и будущему поколениям жизнь, свободу и мир. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Таким образом, память о войне была и будет. Важно ее не подменять, не замалчивать, не утаивать. Ведь уходят уже последние реальные свидетели войны. Оставленные ими в минувшие годы свидетельства – мемуары, художественные произведения, фильмы являются культурным багажом, который необходимо изучать и включать в школьную программу.
Духовное наследие Великой Отечественной войны открывает нам основные жизненные ценности и ориентиры современного человека. Это, прежде всего патриотизм, справедливость, благородство, солидарность, верность своей семье, моральные обязательства перед обществом, идея служения Отечеству.
Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире. В решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю.
В конце своего выступления хочу сказать: «Фашизм поднимает голову, нацизм приобретает своих сторонников, вандалы рушат и уничтожают памятники героев. Они считают, что этими действиями сотрут нашу память о Победе, сумеют утаить её значение. Но пока в наших сердцах живут герои Великой Победы об этом забыть мы не дадим. Пусть до исступления брезжут слюной современные лжедемократы, что нет «победителей и побеждённых» мы гордо ответим… Победитель – Советский народ, а побеждённый – немецкий фашизм и нацизм.
Вот кричат в исступлении
Фашисты и нацики:
«Мол советский народ – это блеф
И фанатики».
Слышал бы это мой дед – солдат и герой,
Он с фашизмом на фронте сражался
Во Второй Мировой,
Коммунистом там стал,
Ордена получил,
Разве эти слова он от Вас заслужил?
Нет, панове,
Увы, господа,
Гордость к мужеству их
Не вырвать у нас никогда.
И пусть с миром в могиле лежит мой солдат,
Нашу память о них никому не отнять…
Список литературы.
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. / Москва: Агентство печати и новости, 1975. – 730 с.
Памяти павших. Великая Отечественная война (1941-1945). / Объединенная редколлегия Книг Памяти павших в годы Великой Отечественной войны. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 289 с.
Сведения об авторе: Гришина Елена Анатольевна; учитель истории, муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 101 города Донецка»; контактная информация для связи: телефон 0714113927, е-mail: [email protected]
3