СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогика Рудольфа Штайнера

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогика Рудольфа Штайнера»

Педагогика Рудольфа Штейнера

Рудольф Штейнер (1861-1925) — австрийский философ, педагог, создатель антропософии.

Биография

Рудольф вырос в небогатой семье, его отец был телеграфистом, из-за чего семья была вынуждена часто менять место жительства. Сначала он учился в сельской школе, затем перешёл на домашнее обучение. По окончанию школы он поступил в венский технический университет.

В 1891 году Штайнер получил степень доктора философии в Ростокском университете в Германии.

В 1894 году он выпустил работу "Философия свободы", которая посвящена этике и которая по мнению автора может помочь людям освободиться духовно.

С 1900 года Штайнер стал выступать с лекциями, посвящёнными антропософии, эзотерикие, тем самым привлёк к себе внимание теософов и представителей масонства.
В 1912 году Штайнер решил основать собственное Антропософское сообщество.
В 1919 году он основал новую педагогическую методику и первую Вальдорфскую школу в Штутгарте.

Штайнер сделал большой вклад в несколько областей науки:
• сельское хозяйство,
•искусство,
•живопись,
•архитектура,
•культура,
•политика

Название работы и вклад

Штейнер всегда поддерживал идею о том, что образование должно быть независимым от государства. В 1907 году публике было представлено сочинение Штейнера "Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки". Это работа посвящена основным стадиям, которые проходит ребёнок во время своего развития.
Штайнер считается основоположником Вальдорфской школы. Она представляет собой альтернативную образовательную систему. В её основе лежат антропософские принципы.

Антропософия-это религиозное мистическое учение, ветвь теософии. Суть этого направления заключается в методах саморазвитие и духовного самопознания, которое приходит через мышление человека.


Штайнер считается основоположником Вальдорфской школы. Она представляет собой альтернативную образовательную систему. В её основе лежат антропософские принципы.
Вальдорфская школа является общеобразовательной школой. В ней существует ряд принципиальных отличий от школы обыкновенной. Например, в младшей школе нет оценок и не используются учебники. Считается, что учебная программа должна соответствовать потребностям самого ребёнка. Эти потребности выделяются на основе антропософской гипотезы. Это гипотеза касается триединства самого человека, четырёх человеческих сущностей и учения о темпераменте.

Гипотеза - заключается в следующем: в человеке соединены триединства: дух, душа и тело. Они представляют собой мысль, чувство и волю. Из этого следует вывод, что помимо интеллектуального развития, педагогика должна влиять и на эмоциональное взросление ребёнка и на развитие волевых качеств.
По мнению Штайнера, у человека есть не только физическая сущность, а ещё три сущности, которые невозможно воспринять, - они могут себя обнаружить лишь, выполняя действия. Эти три сущности представляют собой:
•эфирное тело (представляет собой рост и жизненные силы человека)
•астральное тело (представляет собой психические переживания)
•я - духовная часть человека, которая является бессмертной.
Согласно теории Вальдорфской школы ребёнку должна быть предоставлена возможность развиваться в собственном темпе. Для этой школы характерно использование натуральных материалов, учебники и игрушки не предоставляются в готовом виде, большое внимание сосредоточено на духовном развитии. Учебный материал предоставляется блоками, которые в рамках школы называются "эпохами". Обучающий день делится на три основных блока:
• духовный (активное мышление)
• душевный (музыка и эвритмический танец)
•креативно-практический (рисование, лепка, шитьё и т.д.).

Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы. Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорфской школы. Первые семь лет жизни — «раннее детство» (вклад в физическое развитие), следующие семь лет, с 7 до 14, — «детство» (вклад в эмоциональное развитие), далее, до 21 года, — «отрочество и юность» (вклад в духовное становление человека). 

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу — школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией — и гимназию — гуманитарно-ориентированную школу — усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14—15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни. Штайнер не был единственным, который высказывал подобные взгляды.

Итак, в широких слоях общества осознавалась потребность в социально-культурном обновлении. Была осознана роль школы в общем социально-культурном кризисе. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, «подлинно человеческое», живое и жизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании. Безликого, серого «человека толпы» должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного «профессора», должен был сменить активный творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств. 

Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 г. для детей рабочих табачной фирмы Вальдорф-Астория, в Штутгарте, Германия. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, социологические исследования показывают, что процент детей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок. Штутгартская школа росла быстро, открывались параллельные классы, и к 1938 г., вдохновленные успехами первой вальдорфской школы и ее педагогическими принципами, были основаны вальдорфские школы в других городах Германии, а также в США, Великобритании, Швейцарии,Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии. Политическое вмешательство нацистского режима в образование ограничило и в итоге закрыло большинство вальдорфских школ в Европе; пострадавшие школы, включая и первую, были снова открыты только после Второй мировой войны.  В этой первой Валь­дорфской школе, в наибольшей степени находившейся под влиянием личности своего создателя, Штейнеру уда­лось многое, но прежде всего удалось сформировать под­линных педагогов. По оценке официальной инспекции вюртембергского школьного ведомства, проводившейся осенью 1925 года, учительский коллектив отличался "высочайшим духовным и моральным уровнем", что "придает школе своеобразие и поднимает ее на большую высоту".

«Вальдорфские родители» — это в основном люди с высшим образованием: юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие «заинтересованные» родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ.

Вальдорфской педагогике в России более 15 лет. Западной вальдорфской школе 85. Сейчас в России насчитывается 26 школ, половина из которых — государственные. География распространения вальдорфских образовательных учреждений обширна, такие школы есть во Владимире, Воронеже, Жуковском, Зеленограде, Иркутске, Калуге, Кирове, Москве, Самаре, Санкт-Петербурге, Уфе, Смоленске, Ярославле. На самом деле, эта зарубежная педагогическая система хорошо привилась на русской почве не случайно. Идеи, которые развивал основатель первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, созвучны многим русским передовым педагогическим системам рубежа веков и последующего времени (Л. Толстой, Шацкий, Сухомлинский, Иванов, Амонашвили и др.).