Педагогика Рудольфа Штейнера
Рудольф Штейнер (1861-1925) — австрийский философ, педагог, создатель антропософии.
Биография
Рудольф вырос в небогатой семье, его отец был телеграфистом, из-за чего семья была вынуждена часто менять место жительства. Сначала он учился в сельской школе, затем перешёл на домашнее обучение. По окончанию школы он поступил в венский технический университет.
В 1891 году Штайнер получил степень доктора философии в Ростокском университете в Германии.
В 1894 году он выпустил работу "Философия свободы", которая посвящена этике и которая по мнению автора может помочь людям освободиться духовно.
С 1900 года Штайнер стал выступать с лекциями, посвящёнными антропософии, эзотерикие, тем самым привлёк к себе внимание теософов и представителей масонства.
В 1912 году Штайнер решил основать собственное Антропософское сообщество.
В 1919 году он основал новую педагогическую методику и первую Вальдорфскую школу в Штутгарте.
Штайнер сделал большой вклад в несколько областей науки:
• сельское хозяйство,
•искусство,
•живопись,
•архитектура,
•культура,
•политика
Название работы и вклад
Штейнер всегда поддерживал идею о том, что образование должно быть независимым от государства. В 1907 году публике было представлено сочинение Штейнера "Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки". Это работа посвящена основным стадиям, которые проходит ребёнок во время своего развития.
Штайнер считается основоположником Вальдорфской школы. Она представляет собой альтернативную образовательную систему. В её основе лежат антропософские принципы.
Антропософия-это религиозное мистическое учение, ветвь теософии. Суть этого направления заключается в методах саморазвитие и духовного самопознания, которое приходит через мышление человека.
Штайнер считается основоположником Вальдорфской школы. Она представляет собой альтернативную образовательную систему. В её основе лежат антропософские принципы.
Вальдорфская школа является общеобразовательной школой. В ней существует ряд принципиальных отличий от школы обыкновенной. Например, в младшей школе нет оценок и не используются учебники. Считается, что учебная программа должна соответствовать потребностям самого ребёнка. Эти потребности выделяются на основе антропософской гипотезы. Это гипотеза касается триединства самого человека, четырёх человеческих сущностей и учения о темпераменте.
Гипотеза - заключается в следующем: в человеке соединены триединства: дух, душа и тело. Они представляют собой мысль, чувство и волю. Из этого следует вывод, что помимо интеллектуального развития, педагогика должна влиять и на эмоциональное взросление ребёнка и на развитие волевых качеств.
По мнению Штайнера, у человека есть не только физическая сущность, а ещё три сущности, которые невозможно воспринять, - они могут себя обнаружить лишь, выполняя действия. Эти три сущности представляют собой:
•эфирное тело (представляет собой рост и жизненные силы человека)
•астральное тело (представляет собой психические переживания)
•я - духовная часть человека, которая является бессмертной.
Согласно теории Вальдорфской школы ребёнку должна быть предоставлена возможность развиваться в собственном темпе. Для этой школы характерно использование натуральных материалов, учебники и игрушки не предоставляются в готовом виде, большое внимание сосредоточено на духовном развитии. Учебный материал предоставляется блоками, которые в рамках школы называются "эпохами". Обучающий день делится на три основных блока:
• духовный (активное мышление)
• душевный (музыка и эвритмический танец)
•креативно-практический (рисование, лепка, шитьё и т.д.).
Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы. Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорфской школы. Первые семь лет жизни — «раннее детство» (вклад в физическое развитие), следующие семь лет, с 7 до 14, — «детство» (вклад в эмоциональное развитие), далее, до 21 года, — «отрочество и юность» (вклад в духовное становление человека).
Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу — школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией — и гимназию — гуманитарно-ориентированную школу — усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14—15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни. Штайнер не был единственным, который высказывал подобные взгляды.
Итак, в широких слоях общества осознавалась потребность в социально-культурном обновлении. Была осознана роль школы в общем социально-культурном кризисе. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, «подлинно человеческое», живое и жизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании. Безликого, серого «человека толпы» должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного «профессора», должен был сменить активный творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств.
Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 г. для детей рабочих табачной фирмы Вальдорф-Астория, в Штутгарте, Германия. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, социологические исследования показывают, что процент детей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок. Штутгартская школа росла быстро, открывались параллельные классы, и к 1938 г., вдохновленные успехами первой вальдорфской школы и ее педагогическими принципами, были основаны вальдорфские школы в других городах Германии, а также в США, Великобритании, Швейцарии,Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии. Политическое вмешательство нацистского режима в образование ограничило и в итоге закрыло большинство вальдорфских школ в Европе; пострадавшие школы, включая и первую, были снова открыты только после Второй мировой войны. В этой первой Вальдорфской школе, в наибольшей степени находившейся под влиянием личности своего создателя, Штейнеру удалось многое, но прежде всего удалось сформировать подлинных педагогов. По оценке официальной инспекции вюртембергского школьного ведомства, проводившейся осенью 1925 года, учительский коллектив отличался "высочайшим духовным и моральным уровнем", что "придает школе своеобразие и поднимает ее на большую высоту".
«Вальдорфские родители» — это в основном люди с высшим образованием: юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие «заинтересованные» родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ.
Вальдорфской педагогике в России более 15 лет. Западной вальдорфской школе 85. Сейчас в России насчитывается 26 школ, половина из которых — государственные. География распространения вальдорфских образовательных учреждений обширна, такие школы есть во Владимире, Воронеже, Жуковском, Зеленограде, Иркутске, Калуге, Кирове, Москве, Самаре, Санкт-Петербурге, Уфе, Смоленске, Ярославле. На самом деле, эта зарубежная педагогическая система хорошо привилась на русской почве не случайно. Идеи, которые развивал основатель первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, созвучны многим русским передовым педагогическим системам рубежа веков и последующего времени (Л. Толстой, Шацкий, Сухомлинский, Иванов, Амонашвили и др.).